Античные писатели

ТРАЯН, Марк Уль­пий; Tra­ianus, Mar­cus Ul­pius, 53—117 гг. н. э., при­ем­ный сын Нер­вы, рим­ский импе­ра­тор с 98 г. н. э. Импе­ра­тор, пре­крас­но обра­зо­ван­ный, ока­зы­вал покро­ви­тель­ство как рим­ско­му, так и гре­че­ско­му писа­тель­ско­му искус­ству, сам про­бо­вал свои силы в лите­ра­ту­ре. Опи­сал вой­ну с дака­ми, кото­рую вел в 101—106 гг.; про­из­веде­ние это, кото­рое цити­ро­ва­ли в V в. как Кни­ги о даках (Da­ci­co­rum lib­ri), погиб­ло. Зато сохра­ни­лись (в Пись­мах Пли­ния Млад­ше­го) отве­ты Тра­я­на на посла­ния Пли­ния Млад­ше­го в пери­од, когда тот испол­нял функ­ции намест­ни­ка про­вин­ции Вифи­ния и Понт. Они пред­став­ля­ют собой ред­кий, а сле­до­ва­тель­но, цен­ный обра­зец слу­жеб­ной корре­спон­ден­ции.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
родственники моносова алина леонидовна биография. подробности.
См. по теме: КОНОН • ЦЕНЗОРИН • КЛАВДИИ • ЮСТИНИАН, Флавий Петр Саббатий (ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ) •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Траяна.
Мрамор. Ок. 110 г. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Траяна.
Архитектор Аполлодор Дамасский.
100—116 гг.
Анкона.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Траян.
Мрамор.
108 г.
Венеция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Траян.
Греческий мрамор.
Ок. 110 г.
Бюст: современная работа.
Флоренция, Галерея Уффици.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Траян.
Мрамор. 98—117 г.
Венеция, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Траян.
Белый крупнозернистый мрамор. 98—117 гг.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя императора с головой Траяна.
Мрамор. Нач. II в. (статуя), 108—117 гг. (голова).
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
Серый мрамор.
1-я четверть II в. н. э.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Траяна.
Мрамор. Ок. 108 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 41.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст пожилого Траяна.
Бронза. Ок. 117 г. н. э.
Анкара, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Траян
Рим, 112—115 гг.
АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею.
РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — Веста, в драпировке, с покрытой головой, сидит на сиденье без спинки, держа палладий в правой руке и короткий скипетр, направленный вверх, в левой.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 138 г.
АВЕРС: DIVO TRAIANO AVGVSTI PATRI — драпированный бюст Траяна с обнаженной головой, обращенный вправо; позади него звезда.
РЕВЕРС: DIVAE PLOTINAE AVGVSTI MATRI — драпированный бюст Плотины в двойной металлической стефане, обращенный влево; перед ним звезда.
3. Денарий, серебро
Траян
Рим, 112 г.
АВЕРС: PLOTINA AVG. IMP. TRAIANI — бюст Плотины, в драпировке и с ожерельем, вправо; волосы уложены куполообразно, удерживаемые двойной металлической стефаной на макушке, искусно заплетены на затылке в косу, спадающую на шею.
РЕВЕРС: CAES. AVG. GERMA. DAC. COS. VI P. P. — стоящий на пяти ступенях прямоугольный алтарь, на котором возвышается поверхность с рогами слева и справа; на фронтальной стороне алтаря Пудицития, с покрытой головой, в драпировке, стоящая фронтально на курульном кресле.
В обрезе: ARA PVDIC.
4. Аурей, золото
Траян
Рим, 112—114 гг.
АВЕРС: IMP. TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORI PATRIS PATRIAE — Юпитер стоит влево, держит пучок молний и скипетр, охраняет маленького Траяна, который стоит рядом с лавровой ветвью в руке.
5. Сестерций, медь
Траян
112—117 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с драпировкой на плече, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Траян на коне иноходью влево, держит копье и викториолу.
В обрезе: S. C.
6. Сестерций, медь
Траян
Рим, 103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с эгидой, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Виктория стоит влево, держит пальмовую ветвь и устанавливает трофей.
В обрезе: S. C.
7. Сестерций, медь
Траян
Рим, 114—115 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — женщина лежит, облокотившись, влево, держит колесо и ветвь, смотрит назад.
В обрезе: VIA TRAIANA / S. C. — в две линии.
8. Сестерций, медь
Траян
Рим, 107 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Траян на коне галопом скачет влево, поражает копьем упавшего дака.
В обрезе: S. C.
9. Сестерций, медь
Траян
103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Фортуна стоит влево, держит корабельный руль на корабельном носу и рог изобилия.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Сестерций, медь
Траян
Рим, 114—117 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. PARTHICO P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PROVIDENTIA AVGVSTI S. P. Q. R. — Провиденция (Провидение) стоит влево, облокотившись на колонну, указывает правой рукой на опоясанный лентой земной шар у своих ног и держит скипетр в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА