КАРТИНЫ.
1. Картины (греч. pinakes) представляли собой деревянные доски, плиты и плитки из обожженной глины или камня, металлические и другие пластины с нанесенными на них фигурными или орнаментальными изображениями. Древнейшими свидетельствами являются глиняные метопы из Терма (7 в. до н. э.); из этрусской сферы — бокканерские и кампанские плиты. Меньший формат имеют коринфские картины на глине из Пендескуфии и картины на дереве из Питсы (6 в. до н. э.). Эллинистические картины на мраморе, например в Геркулануме, копируют классические образцы. В большом количестве сохранились римско-кампанские настенные картины, которые, как правило, составляли одну из декоративных составных частей настенной живописи. Особое значение имеют превосходно сохранившиеся в большинстве случаев поясные портреты умерших. Фамильные римские портреты (лат. imagines maiorum) представляли собой пластичные слепки из воска или какого-либо другого материала с лица умершего члена семьи.
2. Картины как изображения использовались для декоративного оформления других предметов. Фигурные композиции появились на сосудах, пряжках и т. д. во времена господства геометрии, стиля (8 в. до н. э.). В дальнейшем с точки зрения истории искусства (иконографически и стилистически) большую роль играли метопные, фризовые и фронтонные рельефы, рельефы на гробницах и саркофагах, т. н. рельефные картины (например, икарийский рельеф, Ikariosrelief), а также многочисленная вазопись. Соотношение между содержанием картины и ее многочисленным обрамлением варьировалось от их функционального единства до чисто декоративного оформления.