Словарь античности

КАРАКАЛЛА, про­зви­ще М. Авре­лия Севе­ра Анто­ни­на, полу­чен­ное им от галль­ской одеж­ды; родил­ся 4.04.186 в Лионе, убит 8.04.217 близ горо­да Кар­ры (Сирия), рим­ский импе­ра­тор с 4.02.211. Пер­во­на­чаль­но Кара­кал­ла носил имя Сеп­ти­мий Бас­си­ан, был сыном пер­во­го про­воз­гла­шен­но­го сол­да­та­ми импе­ра­то­ра Сеп­ти­мия Севе­ра и Юлии Дом­ны. Со 194 сопро­вож­дал отца в воен­ных похо­дах; в 197 пода­вил вос­ста­ние иуде­ев. В 196 Кара­кал­ла удо­сто­ен титу­ла цеза­ря, а в 198 — авгу­ста. После смер­ти Севе­ра не захо­тел делить государ­ст­вен­ную власть со сво­им бра­том Гетой, убил его (212) и мно­гих из сто­рон­ни­ков Геты. Как сол­дат­ский импе­ра­тор Кара­кал­ла в сво­ей дея­тель­но­сти преж­де все­го опи­рал­ся на под­держ­ку армии. В 212 издал эдикт о даро­ва­нии рим­ско­го граж­дан­ства (Con­sti­tu­tio An­to­ni­nia­na) все­му сво­бод­но­му насе­ле­нию Рим­ской импе­рии. Спо­соб­ст­во­вал уве­ли­че­нию дохо­да от сбо­ра нало­гов. Кро­ме того, в его прав­ле­ние закон­чил­ся про­цесс ста­нов­ле­ния Рима как сто­ли­цы импе­рии. В 212 Кара­кал­ла вел на гра­ни­це меж­ду Верх­ней Гер­ма­ни­ей и Реци­ей вой­ны про­тив але­ман­нов и хат­тов, в 214 — на Сред­нем Дунае. Охва­чен­ный тще­слав­ны­ми помыс­ла­ми, пытал­ся, как ранее Алек­сандр Македон­ский, заво­е­вать в 216—217 Пар­фян­ское цар­ство. Воз­рос­шие рас­хо­ды на вой­ну вынуди­ли Кара­кал­лу в этот пери­од пони­зить содер­жа­ние сереб­ра в моне­тах. Во вре­мя одно­го из похо­дов он был убит заго­вор­щи­ка­ми по при­ка­за­нию пре­фек­та пре­то­ри­ан­цев Опел­лия Мак­ри­на, став­ше­го затем, прав­да на корот­кий срок, его пре­ем­ни­ком. Из постро­ек Кара­кал­лы в Риме осо­бен­но сла­вят­ся воз­двиг­ну­тые им и назван­ные его име­нем колос­саль­ные тер­мы, стро­и­тель­ство кото­рых нача­лось в 206. Био­гра­фия Кара­кал­лы — в «His­to­ria Augus­ta». Бюст хра­нит­ся в Пер­га­мон-музее.

См. также:
КАРАКАЛЛА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДАТАМ • ДЕЙОК, ДЕИОК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор. 211—217 гг.
Гатчина, Гатчинский дворец, Белый зал.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Акведук Антонина (Каракаллы).
(Аква Антониниана; так называемая арка Друза)
Рим, Аппиева дорога.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор.
Ок. 212—217 гг.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор.
Ок. 212—217 гг.
Флоренция, Палаццо Медичи-Риккарди.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит лавровую ветвь в левой руке и патеру — в правой.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
5. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
6. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, опираясь на посох в правой руке, обвитый змеей.
7. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 202—205 гг.
АВЕРС: PLAVTILLAE AVGVSTAE — драпированный бюст Плавтиллы вправо, с уложенными гребнями волосами, собранными на затылке в пучок.
РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — Каракалла, одетый в тогу, стоит, обращенный влево, держа свиток в левой руке, правой рукой пожимает правую руку Плавтиллы, стоящей вправо, лицом к нему, в драпировке с переброшенным через левую руку краем одежды.
8. AE, медь
Каракалла
Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — стоят три обнаженные Хариты, средняя из которых показана сзади, держатся за плечи, две крайние держат по сосуду, из которого течет вода.
9. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
10. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Гермес стоит фронтально, повернув голову влево, держит жезл в левой руке и кошелек в протянутой правой руке; через левую руку переброшен край плаща.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА