ДИОНИ́С
[1] Dionȳsus, Διόνυσος, Διώνυσος, Βάκχος, Bacchus, Liber, Вакх, сын Зевса и Семелы (Hom. Il. 14, 325), бог вина и виноделия, посредством вина веселящий сердце человека (χάρμα βροτοῖσιν) и прогоняющий заботы и страдания (Λυαῖος, освободитель), а вместе с тем сообщающий и телу здоровье и крепость. Таким образом, он является спасителем (σωτήρ) и души и тела. Его дар соединяет людей в веселое общение к мирному наслаждению жизнью; поэтому Хариты, Ерос и Афродита охотно пребывают в его обществе. Он друг муз и покровительствует их искусствам (Μελπόμενος); драма и дифирамб обязаны своим происхождением и развитием его культу. Он сближается и с Аполлоном; посредством своей воодушевляющей силы он сообщает дар пророчества; он — ἰατρόμαντις, т. е., врачует болезни предсказаниями; в некоторых местах имел свои оракулы и получил участие в дельфийском оракуле. Относительно к природе этот бог, охраняющий и взращивающий виноградную лозу, получил более общее значение, сделавшись покровителем растительности вообще, производителем цветов и плодов (Φλοιός от глагола φλοίω, floreo, Ἀνθεύς, Ἄνθιος, Δενδρίτης, Ὕης, т. е. оплодотворяющий посредством влаги) и таким образом принял участие в деятельности Деметры, с которой он сходится и в том, что в отношении к человеческой жизни является распространителем кротких нравов и культуры (Θεσμοφόρος). [2] Гомер редко упоминает об этих мирных божествах, Дионисе и Деметре; они не принадлежат к сонму олимпийских богов, а милостиво пребывают на земле среди рода человеческого. Однако Гомеру уже известно оргиастическое служение этому богу (Il. 6, 130 слл.). Начало свое этот культ взял, вероятно, от мифических фракийцев в Беотии; Беотия потому и считается родиной Диониса. Мать его Семела, дочь Кадма, жила в Фивах. По совету ревнивой Геры она упросила Зевса, чтобы он явился к ней во всем своем величии, и когда Зевс, связанный своим обещанием, приблизился к ней с молнией и громом, пламя охватило Семелу и ее дом, и она, умирая, преждевременно родила младенца, которого Зевс зашил в свое бедро, а когда дитя дозрело, передал на воспитание Иноне (Ἰνώ), супруге Афаманта орхоменского. Когда же Гера привела Афаманта в бешенство, а Инона бежала (см. Athamas), юный бог был передан нисейским нимфам (отсюда Διόνυσος), скрыт ими в пещере и вскормлен сладкой пищей. По первоначальному сказанию, Ниса, если только это не воображенная местность, находилась в Беотии; впоследствии ее помещали во Фракии, Аравии, Индии и т. д. Из Беотии культ Диониса проник в Аттику, в окрестности Парнасса, в Сикион, Коринф, на острова Наксос, Лесбос и т. д. [3] На острове Наксосе его супругою является Ариадна (см. Theseus), от которой он имел сыновей Ойнопионта (винопия), Еванфа (цветущего) и Стафила (виноградаря). Культ Диониса распространился по всей Греции позже, чем культ олимпийский богов, и так как он, способствуя неге и располагая к роскошному наслаждению жизнью, находился в некотором противоречии к степенному и строгому характеру культа олимпийских богов и, в особенности, весьма влиятельного культа Аполлона, то введение его во многих местностях Греции встречало противодействие. На это обстоятельство указывают многие мифы, в том числе и миф (Il. 6, 130 слл.) о Ликурге, сыне Дрианта, царя фракийских едонян. Он прогнал с нисейских полей кормилиц пьяного Диониса, так что они уронили на землю священную утварь, а сам Дионис бросился в море, где его приняла Фетида. За это боги возненавидели Ликурга; Зевс поразил его слепотою и сократил его жизнь (Гомер); по позднейшему сказанию, преступление Ликурга повлекло за собою бесплодие страны, а сам он впал в бешенство, под влиянием которого убил своего сына, приняв его за виноградную лозу. Но так как страна оставалась по-прежнему бесплодною, едоняне отвели Ликурга на гору Пангей (Πάγγαιον), где по приказанию Диониса он был растерзан конями на части Apollod. 3, 5, 1. Soph. Ant. 955 слл. В Аргосе Дионис привел в бешенство женщин, избегавших его культа, так что они избили и пожрали своих детей. Тирренские морские разбойники, похитившие Диониса с морского берега, были превращены им в дельфинов, за исключением кормчего, признавшего его богом. См. Acoetes, ср. также Pentheus. [4] Куда только не являлся Дионис, везде он утверждал свой культ. Сопровождаемый толпою своих служительниц, менад или вакханок, окруженный сатирами и силенами, которые вооружены были жезлами (θύρσος), обвитыми плющом и виноградными лозами, он победоносно прошел по Елладе и варварским землям до отдаленной Индии. Сказание об этом вакханском походе в Индию развилось в своих подробностях только после времен Александра Великого, представляя собою как бы мифический первообраз похода македонского героя. Когда, наконец, Дионис заставил весь мир признать себя богом, он вывел свою мать из преисподней на Олимп, где она под именем Фионы (Θυώνη, неистовая, он сам — Θυωνεύς) наслаждалась бессмертием.
Культ Диониса с древних времен имел характер светлой веселости. Плутарх говорит о нем: «Праздник Диониса издревле справлялся процессией, довольно просто, но довольно весело; впереди — кадка с вином и виноградная ветвь, затем один тащил козла, а другой следовал за ним, неся корзину с винными ягодами». Впоследствии времени эта умеренность более и более исчезала; стали предаваться невоздержанному раздражению чувств, бродить под звуки флейт, бубен и литавр, с громкими возгласами «εὐοῖ» в пьяном, распущенном неистовстве, раздирать животных и пожирать их кровавое мясо. [5] Отсюда Дионис получил прозвание Βάκχος — шумный (после времен Геродота), Βακχεῖος, Βρόμιος, Εὔιος. В этих оргиях, происходивших часто ночью (νυκτέλια), большую роль играли исступленные женщины, представлявшие спутниц Диониса под названиями вакханок, менад, фиад, мималлон и бассарид (названы по длинной, пестрой одежде, βασσάρα; Дионис сам назывался Βασσαρεύς). Этот шумный культ, вероятно, происходил из Фракии и подал повод к сближению Диониса с Кибелой и Атисом, и к отождествлению его с Сабазием, азиатскими божествами, которых также почитали диким исступлением. Дионис-Сабазий (Σαβάζιος) был представителем цветущей жизни природы, подвергающейся смерти и снова пробуждающейся. Та же самая мысль лежит в основании культа Диониса-Загрея (Ζαγρεύς, растерзанный), культ которого орфики ввели в мистерии Деметры и Персефоны. Они рассказывали, что Дионис-Загрей, сын Юпитера и Персефоны, возведенный отцом на небесный престол, был растерзан титанами, но что Зевс, проглотив содрогающееся сердце его, снова родил Диониса. В мистериях Деметры Дионис носит имя Ἴακχος и является в образе отрока (Κόρος), как брат или жених Персефоны (Κόρα). [6] Круг празднеств, учрежденных в честь Диониса в Аттике, состоял из 4 главных праздников, которые начинались поздней осенью или в декабре и продолжались до весны. 1) Малые или сельские Дионисии, Διονύσια τὰ κατ’ ἀγρούς, ἐν ἀγροῖς, τὰ μικρά, в месяце Ποσειδεών (декабрь—
[7] Следующий затем праздник — 2) Ленеи, Λήναια, в месяце Γαμηλιών (январь—
[8] В течение следующего месяца, Ἀνθεστηριών, происходили 3) Анфестерии, Ἀνθεστήρια. В первый день праздновали почин выбродившегося вина (Πιθοίγια, откупорка бочек), во второй день (οἱ Χόες, праздник кружек), на большом общественном пиру наперегонки пили молодое вино; кто первый осушал свою кружку — тот получал приз. Важнейшим действием этого дня была таинственная жертва, которую супруга архонта-царя (Βασιλεύς) приносила Дионису в его ленейском храме и бракосочетание ее с богом. Третий день назывался Χύτροι, горшечный праздник, потому что горшки с вареными стручковыми плодами выставлялись в виде жертвы для подземного (χθόνιος) Гермеса и для душ умерших.
[9] 4) Большие или городские Дионисии, Διονύσια μεγάλα, τὰ κατ’ ἄστυ, τὰ ἀστικά или просто Διονύσια, праздновались в месяце Ἐλαφηβολιών, несколько дней сряду и великолепием своим привлекали в город множество народа из туземцев и иностранцев. Древнее деревянное изображение бога, перенесенное некогда из Елевфер в Афины, переносилось блестящей процессией из Ленея в небольшой храм, находившийся по дороге в Академию, в котором оно, вероятно, первоначально находилось; при этом ликующие хоры в честь Диониса-освободителя (ἐλευθέριος) пели дифирамбы, составленные для этого праздника знаменитыми поэтами. Комедии и трагедии, а именно вновь сочиненные (καινοῖς τραγῳδοῖς), представлялись два дня сряду с большой пышностью перед огромным числом зрителей из туземцев и иностранцев, почему в этих собраниях объявляли об общественных наградах, вроде награждения Демосфена венком. Ср.: Boeckh. Kl. Schriften, т. 5, стр. 65—
В художественных произведениях следует различать более древнее изображение старого или индийского Диониса, с величественной осанкой, густыми волосами и окладистой бородой, светлыми, цветущими чертами лица, в азиатской, почти женской одежде (важнейшая статуя, т. н. Сарданапал, находится в ватиканском музее), от позднейших изображений, представляющих Диониса в отроческом возрасте (ἔφηβος), с мягкими, как бы расплывающимися мускулами, полуженскими формами тела, мечтательными чертами лица, полными неопределенной, приятной тоски; повязка и венок из листьев винограда и плюща окружают мягкие длинные кудри его, козья шкура, обыкновенно, слегка накинута на нагое тело, прислоняющееся в неге к стволу дерева (см. рис. на стр. 412, изображающий статую из луврского музея). Искусство любило изображать его в обществе менад, сатиров, силенов, кентавров, нимф и муз (такая процессия Вакха называется θίασος); сам он находится в середине этой опьяненной толпы в блаженном спокойствии, часто в обществе своей милой невесты Ариадны. Ему посвящены были виноград и плющ, пантера, рысь и тигр, осел, дельфин и козел.
[10] Греческому Дионису соответствует римский бог вина Bacchus или Liber, с которыми в культе соединялось и женское божество Libera. Оба имени, вероятно, не более как перевод греческих названий Κόρος и Κόρα; но римляне обыкновенно производили эти имена от слова liber, свободный, будто бы ими выражались свобода и веселая распущенность этих культов. Поклонение Либеру, вероятно, перешло к римлянам, как и к другим италийским народам, от греков Нижней Италии. 17 марта в честь его праздновались Liberalia (Ov. fast. 3, 711 слл.) с театральными представлениями в городе; в деревнях его праздник, как и в Аттике, справлялся разного рода забавными шутками и веселыми песнями. Verg. G. 2, 385 слл. Праздник Либералий совершался в честь не только Либера, но и Цереры, с которою вообще он и Либера, как сельские божества обилия, находились в тесной связи. Так, напр., храм, построенный в 496 г. до Р. Х. Авлом Постумием, был посвящен Церере вместе с этими двумя божествами. Помимо этого открытого служения в Рим вкрался и тайный культ Вакха, Bacchanalia (Ὄργια), которые справлялись в ночную пору с величайшим бесстыдством, так что сенат в 186 г. до Р. Х. должен был выступить против них со всею строгостью. Liv. 39, 8 слл. Но они втайне продолжали существовать до времен империи. Либера, не имевшая отдельного культа, в этом тайном служении признавалась супругою Либера-Бакхуса и, таким образом, отождествляема была с Ариадною.
|
||
1.
Тетрадрахма, серебро Антиох VI Эпифан Дионис Антиохия, 143—142 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΟΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев. | ||
2.
AE 14, бронза Александр I Балас Антиохия, 153—146 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Диониса в венке вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — слон влево; справа — монограмма. | ||
3.
Тетрадрахма, серебро Селевк I Никатор Сузы, 305—295 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — монограмма ΤΑΙ; между Никой и трофеем — монограмма ΠΥΡ. | ||
4.
Тетрадрахма, серебро Антиох VI Эпифан Дионис Антиохия, 144—143 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΘΕΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев. | ||
5.
Драхма, серебро Антиох VI Эпифан Дионис Антиохия, 144—142 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха VI в диадеме и лучистом венце вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; между ног — монограмма. | ||
6.
AE 23, бронза Антиох XII Дионис Эпифан Филопатор Каллиник Дамаск, 87—84 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха XII в диадеме вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΔΙΟΝΥΣΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ ΚΑΛΛΙΝΙΚΟΥ — Зевс стоит влево, на правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр. В обрезе: монограмма. | ||
7.
Тетрадрахма, серебро Селевк I Никатор Сузы, 300 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ. | ||
8.
AE 23 (серрат), бронза Антиох VI Эпифан Дионис Антиохия, 144—142 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — слон влево; справа — рог изобилия и надпись ΣΤΑ. | ||
9.
Аурей, золото Август 19 г. до н.э. | ||
АВЕРС: TVRPILIANVS III VIR — голова Либера (Бахуса) в плющевом венке вправо. РЕВЕРС: AVGVSTO / OB. C. S. — в три линии в центре дубового венка. | ||
10.
AE 20, медь Авл Габиний Ниса-Скифополь, 55—54 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Обнаженная голова вправо. РЕВЕРС: ΓΑΒ ΝΥ — Дионис стоит, обратившись влево, держит канфар и скипетр; в поле L I. В обрезе: Λ (?). |