Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ПИР

Con­vi­vium, συμ­πό­σιον (ср. Ci­bus), σύν­δειπ­νον, обед или пируш­ка, кото­рую осо­бен­но страст­но люби­ли и справ­ля­ли рим­ляне и кото­рую их поэты про­сла­ви­ли с вдох­нов­лен­ным увле­че­ни­ем. У гре­ков пиру­ю­щие более сами забо­ти­лись о сво­ем удо­воль­ст­вии и раз­вле­че­нии, а у рим­лян в про­ме­жут­ки меж­ду пере­ме­на­ми блюд пред­ла­га­лись раз­лич­ные зре­ли­ща и кон­цер­ты. Попой­ка велась по гре­че­ско­му обы­чаю, систе­ма­тич­но: выби­рал­ся rex или ar­bi­ter bi­ben­di (βα­σιλεύς или συμ­πο­σίαρ­χος), опре­де­ля­лась мера бока­лов и кре­пость сме­си, наблюда­лись раз­лич­ные обы­чаи, напр. ad ne­me­rum bi­be­re, при­чем осу­ша­ли столь­ко бока­лов, сколь­ко букв было в име­ни чест­ву­е­мо­го лица или сколь­ко ему жела­ли лет. Дело, конеч­но, не обхо­ди­лось без вен­ков (co­ronæ), мазей (un­guen­ta), воз­ли­я­ний (li­ba­tio­nes) и лакомств (bel­la­ria). Сюда отно­сит­ся кру­го­вая попой­ка (cir­cum­po­ta­tio) при тризне, кото­рая дошла до тако­го без­обра­зия, что осо­бен­ные зако­ны децем­ви­ров (как рань­ше зако­ны Соло­на в Афи­нах) отме­ни­ли этот обы­чай. Cic. legg. 2, 24, 60.

См. также:
ЭРАНЫ, ПИР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 341.
См. по теме: ЭФОДИОН, ПРОГОННЫЕ ДЕНЬГИ • ДАМОСИЯ • ОБРУЧЕНИЕ • ЭЙРЕСИОНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. КЕРАМИКА.
Гости на пиршестве (symposium).
По рисунку на вазе.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Пирующий человек.
VI в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Львиц.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл на ложе в присутствии Афины.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена пиршества.
V в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Погребального ложа.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена пиршества. Деталь.
V в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Леопардов.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская погребальная стела.
Песчаник.
VI—V вв. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл на ложе в окружении Гермеса, Афины и виночерпия.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Пирующий этруск, деталь погребальной урны.
Глина. III в. до н. э.
Кьюзи, Национальный археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Приготовление к пиршеству. Деталь.
Ок. 340—280 гг. до н. э.
Орвието, Гробница Голини.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Целий Кальд
Рим, 51 г. до н.э.
АВЕРС: C. COEL. CALDVS COS. (Caius Coelius Caldus consul) — обнаженная голова консула Гая Целия Кальда, обращенная вправо; сзади головы знамя (vexillum) с надписью HIS. (Hispania); спереди знамя в виде кабана. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Позади стола фигура Л. Кальда, приготавливающего пиршество (epulum) для Юпитера1; на столе надпись в две строки: L. CALDVS / VII VIR EPVL. (VIR, VL — монограммой) (Lucius Caldus septemvir epulo). С левой стороны трофей с круглым македонским щитом, с правой — трофей с трубой (carnyx) и овальным щитом, украшенным пучком молний. Слева и справа вертикальная надпись: C. CALDVS / IMP. A. X. (Caius Caldus, imperator, augur, decemvir [sacris faciundis]), внизу: C. CALDVS. III VIR. (ALD — монограммой) (Caldus triumvir).

1 Описание реверса дается по RCTV, CRR. Другие варианты для сцены: Babelon: фигура, приготавливающая лектистерний; BMCRR: высокий лектистерний, увенчанный сидящей фигурой; CRR: сидящая фигура на лектистернии; RSC: фигура, сидящая на высоком лектистернии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА