Мифы народов мира

ДИО́НИС (Διόνυ­σος), БА́ХУС, ВАКХ, в гре­че­ской мифо­ло­гии бог пло­до­но­ся­щих сил зем­ли, рас­ти­тель­но­сти, вино­гра­дар­ства, вино­де­лия. Боже­ство восточ­но­го (фра­кий­ско­го и лидий­ско-фри­гий­ско­го) про­ис­хож­де­ния, рас­про­стра­нив­ше­е­ся в Гре­ции срав­ни­тель­но позд­но и с боль­шим трудом утвер­див­ше­е­ся там. Хотя имя Дио­ни­са встре­ча­ет­ся на таб­лич­ках крит­ско­го линей­но­го пись­ма «B» ещё в 14 в. до н. э., рас­про­стра­не­ние и утвер­жде­ние куль­та Дио­ни­са в Гре­ции отно­сит­ся к 8—7 вв. до н. э. и свя­за­но с ростом горо­дов-государств (поли­сов) и раз­ви­ти­ем полис­ной демо­кра­тии. В этот пери­од культ Дио­ни­са стал вытес­нять куль­ты мест­ных богов и геро­ев. Дио­нис как боже­ство зем­ледель­че­ско­го кру­га, свя­зан­ное со сти­хий­ны­ми сила­ми зем­ли, посто­ян­но про­ти­во­по­став­лял­ся Апол­ло­ну — как преж­де все­го боже­ству родо­вой ари­сто­кра­тии. Народ­ная осно­ва куль­та Дио­ни­са отра­зи­лась в мифах о неза­кон­ном рож­де­нии бога, его борь­бе за пра­во вой­ти в чис­ло олим­пий­ских богов и за повсе­мест­ное уста­нов­ле­ние сво­его куль­та.

Суще­ст­ву­ют мифы о раз­ных древ­них вопло­ще­ни­ях Дио­ни­са, как бы под­готав­ли­ваю­щие его при­ход. Извест­ны арха­и­че­ские ипо­ста­си Дио­ни­са: Загрей, сын Зев­са Крит­ско­го и Пер­се­фо­ны; Иакх, свя­зан­ный с Элев­син­ски­ми мисте­ри­я­ми; Дио­нис — сын Зев­са и Демет­ры (Diod. III 62, 2—28). Соглас­но основ­но­му мифу, Дио­нис — сын Зев­са и доче­ри фиван­ско­го царя Кад­ма Семе­лы. По нау­ще­нию рев­ни­вой Геры Семе­ла попро­си­ла Зев­са явить­ся к ней во всём сво­ём вели­чии, и тот, пред­став в свер­ка­нии мол­ний, испе­пе­лил огнём смерт­ную Семе­лу и её терем. Зевс выхва­тил из пла­ме­ни Дио­ни­са, появив­ше­го­ся на свет недо­но­шен­ным, и зашил его в своё бед­ро. В поло­жен­ное вре­мя Зевс родил Дио­ни­са, рас­пу­стив швы на бед­ре (Hes. Theog. 940—942; Eur. Bacch. 1—9, 88—98, 286—297), а потом отдал Дио­ни­са через Гер­ме­са на вос­пи­та­ние нисей­ским ним­фам (Eur. Bacch. 556—559) или сест­ре Семе­лы Ино (Apol­lod. III 4, 3). Дио­нис нашёл вино­град­ную лозу. Гера все­ли­ла в него безу­мие, и он, ски­та­ясь по Егип­ту и Сирии, при­шёл во Фри­гию, где боги­ня Кибе­ла — Рея исце­ли­ла его и при­об­щи­ла к сво­им орги­а­сти­че­ским мисте­ри­ям. После это­го Дио­нис через Фра­кию отпра­вил­ся в Индию (Apol­lod. III 5, 1). Из восточ­ных земель (из Индии или из Лидии и Фри­гии) он воз­вра­ща­ет­ся в Гре­цию, в Фивы. Во вре­мя пла­ва­ния с ост­ро­ва Ика­рия на ост­ров Нак­сос Дио­ни­са похи­ща­ют мор­ские раз­бой­ни­ки-тиррен­цы (Apol­lod. III 5, 3). Раз­бой­ни­ки при­хо­дят в ужас при виде уди­ви­тель­ных пре­вра­ще­ний Дио­ни­са. Они зако­ва­ли Дио­ни­са в цепи, чтобы про­дать в раб­ство, одна­ко око­вы сами упа­ли с рук Дио­ни­са; опле­тя вино­град­ны­ми лоза­ми и плю­щом мач­ту, пару­са кораб­ля, Дио­нис явил­ся в виде мед­веди­цы и льва. Сами пира­ты, бро­сив­ши­е­ся со стра­ха в море, пре­вра­ти­лись в дель­фи­нов (Hymn. Hom. VII). В этом мифе отра­зи­лось арха­и­че­ское рас­ти­тель­но-зооморф­ное про­ис­хож­де­ние Дио­ни­са. Рас­ти­тель­ное про­шлое это­го бога под­твер­жда­ет­ся его эпи­те­та­ми: Эвий («плющ», «плю­ще­вой»), «вино­град­ная гроздь» и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморф­ное про­шлое Дио­ни­са отра­же­но в его обо­рот­ни­че­стве и пред­став­ле­ни­ях о Дио­ни­се-быке (618, 920—923) и Дио­ни­се-коз­ле. Сим­во­лом Дио­ни­са как бога пло­до­но­ся­щих сил зем­ли был фал­лос.

На ост­ро­ве Нак­сос Дио­нис встре­тил люби­мую им Ари­ад­ну, поки­ну­тую Тесе­ем, похи­тил её и на ост­ро­ве Лем­нос всту­пил с ней в брак; от него она роди­ла Эно­пи­о­на, Фоан­та и др. (Apol­lod. epit. I 9). Повсюду, где появ­ля­ет­ся Дио­нис, он учреж­да­ет свой культ; везде на сво­ём пути обу­ча­ет людей вино­гра­дар­ству и вино­де­лию. В шест­вии Дио­ни­са, носив­шем экс­та­ти­че­ский харак­тер, участ­во­ва­ли вак­хан­ки, сати­ры, мена­ды или бас­са­риды (одно из про­звищ Дио­ни­са — Бас­са­рей) с тир­са­ми (жез­ла­ми), уви­ты­ми плю­щом. Опо­я­сан­ные зме­я­ми, они всё сокру­ша­ли на сво­ём пути, охва­чен­ные свя­щен­ным безу­ми­ем. С воп­ля­ми «Вакх, Эвое» они сла­ви­ли Дио­ни­са Бро­мия («бур­но­го», «шум­но­го»), били в тим­па­ны, упи­ва­ясь кро­вью рас­тер­зан­ных диких зве­рей, высе­кая из зем­ли сво­и­ми тир­са­ми мёд и моло­ко, выры­вая с кор­нем дере­вья и увле­кая за собой тол­пы жен­щин и муж­чин (Eur. Bacch. 135—167, 680—770). Дио­нис сла­вит­ся как Лиэй («осво­бо­ди­тель»), он осво­бож­да­ет людей от мир­ских забот, сни­ма­ет с них путы раз­ме­рен­но­го быта, рвёт око­вы, кото­ры­ми пыта­ют­ся опу­тать его вра­ги, и сокру­ша­ет сте­ны (616—626). Он насы­ла­ет безу­мие на вра­гов и страш­но их кара­ет; так он посту­пил со сво­им двою­род­ным бра­том фиван­ским царём Пен­фе­ем, кото­рый хотел запре­тить вак­хи­че­ские неистов­ства. Пен­фей был рас­тер­зан вак­хан­ка­ми под пред­во­ди­тель­ст­вом сво­ей мате­ри Ага­вы, при­няв­шей в состо­я­нии экс­та­за с.381 сына за живот­ное (Apol­lod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061—1152). На Ликур­га — сына царя эдо­нов, высту­пав­ше­го про­тив куль­та Дио­ни­са, бог наслал безу­мие, а затем Ликург был рас­тер­зан сво­и­ми же лошадь­ми (Apol­lod. III 5, 1).

В чис­ло 12 олим­пий­ских богов Дио­нис вошёл позд­но. В Дель­фах он стал почи­тать­ся наряду с Апол­ло­ном. На Пар­на­се каж­дые два года устра­и­ва­лись оргии в честь Дио­ни­са, в кото­рых участ­во­ва­ли фиа­ды — вак­хан­ки из Атти­ки (Paus. X 4, 3). В Афи­нах устра­и­ва­лись тор­же­ст­вен­ные про­цес­сии в честь Дио­ни­са и разыг­ры­вал­ся свя­щен­ный брак бога с супру­гой архон­та басилев­са (Aris­tot. Rep. Athen. III 5). Из рели­ги­оз­но-куль­то­вых обрядов, посвя­щён­ных Дио­ни­су (греч. tra­go­dia, букв. «песнь о коз­ле» или «песнь коз­лов», т. е. коз­ло­но­гих сати­ров — спут­ни­ков Дио­ни­са), воз­ник­ла древ­не­гре­че­ская тра­гедия. В Атти­ке Дио­ни­су были посвя­ще­ны Вели­кие, или Город­ские, Дио­ни­сии, вклю­чав­шие тор­же­ст­вен­ные про­цес­сии в честь бога, состя­за­ния тра­ги­че­ских и коми­че­ских поэтов, а так­же хоров, испол­няв­ших дифи­рам­бы (про­хо­ди­ли в мар­те — апре­ле); Ленеи, вклю­чав­шие испол­не­ние новых комедий (в янва­ре — фев­ра­ле); Малые, или Сель­ские, Дио­ни­сии, сохра­нив­шие пере­жит­ки аграр­ной магии (в декаб­ре — янва­ре), когда повто­ря­лись дра­мы, уже игран­ные в горо­де.

В элли­ни­сти­че­ское вре­мя культ Дио­ни­са сли­ва­ет­ся с куль­том фри­гий­ско­го бога Саба­зия (Саба­зий ста­ло посто­ян­ным про­зви­щем Дио­ни­са). В Риме Дио­нис почи­тал­ся под име­нем Вак­ха (отсюда вак­хан­ки, вак­ха­на­лии) или Баху­са. Отож­дествлял­ся с Оси­ри­сом, Сера­пи­сом, Мит­рой, Адо­ни­сом, Амо­ном, Либе­ром.


Лит.: Лосев А. Ф., Антич­ная мифо­ло­гия в её исто­ри­че­ском раз­ви­тии, М., 1957, с. 142—82; Ниц­ше Ф., Рож­де­ние тра­гедии из духа музы­ки, Полн. собр. соч., т. 1, [М.], 1912; Ot­to W. P., Dio­ny­sos. Mythos und Kul­tus, 2 Aufl., Fr./M., 1939; Jün­ger F. G., Grie­chi­sche Göt­ter. Apol­lon, Pan, Dio­ny­sos, Fr./M., 1943; Méautis G., Dio­ny­sos ou le pou­voir de fas­ci­na­tion, в его кн.: Mythes in­con­nus de la Grè­ce an­ti­que, P., [1944], p. 33—53; Jean­mai­re H., Dio­ny­sos. His­toi­re du cul­te de Bac­chus, P., 1951.

А. Ф. Лосев

Сохра­ни­лось мно­же­ство памят­ни­ков антич­но­го искус­ства, вопло­тив­ших образ Дио­ни­са и сюже­ты мифов о нём (любовь Дио­ни­са к Ари­адне и др.) в пла­сти­ке (ста­туи и релье­фы) и вазо­пи­си. Широ­ко рас­про­стра­не­ны были (осо­бен­но в вазо­пи­си) сце­ны шест­вия Дио­ни­са и его спут­ни­ков, вак­ха­на­лий; эти сюже­ты нашли отра­же­ние в релье­фах сар­ко­фа­гов. Дио­ни­са изо­бра­жа­ли сре­ди олим­пий­цев (релье­фы восточ­но­го фри­за Пар­фе­но­на) и в сце­нах гиган­то­ма­хии, а так­же плы­ву­щим по морю (килик Эксе­кия «Дио­нис в ладье» и др.) и сра­жаю­щим­ся с тиррен­ца­ми (рельеф памят­ни­ка Лиси­кра­ту в Афи­нах, ок. 335 до н. э.). В сред­не­ве­ко­вых книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях Дио­нис изо­бра­жал­ся обыч­но как оли­це­тво­ре­ние осе­ни — с.382 вре­мя сбо­ра уро­жая (ино­гда толь­ко октяб­ря). В эпо­ху Воз­рож­де­ния тема Дио­ни­са в искус­стве свя­зы­ва­ет­ся с утвер­жде­ни­ем радо­сти бытия; широ­кое рас­про­стра­не­ние при­об­ре­та­ют с 15 в. сце­ны вак­ха­на­лий (нача­ло их изо­бра­же­нию поло­жил А. Ман­те­нья; к сюже­ту обра­ща­лись А. Дюрер, А. Альт­дор­фер, Х. Баль­дунг Грин, Тици­ан, Джу­лио Рома­но, Пьет­ро да Кор­то­на, Анни­ба­ле Каррач­чи, П. П. Рубенс, Я. Йор­данс, Н. Пус­сен). Той же сим­во­ли­кой про­ни­за­ны сюже­ты «Вакх, Вене­ра и Цере­ра» и «Вакх и Цере­ра» (см. в ста­тье Демет­ра), осо­бен­но попу­ляр­ные в живо­пи­си барок­ко. В 15—18 вв. попу­ляр­но­стью в живо­пи­си поль­зо­ва­лись сце­ны, изо­бра­жаю­щие встре­чу Дио­ни­са и Ари­ад­ны, их свадь­бу и три­ум­фаль­ное шест­вие. Сре­ди про­из­веде­ний пла­сти­ки — релье­фы «Вакх пре­вра­ща­ет тиррен­цев в дель­фи­нов» А. Фила­ре­те (на брон­зо­вых две­рях собо­ра свя­то­го Пет­ра в Риме), «Встре­ча Вак­ха и Ари­ад­ны» Дона­тел­ло, ста­туи «Вакх» Микел­ан­дже­ло, Я. Сан­со­ви­но и др. Дио­нис зани­ма­ет осо­бое место сре­ди дру­гих антич­ных пер­со­на­жей в садо­вой пла­сти­ке барок­ко. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные про­из­веде­ния 18 — нач. 19 вв. — ста­туи «Вакх» И. Г. Дан­не­ке­ра и Б. Торвальд­се­на. Сре­ди музы­каль­ных про­из­веде­ний 19—20 вв. на сюже­ты мифа: опе­ра-балет А. С. Дар­го­мыж­ско­го «Тор­же­ство Вак­ха», дивер­тис­мент К. Дебюс­си «Три­умф Вак­ха» и его же опе­ра «Дио­нис», опе­ра Ж. Мас­сне «Вакх» и др.

См. также:
ДИОНИС (Словарь античности)
ДИОНИС (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 380—382.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом (правая торцовая сторона).
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис.
Мрамор. Сер. I в.
Высота 44 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом.
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис с пантерой и сатиром.
Мрамор (грекетто?).
Римская копия I—II вв. н. э. эллинистического образца.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная статуя Антиноя в образе Диониса—Осириса.
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис, возлежащий с ритоном на судне, плывущем среди дельфинов.
Чернофигурный килик с глазами (тип A). Аттика.
Подписан гончаром и художником Экзекием.
Глина.
Ок. 530 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа: сторона AB, со сценами свадьбы Пелея; процессия богов (Зевс и Гера).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Фиала с рельефным декором — колесницы.
Южная Италия, Калена.
Глина, лак. III в. до н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антиной Браски.
Мрамор.
130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 4.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΟΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
2. AE 14, бронза
Александр I Балас
Антиохия, 153—146 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Диониса в венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — слон влево; справа — монограмма.
3. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 305—295 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — монограмма ΤΑΙ; между Никой и трофеем — монограмма ΠΥΡ.
4. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΘΕΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
5. Драхма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в диадеме и лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; между ног — монограмма.
6. AE 23, бронза
Антиох XII Дионис Эпифан Филопатор Каллиник
Дамаск, 87—84 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха XII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΔΙΟΝΥΣΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ ΚΑΛΛΙΝΙΚΟΥ — Зевс стоит влево, на правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр.
В обрезе: монограмма.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ.
8. AE 23 (серрат), бронза
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — слон влево; справа — рог изобилия и надпись ΣΤΑ.
9. Аурей, золото
Август
19 г. до н.э.
АВЕРС: TVRPILIANVS III VIR — голова Либера (Бахуса) в плющевом венке вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTO / OB. C. S. — в три линии в центре дубового венка.
10. AE 20, медь
Авл Габиний
Ниса-Скифополь, 55—54 гг. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова вправо.
РЕВЕРС: ΓΑΒ ΝΥ — Дионис стоит, обратившись влево, держит канфар и скипетр; в поле L I.
В обрезе: Λ (?).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА