Словарь античности

КАРТИНЫ.


1. Кар­ти­ны (греч. pi­na­kes) пред­став­ля­ли собой дере­вян­ные дос­ки, пли­ты и плит­ки из обо­жжен­ной гли­ны или кам­ня, метал­ли­че­ские и дру­гие пла­сти­ны с нане­сен­ны­ми на них фигур­ны­ми или орна­мен­таль­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми. Древ­ней­ши­ми свиде­тель­ства­ми явля­ют­ся гли­ня­ные мето­пы из Тер­ма (7 в. до н. э.); из этрус­ской сфе­ры — бок­ка­нер­ские и кам­пан­ские пли­ты. Мень­ший фор­мат име­ют коринф­ские кар­ти­ны на глине из Пен­деску­фии и кар­ти­ны на дере­ве из Пит­сы (6 в. до н. э.). Элли­ни­сти­че­ские кар­ти­ны на мра­мо­ре, напри­мер в Гер­ку­ла­ну­ме, копи­ру­ют клас­си­че­ские образ­цы. В боль­шом коли­че­стве сохра­ни­лись рим­ско-кам­пан­ские настен­ные кар­ти­ны, кото­рые, как пра­ви­ло, состав­ля­ли одну из деко­ра­тив­ных состав­ных частей настен­ной живо­пи­си. Осо­бое зна­че­ние име­ют пре­вос­ход­но сохра­нив­ши­е­ся в боль­шин­стве слу­ча­ев пояс­ные порт­ре­ты умер­ших. Фамиль­ные рим­ские порт­ре­ты (лат. ima­gi­nes maio­rum) пред­став­ля­ли собой пла­стич­ные слеп­ки из вос­ка или како­го-либо дру­го­го мате­ри­а­ла с лица умер­ше­го чле­на семьи.


2. Кар­ти­ны как изо­бра­же­ния исполь­зо­ва­лись для деко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния дру­гих пред­ме­тов. Фигур­ные ком­по­зи­ции появи­лись на сосудах, пряж­ках и т. д. во вре­ме­на гос­под­ства гео­мет­рии, сти­ля (8 в. до н. э.). В даль­ней­шем с точ­ки зре­ния исто­рии искус­ства (ико­но­гра­фи­че­ски и сти­ли­сти­че­ски) боль­шую роль игра­ли метоп­ные, фри­зо­вые и фрон­тон­ные релье­фы, релье­фы на гроб­ни­цах и сар­ко­фа­гах, т. н. рельеф­ные кар­ти­ны (напри­мер, ика­рий­ский рельеф, Ika­rios­re­lief), а так­же мно­го­чис­лен­ная вазо­пись. Соот­но­ше­ние меж­ду содер­жа­ни­ем кар­ти­ны и ее мно­го­чис­лен­ным обрам­ле­ни­ем варьи­ро­ва­лось от их функ­цио­наль­но­го един­ства до чисто деко­ра­тив­но­го оформ­ле­ния.

См. также:
ЖИВОПИСЬ (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЗАУПОКОЙНЫЙ ПОРТРЕТ • ЗЕВКСИД • КАРТИННЫЕ РАМЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Гермафродит и Пан.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
«Сафо».
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Амуры-ювелиры.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Канделябр и культовая сцена.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Роспись склепа Леопардов в Тарквиниях.
V в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Леопардов.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Три Грации.
Фреска из Помпей (VI Insula Occidentalis).
30—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцены работы сукновальни, или фуллоники.
Колонна с фресками из Помпей, Сукновальня Луция Верания Гипсея (VI. 8. 20).
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Рисунок Джузеппе Марсильи (1795 — ок. 1835).
Темпера.
1826 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Юлиев-Клавдиев, фаза II b (35—45 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА