Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КАРАКА́ЛЛА

Ca­ra­cal­la (так­же Ca­ra­cal­lus), Bas­sia­nus M. Aure­lius An­to­nius, сын К. Сеп­ти­мия Севе­ра от Юлии Дом­ны. (He­ro­dian. 4, 1. Dio Cass. 77, 2), родил­ся 4 апре­ля 188 г. от Р. Х., в 196 г. сде­лал­ся цеза­рем (Spart. Sev. 10, 14), а спу­стя два года — авгу­стом, в 202 г. был кон­су­лом. Spart. Sev. 16. В сле­дую­щем году отец женил его на доче­ри одно­го очень бога­то­го рим­ля­ни­на — Плав­тил­ле, кото­рую, одна­ко, не любил. Тестя сво­его, чело­ве­ка коры­сто­лю­би­во­го и жесто­ко­го, он впо­след­ст­вии велел каз­нить под тем пред­ло­гом, буд­то тот пося­гал на его жизнь. He­ro­dian. 3, 11 сл. Dio Cass. 75, 14. 76, 3. Кара­кал­ла, полу­чив­ший это имя от галль­ской одеж­ды, кото­рую он обык­но­вен­но носил (ibid. 78, 3), рано стал обна­ру­жи­вать жесто­кий харак­тер и пре­да­вать­ся вели­чай­ше­му раз­вра­ту, в чем не усту­пал ему и млад­ший брат его Ge­ta; но бра­тья до такой сте­пе­ни нена­виде­ли друг дру­га, что огор­чен­но­му этим отцу их часто при­хо­ди­лось мирить их, а нако­нец, отправ­ля­ясь в Бри­та­нию для нака­за­ния вар­ва­ров, втор­гав­ших­ся с севе­ра в эту стра­ну, он вынуж­ден был взять их обо­их с собой, 208 г. от Р. Х. He­ro­dian. 3, 15. Кара­кал­ла, отча­сти из рев­но­сти к бра­ту, вос­поль­зо­вал­ся этим слу­ча­ем для при­об­ре­те­ния попу­ляр­но­сти в вой­ске (Dio Cass. 76, 14), зате­вал заго­вор и даже поз­во­лил себе насиль­ст­вен­ные дей­ст­вия про­тив отца, как этот послед­ний вне­зап­но умер в фев­ра­ле 211 г., при­чем на Кара­кал­лу пало подо­зре­ние в отрав­ле­нии его. Dio Cass. 76, 15. Spart. Sev. 18. Одна­ко Кара­кал­ла не вполне достиг сво­ей цели, т. к. вой­ско из люб­ви к пре­крас­но­му Севе­ру при­зна­ло его импе­ра­то­ром толь­ко вме­сте с бра­том; поэто­му Кара­кал­ла, согла­сив­шись на уни­зи­тель­ный мир с непри­я­те­ля­ми и при­твор­но при­ми­рив­шись со сво­им бра­том, воз­вра­тил­ся в Рим, где после несколь­ких неудач­ных попы­ток умерт­вил нако­нец Гету в объ­я­ти­ях соб­ст­вен­ной мате­ри, 212 г. от Р. Х. Dio Cass. 77, 2. Spart. Car. 2. He­ro­dian. 4, 1 сл. Вой­ско теперь он при­влек к себе разда­чей денег; всех при­вер­жен­цев, слуг и дру­зей сво­его бра­та велел каз­нить (Spart. Car. 3. Get. 6), в чис­ле их и зна­ме­ни­то­го юри­ста Папи­ни­а­на, и пре­дал­ся неслы­хан­ным жесто­ко­стям. В каче­стве иска­те­ля при­клю­че­ний он про­ехал через все про­вин­ции государ­ства (213 г.); вел уни­зи­тель­ные вой­ны с погра­нич­ны­ми наро­да­ми; даро­вал всем жите­лям импе­рии пра­ва граж­дан­ства, чтобы иметь воз­мож­ность уве­ли­чить пода­ти; забав­ным обра­зом под­ра­жал Алек­сан­дру Вели­ко­му; рас­хи­щал и гра­бил всюду, куда толь­ко ни являл­ся, и ужас­ней­шим обра­зом при­тес­нял сво­их соб­ст­вен­ных под­дан­ных (Dio Cass. 77, 6 слл.), меж­ду тем как управ­ле­ние государ­ст­вом пре­до­став­лял сво­ей мате­ри. Из Евро­пы он отпра­вил­ся в Азию, где измен­ни­че­ским обра­зом посту­пал со мно­ги­ми союз­ны­ми с Римом госуда­ря­ми, имел наме­ре­ние поко­рить пар­фян и затем при­был в Еги­пет. Здесь он нака­зал лег­ко­мыс­лен­ных алек­сан­дрий­цев, кото­рые поз­во­ли­ли себе насме­хать­ся над ним; за это боль­шое чис­ло жите­лей было изруб­ле­но. Ibid. 77, 22. He­ro­dian. 4, 8 слл. Spart. Car. 6. Потом он вто­рич­но угро­жал пар­фя­нам вой­ной, но они отсту­пи­ли, вслед­ст­вие чего он наиме­но­вал себя Par­thi­cus. Наску­чив его сума­сброд­ства­ми и глу­по­стя­ми, началь­ник пре­то­ри­ан­цев Мак­рин умерт­вил его во вре­мя похо­да, 8 апре­ля 217 г. Dio Cass. 77, 4 слл. Spart. Car. 7. После con­sec­ra­tio он был назван An­to­ni­nus Mag­nus (vi­ta Mac­ri­ni, 6).

См. также:
КАРАКАЛЛА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 247—248.
См. по теме: ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДАТАМ • ДЕЙОК, ДЕИОК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор. 211—217 гг.
Гатчина, Гатчинский дворец, Белый зал.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы в юности.
Белый мелкозернистый мрамор.
198—204 гг.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы в юности.
Белый мелкозернистый мрамор.
198—204 гг.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Лунский мрамор.
209—211 гг.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Лунский мрамор.
209—211 гг.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Каракалла.
Мрамор.
Ок. 212—217 гг.
Флоренция, Палаццо Медичи-Риккарди.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Термы Каракаллы.

Рим, Термы Каракаллы.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит лавровую ветвь в левой руке и патеру — в правой.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
5. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
6. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 202—205 гг.
АВЕРС: PLAVTILLAE AVGVSTAE — драпированный бюст Плавтиллы вправо, с уложенными гребнями волосами, собранными на затылке в пучок.
РЕВЕРС: CONCORDIAE AETERNAE — Каракалла, одетый в тогу, стоит, обращенный влево, держа свиток в левой руке, правой рукой пожимает правую руку Плавтиллы, стоящей вправо, лицом к нему, в драпировке с переброшенным через левую руку краем одежды.
7. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, опираясь на посох в правой руке, обвитый змеей.
8. AE, медь
Каракалла
Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — стоят три обнаженные Хариты, средняя из которых показана сзади, держатся за плечи, две крайние держат по сосуду, из которого течет вода.
9. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
10. AE, медь
Каракалла
Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо, с легкой драпировкой на левом плече.
РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Орфей во фригийской шапке сидит на скале вправо, играет на лире.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА