Словарь античности

ЛЕВ (греч. leon, лат. leo), в эпо­ху антич­но­сти лев оби­тал в Афри­ке, Юго-Запад­ной Азии и Сирии. Он встре­чал­ся так­же в Гре­ции и Македо­нии. Здесь он стал излюб­лен­ной добы­чей охот­ни­ков. В наши дни лев в стра­нах Сре­ди­зем­но­мо­рья боль­ше не водит­ся. У дру­гих циви­ли­зо­ван­ных наро­дов лев счи­тал­ся сим­во­лом муже­ства. Во Фри­гии и Гре­ции его почи­та­ли вме­сте с боги­ней Кибе­лой (лат. Mag­na ma­ter), кото­рую изо­бра­жа­ли мча­щей­ся на колес­ни­це, запря­жен­ной льва­ми. В гре­че­ской и рим­ской архи­тек­ту­ре фигу­ры льва исполь­зо­ва­лись в каче­стве кре­но­фи­ла­к­са (охра­ни­те­ля источ­ни­ка) и как деко­ра­тив­ный эле­мент. Лев стал так­же одним из зна­ков зоди­а­ка и являл­ся сим­во­лом все­про­ни­каю­щей силы огня. В искус­стве и гераль­ди­ке образ льва — важ­ный эле­мент.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛЕБЕДЬ • КРОЛИК • БАКЛАН • ЖУРАВЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом (правая торцовая сторона).
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом.
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Треножное основание стола с львиными головами и лапами (trapezophorum).
Мрамор.
Первая половина I в. до н. э.
Помпеи, I. 6. 11.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай).
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
9. МОЗАИКА. Греция.
Орфей и звери.
Дом Орфея. Конец II — начало III вв. н. э.
Пафос, Археологический парк.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Картибул.
Опоры (trapezophora): мрамор. Ранняя империя.
Рим, Оратория св. Барбары.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
2. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка с поднятой головой, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
3. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы, задрапированная, в стенном венке и серьгах вправо; волосы длинные и растрепанные; сзади протома льва, впереди земной шар; сзади CESTIANVS или CESTIANVS вниз. Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Курульное кресло; слева контрольная метка (аплюстр); вокруг против часовой стрелки M·PLAETORIVS·AED·CVR·EX·S·C (Marcus Plaetorius, aedilis curulis, senatus consulto; «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
4. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 424—380 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев атакует быка.
В обрезе: ΑΛΕ.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — Квадрат, разделенный на четыре маленьких квадрата, в каждом из которых имеется пирамидальное возвышение.
5. Денарий, серебро
Август
Рим, 19 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: M. DVRMIVS III. VIR (Marcus Durmius, triumvir) — лев, набросившийся на убегающего влево оленя.
6. Тяжелый тетробол, серебро
Пердикка II
437—431 гг. до н.э.
АВЕРС: Воин на коне вправо, на голове — кавсия (македонский головной убор), в левой руке — три копья.
РЕВЕРС: Передняя часть льва вправо, сверху — буква Π; все внутри рамки.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Тарс, 116—114 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — алтарь, внутри которого на крылатом льве стоит бог Сандан; слева — две монограммы.
8. Тетрадрахма, серебро
Антиох II Теос
Лисимахия, 261—246 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — голова льва вправо.
9. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Экбатана, 295—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо; на его щеке — пометка в виде креста.
РЕВЕРС: ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — якорь и монограмма, у ног Зевса — изображение пасущейся лошади влево, под троном — еще одна монограмма.
В обрезе: ΒΑΣΙΛΕΩΣ
10. Статер, серебро
Селевк I Никатор
Вавилон, 311—305 гг. до н.э.
АВЕРС: Баал на троне влево, держащий в правой руке скипетр.
РЕВЕРС: Лев влево, сверху — изображение якоря и буква Γ.
В обрезе: монограмма и звезда.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА