Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИОНИ́С

[1] Dionȳsus, Διόνυ­σος, Διώνυ­σος, Βάκ­χος, Bac­chus, Li­ber, Вакх, сын Зев­са и Семе­лы (Hom. Il. 14, 325), бог вина и вино­де­лия, посред­ст­вом вина весе­ля­щий серд­це чело­ве­ка (χάρ­μα βρο­τοῖσιν) и про­го­ня­ю­щий заботы и стра­да­ния (Λυαῖος, осво­бо­ди­тель), а вме­сте с тем сооб­щаю­щий и телу здо­ро­вье и кре­пость. Таким обра­зом, он явля­ет­ся спа­си­те­лем (σω­τήρ) и души и тела. Его дар соеди­ня­ет людей в весе­лое обще­ние к мир­но­му наслаж­де­нию жиз­нью; поэто­му Хари­ты, Ерос и Афро­ди­та охот­но пре­бы­ва­ют в его обще­стве. Он друг муз и покро­ви­тель­ст­ву­ет их искус­ствам (Μελ­πό­μενος); дра­ма и дифи­рамб обя­за­ны сво­им про­ис­хож­де­ни­ем и раз­ви­ти­ем его куль­ту. Он сбли­жа­ет­ся и с Апол­ло­ном; посред­ст­вом сво­ей вооду­шев­ля­ю­щей силы он сооб­ща­ет дар про­ро­че­ства; он — ἰατ­ρό­μαν­τις, т. е., вра­чу­ет болез­ни пред­ска­за­ни­я­ми; в неко­то­рых местах имел свои ора­ку­лы и полу­чил уча­стие в дель­фий­ском ора­ку­ле. Отно­си­тель­но к при­ро­де этот бог, охра­ня­ю­щий и взра­щи­ваю­щий вино­град­ную лозу, полу­чил более общее зна­че­ние, сде­лав­шись покро­ви­те­лем рас­ти­тель­но­сти вооб­ще, про­из­во­ди­те­лем цве­тов и пло­дов (Φλοιός от гла­го­ла φλοίω, flo­reo, Ἀνθεύς, Ἄνθιος, Δενδρί­της, Ὕης, т. е. опло­до­тво­ря­ю­щий посред­ст­вом вла­ги) и таким обра­зом при­нял уча­стие в дея­тель­но­сти Демет­ры, с кото­рой он схо­дит­ся и в том, что в отно­ше­нии к чело­ве­че­ской жиз­ни явля­ет­ся рас­про­стра­ни­те­лем крот­ких нра­вов и куль­ту­ры (Θεσ­μο­φόρος). [2] Гомер ред­ко упо­ми­на­ет об этих мир­ных боже­ствах, Дио­ни­се и Демет­ре; они не при­над­ле­жат к сон­му олим­пий­ских богов, а мило­сти­во пре­бы­ва­ют на зем­ле сре­ди рода чело­ве­че­ско­го. Одна­ко Гоме­ру уже извест­но орги­а­сти­че­ское слу­же­ние это­му богу (Il. 6, 130 слл.). Нача­ло свое этот культ взял, веро­ят­но, от мифи­че­ских фра­кий­цев в Бео­тии; Бео­тия пото­му и счи­та­ет­ся роди­ной Дио­ни­са. Мать его Семе­ла, дочь Кад­ма, жила в Фивах. По сове­ту рев­ни­вой Геры она упро­си­ла Зев­са, чтобы он явил­ся к ней во всем сво­ем вели­чии, и когда Зевс, свя­зан­ный сво­им обе­ща­ни­ем, при­бли­зил­ся к ней с мол­нией и гро­мом, пла­мя охва­ти­ло Семе­лу и ее дом, и она, уми­рая, преж­девре­мен­но роди­ла мла­ден­ца, кото­ро­го Зевс зашил в свое бед­ро, а когда дитя дозре­ло, пере­дал на вос­пи­та­ние Иноне (Ἰνώ), супру­ге Афа­ман­та орхо­мен­ско­го. Когда же Гера при­ве­ла Афа­ман­та в бешен­ство, а Ино­на бежа­ла (см. Atha­mas), юный бог был пере­дан нисей­ским ним­фам (отсюда Διόνυ­σος), скрыт ими в пеще­ре и вскорм­лен слад­кой пищей. По пер­во­на­чаль­но­му ска­за­нию, Ниса, если толь­ко это не вооб­ра­жен­ная мест­ность, нахо­ди­лась в Бео­тии; впо­след­ст­вии ее поме­ща­ли во Фра­кии, Ара­вии, Индии и т. д. Из Бео­тии культ Дио­ни­са про­ник в Атти­ку, в окрест­но­сти Пар­насса, в Сики­он, Коринф, на ост­ро­ва Нак­сос, Лес­бос и т. д. [3] На ост­ро­ве Нак­со­се его супру­гою явля­ет­ся Ари­ад­на (см. The­seus), от кото­рой он имел сыно­вей Ойно­пи­он­та (вино­пия), Еван­фа (цве­ту­ще­го) и Ста­фи­ла (вино­гра­да­ря). Культ Дио­ни­са рас­про­стра­нил­ся по всей Гре­ции поз­же, чем культ олим­пий­ский богов, и так как он, спо­соб­ст­вуя неге и рас­по­ла­гая к рос­кош­но­му наслаж­де­нию жиз­нью, нахо­дил­ся в неко­то­ром про­ти­во­ре­чии к сте­пен­но­му и стро­го­му харак­те­ру куль­та олим­пий­ских богов и, в осо­бен­но­сти, весь­ма вли­я­тель­но­го куль­та Апол­ло­на, то введе­ние его во мно­гих мест­но­стях Гре­ции встре­ча­ло про­ти­во­дей­ст­вие. На это обсто­я­тель­ство ука­зы­ва­ют мно­гие мифы, в том чис­ле и миф (Il. 6, 130 слл.) о Ликур­ге, сыне Дри­ан­та, царя фра­кий­ских едо­нян. Он про­гнал с нисей­ских полей кор­ми­лиц пья­но­го Дио­ни­са, так что они уро­ни­ли на зем­лю свя­щен­ную утварь, а сам Дио­нис бро­сил­ся в море, где его при­ня­ла Фети­да. За это боги воз­не­на­виде­ли Ликур­га; Зевс пора­зил его сле­потою и сокра­тил его жизнь (Гомер); по позд­ней­ше­му ска­за­нию, пре­ступ­ле­ние Ликур­га повлек­ло за собою бес­пло­дие стра­ны, а сам он впал в бешен­ство, под вли­я­ни­ем кото­ро­го убил сво­его сына, при­няв его за вино­град­ную лозу. Но так как стра­на оста­ва­лась по-преж­не­му бес­плод­ною, едо­няне отве­ли Ликур­га на гору Пан­гей (Πάγ­γαιον), где по при­ка­за­нию Дио­ни­са он был рас­тер­зан коня­ми на части Apol­lod. 3, 5, 1. Soph. Ant. 955 слл. В Арго­се Дио­нис при­вел в бешен­ство жен­щин, избе­гав­ших его куль­та, так что они изби­ли и пожра­ли сво­их детей. Тиррен­ские мор­ские раз­бой­ни­ки, похи­тив­шие Дио­ни­са с мор­ско­го бере­га, были пре­вра­ще­ны им в дель­фи­нов, за исклю­че­ни­ем корм­че­го, при­знав­ше­го его богом. См. Acoe­tes, ср. так­же Pen­the­us. [4] Куда толь­ко не являл­ся Дио­нис, везде он утвер­ждал свой культ. Сопро­вож­дае­мый тол­пою сво­их слу­жи­тель­ниц, менад или вак­ха­нок, окру­жен­ный сати­ра­ми и силе­на­ми, кото­рые воору­же­ны были жез­ла­ми (θύρ­σος), обви­ты­ми плю­щом и вино­град­ны­ми лоза­ми, он победо­нос­но про­шел по Елла­де и вар­вар­ским зем­лям до отда­лен­ной Индии. Ска­за­ние об этом вак­хан­ском похо­де в Индию раз­ви­лось в сво­их подроб­но­стях толь­ко после вре­мен Алек­сандра Вели­ко­го, пред­став­ляя собою как бы мифи­че­ский пер­во­об­раз похо­да македон­ско­го героя. Когда, нако­нец, Дио­нис заста­вил весь мир при­знать себя богом, он вывел свою мать из пре­ис­под­ней на Олимп, где она под име­нем Фио­ны (Θυώνη, неисто­вая, он сам — Θυωνεύς) наслаж­да­лась бес­смер­ти­ем.

Культ Дио­ни­са с древ­них вре­мен имел харак­тер свет­лой весе­ло­сти. Плу­тарх гово­рит о нем: «Празд­ник Дио­ни­са издрев­ле справ­лял­ся про­цес­си­ей, доволь­но про­сто, но доволь­но весе­ло; впе­ре­ди — кад­ка с вином и вино­град­ная ветвь, затем один тащил коз­ла, а дру­гой сле­до­вал за ним, неся кор­зи­ну с вин­ны­ми яго­да­ми». Впо­след­ст­вии вре­ме­ни эта уме­рен­ность более и более исче­за­ла; ста­ли пре­да­вать­ся невоз­дер­жан­но­му раз­дра­же­нию чувств, бро­дить под зву­ки флейт, бубен и литавр, с гром­ки­ми воз­гла­са­ми «εὐοῖ» в пья­ном, рас­пу­щен­ном неистов­стве, разди­рать живот­ных и пожи­рать их кро­ва­вое мясо. [5] Отсюда Дио­нис полу­чил про­зва­ние Βάκ­χος — шум­ный (после вре­мен Геро­до­та), Βακ­χεῖος, Βρό­μιος, Εὔιος. В этих орги­ях, про­ис­хо­див­ших часто ночью (νυκ­τέ­λια), боль­шую роль игра­ли исступ­лен­ные жен­щи­ны, пред­став­ляв­шие спут­ниц Дио­ни­са под назва­ни­я­ми вак­ха­нок, менад, фиад, мим­ал­лон и бас­са­рид (назва­ны по длин­ной, пест­рой одеж­де, βασ­σά­ρα; Дио­нис сам назы­вал­ся Βασ­σα­ρεύς). Этот шум­ный культ, веро­ят­но, про­ис­хо­дил из Фра­кии и подал повод к сбли­же­нию Дио­ни­са с Кибе­лой и Ати­сом, и к отож­дест­вле­нию его с Саба­зи­ем, ази­ат­ски­ми боже­ства­ми, кото­рых так­же почи­та­ли диким исступ­ле­ни­ем. Дио­нис-Саба­зий (Σα­βάζιος) был пред­ста­ви­те­лем цве­ту­щей жиз­ни при­ро­ды, под­вер­гаю­щей­ся смер­ти и сно­ва про­буж­даю­щей­ся. Та же самая мысль лежит в осно­ва­нии куль­та Дио­ни­са-Загрея (Ζαγ­ρεύς, рас­тер­зан­ный), культ кото­ро­го орфи­ки вве­ли в мисте­рии Демет­ры и Пер­се­фо­ны. Они рас­ска­зы­ва­ли, что Дио­нис-Загрей, сын Юпи­те­ра и Пер­се­фо­ны, воз­веден­ный отцом на небес­ный пре­стол, был рас­тер­зан тита­на­ми, но что Зевс, про­гло­тив содро­гаю­ще­е­ся серд­це его, сно­ва родил Дио­ни­са. В мисте­ри­ях Демет­ры Дио­нис носит имя Ἴακ­χος и явля­ет­ся в обра­зе отро­ка (Κό­ρος), как брат или жених Пер­се­фо­ны (Κό­ρα). [6] Круг празд­неств, учреж­ден­ных в честь Дио­ни­са в Атти­ке, состо­ял из 4 глав­ных празд­ни­ков, кото­рые начи­на­лись позд­ней осе­нью или в декаб­ре и про­дол­жа­лись до вес­ны. 1) Малые или сель­ские Дио­ни­сии, Διονύ­σια τὰ κατ’ ἀγρούς, ἐν ἀγροῖς, τὰ μικ­ρά, в меся­це Πο­σειδεών (декабрь—январь) празд­но­ва­лись в дерев­нях по слу­чаю пер­во­го раз­ли­ва и отведы­ва­ния све­же­го вина, а не по слу­чаю сбо­ра само­го вино­гра­да, так как этот про­дол­жал­ся лишь до нача­ла нояб­ря. Ари­сто­фан (Acharn. 241 слл. 263 слл.) дает живое изо­бра­же­ние это­го празд­ни­ка, суще­ст­вен­ную часть кото­ро­го состав­ля­ла тор­же­ст­вен­ная про­цес­сия чле­нов семейств для при­не­се­ния жерт­вы. С празд­ни­ком соеди­ня­лись вся­ко­го рода дере­вен­ские уве­се­ле­ния, забав­ные тан­цы и насмеш­ли­вые шут­ки, кото­рые послу­жи­ли нача­лом дра­ма­ти­че­ской поэ­зии. Труп­пы стран­ст­ву­ю­щих акте­ров разыг­ры­ва­ли свои пье­сы, обык­но­вен­но такие, кото­рые уже рань­ше пред­став­ля­лись в горо­де. Осо­бен­но забав­ным уве­се­ле­ни­ем на этом празд­ни­ке, про­дол­жав­шем­ся несколь­ко дней, были так назы­вае­мые аско­лии (Ἀσκω­λία), при­чем маль­чи­ки, для поте­хи зри­те­лей, ска­ка­ли на одной ноге по напол­нен­ным мехам, выма­зан­ным мас­лом. В то же самое вре­мя в Елев­сине и в Афи­нах празд­но­ва­лись пожин­ки, Ἁλῷα, празд­ник, совер­шав­ший­ся вме­сте в честь Дио­ни­са, Демет­ры и Пер­се­фо­ны.

[7] Сле­дую­щий затем празд­ник — 2) Ленеи, Λή­ναια, в меся­це Γα­μηλιών (январь—фев­раль), совер­ша­лись в самих Афи­нах и были как бы про­дол­же­ни­ем сель­ских Дио­ни­сий. Пер­во­на­чаль­но это был дей­ст­ви­тель­но сель­ский празд­ник леней­ско­го окру­га, для жите­лей Афин и окрест­но­стей. В состав празд­нич­ной про­грам­мы вхо­ди­ли: боль­шой пир, для кото­ро­го город постав­лял мясо, и тор­же­ст­вен­ное шест­вие по горо­ду с обыч­ны­ми на празд­ни­ках Дио­ни­са шут­ка­ми и насмеш­ка­ми ἐξ ἁμα­ξῶν; разыг­ры­ва­лись так­же тра­гедии и в осо­бен­но­сти комедии.

[8] В тече­ние сле­дую­ще­го меся­ца, Ἀνθεσ­τη­ριών, про­ис­хо­ди­ли 3) Анфе­сте­рии, Ἀνθεσ­τή­ρια. В пер­вый день празд­но­ва­ли почин выбро­див­ше­го­ся вина (Πι­θοίγια, отку­пор­ка бочек), во вто­рой день (οἱ Χόες, празд­ник кру­жек), на боль­шом обще­ст­вен­ном пиру напе­ре­гон­ки пили моло­дое вино; кто пер­вый осу­шал свою круж­ку — тот полу­чал приз. Важ­ней­шим дей­ст­ви­ем это­го дня была таин­ст­вен­ная жерт­ва, кото­рую супру­га архон­та-царя (Βα­σιλεύς) при­но­си­ла Дио­ни­су в его леней­ском хра­ме и бра­ко­со­че­та­ние ее с богом. Тре­тий день назы­вал­ся Χύτ­ροι, гор­шеч­ный празд­ник, пото­му что горш­ки с варе­ны­ми струч­ко­вы­ми пло­да­ми выстав­ля­лись в виде жерт­вы для под­зем­но­го (χθό­νιος) Гер­ме­са и для душ умер­ших.

[9] 4) Боль­шие или город­ские Дио­ни­сии, Διονύ­σια με­γάλα, τὰ κατ’ ἄστυ, τὰ ἀστι­κά или про­сто Διονύ­σια, празд­но­ва­лись в меся­це Ἐλα­φηβο­λιών, несколь­ко дней сряду и вели­ко­ле­пи­ем сво­им при­вле­ка­ли в город мно­же­ство наро­да из тузем­цев и ино­стран­цев. Древ­нее дере­вян­ное изо­бра­же­ние бога, пере­не­сен­ное неко­гда из Елев­фер в Афи­ны, пере­но­си­лось бле­стя­щей про­цес­си­ей из Ленея в неболь­шой храм, нахо­див­ший­ся по доро­ге в Ака­де­мию, в кото­ром оно, веро­ят­но, пер­во­на­чаль­но нахо­ди­лось; при этом лику­ю­щие хоры в честь Дио­ни­са-осво­бо­ди­те­ля (ἐλευ­θέριος) пели дифи­рам­бы, состав­лен­ные для это­го празд­ни­ка зна­ме­ни­ты­ми поэта­ми. Комедии и тра­гедии, а имен­но вновь сочи­нен­ные (και­νοῖς τρα­γῳδοῖς), пред­став­ля­лись два дня сряду с боль­шой пыш­но­стью перед огром­ным чис­лом зри­те­лей из тузем­цев и ино­стран­цев, поче­му в этих собра­ни­ях объ­яв­ля­ли об обще­ст­вен­ных награ­дах, вро­де награж­де­ния Демо­сфе­на вен­ком. Ср.: Boeckh. Kl. Schrif­ten, т. 5, стр. 65—152. A. Mom­msen Heor­to­lo­gie, стр. 323 слл.



В худо­же­ст­вен­ных про­из­веде­ни­ях сле­ду­ет раз­ли­чать более древ­нее изо­бра­же­ние ста­ро­го или индий­ско­го Дио­ни­са, с вели­че­ст­вен­ной осан­кой, густы­ми воло­са­ми и окла­ди­стой боро­дой, свет­лы­ми, цве­ту­щи­ми чер­та­ми лица, в ази­ат­ской, почти жен­ской одеж­де (важ­ней­шая ста­туя, т. н. Сар­да­на­пал, нахо­дит­ся в вати­кан­ском музее), от позд­ней­ших изо­бра­же­ний, пред­став­ля­ю­щих Дио­ни­са в отро­че­ском воз­расте (ἔφη­βος), с мяг­ки­ми, как бы рас­плы­ваю­щи­ми­ся муску­ла­ми, полу­жен­ски­ми фор­ма­ми тела, меч­та­тель­ны­ми чер­та­ми лица, пол­ны­ми неопре­де­лен­ной, при­ят­ной тос­ки; повяз­ка и венок из листьев вино­гра­да и плю­ща окру­жа­ют мяг­кие длин­ные куд­ри его, козья шку­ра, обык­но­вен­но, слег­ка наки­ну­та на нагое тело, при­сло­ня­ю­ще­е­ся в неге к ство­лу дере­ва (см. рис. на стр. 412, изо­бра­жаю­щий ста­тую из лувр­ско­го музея). Искус­ство люби­ло изо­бра­жать его в обще­стве менад, сати­ров, силе­нов, кен­тав­ров, нимф и муз (такая про­цес­сия Вак­ха назы­ва­ет­ся θίασος); сам он нахо­дит­ся в середине этой опья­нен­ной тол­пы в бла­жен­ном спо­кой­ст­вии, часто в обще­стве сво­ей милой неве­сты Ари­ад­ны. Ему посвя­ще­ны были вино­град и плющ, пан­те­ра, рысь и тигр, осел, дель­фин и козел.

[10] Гре­че­ско­му Дио­ни­су соот­вет­ст­ву­ет рим­ский бог вина Bac­chus или Li­ber, с кото­ры­ми в куль­те соеди­ня­лось и жен­ское боже­ство Li­be­ra. Оба име­ни, веро­ят­но, не более как пере­вод гре­че­ских назва­ний Κό­ρος и Κό­ρα; но рим­ляне обык­но­вен­но про­из­во­ди­ли эти име­на от сло­ва li­ber, сво­бод­ный, буд­то бы ими выра­жа­лись сво­бо­да и весе­лая рас­пу­щен­ность этих куль­тов. Покло­не­ние Либе­ру, веро­ят­но, пере­шло к рим­ля­нам, как и к дру­гим ита­лий­ским наро­дам, от гре­ков Ниж­ней Ита­лии. 17 мар­та в честь его празд­но­ва­лись Li­be­ra­lia (Ov. fast. 3, 711 слл.) с теат­раль­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми в горо­де; в дерев­нях его празд­ник, как и в Атти­ке, справ­лял­ся раз­но­го рода забав­ны­ми шут­ка­ми и весе­лы­ми пес­ня­ми. Verg. G. 2, 385 слл. Празд­ник Либе­ра­лий совер­шал­ся в честь не толь­ко Либе­ра, но и Цере­ры, с кото­рою вооб­ще он и Либе­ра, как сель­ские боже­ства оби­лия, нахо­ди­лись в тес­ной свя­зи. Так, напр., храм, постро­ен­ный в 496 г. до Р. Х. Авлом Посту­ми­ем, был посвя­щен Цере­ре вме­сте с эти­ми дву­мя боже­ства­ми. Поми­мо это­го откры­то­го слу­же­ния в Рим вкрал­ся и тай­ный культ Вак­ха, Bac­cha­na­lia (Ὄργια), кото­рые справ­ля­лись в ноч­ную пору с вели­чай­шим бес­стыд­ст­вом, так что сенат в 186 г. до Р. Х. дол­жен был высту­пить про­тив них со всею стро­го­стью. Liv. 39, 8 слл. Но они втайне про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать до вре­мен импе­рии. Либе­ра, не имев­шая отдель­но­го куль­та, в этом тай­ном слу­же­нии при­зна­ва­лась супру­гою Либе­ра-Бак­ху­са и, таким обра­зом, отож­дествля­е­ма была с Ари­ад­ною.

См. также:
ДИОНИС (Мифы народов мира)
ДИОНИС (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 410—412.
См. по теме: ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Гермес с младенцем Дионисом.
Пракситель.
Мрамор.
330 г. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис, сатир и пантера.
Среднезернистый мрамор.
Римская копия 160—180 гг. н. э. греческого образца IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Дионисийская сцена.
Камея.
II—I вв. до н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис.
Бронза. 117—138 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фавн и младенец Вакх.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Паппосилен тянет повозку с Дионисом и менадой.
Краснофигурный кратер-колокол. Пестум.
Ок. 360—350 гг. до н. э.
Приписывается мастеру Пифону.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис.
Мрамор.
Римская работа по греческим образцам IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Детство Диониса.
Сардоникс. II—III вв.
2 × 2,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис, едущий в квадриге, и танцующая менада.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается Группе Леагра.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΟΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
2. AE 14, бронза
Александр I Балас
Антиохия, 153—146 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Диониса в венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — слон влево; справа — монограмма.
3. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — монограмма ΤΑΙ; между Никой и трофеем — монограмма ΠΥΡ.
4. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΘΕΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
5. Драхма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в диадеме и лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; между ног — монограмма.
6. AE 23, бронза
Антиох XII Дионис Эпифан Филопатор Каллиник
Дамаск, 87—84 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха XII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΔΙΟΝΥΣΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ ΚΑΛΛΙΝΙΚΟΥ — Зевс стоит влево, на правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр.
В обрезе: монограмма.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ.
8. AE 23 (серрат), бронза
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — слон влево; справа — рог изобилия и надпись ΣΤΑ.
9. Аурей, золото
Август
19 г. до н.э.
АВЕРС: TVRPILIANVS III VIR — голова Либера (Бахуса) в плющевом венке вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTO / OB. C. S. — в три линии в центре дубового венка.
10. AE 20, медь
Авл Габиний
Ниса-Скифополь, 55—54 гг. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова вправо.
РЕВЕРС: ΓΑΒ ΝΥ — Дионис стоит, обратившись влево, держит канфар и скипетр; в поле L I.
В обрезе: Λ (?).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА