ТРИУМФ (Triumphus). Слово «триумф», вероятно, происходит от возгласа «triumphe» (связанного с θρίαμβος), издаваемого солдатами и народом во время шествия (Varro, L. L. VI. 68, встречается также в песнопении арвальских братьев), но, возможно является ранней транслитерацией самого слова θρίαμβος (см. также Wordsworth, Fragments and Specimens of Early Latin, с. 394).
Первоначально триумф, несомненно, был просто возвращением победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого, естественно, было принесение жертвы верховному богу города. Заметной особенностью этого вступления в город была демонстрация пленных и добычи. В этом и состоит суть триумфа. (Varro,
Триумф имел два аспекта: религиозный и военный.
1. Перед тем, как полководец отправлялся из Рима на театр военных действий, его последним мероприятием было посещение Капитолия, где он (если был магистратом) получал ауспиции, без которых война не могла быть начата должным образом, и всякий раз приносил обеты за успех в войне (Liv. XLV. 39, &c.; Caes. B. C. I. 6; Plin. Pan. 5). Если кампания была успешной и ему предоставлялся триумф, то он принимал форму шествия на Капитолий, где следовало исполнить обеты и совершить жертвоприношение Юпитеру. Этот религиозный характер триумфа подчеркивал тот факт, что полководец в процессии являлся в образе бога. Его одежда была такой же, как у бога, и принадлежала храму, откуда по такому случаю доставлялась. (Поэтому о ней говорят как о exuviae Jovis2: Suet. Aug. 94; ср. Juv. X. 38; Liv. X. 7, 10. Гордиан первым владел этой одеждой как собственной: Vita Gord. 4; ср. Vita Alex. Sev. 40.) Богу принадлежали также золотая корона (Tertull. de Coron. 13) и скипетр с орлом; тело полководца (по крайней мере, в ранние времена) раскрашивалось красной краской, как статуя в храме (Plin. H. N. XXXIII. § 111); а белые колесничные кони, которых использовали императоры, а ранее Камилл, напоминали белых коней Юпитера и Солнца (Liv. V. 23, 5, и v. inf.). О важности такой идентификации жреца (каковым в этом случае являлся триумфатор) с божеством см. SACERDOS.
2. Триумф также являлся военным мероприятием, последним из совершаемых полководцем в ходе командования; поэтому важно было, чтобы при его совершении полководец обладал всей полнотой военного империя; это было неотъемлемо присуще должностям высших магистратов (консул, претор, диктатор). Если эти магистраты получали триумф, находясь в должности, то уже обладали необходимым качеством (хотя в городе оно обычно приостанавливалось) и, таким образом, в этом случае имели возможность (с предварительного разрешения сената) осуществлять военный империй внутри города. (О проблемах, связанных с потерей ауспиций в определенных случаях см. Mommsen, Staatsrecht, I. 124, прим. 5.) До тех пор, пока командование армией обычно осуществлял один из высших магистратов в течение срока своей должности, право на триумф принадлежало исключительно этому классу (в исключительном случае, например, в случае Кв. Публилия Филона, консула 327 г. до н. э., когда командование продлевалось сверх обычного срока, право не утрачивалось: Liv. VIII. 26, 7); поэтому, когда во время второй Пунической войны возникла необходимость назначать командиров, не занимавших при этом одну из ординарных высших магистратур, в таких случаях в триумфе отказывали (напр., П. Сципион в 206 г. до н. э., Liv. XXVIII. 38, 4; Л. Манлий Ацидин в 199 г. до н. э., Liv. XXXII. 7, 4; Гн. Корнелий Блазион в 196 г. до н. э., Liv. XXXIII. 27; и Л. Лентул в 200 г. до н. э., Liv. XXXI. 20, 3, «exemplum a majoribus non accepisse ut qui neque dictator neque consul neque praetor res gessisset triumpharet»3. Это правило сформулировано также в Plut. Pomp. 14, ὑπάτῳ ἢ στρατηγῷ μόνῳ [θρίαμβον] δίδωσιν ὁ νόμοσ4). Позднее, когда возник обычай (в конце концов легализованный Суллой), согласно которому командование армией в провинции принималось только по истечении годичного срока должности в Риме, было признано необходимым смягчить правило, по той практической причине, что, если никто из ординарных магистратов не имел шансов одержать победу, то и ни один триумф не мог быть предоставлен. Соответственно, триумфы, отпразднованные в поздней Республике, — это обычно триумфы проконсулов и пропреторов. Тот факт, что эти лица уже занимали одну из высших магистратур в городе, несомненно, облегчил изменение старого правила; однако даже если это и было не так (как в исключительном случае Помпея в 81 и 71 гг.), в триумфе не отказывали. В случае проконсулов и пропреторов империй предоставлялся (путем prorogatio5) строго для командования только в провинции; чтобы облегчить триумф, Сулла легализовал обычай считать империй действующим до тех пор, пока полководец не достигнет города (Cic. ad Fam. I. 9, 25: ср. Liv. XXXIV. 10; Mommsen, Staatsrecht, I. 619, прим. 1 и 2). Однако это расширение могло быть полезным только до померия, а для того, чтобы сохранить действующий империй внутри города в день триумфа, требовался специальный закон (privilegium, принимаемый народом ex auctoritate senatus6, Liv. XXVI. 21, ср. XLV. 35). До его принятия полководец оставался за стенами, ибо если бы он вступил в город, то непрерывность его империя была бы утрачена и он стал бы privatus7, не имеющим права на триумф. (Поэтому Лукулл оставался за городскими стенами три года: Cic. Acad. pr. II. 1, 3: ср. случай Цицерона в 50 г. до н. э., ad Att. VII. 10.)
После важной победы войска провозглашали своего полководца императором (частый, но не универсальный первый шаг к триумфу: Mommsen, Staatsr. I. 123); Он принимал fasces laureati8 (Cic. pro Lig. 3, 7, ad Att. VII. 10) и направлял сенату litterae laureatae9 (Liv. V. 28, 13; Plin. H. N. XV. § 40; Zon. VII. 21; ср. Tac. Agr. 18), т. е., донесение, объявляющее о победе. Если эти сведения оказывались удовлетворительными, с.895 сенат объявлял общественные молебствия [SUPPLICATIO], которые столь часто являлись предвестниками триумфа, что Катон считает нужным напомнить Цицерону о том, что это не обязательно так (Cic. ad Fam. XV. 5, 2). После возвращения полководца с армией в окрестности Рима следующим этапом было получение согласия сената; но оно могло быть дано только при выполнении определенных условий.
1. До конца церемонии триумфатор должен был обладать высшей властью магистрата, т. е. империем консула, претора, диктатора, проконсула и пропретора, и этот империй должен был быть получен правильным конституционным путем (таким образом, для трибунов с консульской властью исключалась возможность триумфа; с триумвирами было иначе, Mommsen, Staatsr. I. 126 c). Этот момент уже обсуждался, но остается упомянуть несколько исключений и вытекающих следствий. Когда промагистрата избирали консулом во время командования, его триумф происходил в день вступления в должность (например, Марий в 104 г. до н. э.: Mommsen, Staatsr. I. 124, прим. 4). Империй вне Рима был неограничен, поэтому в одно время и на одной территории его могло осуществлять только одно лицо; если полководцев было двое, то мог быть дан лишь один триумф; поэтому он предоставлялся либо полководцу более высокого ранга (например, диктатору, а не консулу; консулу, а не претору: Liv. II. 31, IV. 29, 4; Ep. XIX), либо, в случае двух консулов, — тому из них, чья очередь была владеть империем и ауспициями в день битвы (например, битва при Метавре: Liv. XXVIII. 9, 10). Поэтому на триумф не мог притязать командир, одержавший победу на территории, где действовал чужой империй (Liv.
2. Победа должна быть одержана в справедливой борьбе против врагов государства (justis hostilibusque bellis, Cic. pro Deiot. 5, 13), а не в гражданской войне и не в восстании рабов (Val. Max. II. 8, 7; Dio Cass. XLIII. 42; Florus, II. 10, 9; Lucan. I. 12; Gell. V. 6, 21; Plut. Caes. 56). Поэтому не было триумфов после взятия Капуи в 211 г. до н. э., или Фрегелл в 125 г. до н. э., хотя первый город не имел полного гражданства, а второй был всего лишь латинской колонией (причина, указанная в Val. Max.
3. Победа должна быть одержана в ходе крупного сражения (Gell. V. 6, 21); и, согласно Валерию Максиму (II. 8, 1), закон устанавливал, что врагу должен быть нанесен урон не менее, чем в 5000 человек в одной битве. (Плебисцит 62 г. до н. э. обязал полководца подтверждать свои сведения под присягой и установил штрафы за фальсификацию). Это правило явно было установлено недавно, и даже после этого известно много примеров предоставления триумфов за общие результаты (в случае П. Корнелия и М. Бебия, Liv. XL. 38, не было войны. Ср. VIII. 26, 7; XXXVII. 46; Cic. in Pis. 26, 62).
4. Война должна была быть доведена до завершения (debellatum), чтобы армию можно было отозвать (deportatio exercitus); присутствие победоносных солдат было существенной частью церемонии (Liv. XXVI. 21; XXXI. 49). Поэтому первоначально передача армии преемнику на театре военных действий лишала права на триумф. Позднее, когда обстоятельства потребовали присутствия постоянных армий на большом расстоянии от Италии, условие о deportatio было отменено, в случае, если война была доведена до завершения (Liv. XXXIX. 29, 4).
Решительные победы в широкомасштабной или продолжительной войне могли вознаграждаться триумфом, т. е., они рассматривались как завершение отдельных войн: например, в войне с Ганнибалом — битва при Метавре и взятие Тарента. Притязания на триумф после завоевания Сицилии и Испании в той же войне были отклонены по иным причинам (ср. Tac. Ann. I. 55; II. 41).
Учитывая, что высший магистрат имел абсолютное право использовать неограниченный империй внутри города в день своего триумфа, существование набора правил подразумевает признание некоего авторитета, отличного от самого полководца, который должен принимать решения об их применимости. Собственно говоря, мы видим, что с древнейших времен это право признавалось за сенатом (Liv. II. 47, 10; III. 29, 4; 63, 9: ср. Polyb. VI. 13; Sen. de Ben. V. 15), что его решения всегда рассматривались как окончательные (например, Liv. X. 36, 19; Dionys. IX. 26) и лишь в исключительных случаях отменялись апелляцией к народу (Liv. III. 63, 8; VII. 17, 9; Zon. VIII. 20) или силой (случаи Л. Постумия Мегелла, Liv. X. 37; и Аппия Клавдия, Cic. pro Cael. 14, 34; Suet. Tib. 2). Не известно ни одного случая, где сначала не обратились бы к сенату. Несомненно, тем пунктом, где данный орган давал почувствовать свою власть, было постановление сената, без которого не могли выделяться государственные средства для расходов на триумф (Polyb. VI. 15, 8; Liv. XXXIII. 23, 8: ср. Dio Cass. LXXIV. 2). В случае промагистратов, чей империй был основан на prorogatio12, за согласием сената следовало privilegium13, разрешающее с.896 сохранение империя внутри города для триумфа (см. выше). Вероятно, из-за смешения с этим иногда говорится, что согласие сената должно быть утверждено народом: например, Suet. Fr. VIII. ed. Roth. См. Willems, Le Sénat de la République Romaine, vol. II. с. 672, прим. 2. Но раннее упоминание участия народа в Liv. IV. 20, в 437 г. до н. э. (ср. Dionys. III. 59), возможно, указывает на то, что в ранние времена дело обстояло иначе. Для этих обсуждений сенат собирался вне городских стен, обычно в храме Беллоны (Liv. XXVI. 21, XXXVI. 39) или Аполлона (Liv. XXXIX. 4), чтобы полководец имел возможность лично отстаивать свои притязания. После того, как Август возвел храм Марса Мстителя на своем форуме, по крайней мере последнее заседание проводилось там (Suet. Aug. 29).
Когда наступал назначенный день, весь народ высыпал из домов в праздничной одежде; некоторые становились на ступенях государственных зданий, а другие поднимались на подмостки, воздвигнутые, чтобы дать обзор зрелища. Все храмы были распахнуты, цветочные гирлянды украшали каждый храм и статую, на каждом алтаре курился фимиам. (Plut. Aem. Paul. 32; Ov. Trist. IV. 2, 4). Тем временем, полководец, прибывший ночью на Марсово поле (Joseph. B. J. VII. 5, 4), обращался к своим солдатам на contio14 и объявлял о наградах, которые будут распределены между офицерами и солдатами (Liv. X. 30, 46; XXX. 45, 3; XXXIII. 23, &c.; Plin. H. N. XXXVII. § 16; Dio Cass. XLIII. 21).
Затем процессия выстраивалась на Марсовом поле, где ее встречал сенат и магистраты (Josephus,
1. Магистраты и сенат (Dio Cass. LI. 21, 9).
2. Трубачи (tubicines: Plut. Aem. Paul. 33; Appian, Pun. 66).
3. Осязаемые плоды победы, включая захваченное оружие, предметы материальной или художественной ценности, изображения завоеванных стран, городов, рек и т. д. в виде картин, моделей и аллегорических фигур (Liv. XXVI. 21, 7; Cic. Phil. VIII. 6, 18;. Tac. Ann. II. 41; Plin. H. N. V. § 5. На одном из внутренних рельефов арки Тита все носильщики этих предметов увенчаны лавровыми венками), а также таблицы, на которых написаны названия покоренных народов и стран. Вместе с этим выставлялись золотые венки, подаренные полководцу городами завоеванной провинции (Liv. XXVI. 21, XXXIV. 52; Plut. Aem. Paul. 34. В ранние времена они были сделаны из лавра: Gell. V. 6, 7).
4. Белый бык, предназначенный для жертвоприношения, с позолоченными рогами, украшенный vittae15 и serta16, которого сопровождают жрецы со своими принадлежностями и за которым следуют камиллы, несущие в руках патеры и прочие священные сосуды и инструменты (Plut. Aem. Paul. 33).
5. Важнейшие пленники в цепях (напр., Персей, Югурта, Верцингеторикс, Зенобия. Умершую Клеопатру представляло изображение: Dio Cass. LI. 21, 8).
6. Ликторы полководца в красных туниках, с фасциями, украшенными лавром (Appian, Pun. 66. Вероятно, фасции были без топоров; так на рельефе арки Тита. См., однако, Mommsen, Staatsr. I. 129; LICTOR с. 66 a).
7. Кифаристы (citharistae) или ludiones17, танцующие и поющие, как бы торжествуя над побежденным врагом (Appian,
8. Сам полководец в круглой колеснице (Zon. VII. 21), запряженной четырьмя конями.
Об использовании белых коней см. выше. После Камилла (Liv. V. 23; Dio Cass. LII. 13; Plut. Cam. 7), не известно ни одного полководца, решившегося их использовать, до Цезаря (Dio Cass. XLIII. 14, 3), но его примеру, по-видимому, постоянно следовали императоры (Suet. Nero, 25; Plin. Pan. 22. Поэты августовской эпохи упоминают это как обычную деталь: Ovid, A. A. I. 214; Propert. V. 1, 32). Как колесница, так и кони были украшены лавром (Suet. Aug. 94; Ov. Ex Pont. II. 1, 58; Flor. I. 5, 6; Zon. VII. 8). В III в., если триумф праздновался над парфянами (triumphus Persicus), колесницу везли четыре слона (Vita Alex. Sev. 57, 4; Gord. Tert. 27, 9; и ср. монету Диоклетиана и Максимиана, описанную в Cohen, Médailles Impériales, VI. с. 479, 3). Помпей безуспешно пытался получить разрешение на это во время африканского триумфа (Plut. Pomp. 14: ср. Marquardt, Staatsverwaltung, II. с. 586, прим. 7). Перед колесницей сжигали ладан (Appian, Pun. 66). Платье полководца (см. выше о его общем характере) состояло из украшенной цветочным узором туники (tunica palmata) и шитой золотом мантии (toga picta), то и другое — пурпурного цвета (Plut. Aem. Paul. 34; Liv. X. 7, 9). В правой руке он держал лавровую ветвь (Plut. Aem. Paul. 32; Plin. H. N. XV. § 137), а в левой — скипетр из слоновой кости, увенчанный орлом (Dionys. III. 61, V. 47; Val. Max. IV. 4, 5; Juv., X. 43). В древние времена его тело, видимо, раскрашивали красной краской (Plin. H. N. XXXIII. § 111, и см. выше). На голове у него был лавровый венок (Plin. H. N. XV. § 137). Позади него стоял государственный раб, державший у него над головой тяжелую золотую корону Юпитера в форме дубового венка (Juv. X. 39; Plin. H. N. XXXIII. § 11, XXXVIII. § 7; Zon. VII. 21; Tertull. de Cor. 13). Чтобы эта кульминация человеческих и почти божественных почестей не имела таких дурных с.897 последствий, как гордость, invidia, и сглаз, полководец надевал амулет (fascinus) или прикреплял его к колеснице, вместе с маленьким колокольчиком и плетью (Plin. H. N. XXVIII. § 39; Zon. VII. 21; Macrob. Sat. I. 6, 9); а раб, ехавший позади него, шептал ему на ухо: «Respice post te, hominem te memento»18 (Tertull. Apol. 33, подтверждено в Arrian, Diss. Epict. III. 24, 85, и Plin. H. N.
Процессия вступала в город через Триумфальные ворота [Cic. in Pis. 23, 55. По-видимому, они находились между храмом Исиды и цирком Фламиния (Joseph. B. J. VII. 5, 4), и явно открывались только по таким случаям, ибо для похорон Августа было принято специальное постановление сената, Tac. Ann. I. 8]. Здесь приносились жертвы определенным божествам (Joseph. B. J. VII. 5, 4). Затем процессия проходила через цирк Фламиния и через, или, по крайней мере мимо, театров в этом же районе, вмещавших толпы зрителей (Plut. Lucull. 37, Joseph. B. J.
Затем полководец поднимался на Капитолий (Александр Север шел пешком, Vita, 57, 4). Когда он достигал храма, на колени бога возлагали лавровую ветвь и венки с фасций (Sen. Consol. ad Helv. 10; Plin. H. N. XV. § 40; Plin. Pan. 8; Sil. Ital. XV. 118; Stat. Silv. IV. 1, 41; Pacatus, Paneg. in Theod. 9, 5), а позднее — пальмовую ветвь (ср. Marquardt, Staatsverw. II. с. 589, прим. 2). Затем совершалось жертвоприношение. Insignia triumphi, т. е., наиболее значительная добыча (напр., возвращенные знамена Красса, Dio Cass. LIV. 83, и, несомненно, — Вара, Tac. Ann. II. 41), впоследствии помещались в храм Марса Мстителя (Suet. Aug. 29). Наконец, полководец с сенатом угощались на общественном пиру в храме (Liv. XLV. 39). Существовал обычай приглашать консулов на этот пир, а затем направлять им письмо с просьбой не приходить, — несомненно, для того, чтобы триумфатор был наиболее выдающимся лицом среди собравшихся (Plut. Quaest. Rom. 80; Val. Max. II. 8, 6). Такое же угощение устраивалось для солдат и для граждан в храме Геркулеса (Plut. Lucull. 37; Athen. V. с. 221 f).
Все эти процедуры, в общем, завершались в течение одного дня, но когда количество добычи было очень велико, а войска — очень многочисленны, для представления требовалось более длительное время. Так, македонский триумф Фламиния продолжался три дня подряд (Liv. XXXIX. 52; ср. Plut. Aem. Paul. 32).
Почести триумфатора в этот день не заканчивались. На общественных зрелищах он появлялся в лавровом венке (Plin. H. N. XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), а в исключительных случаях — в vestis triumphalis19 (напр., Л. Эмилий Павел и Помпей; Auctor, de Vir. ill. 56; Vell. II. 40). Существовал обычай предоставлять ему место для дома за государственный счет; такие особняки назывались triumphales domus20 (Plin. H. N. XXXVI. § 112). Его имя вносилось в Триумфальные фасты (C. I. L. I. с. 453); ему позволено было украсить вход в свой дом трофеями (Plin. H. N. XXXV. § 7; Cic. Phil. II. 28; Liv. X. 7, 9), а статуя в лавровом венке, стоящая в триумфальной повозке, выставленная в вестибуле, передавала его славу потомству (Juv. VIII. 3). Наконец, после смерти его прах мог быть похоронен внутри городских стен (Plut. Quaest. Rom. 79; Mommsen, Staatsr. I. с. 426, прим. 1).
Триумф на Альбанской горе (triumphus in Monte Albano) представлял собой процессию в храм Юпитера Латиария на Альбанской горе. Он проводился jure с.898 consularis imperii21 (Liv. XXXIII. 23, 3), sine publica auctoritate22 (Liv. XLII. 21, 7), но к нему прибегали лишь в случае, когда сенат отказывал в обычном триумфе, и он считался почестью более низкого разряда (Liv. XXXIII. 23). Хотя он фиксировался в Триумфальных фастах, но не был равнозначен триумфу в городе, ибо когда Марцеллу в 211 г. до н. э. отказали в большом триумфе, но дали позволение на малый (ovatio), он все же отпраздновал триумф на Альбанской горе накануне овации (Liv. XXVI. 21, 6). Первый пример такого триумфа подал Г. Папирий Мазон в 231 г. до н. э. (Plin. H. N. XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), и его примеру последовали многие другие (Liv. XXVI. 21, 6; XXXIII. 23, 3; XLII. 21, 7; XLV. 38; — Plut. Marc. 22).
Морской триумф (triumphus Navalis). — Самый ранний из известных был отпразднован Г. Дуилием за морскую победу над карфагенянами в 260 г. до н. э. (Liv. Ep. XVII; Flor. I. 8, 10; Plin. H. N. XXXIV. § 20). Другие примеры — это М. Эмилий Павел в 254 г. до н. э. (Liv. XLII. 20, 1), Г. Лутаций Катул в 241 г. до н. э. (Val. Max. II. 8, 2), Кв. Фабий Лабеон в 189 г. до н. э. (Liv. XXXVII. 60, 6), Гн. Октавий в 167 г. до н. э. (Liv. XLV. 42, 2); и см. Триумфальные фасты к 497, 498, 513, 526 гг. О специфических особенностях ничего не известно. Г. Дуилий и М. Эмилий Павел воздвигли ростральные колонны в память о своих победах (Liv. XLII. 20, 1).
Лагерный триумф (triumphus Castrensis). — Процессия солдат через лагерь в честь подчиненного главнокомандующему офицера, который совершил блестящий подвиг (Liv. VII. 36).
В эпоху империи, когда монарх стал единственным обладателем империя, а все командиры были лишь легатами, действующими под его ауспициями, вышеуказанное условие насчет обладания империем строго соблюдалось, и прецеденту, созданному Цезарем в пользу его легатов, следовал только Август в начале своего правления (Dio Cass. LIV. 12; Suet. Aug. 38). Даже среди обладателей подчиненного проконсульского империя триумф стал редким и затем предоставлялся лишь в том случае, если они были членами императорской семьи (Dio Cass. LIV. 24 указывает 14 г. до н. э. как дату изменения, когда Агриппа отказался от триумфа, как он поступил и в 19 г. до н. э., Dio Cass. LIV. 11). Триумфы были отпразднованы Тиберием (7 г. до н. э., Vell. II. 97, Dio Cass. LV. 6; и 12 г. н. э., Vell. II. 121, Suet. Tib. 20), Германиком (26 г. н. э.23 Tac. Ann. II. 41) и Титом (71 г. н. э., вместе с отцом, Suet. Tit. 6). До времени Калигулы проконсулы Африки занимали своего рода независимую позицию с собственным империем и, несомненно, сохраняли права и обычаи республиканских магистратов, связанные с триумфом. Такие триумфы известны в 21 и 19 гг. до н. э. (Mommsen, Staatsr. I. 127, прим. 5; 132, 133, прим. 1 и 2; Res Gestae D. Aug. 21).
В этих обстоятельствах был учрежден обычай дарования триумфальных отличий, т. е., права появляться на праздниках в том триумфальном одеянии, которое полководцам позволено было сохранять в эпоху республики (например, лавровый венок, см. выше. Ср. Mommsen, Staatsr. I. 422, 423; Marquardt, Staatsverw. II. 591. Во время триумфа Клавдия в 44 г. н. э. М. Красс Фруги был одет в tunica palmata, но это была исключительная честь; прочие лица, получившие тогда триумфальные отличия, были в претекстах: Suet. Claud. 17; ср. Dio Cass. LI. 20, 2), а после завершения строительства форума Августа во 2 г. до н. э. им воздвигали там бронзовую статую (statua laureata24, Dio Cass. LV. 10. Ср. Tac. Ann. IV. 23: возможно, ее следует отличать от statua triumphalis25, Plin. H. N. XXXIII. § 131; Tac. Ann. XV. 72, Hist. I. 79, Agr. 40; Plin. Ep. II. 7; Peine, de Ornamentis Triumphalibus, c. IV.). Подобно триумфу, триумфальные отличия предоставлял сенат, собравшийся в храме Марса Мстителя (Dio Cass. LV. 10; Suet. Aug. 29). Обычно сообщается, что только сенат предоставлял эти почести (Tac. Ann. II. 52; Hist. IV. 4), даже и самому императору (Suet. Claud. 17); но в надписях времен Веспасиана и позднее обычно прибавлены слова auctore imperatore26, и, возможно, так было и раньше (Tac. Ann. III. 72, Agr. 40; Dio Cass. LX. 23, 2: ср. Mommsen, Staatsr. I. 450, прим. 3). Видимо, при Августе они предоставлялись только в том случае, если условия для обычного триумфа были соблюдены (но ср. Dio Cass. LI. 20, 2), конечно, за исключением независимого империя. Согласно Светонию (Tib. 9), первым их получил Тиберий, и в правление Августа было множество других примеров (Suet. Aug. 38). Затем, вследствие неразборчивого предоставления этих почестей императорами из рода Юлиев (Тиберий награждал ими доносчиков, Dio Cass. LVIII. 16; ср. Tac. Ann. XI. 20, 3, XII. 3, 2; Suet. Claud. 24; Nero, 15; — Dio Cass. LX. 23, 2; 31, 7), они более не считались таковыми (Tac. Ann. XIII. 53). Веспасиан, по-видимому, на время восстановил их позицию (Marquardt, Staatsverw. II. 592), но при Домициане вновь начались злоупотребления (Plin. Ep. II. 7). Последний известный случай относится к правлению Адриана (C. I. L. III. 2830). Всего Пейне собрал сорок восемь случаев. В правление Антонинов и позднее, когда полное триумфальное одеяние регулярно надевали консулы при вступлении в должность и в иных официальных случаях (Mommsen, Staatsr. I. 399, и прим. 4), единственным военным отличием оставалась statua inter triumphales27, т. е., на форуме Траяна или в каком-то ином общественном месте, предназначенном для подобных памятников (C. I. L. VI. 1377, 1540 сл.; ср. Trebell. Poll. Trig. Tyr. 21. В целом см. Mommsen, Staatsr. I. 449; Marquardt, Staatsverw. II. 592; Peine, de Ornamentis Triumphalibus, Berlin, 1885).
Последний известный триумф — это триумф Диоклетиана в 302 г. н. э. (Eutrop. 9, 27. Marquardt, Staatsverw. II. 591, прим. 7, считает, что так называемый триумф Велизария после возвращения Африки скорее был processus consularis28: Procop. B. Vand. 2, 9). Общее число известных триумфов до этого момента составляет около 350 (Орозий, VII. 9, насчитывает 320 от Ромула до Веспасиана).
Представляется, что после того, как триумф приобрел определенную форму, он был взят за образец праздничного шествия, в котором принимает участие любой высший магистрат; поэтому процессия городского претора в Большом цирке перед Аполлоновыми играми была организована по тому же принципу (Juv. X. 36 sqq., XI. 194, similis triumpho29), — факт, который Моммзен склонен объяснять исходной взаимосвязью между играми и триумфом, двумя составными частями общественных увеселений после победы (Staatsr. I. с.899 с. 397). Следует отметить, что так же самая идея, видимо, повлияла на похоронную процессию Августа. (Она прошла через Триумфальные ворота, гроб сопровождало изображение Победы, и были пронесены таблицы с названиями покоренных им народов. См. Tac. Ann. I. 8, 4; Suet. Aug. 100.) В эпоху империи триумфальное платье стало официальным императорским одеянием (уже у Помпея, Vell. II. 40). Цезарь, видимо, намеревался надевать его во всех официальных случаях (Dio Cass. XLIV. 4; ср. Plut. Caes. 61), но Август и его преемники носили его только на праздники и зрелища. (Домициан, однако — более свободно: Dio Cass. LXVII. 4, 3; Mommsen, Staatsr. I. с. 401, 423.) Его употребление консулами при вступлении в должность упомянуто выше.
ПРИМЕЧАНИЯ
|
||
1.
Дупондий, медь Калигула Рим, 37—41 гг. | ||
АВЕРС: GERMANICVS CAESAR — в две линии. Германик с обнаженной головой, в военном плаще (палудаментуме), стоит в квадриге вправо, в левой руке держит скипетр; на боковой стороне квадриги фигура Виктории, идущей вправо, спереди квадригу украшает венок. РЕВЕРС: Германик, с обнаженной головой, в доспехах и короткой тунике, стоит влево, правая нога согнута в колене и отставлена назад; несет аквилу (орла) в левой руке и простирает правую руку в командном жесте. В поле, слева и справа, в две линии: SIGNIS RECEPT. DEVICTIS GERM. Ниже, большими буквами: S. C. | ||
2.
Дупондий, медь Калигула Рим, 37—41 гг. | ||
АВЕРС: GERMANICVS CAESAR — в две линии. Германик с обнаженной головой, в военном плаще (палудаментуме), стоит в квадриге вправо, в левой руке держит скипетр с навершием в виде орла; на боковой стороне квадриги фигура Виктории, идущей вправо, спереди квадригу украшает венок. РЕВЕРС: Германик, с обнаженной головой, в доспехах и короткой тунике, стоит влево, правая нога согнута в колене и отставлена назад; несет аквилу (орла) в левой руке и простирает правую руку в командном жесте. В поле, слева и справа, в две линии: SIGNIS RECEPT. DEVICTIS GERM. Ниже, большими буквами: S. C. | ||
3.
Сестерций, медь Веспасиан Рим, 72 г. | ||
АВЕРС: T. CAESAR VESPASIAN. IMP. III PONT. TR. POT. II COS. II — бюст Тита вправо, в лавровом венке, с бородой, в доспехах, с эгидой на груди. РЕВЕРС: Тит, в лавровом венке, стоит в триумфальной квадриге вправо, лошади идут шагом, он держит ветвь в правой руке и скипетр с человеческой головой на конце в левой; на борте колесницы фигура Тита, положившего руку на голову пленника и пальмовая ветвь. В обрезе: S. C. | ||
4.
Сестерций, медь Марк Аврелий Рим, 176—177 гг. | ||
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. GERM. SARM. TR. P. XXXI — бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, обращенный вправо. РЕВЕРС: IMP. VIII COS. P. P. DE GERMANIS S. C. — Марк Аврелий и Коммод в медленно движущейся вправо триумфальной квадриге. |