Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ХРАМ ВЕСТЫ И ДОМ ВЕСТАЛОК


Дом веста­лок: план части, соору­жен­ной во вре­ме­на Неро­на (В), со следа­ми ран­них арха­ич­ных соору­же­ний (C).

Дом веста­лок: план постро­ек Сред­ней и Позд­ней импе­рии (от Тра­я­на до Кон­стан­ти­на).

В южной части Свя­щен­ной доро­ги (Via Sac­ra), как раз перед Реги­ей (Re­gia), воз­вы­шал­ся храм Весты — один из самых древ­них и важ­ных хра­мов Рима.

Вме­сте с Домом веста­лок это соору­же­ние состав­ля­ло еди­ный ком­плекс (At­rium Ves­tae), кото­рый был, в свою оче­редь, топо­гра­фи­че­ски и функ­цио­наль­но соеди­нен с Реги­ей — домом Вели­ко­го Пон­ти­фи­ка (do­mus pub­li­ca), отож­дествля­е­мым с rex sac­ro­rum. Точ­но так же, как Регия была свя­ти­ли­щем, кото­рое вна­ча­ле явля­лось местом покло­не­ния лич­но­сти царя, хра­му Весты была угото­ва­на роль заме­ще­ния само­го глав­но­го домаш­не­го оча­га — из дома царя, «оча­га государ­ства», пред­став­ля­ю­ще­го и сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го все осталь­ные домаш­ние оча­ги.

Изна­чаль­но доче­ри царя охра­ня­ли свя­щен­ный огонь, но со вре­ме­нем их заме­ни­ла груп­па веста­лок — жриц един­ст­вен­но­го жен­ско­го жре­че­ства в Риме. Шесть веста­лок долж­ны были под­дер­жи­вать огонь и совер­шать дру­гие риту­а­лы, свя­зан­ные с семей­ным куль­том. Для посвя­ще­ния в жри­цы отби­ра­лись девоч­ки от шести до деся­ти лет, родив­ши­е­ся в семьях пат­ри­ци­ев. Они ста­но­ви­лись вестал­ка­ми на трид­цать лет и на про­тя­же­нии все­го жре­че­ства долж­ны были оста­вать­ся дев­ст­вен­ни­ца­ми.

В слу­чае нару­ше­ния это­го пра­ви­ла вестал­ку ожи­да­ла смерт­ная казнь: ее зажи­во (кровь веста­лок не мог­ла быть про­ли­та) хоро­ни­ли в под­зем­ной ком­нат­ке зем­ля­ной насы­пи вре­мен Сер­вия Тул­лия непо­да­ле­ку от Кол­лин­ских ворот (Por­ta Col­li­na), на Кви­ри­на­ле. Это место назы­ва­лось «Зло­дей­ским полем». Сообщ­ни­ка нака­зы­ва­ли пор­кой до смер­ти во вре­мя народ­ных собра­ний. Но, с дру­гой сто­ро­ны, у веста­лок было мно­го при­ви­ле­гий: они не под­чи­ня­лись роди­тель­ской вла­сти (функ­ции отца выпол­нял Вели­кий Пон­ти­фик), им даро­ва­лось зна­чи­тель­ное состо­я­ние, и они име­ли огром­ный пре­стиж. Внешне это выра­жа­лось в том, что вестал­ки пере­дви­га­лись по горо­ду на повоз­ке, сиде­ли на спе­ци­аль­ных местах во вре­мя спек­так­лей, и их хоро­ни­ли в гроб­ни­цах (ско­рее все­го общих) внут­ри город­ских стен. Если при­го­во­рен­ный к каз­ни в день испол­не­ния при­го­во­ра встре­чал вестал­ку, ему даро­ва­ли жизнь.

В древ­но­сти весь At­rium Ves­tae был намно­го мень­ше дошед­ше­го до наших дней и ори­ен­ти­ро­ван по четы­рем сто­ро­нам све­та (его остат­ки мож­но увидеть и сего­дня ниже на 1 метр от уров­ня вре­мен импе­рии на север­ной сто­роне соору­же­ния) (A). Уже тогда храм был окру­жен огра­дой, кото­рая соеди­ня­ла его с Домом веста­лок. Неиз­вест­но, име­ла ли огра­да типич­ную круг­лую фор­му, но извест­но, что вход нахо­дил­ся все­гда на восто­ке, сле­дуя древ­не­му рас­по­ло­же­нию.

На нынеш­нем соору­же­нии вид­ны следы послед­ней рестав­ра­ции, сде­лан­ной после пожа­ра в 191 г. н. э., под руко­вод­ст­вом жены Сеп­ти­мия Севе­ра Юлии Дом­ны (в хра­ме нахо­дил­ся свя­щен­ный огонь, и из-за это­го часто воз­ни­ка­ли пожа­ры, кото­рые не раз раз­ру­ша­ли зда­ние). Храм сто­ит на цемент­ном поди­у­ме (диа­метр ок. 15 м), обли­цо­ван­ном мра­мо­ром, к кото­ро­му при­мы­ка­ли осно­ва­ния, под­дер­жи­ваю­щие колон­на­ду из коринф­ских колонн. Внут­ри круг­ло­го свя­ти­ли­ща все­гда горел свя­щен­ный огонь, и его дым выхо­дил из отвер­стия, кото­рое нахо­ди­лось в цен­тре кры­ши кони­че­ской фор­мы. Часть мра­мор­ной кон­струк­ции была при­под­ня­та пару лет назад за счет исполь­зо­ва­ния древ­них фраг­мен­тов, отре­ста­ври­ро­ван­ных при помо­щи тра­вер­ти­на.

Одна из слож­ных задач — иден­ти­фи­ка­ция pe­nus Ves­tae, т. е. sancta sancto­rum (свя­тая свя­тых), в кото­рую никто не мог вхо­дить, кро­ме веста­лок. В ней хра­ни­лись сим­во­лы импе­рии, кото­рые, соглас­но леген­де, Эней при­вез с собой из Трои. Самым важ­ным из них был Пал­ла­дий — антич­ное изо­бра­же­ние Минер­вы. Воз­мож­но, pe­nus нахо­дил­ся в тра­пе­ци­идаль­ном углуб­ле­нии (2,40 Ö 2,40 м), рас­по­ла­гав­шем­ся в поди­у­ме, и в кото­рое мож­но было попасть толь­ко из свя­ти­ли­ща.

На восток от хра­ма нахо­дит­ся вход в Дом веста­лок. Спра­ва на фри­зе ниши (2), кото­рую когда-то под­дер­жи­ва­ли две иони­че­ские колон­ны (сохра­ни­лась толь­ко одна из них), нахо­дим над­пись о том, что ниша была соору­же­на на обще­ст­вен­ные день­ги и по ука­зу Сена­та. Клей­ма на кир­пи­чах помо­га­ют дати­ро­вать это соору­же­ние эпо­хой Адри­а­на. Эта ниша — com­pi­tum (часо­вен­ка на пере­крест­ке) — была посвя­ще­на ларам.

Отсюда вхо­дим в цен­траль­ный двор дома (3 — что-то вро­де пери­сти­ля) по совре­мен­но­му мости­ку, под кото­рым вид­ны остат­ки более древ­не­го рес­пуб­ли­кан­ско­го соору­же­ния (A), ори­ен­ти­ро­ван­но­го по-дру­го­му. Его пол покрыт моза­и­кой и мра­мор­ной плит­кой нере­гу­ляр­ной фор­мы (так назы­вае­мые «лито­ст­ро­ты»). Боль­шой двор с пор­ти­ка­ми окру­жа­ют поме­ще­ния дома, изна­чаль­но рас­по­ла­гав­ши­е­ся на несколь­ких эта­жах (два эта­жа сохра­ни­лись в южной части). Нынеш­нее соору­же­ние, сде­лан­ное из кир­пи­ча, пред­став­ля­ет собой резуль­тат мно­го­чис­лен­ных изме­не­ний, тща­тель­но иссле­до­ван­ных. Извест­но, что Август в 12 г. до н. э. после смер­ти Лепида стал Вели­ким Пон­ти­фи­ком и пере­нес место свя­щен­но­дей­ст­вий в соб­ст­вен­ный дом на Пала­тин­ском хол­ме, пода­рив ста­рое жилье пон­ти­фи­ка — do­mus pub­li­ca — вестал­кам. Имен­но после это­го соору­же­ние окон­ча­тель­но вошло в состав At­rium Ves­tae. В север­ной части дома, выхо­дя­щей на Via Sac­ra (Свя­щен­ную доро­гу) мож­но увидеть остат­ки соору­же­ния, най­ден­ные во вре­мя рас­ко­пок (B). После пожа­ра Неро­на в 64 г. н. э., кото­рый раз­ру­шил боль­шую часть горо­да, вклю­чая храм и атри­ум Весты, два соору­же­ния (и, воз­мож­но, жилье rex sac­ro­rum) были заме­не­ны на более высо­ком уровне до сих пор сохра­нив­шим­ся зда­ни­ем, кото­рое, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные пере­пла­ни­ров­ки, сохра­ни­ло пер­во­на­чаль­ную фор­му и раз­ме­ры, как и ори­ен­та­цию, подоб­но Фору­му, по частям све­та (С-В/Ю-З). После прав­ле­ния Неро­на дом под­вер­га­ет­ся пере­строй­ке в пери­од Тра­я­на и впо­след­ст­вии, вме­сте с Хра­мом Весты, — рестав­ра­ции, про­из­веден­ной, ско­рее все­го, в пери­од прав­ле­ния Сеп­ти­мия Севе­ра. После офи­ци­аль­ной отме­ны язы­че­ских куль­тов, про­воз­гла­шен­ной сна­ча­ла ука­зом Фео­до­сия в 391 г. и поз­же, после пора­же­ния послед­них язы­че­ских бор­цов воз­ле Акви­леи в 394 г., дом был остав­лен послед­ни­ми из веста­лок и частич­но занят импе­ра­тор­ски­ми чинов­ни­ка­ми, а после — при­бли­жен­ны­ми папы.

В цен­тре зда­ния, отно­ся­ще­го­ся к позд­не­му пери­о­ду соору­же­ния, нахо­дил­ся боль­шой пря­мо­уголь­ный двор, окру­жен­ный двух­этаж­ным пор­ти­ком с колон­на­ми (3). Во дво­ре рас­по­ла­га­лись три бас­сей­на: два неболь­ших квад­рат­ных по бокам и один пря­мо­уголь­ный в цен­тре, кото­рый позд­нее (воз­мож­но, в эпо­ху Кон­стан­ти­на) был закрыт кир­пич­ной вось­ми­уголь­ной струк­ту­рой (4), исполь­зу­е­мой, по всей веро­ят­но­сти, в садо­вод­че­ских целях. Под пор­ти­ком нахо­ди­лись ста­туи мно­гих Вели­ких веста­лок (vir­go ves­ta­lis ma­xi­ma — гла­ва кол­ле­гии). Мно­гие из этих ста­туй и поста­мен­тов были най­де­ны сва­лен­ны­ми в кучу на запад­ной сто­роне дво­ра, веро­ят­но для того, чтобы пре­вра­тить их в известь. Самые кра­си­вые из ста­туй были пере­ве­зе­ны в Музей Терм, дру­гие оста­лись на месте вме­сте с осно­ва­ни­я­ми, но они рас­по­ло­же­ны слу­чай­ным обра­зом, посколь­ку неиз­вест­но, как они сто­я­ли рань­ше. К тому же, ста­туи не соот­вет­ст­ву­ют поста­мен­там. Все над­пи­си отно­сят­ся к послед­ней фазе соору­же­ния, т. е. к эпо­хе Сеп­ти­мия Севе­ра и после­дую­щим. Это ста­туи веста­лок Нуми­зии Мак­си­мил­лы (201 г. н. э.), Терен­ции Фла­во­лы (три ста­туи, дати­ру­е­мые 209, 213, 215 гг.), Кам­пии Севе­ри­ны (240 г.), Фла­вии Мами­лии (242 г.), Фла­вии Пуб­ли­ции (две ста­туи, 247 и 257 гг.), Коэ­лии Клав­ди­а­ны (286 г.), Терен­ции Руфил­лы (две ста­туи, 300 и 301 гг.) и Коэ­лии Кон­кор­дии (380 г.). Неко­то­рые из них (ста­туи Кам­пии Севе­ри­ны, Фла­вии Мами­лии, Терен­ции Руфил­лы и Коэ­лии Кон­кор­дии) не выстав­ле­ны в атри­уме. Кро­ме того, нель­зя не упо­мя­нуть про один поста­мент, дати­ро­ван­ный 364 г. н. э. и нахо­дя­щий­ся в южной части дво­ра воз­ле лест­ни­цы, кото­рая выво­дит на Via No­va (Новую доро­гу): имя вестал­ки стер­то, но мож­но про­честь его первую бук­ву, латин­скую «C». Воз­мож­но, эта вестал­ка зва­лась Клав­ди­ей, и про нее писал хри­сти­ан­ский поэт кон­ца IV в. Пруден­ций. Она поки­ну­ла кол­ле­гию, чтобы стать хри­сти­ан­кой, и ее имя, ско­рее все­го, было стер­то языч­ни­ка­ми в знак позо­ра.

На восточ­ной сто­роне нахо­дит­ся боль­шое поме­ще­ние — таб­ли­нум — со свод­ча­тым неко­гда потол­ком (5). По двум его сто­ро­нам рас­по­ла­га­ют­ся по три ком­на­ты; веро­ят­но, каж­дая при­над­ле­жа­ла одной из веста­лок.

Не исклю­че­но, что эта часть соору­же­ния, кото­рая в более ран­ний пери­од была свя­ти­ли­щем (С), есть не что иное, как алтарь Ларов. Воз­мож­но, имен­но здесь нахо­ди­лась мра­мор­ная ста­туя, кото­рую сего­дня мож­но увидеть в Анти­ква­ри­уме (An­ti­qua­rium) и изо­бра­жав­шая вто­ро­го рим­ско­го царя Нуму, тра­ди­ци­он­но счи­таю­ще­го­ся осно­ва­те­лем куль­та Весты. Поме­ще­ния, нахо­дя­щи­е­ся в южной и луч­ше все­го сохра­нив­шей­ся части соору­же­ния, соеди­не­ны длин­ным коридо­ром: пер­вое из них было пекар­ней (6), далее сле­ду­ет мель­ни­ца (7) с хоро­шо сохра­нив­шим­ся жер­но­вом, и, веро­ят­но, кух­ня (8). Лест­ни­ца перед кух­ней ведет на верх­ний этаж, где нахо­ди­лись ком­на­ты веста­лок и мно­го­чис­лен­ные ван­ные ком­на­ты с систе­мой отоп­ле­ния. Суще­ст­во­вал так­же тре­тий этаж, что под­твер­жда­ют сохра­нив­ши­е­ся остат­ки еще одной лест­ни­цы в верх­ней части таб­ли­ну­ма: это соору­же­ние было, ско­рее все­го, пред­на­зна­че­но для при­слу­ги. В кон­це южно­го кры­ла зда­ния две лест­ни­цы ведут на верх­ний этаж: в запад­ной части откры­ва­ет­ся зал с абсидой (9), кото­рый мог слу­жить свя­ти­ли­щем. От Цице­ро­на извест­но, что выше ста­ро­го дома, в направ­ле­нии Новой доро­ги и Пала­тин­ско­го хол­ма, рос неболь­шой лесок (lu­cus Ves­tae), из кото­ро­го в 390 г. до н. э. чей-то голос пре­до­сте­ре­гал рим­лян, что их ско­ро ата­ку­ют гал­лы, но к это­му голо­су никто не при­слу­шал­ся. Позд­нее, это­му неиз­вест­но­му богу, про­зван­но­му Aius Lo­cu­tius, была постав­ле­на часо­вен­ка.

Не исклю­че­но, что этот зал с абсидой, кото­рый нахо­дит­ся как раз на том же месте, про кото­рое гово­рит Цице­рон, был древним свя­ти­ли­щем и позд­нее стал частью Дома веста­лок.

Почти всю запад­ную часть дома зани­ма­ет пря­мо­уголь­ное поме­ще­ние (10), нахо­дя­ще­е­ся как раз напро­тив таб­ли­ну­ма, кото­рое часто назы­ва­ют три­кли­ни­ем. Поме­ще­ния, рас­по­ло­жен­ные в север­ной части дома, почти не сохра­ни­лись, и поэто­му невоз­мож­но пред­по­ло­жить их пред­на­зна­че­ние.

См. также:
Храм Весты (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
ХРАМ ВЕСТЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Весты (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
© 2004 г. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 96—100.
© 2006 г. Пере­вод с итал. Алек­сан­дры Данилев­ской.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвоприношение богине Весте.
Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Панорама Римского форума и прилегающих районов.

Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План Дома весталок.
Дом весталок: план части, сооруженной во времена Нерона (В), со следами ранних архаичных сооружений (C).
Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Весты, Колизей, арка Тита, базилика Юлия, храм Кастора и Поллукса, атрий Весты, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум. Панорама.
(Курия Юлия, базилика Эмилия, храм Весты, храм Божественного Юлия, храм Антонина и Фаустины, храм Ромула, базилика Максенция, арка Тита.)
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Весты и Дом весталок.
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
2. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Лугдун, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — статуя слева держит вертикально скипетр в правой руке, оперев левую руку в бок; статуя справа — обнаженная мужская фигура — держит вертикально длинный скипетр в левой руке.
4. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VESTA; сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Либертас (Свобода), волосы собраны в узел, украшенный драгоценностями, и спадают вдоль шеи; другие драгоценности в волосах надо лбом; на ней серьга из одной подвески в форме креста и ожерелье из подвесок; спереди LIBERT. (Libertas); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
6. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS PATER — голова Августа в лучистом венце влево.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, с пустой нишей в центре, на подиуме из трех ступеней. У него куполообразная крыша с отвертием вверху. Перед зданием, слева и справа, каменные пьедесталы; на правом — ягненок, на левом — теленок, обращенные друг к другу.
Вверху, слева и справа от купола: S. C.
7. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты, под покрывалом, в диадеме, вправо; серьга с одной подвеской в форме креста; спереди VEST. (Vesta); сзади Q. CASSIVS (Quintus Cassius). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм Весты, увенчанный фигурой, держащей скипетр и патеру, украшенный по бокам антефиксами; внутри храма курульное кресло; слева урна с двумя ручками, справа табличка (tabella) с начертанными буквами A. C. (Absolvo. Condemno). Кайма из точек.
8. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА