Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИОСКУ́РЫ

Διόσ­κου­ροι, т. е., Зев­со­вы отро­ки, Кастор и Полидевк (Πο­λυδεύκης, Pol­lux), сыно­вья Леды, бра­тья Еле­ны и Кли­тем­не­стры, родив­ши­е­ся в Ами­к­лах. Они счи­та­ют­ся или сыно­вья­ми Тин­да­рея и назы­ва­ют­ся поэто­му Тин­да­рида­ми, или же детьми Зев­са, кото­рый, по позд­ней­ше­му ска­за­нию, про­из­вел их, при­няв вид лебедя. По Гоме­ру, они еще до тро­ян­ской вой­ны сошли с лика зем­ли: «Но и в нед­рах зем­ных высо­ко почтен­ные Зев­сом, то один день, чере­дой, наслаж­да­ют­ся жиз­нен­ным све­том, то уми­ра­ют опять, а по чести богам они рав­ны». Il. 3, 236. Od. 11, 298. Это были два юных героя, из кото­рых Кастор сла­вил­ся как укро­ти­тель коней (ἱπ­πό­δαμος), а Полидевк как кулач­ный боец (πὺξ ἀγα­θός). Они пред­при­ня­ли поход в Атти­ку, чтобы осво­бо­дить сест­ру свою Еле­ну, похи­щен­ную Тесе­ем, сопут­ст­во­ва­ли арго­нав­там и боро­лись с сыно­вья­ми Афа­ре­евы­ми Ида­сом и Лин­ке­ем, у кото­рых они похи­ти­ли их невест, Фебу и Гила­ей­ру (Φοίβη, Ἱλάειρα), доче­рей обще­го их дяди Лев­кип­па, Лев­кип­пид, и жени­лись на них (см. Idas). В этой послед­ней борь­бе Кастор, кото­рый был смерт­ный сын Тин­да­рея, пал; тогда Полидевк, бес­смерт­ный сын Зев­са, из люб­ви к бра­ту упро­сил сво­его отца, чтобы ему так­же поз­во­ле­но было уме­реть. Зевс, одна­ко, пре­до­ста­вил ему на выбор или оби­тать с ним вме­сте на Олим­пе, или один день пре­бы­вать вме­сте с бра­том на Олим­пе, а дру­гой — в пре­ис­под­ней. Полидевк избрал послед­нее. Таким обра­зом позд­ней­шее ска­за­ние объ­яс­ня­ло упо­мя­ну­тую Гоме­ром пооче­ред­ную сме­ну смерт­но-бес­смерт­ной жиз­ни. Пер­во­на­чаль­но оба Дио­с­ку­ра были, веро­ят­но, древ­не­пе­ласгий­ские боже­ства све­та, при­ня­тые вторг­нув­ши­ми­ся в Пело­пон­нес доря­на­ми и почи­тав­ши­е­ся ими как герои-полу­бо­ги. В Спар­те они были защит­ни­ка­ми государ­ства и покро­ви­те­ля­ми гим­на­сти­ки; впо­след­ст­вии их сме­ши­ва­ли с само­фра­кий­ски­ми Каби­ра­ми, пред­став­ля­ли путе­во­ди­те­ля­ми моря­ков и покро­ви­те­ля­ми госте­при­им­ства (см. Θεοξέ­νια). Зна­ком их бли­зо­сти моря­ки счи­та­ли появ­ляв­ши­е­ся ино­гда на око­неч­но­стях мачт элек­три­че­ские огонь­ки — огонь Св. Ильи. Празд­ник в честь Дио­с­ку­ров назы­вал­ся Διοσ­κού­ρια или так­же Ἀνά­κεια, от сло­ва Ἄνα­κες, т. е. ἄνακ­τες — вла­сти­те­ли, вер­хов­ные пра­ви­те­ли, как и назы­ва­ли их в неко­то­рых местах, а имен­но в Афи­нах.

См. также:
ДИОСКУРЫ (Словарь античности)
ДИОСКУРЫ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 413.
См. по теме: ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭХЕМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Капитолийская триада.
Мрамор.
II в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Падение Фаэтона.
Мрамор.
Римская работа II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуи Диоскуров на Капитолии со стороны парадной лестницы.
Мрамор.
Императорское время.
Рим, Капитолийские музеи, Площадь Капитолия.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь с изображением двух Диоскуров у источника Ютурны.
Императорское время.
Рим, Римский Форум.
5. НАДПИСИ. Рим.
Бронзовая табличка из Лавиния с посвящением Кастору и Поллуксу.
2-я пол. VI в. до н. э.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Весты, Колизей, арка Тита, базилика Юлия, храм Кастора и Поллукса, атрий Весты, дом Тиберия).
Рим, Римский Форум.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Фронтальная панель.
Мрамор. 2-я половина II в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг супружеской пары в окружении Диоскуров.
Фронтальная панель.
Мрамор. 240—260 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Юний
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; козырек тройной, заостренный; серьги из трех капель, средняя из которых удлиненная, и ожерелье; волосы уложены в три симметричных локона; позади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: ROMA (на таблице). Диоскуры на конях скачут вправо; каждый из них держит копье наперевес и одет в хламиду, панцирь и круглую шапку (pileus), увенчанную звездой; под конями C IVNI C F. Линейная кайма.
2. Денарий, серебро
Марк Юний Силан
Рим, 145 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, с серьгой из шариков в форме виноградной грозди; сзади ослиная голова; под подбородком X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры скачут вправо; ниже M. IVNI; в поле ROMA. Линейная кайма.
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 143—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΟΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
4. Тетрадрахма, серебро
Антиох VI Эпифан Дионис
Антиохия, 144—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VI в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΔΙΟΝΥΣΟΥ — Диоскуры скачут влево, с копьями наперевес; справа — ΤΡΥ, ΣΤΑ и монограмма; снизу — ΘΕΡ (обозначение даты); все это находится внутри венка из лилий, плюща и хлебных колосьев.
5. AE 17, бронза
Селевк II Каллиник
Нисибис, 246—226 гг. до н.э.
АВЕРС: Головы Диоскуров влево.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Голова слона вправо; справа — буква Φ.
6. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 177—178 гг.
АВЕРС: L. AVREL. COMMODVS AVG. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. III IMP. II COS. P. P. — Кастор, обнаженный, если не считать плаща на груди и на плечах, в круглой шапочке, стоит во фронт, голова влево, перед конем, который стоит влево, держа его под уздцы правой рукой и держа перевернутое копье, вертикально, в левой руке.
7. Медальон, медь
Коммод
Рим, 184—185 гг.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в лавровом венке и в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. X IMP. VII COS. III P. P. — Юпитер сидит на троне во фронт, держит пучок молний в правой руке и скипетр — в левой; по сторонам от него, слева и справа, стоят Диоскуры, обнаженные, если не считать накинутых на плечи плащей, каждый держит копье и коня под уздцы. У основания трона сидит вправо орел, повернув голову влево.
8. Денарий, серебро
Гай Сервилий Ватия
Рим, 136 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом шлеме вправо, шлем украшен головой грифона; забрало из трех частей и поднято козырьком; серьга с тройной подвеской и ожерелье из подвесок; волосы спадают локонами; сзади головы лавровый венок; внизу X и ROMA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут галопом в противоположные стороны, но смотрят, обернувшись, друг на друга; из копья направлены остриями вниз; у каждого над головой звезда. Кайма из точек.
В обрезе: C. SERVEILI. M. F. (Caius Serveilius Marci filius).
9. Денарий, серебро
Луций Юлий Цезарь
Рим, 141 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы, обращенная вправо, в крылатом шлеме, украшенном головой грифона; забрало состоит из трех частей и поднято козырьком; спиралеобразная серьга с одной подвеской; позади головы XVI (= 16 ассам). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Диоскуры верхом на лошадях скачут вправо, у каждого в руке копье наперевес; оба одеты в хламиду, доспехи и пилей, над головой у каждого звезда. Под лошадьми L. IVLI. (Lucius Iulius). Кайма в виде линии.
В обрезе на табличке: ROMA.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА