Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КИ́СТА

Cis­ta, κίσ­τη, ящик для хра­не­ния самых раз­но­об­раз­ных пред­ме­тов: денег, дра­го­цен­но­стей, пла­тья, пло­дов, книг, жерт­вен­ных сосудов, осо­бен­но назна­чен­ных для тако­го употреб­ле­ния или бого­слу­же­ния (Ti­bull. 1, 7, 48. Ov. a. a. 2, 609), спе­ци­аль­но так­же ящик бал­ло­ти­ро­воч­ный, в кото­рый опус­ка­ли таб­лич­ки, употреб­ляв­ши­е­ся при голо­со­ва­нии (cis­tae suffra­gio­rum, Plin. 33, 2, 31).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 291.
См. по теме: ОБЕД • ЭРАНЫ, ПИР • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ЭПИТАФИЯ, ЕПИТАФИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Антиноя в образе Диониса.
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антиной Браски.
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Неизвестный римлянин.
Голова не принадлежит статуе.
Мрамор.
Третья четверть I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная статуя Антиноя в образе Диониса—Осириса.
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная статуя Антиноя в образе Диониса—Осириса.
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Театральная комедийная маска, предметы культа Диониса и пинак с морской битвой.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Театральная маска, предметы культа Диониса и пинак с морской битвой.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский саркофаг c орнаментом стригиллато и изображением покойного и его семьи.
Мрамор.
Саркофаг: II—III вв. н. э.
Крышка: 1318 г.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Публий Лициний Нерва
Рим, 113—112 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст Ромы вправо, в шлеме с гребнем, перьями или плюмажами по бокам и заостренным козырьком, в ухе сережка-капля, в левой руке щит, на котором изображен всадник, скачущий влево, в правой руке копье за плечом, над головой полумесяц, сзади ROMA вверх, впереди (монограмма для XVI). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сцена голосования, три римских гражданина в тогах: один голосующий в левой части мостков (pons) получает табличку (tabella) от служителя (rogator), стоящего внизу и видимого только выше пояса, второй голосующий в правой части мостков опускает табличку в урну (cista); выше P NERVA (NE монограммой); позади барьер; в верхней части монеты брус (MRR, BMCRR: скамья (scabellum) плебейских трибунов), на котором стоит табличка с буквой P. Кайма из точек.
2. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75 г.
АВЕРС: T. CAESAR IMP. VESPASIAN. — бородатая голова Тита, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. TR. P. COS. IIII — Виктория (Победа), в драпировке, держа венок в вытянутой правой руке и пальмовую ветвь — в левой, стоит влево на цисте, с каждой стороны которой по змее со свитым хвостом, головами внутрь.
3. Денарий, серебро
Луций Кассий Лонгин
Рим, 60 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Весты влево, под покрывалом и в диадеме; сзади чаша с двумя вертикальными ручками (kylix); впереди буква S. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Мужчина в тоге стоит, повернувшись влево, и опускает табличку с буквой V (Uti rogas, «Как предлагаешь») в ящик (cista); позади фигуры LONGIN IIIV вниз. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА