Храм Юпитера Наилучшего Величайшего (Капитолийского) (aedes Iovis Optimi Maximi) (рис. 19) — великий храм на более низкой вершине Капитолийского холма, посвящённый Юпитеру с его супругой Юноной Региной и дочерью Минервой — то есть, Капитолийской триаде. Тарквиний Древний дал обет построить этот храм во время войны с сабинами, выровнял и террасировал участок для него и, возможно, частично заложил фундамент, но большая часть сооружения приписывается с.222 Тарквинию Гордому, который, как сообщается, завершил его строительство. По меньшей мере некоторые части территории, занятой Тарквинием Древним под храм, уже были посвящены различным другим божествам, и все они позволили эксавгурировать и перенести свои святилища в другое место, за исключением Термина (q. v.) и Ювенты (см. Iuventas, Aedicula). Поэтому их святилища были включены в новый храм; отказ Термина переезжать сочли добрым предзнаменованием для города Рима (Cic. Rep. II. 36; Liv. I. 38. 7, 55. 1—
Первоначальный храм, вероятно, был построен из глинобитного кирпича, облицованного штукатуркой, на основании из каппеллаччо, плохого туфа, покрывающего римские холмы, значительная часть которого, видимо, была получена при эскарпировании и выравнивании участка, предназначенного для храма. В ходе этих работ была обнаружена человеческая голова с необыкновенно хорошо сохранившимися чертами лица (Liv. I. 55. 5; Varr. LL. V. 41). Этрусский гаруспик, к которому обратились за истолкованием знамения, объявил, что оно предвещает господство Рима над Италией (Serv. Aen. VIII. 345; Arnob. Adv. Nat. VI. 7; Isid. XV. 2. 31; Cass. Dio II frag. 11. 8 [Zonaras VII. 11]).
Это был храм этрусского типа, но с тремя целлами, расположенными бок о бок: средняя была посвящена Юпитеру Наилучшему, левая — Юноне Регине, а правая — Минерве. Культовая статуя Юпитера была изготовлена из терракоты и считалась работой мастера-коропласта Вульки из Вей (Plin. HN. XXXV. 157). Она изображала бога стоящим и мечущим молнию (Ovid. Fast. I. 201—
Крыша была полностью деревянной и, вероятно, её значительную часть покрывала декоративная терракотовая облицовка. От неё осталось очень мало фрагментов, но среди них — прекрасный антефикс в форме головы Силена. На верхушке фасада стояла терракотовая группа: Юпитер на колеснице, запряжённой четырьмя конями, — тоже работа Вульки, которая, как говорили, чудесным образом увеличилась во время обжига, так что пришлось разбирать печь, чтобы её достать (Plin. HN. XXVIII. 16, XXXV. 157; Fest. 340—
Сообщается о нескольких ремонтах и усовершенствованиях храма. В 179 г. до н. э. стены и колонны заново оштукатурили (Liv. XL. 51. 3), а над дверью была помещена таблица с копией посвящения храма Морских Ларов, которое совершил Луций Эмилий Регилл (см. Lares Permarini, Aedes; Liv. XL. 52. 7). После Третьей Пунической войны в целле положили напольную мозаику (Plin. HN. XXXVI. 185), а в 142 г. до н. э. кессонный потолок позолотили (Plin. HN. XXXIII. 57).
Храм стоял на Капитолийской площади (q. v.), а перед ним располагался алтарь Юпитера — важная достопримечательность (Suet. Aug. 94. 8; Zonar. VIII. 1). Храм стал хранилищем сокровищ, дарованных победоносными полководцами, посвящений и победных трофеев. Самое первое из известных посвящений — это золотой венок, который поднесли латины в 495 г. (Liv. II. 22. 6). Даров скопилось такое количестве, что в 179 г. до н. э. пришлось убрать множество статуй и щитов, прикреплённых к колоннам (Liv. XL. 51. 3).
Храм Тарквиния сгорел 6 июля 83 г. до н. э. (Plut. Sull. 27. 6; Cic. Cat. III. 9; Sall. Cat. 47. 2; Tac. Hist. III. 72; App. BC. I. 83, 86; Obseq. 57); он был разрушен полностью, включая культовую статую (Plut. De Is. et Os. 71) и Сивиллины книги, хранившиеся в каменном сундуке под землёй (Dion. Hal. IV. 62. 5—
Этот храм был построен на фундаменте первоначального здания и в соответствии с первоначальным планом, отличаясь, согласно Дионисию, лишь дороговизной материалов (IV. 61. 4). Варрон вспоминал, что Катул хотел понизить уровень Капитолийской площади, чтобы сделать храм более высоким, а подиум — пропорциональным крыше, что, вероятно, больше отвечало вкусам его времени, но ему помешали favissae храма (Gell. II. 10). Эти favissae представляли собой подземные помещения, наподобие цистерн, где хранились старые, сломанные или бесполезные уже посвящения (Paul. ex Fest. 78L; Gell. II. 10). Крышу каким-то образом поддерживали деревянные орлы, возможно, — резные консоли (Tac. Hist. III. 71), а покрывала её черепица из позолоченной бронзы (Plin. HN. XXXIII. 57; Sen. Controv. I. 6. 4, II. 1. 1). Изображения фронтона на монетах разнятся, и невозможно точно определить его скульптурную программу (ср. BMCRR. I. P. 571—
Поскольку храм располагался на возвышенности, его часто повреждали молнии (Cic. Cat. III. 19, Div. I. 19, II. 45; Cass. Dio XLI. 14. 3, XLII. 26. 3, LV. 1. 1; Tac. Ann. XIII. 24), но, видимо, он никогда не загорался. Август восстановил храм с большими затратами, но не стал указывать на нём своё имя (RGDA. 20). В 69 г. второй храм сгорел, когда вителлианцы штурмовали Капитолий (Tac. Hist. III. 71; Suet. Vitel. 15. 3; Cass. Dio LXIV. 17. 3; Stat. Silv. V. 3. 195—
Этот храм сгорел во время великого пожара при Тите в 80 г. н. э. (Cass. Dio LXVI. 24); его восстановление начал Тит, а закончил Домициан (Suet. Dom. 5; Plut. Poplic. 15. 3; Eutrop. VII. 23. 5; Chron. 146). Новый храм превосходил предшественников великолепием и имел колонны из пентелийского мрамора (Plut. Poplic. 15. 4), обшитые золотом двери (Zosim. V. 38. 5) и крышу, покрытую черепицей из позолоченной бронзы (Procop. Bell. Vand. I. 5. 4). Сообщается, что Домициан потратил двенадцать тысяч талантов на позолоту одного только этого храма. Свидетельства монет позволяют отнести посвящение храма к 82 г. н. э. (BMCRE. II. Dom. 251), но Иероним относит его к 89 г. н. э. (a. Abr. 2105), что оставляет более вероятный промежуток времени для столь великого строительства. Сведения о скульптурах на фронтоне и крыше дают монеты и изображения на рельефах, особенно рельеф с форума Траяна, хранящийся в Лувре; на нём сегодня отсутствует часть с фронтоном, но она сохранялась достаточно долго, чтобы фигурировать на рисунке эпохи Возрождения. На нём изображена квадрига на коньке и бига в качестве правого бокового акротерия, а между ними — отдельно стоящие фигуры Марса и Венеры. На фронтоне восседает на тронах Капитолийская триада над орлом с распростёртыми крыльями, по бокам расположены биги Солнца и Луны, а в углах — другие менее важные фигуры (Wace
Аммиан считал этот храм прекраснейшим в Риме (XXII. 16. 12), а Авзоний говорит о «золотых кровлях Капитолия» (Ord. Nob. Urb. 19. 17: aurea Capitoli culmina). Его разрушение началось в V в., когда Стилихон снял золотые пластины с дверей храма (Zosimus 5. 38), и продолжилось, когда Гензерих забрал с крыши половину позолоченной черепицы (Procop. Bell. Vand. I. 5. 4). В VI в. Кассиодор (Var. VII. 6. 1) всё ещё считал этот храм одним из великолепнейших зданий в мире. Но около 571 г. Нарсес сбросил большинство его статуй, если не все (MGH, Chron. Min. I. 336: de Neapolim egressus Narsis ingressus Romam et deposuit palatii eius statuam et Capitolium[3]). Об истории его разрушения известно мало до XVI в., когда на его руинах было построено палаццо Каффарелли (Lanciani R. Storia degli scavi di Roma e notizie intorno le collezioni romane di antichità. Roma, 1902—
Раскопки, вместе со сведениями Витрувия (III. 3. 5) и Дионисия (IV. 61), дают нам общий план храма, который не менялся со времён основания. Он был почти квадратным, в длину чуть больше, чем в ширину, и обращённым на юго-восток; он выходил на Велабр и северо-западный конец Большого Цирка. Платформа не была цельной, но состояла из сетки стен, соответствующих линиям стен и колонн. Ширина стен периметра составляет от 5 до 8 м; ширина внутренних стен — около 4,15 м. Стены были построены из блоков каппеллаччо, положенных методом сухой кладки и врытых глубоко в землю, так что их общая высота составляла от 4 до 5 м; их части можно увидеть в Новом капитолийском музее и его саду. Обнаружено три угла платформы: один в саду музея, возле Виа-делле-Тре-Пиле, один на Виа-ди-Монте-Тарпейо к востоку от музея, и один на маленькой Пьяцца-ди-Монте-Тарпейо. Отсюда можно вывести общие измерения платформы: 53,50 на 62,25 м, что составляет 180 на 210 римских футов. Ерстад вычислил, что нижний диаметр колонн, — параметр, который Витрувий использует как основной конструктивный размер, — составлял 8 римских футов. Отношение длины к ширине составляло
Храм всегда был гексастильным, и ряды колонн соответствовали стенам целл. Так, центральный межколонный интервал, от оси до оси, должен был составлять 15,84 м (40 римских футов), а интервалы по сторонам от него — 9,47 м (32 римских фута). Ширина центральной целлы составляла ровно 40 римских футов, а её длина по оси стен — 96 футов, так что она была достаточно велика для того, чтобы вместить заседания сената, которые нередко здесь проводились. Храм служил центром римской государственной религии и всегда имел огромное политическое и религиозное значение. Здесь консулы совершали жертвоприношения при вступлении в должность. Здесь полководцы-триумфаторы заканчивали торжественную процессию и подносили в дар Юпитеру свои венки и часть добычи. Для римлян это был краеугольный камень римского суверенитета и бессмертия.
|
||
1.
Денарий, серебро Петиллий Капитолин Рим, 43 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Орел с распростертыми крыльями стоит, повернувшись вправо, на молнии; вверху PETILLIVS, внизу CAPITOLINVS. РЕВЕРС: Шестиколонный храм Юпитера Капитолийского; между тремя центральными колоннами висячие орнаменты (CRR: гирлянды); фронтон украшен бигами по бокам и квадригой на вершине (видны только частично); между ними вооруженные фигуры; в поле фронтона фигура сидящего Юпитера между двумя другими (возлежащими?) фигурами (RRC: неопределенная фигура). Кайма из точек. | ||
2.
Денарий, серебро Петиллий Капитолин Рим, 43 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Юпитера вправо; сзади CAPITOLINVS вниз. Кайма из точек. РЕВЕРС: PETILLIVS под шестиколонным храмом Юпитера Капитолийского; между тремя центральными колоннами висячие орнаменты (CRR: гирлянды); фронтон украшен конями по бокам и всадником на вершине (видны только частично); между ними лиственный орнамент; в поле фронтона орел (RRC: неопределенная фигура). Кайма из точек. | ||
3.
Денарий, серебро Марк Вольтей Рим, 78 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Юпитера вправо, в лавровом венке. Кайма из точек. РЕВЕРС: M. VOLTEI. M. F. (в поле). Тетрастильный дорический храм Юпитера Капитолийского с тремя закрытыми дверями; фронтон украшен молнией и увенчан растительным орнаментом; акротерии в нижних углах и на вершине. Кайма из точек. |