Словарь античности

ЛЕВ (греч. leon, лат. leo), в эпо­ху антич­но­сти лев оби­тал в Афри­ке, Юго-Запад­ной Азии и Сирии. Он встре­чал­ся так­же в Гре­ции и Македо­нии. Здесь он стал излюб­лен­ной добы­чей охот­ни­ков. В наши дни лев в стра­нах Сре­ди­зем­но­мо­рья боль­ше не водит­ся. У дру­гих циви­ли­зо­ван­ных наро­дов лев счи­тал­ся сим­во­лом муже­ства. Во Фри­гии и Гре­ции его почи­та­ли вме­сте с боги­ней Кибе­лой (лат. Mag­na ma­ter), кото­рую изо­бра­жа­ли мча­щей­ся на колес­ни­це, запря­жен­ной льва­ми. В гре­че­ской и рим­ской архи­тек­ту­ре фигу­ры льва исполь­зо­ва­лись в каче­стве кре­но­фи­ла­к­са (охра­ни­те­ля источ­ни­ка) и как деко­ра­тив­ный эле­мент. Лев стал так­же одним из зна­ков зоди­а­ка и являл­ся сим­во­лом все­про­ни­каю­щей силы огня. В искус­стве и гераль­ди­ке образ льва — важ­ный эле­мент.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛЕБЕДЬ • КРОЛИК • БАКЛАН • ЖУРАВЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика с кентаврами.
120—130 гг.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 1).
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
4. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Картибул.
Опоры (trapezophora): мрамор. Ранняя империя.
Рим, Оратория св. Барбары.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская (т. н. Великая Артемида).
Мрамор.
Римская копия 98—117 гг. деревянной статуи VII в. до н. э.
Сельчук, Эфесский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка Кибелы на повозке, запряженной львами.
Бронза.
2-я пол. II в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка Кибелы на повозке, запряженной львами.
Бронза.
2-я пол. II в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
2. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы, задрапированная, в стенном венке и серьгах вправо; волосы длинные и растрепанные; сзади протома льва, впереди земной шар; сзади CESTIANVS или CESTIANVS вниз. Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Курульное кресло; слева контрольная метка (аплюстр); вокруг против часовой стрелки M·PLAETORIVS·AED·CVR·EX·S·C (Marcus Plaetorius, aedilis curulis, senatus consulto; «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
3. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка с поднятой головой, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
4. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 424—380 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев атакует быка.
В обрезе: ΑΛΕ.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — Квадрат, разделенный на четыре маленьких квадрата, в каждом из которых имеется пирамидальное возвышение.
5. Денарий, серебро
Август
Рим, 19 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: M. DVRMIVS III. VIR (Marcus Durmius, triumvir) — лев, набросившийся на убегающего влево оленя.
6. Тяжелый тетробол, серебро
Пердикка II
437—431 гг. до н.э.
АВЕРС: Воин на коне вправо, на голове — кавсия (македонский головной убор), в левой руке — три копья.
РЕВЕРС: Передняя часть льва вправо, сверху — буква Π; все внутри рамки.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Тарс, 116—114 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — алтарь, внутри которого на крылатом льве стоит бог Сандан; слева — две монограммы.
8. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Экбатана, 295—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо; на его щеке — пометка в виде креста.
РЕВЕРС: ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — якорь и монограмма, у ног Зевса — изображение пасущейся лошади влево, под троном — еще одна монограмма.
В обрезе: ΒΑΣΙΛΕΩΣ
9. Тетрадрахма, серебро
Антиох II Теос
Лисимахия, 261—246 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — голова льва вправо.
10. Статер, серебро
Селевк I Никатор
Вавилон, 311—305 гг. до н.э.
АВЕРС: Баал на троне влево, держащий в правой руке скипетр.
РЕВЕРС: Лев влево, сверху — изображение якоря и буква Γ.
В обрезе: монограмма и звезда.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА