Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

Я́КОРЬ

Ancŏra, ἄγκυ­ρα, изо­бре­те­ние его при­пи­сы­ва­ют то тиррен­цам (Евпа­ла­му), то царю Мида­су, якорь кото­ро­го еще во вре­ме­на Пав­са­ния (1, 4, 5) хра­нил­ся в хра­ме Зев­са в Анки­рах. Пер­во­на­чаль­но вме­сто яко­рей слу­жи­ли кам­ни (λογ­γῶ­νες), кус­ки дере­ва, нали­тые внут­ри свин­цом, ино­гда кор­зи­ны, напол­нен­ные кам­ня­ми, или меш­ки, наби­тые пес­ком. У Гоме­ра моря­ки, повер­нув корабль кор­мою к суше, с носа бро­са­ют (ἐκβάλ­λειν) в воду при­креп­лен­ные к кана­там якор­ные кам­ни (εὐναί), а с кор­мы на сушу — при­ча­лы, кото­рые при­вя­зы­ва­ют затем (πρυμ­νή­σι’ ἀνά­ψαι) к дере­ву, высту­пу ска­лы или к кам­ню, при­год­но­му для этой цели. Позд­нее при­ду­ма­ли желез­ные яко­ря с зубья­ми (ὀδόν­τες den­tes) или крю­чья­ми (загну­тые, un­ci), сна­ча­ла толь­ко с одним зубом, ἑτε­ρόσ­το­μοι, затем с дву­мя, ἀμφίσ­το­μοι или ἀμφί­βολοι. Под­ни­мать яко­ря (αἴρειν τὰς ἀγκύ­ρας, sol­ve­re) — зна­чит отправ­лять­ся в пла­ва­ние. Каж­дый корабль имел несколь­ко яко­рей, но самый важ­ный, употреб­ляв­ший­ся толь­ко в край­но­сти, назы­вал­ся ἱερά, sac­ra, отсюда sac­ram an­co­ram sol­ve­re = при­бег­нуть к послед­не­му сред­ству спа­се­ния.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 87.
См. по теме: ЭФИППИЙ • БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭПАРИТЫ, ЕПАРИТЫ • ЭНДРОМИДА, ЭНДРОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге.
Белый мрамор. 2-я пол. III в.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойного в круглой рамке (imago clipeata).
Белый мрамор. 2-я половина III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением морского тиаза.
Мрамор.
III в. н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением морского тиаза (фронтальный рельеф).
Мрамор.
III в. н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Дельфин и якорь.
Двухслойный оникс.
Римская работа. I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сельский пейзаж.
Фреска из Помпей (VII. 16. 22).
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент диска с рельефом «Улисс и сирены».
Мрамор Россо антико.
I в. н. э.
Урбино, Национальная галерея Марке, Лапидарий.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
2. AE 13, бронза
Антиох I Сотер
Антиохия, 281—261 гг. до н.э.
АВЕРС: Македонский щит с якорем на выпуклости в центре.
РЕВЕРС: Рогатый слон вправо; сверху — ΒΑ, снизу — ΑΝ.
3. AE 15, бронза
Антиох II Теос
Сарды, 261—246 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — треножник; внизу — якорь; слева — буквы Ε и Σ, справа — монограмма.
4. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Экбатана, 295—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо; на его щеке — пометка в виде креста.
РЕВЕРС: ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — якорь и монограмма, у ног Зевса — изображение пасущейся лошади влево, под троном — еще одна монограмма.
В обрезе: ΒΑΣΙΛΕΩΣ
5. Драхма, серебро
Селевк I Никатор
Неизвестный монетный двор (Ария, Маргиана или Бактрия), 289—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова лошади вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Якорь.
6. Статер, серебро
Селевк I Никатор
Вавилон, 311—305 гг. до н.э.
АВЕРС: Баал на троне влево, держащий в правой руке скипетр.
РЕВЕРС: Лев влево, сверху — изображение якоря и буква Γ.
В обрезе: монограмма и звезда.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Экбатана, 295—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо.
РЕВЕРС: ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — якорь и монограмма, у ног Зевса — изображение пасущейся лошади влево, под троном — еще одна монограмма.
В обрезе: ΒΑΣΙΛΕΩΣ
8. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Селевкия на Тигре, II мастерская, 296—295 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Зевса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Афина на запряженной рогатыми слонами квадриге вправо; в правой руке у нее копье, в левой — щит; сверху — изображение якоря вправо, над якорем — буква Π, справа от якоря — буква Σ.
9. Тетрадрахма, серебро
Ахей
Сарды, 220—214 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Ахея в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Афина Промахос стоит влево; она потрясает копьем, которое держит в поднятой правой руке, в левой руке у нее щит с изображением якоря; слева — изображение лошадиной головы.
10. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 148—149 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Аннона (Урожай), в драпировке, стоит влево, держит два зерновых колоса в опущенной правой руке над модием с зерновыми колосьями слева и якорь на земле — в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА