Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БОРОДА

Bar­ba. Гре­ки отпус­ка­ли боро­ду на щеках (πώ­γων), губах (μύσ­ταξ и πάπ­πος = ὑπή­νη) и под­бо­род­ке (γέ­νειον), под­стри­гая ее немно­го. Стричь боро­ду цели­ком счи­та­лось недо­стой­ным, пока Алек­сандр не ввел в употреб­ле­ние этот обы­чай. Ср. Ca­pil­lus. Рим­ляне вооб­ще отпус­ка­ли боро­ду до 300 г. до Р. Х., когда, как рас­ска­зы­ва­ют, в Рим при­еха­ли пер­вые цирюль­ни­ки. С это­го вре­ме­ни ста­ли глад­ко брить­ся, за исклю­че­ни­ем вре­ме­ни тра­у­ра (см. Luc­tus). В I в. до Р. Х. боро­ды вошли сно­ва в моду; be­ne bar­ba­ti или bar­ba­tu­li счи­та­лись тогда насто­я­щи­ми щего­ля­ми. Рим­ский юно­ша не тро­гал боро­ды до 21 года; день, когда он в пер­вый раз брил ее (po­ne­re bar­bam) счи­тал­ся тор­же­ст­вен­ным. Адри­ан сно­ва отпу­стил боро­ду, чтобы скрыть роди­мые пят­на на лице, и с тех пор обы­чай носить боро­ду вошел во все­об­щее употреб­ле­ние.

См. также:
БОРОДА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 203.
См. по теме: КИКЕОН • ДОМ • БАВКАЛЕМАТА • БАНИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Пентелийский мрамор. Римская работа II в. н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Платона.
Римская копия с греческой статуи последней четв. IV в. до н. э.
Подпись «ΖΗΝΩΝ» современная и неправильная.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 11.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза.
Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона северной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Аврелия.
Мрамор. 170—180-е гг.
Рим, Римский национальный музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова т. н. Псевдо-Сенеки (Гесиод?).
Лунский мрамор. II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
5. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
6. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову вправо, опирается правой рукой на корабельный руль, стоящий на шаре, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
7. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
8. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
9. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Немезида (?), одетая в гиматий, стоит, повернув голову влево, держит в правой руке весы, в левой — рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку, сзади у ног стоит колесо.
В правом поле: Ε.
10. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА