Храм Юпитера Наилучшего Величайшего Капитолийского (aedes Iovis Optimi Maximi; templum, νεώς, называемый также aedes Capitolina (Plin. NH. XXXIII. 16, 19; XXXV. 14; XXXVI. 45), великий храм на Капитолии, посвящённый Юпитеру и его спутницам, богиням Юноне и Минерве — Капитолийской триаде. Тарквиний Древний дал обет о строительстве этого храма во время сражения с сабинянами и, видимо, частично заложил его фундамент, но основную часть работы проделал Тарквиний Гордый, который, как сообщается, почти завершил строительство. Согласно преданию, распространённому в более поздние времена, на месте, предназначенном для храма, ранее находились святилища других божеств, и все эти боги позволили в надлежащем порядке забрать их участки, кроме Термина (q. v.) и Ювенты (q. v.). Поэтому их святилища были включены в состав нового храма, и поступок Термина рассматривался как предсказание вечности культа и самого Рима (Cic. de rep. II. 36; Liv. I. 38. 7, 55, 56; Plin. NH III. 70; Dionys. III. 69; IV. 61; Tac. Hist. III. 72; Plut. Popl. 13—14). Считалось, что посвящение храма состоялось 13 сентября, в первый год Республики, и эта честь по жребию выпала Горацию Пульвиллу (Liv. II. 8; VII. 3. 8; Polyb. III. 22; Tac. Hist. III. 72; Plut. Popl. 14; ср. Plin. NH XXXIII. 19).
Первоначальное здание, вероятно, было построено из природного туфа самого Капитолийского холма, который обнажался у его подножия со стороны форума (Frank T. Notes on the Servian Wall // AJA. Vol. 22. 1918. P. 185). Когда копали котлован для фундамента, была найдена caput humanum integra facie (Liv. I. 55. 5), и этрусские предсказатели объяснили этот как предзнаменование римского господства над миром (Varro. LL V. 41; Plin. XXXIII. 15; Serv. Aen. VIII. 345; Arnob. VI. 7; Isid. XV. 2. 31; Cass. Dio, frg. 11. 8).
В храме было три целлы, бок о бок. Центральная целла была с.298 посвящена Юпитеру, в ней стояла терракотовая статуя бога с молнией в правой руке (будто бы работа Вульки из Вей), лицо которой по праздничным дням раскрашивали в красный цвет (Ov. Fast. I. 201—202; Plin. NH XXXIII. 111—112; XXXV. 157). Общий вид этой статуи и остального украшения храма известен благодаря недавно обнаруженным в Вейях фигурам в человеческий рост, которые относятся к группе, изображающей похищение Гераклом оленя, посвящённого Аполлону (Colini G. A. Notizie degli Scavi. Regione VII. (Etruria) // NSA. Ser. 5. Vol. 16. 1919. P. 3)1. Помещение справа было посвящено Минерве (Liv. VII. 3. 5), а слева — Юноне2. Вероятно, в этих двух помещениях тоже стояли статуи, и каждое божество имело свой алтарь (Varro ap. Serv. Aen. III. 134). Статуя Юпитера была одета в тунику, украшенную пальмовыми ветвями и Викториями (tunica palmata), и пурпурную тогу, шитую золотом (toga picta, palmata); впоследствии это платье римские полководцы надевали, празднуя триумф (Liv. X. 7. 10; XXX. 15. 11—12; Iuv. X. 38; Hist. Aug. Alex. 40; Gord. 4; Prob. 7; Fest. 209; Serv. Aen. XI. 334; Marquardt J. Das Privatleben der Römer. T. 2. Leipzig, 1882. S. 542—543; ср. Reinach A. Fabius Pictor, les fresques du temple de Salus et les origines de la peinture a Rome // Studi Romani. Ann. 2. 1914. P. 254—256). Антаблемент был деревянным, а на вершине фронтона стояла терракотовая скульптурная группа — Юпитер в квадриге, созданная тем же этрусским скульптором, что и статуя в целле (Plin. NH XXVIII. 16; XXXV. 157; Fest. 274; Plut. Popl. 13). В 296 г. до н. э. она была заменена другой квадригой, вероятно, бронзовой (Liv. X. 23. 12). Фронтон и крышу, несомненно, украшали терракотовые фигуры, в том числе статуя Суммана «на фронтоне» (in fastigio, то есть, вероятно, акротерий), голову которой в 275 г. до н. э. отколола молния (Cic. Div. I. 10; Liv. Epit. XIV). См.: Colini A. M. Indagini sui frontoni dei templi di Roma // BCAR. Vol. 51. 1923. P. 304; Vol. 53. 1925. P. 161—169, 191—200; van Buren A. W. Architectural Terracotta Ornamentation in Rome from the Sixth to the Fourth Century B. C. // JRS. Vol. 4. 1914. P. 183; van Buren E. D. Figurative terra-cotta revetments in Etruria and Latium in the VI and V centuries B. C. L., 1921. P. 47. В 193 г. до н. э. эдилы Марк Эмилий Лепид и Луций Эмилий Павел поместили на фронтон позолоченные щиты (Liv. XXXV. 10).
В 179 г. до н. э. стены и колонны храма были заново оштукатурены (Liv. XL. 51. 3), а над дверью помещена копия посвятительной надписи Луция Эмилия Регилла из храма Морских Ларов (Lares Permarini, q. v.; ib. 52). Немного позднее в целле положили мозаичный пол (Plin. NH XXXVI. 185), а в 142 г. позолотили потолок (Plin. NH XXXIII. 57). Храм стоял на Капитолийской площади (Area Capitolina, q. v.), а перед его ступенями находился большой алтарь Юпитера (ara Iovis), где совершались торжественные жертвоприношения в начале года, при праздновании триумфов и по некоторым другим случаям (Suet. Aug. 94; Zonar. VIII. 1; Fest. 285). В этом храме хранились всевозможные произведения искусства, дары римских полководцев и иноземцев, а также посвятительные подношения и победные трофеи (см. Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. II. Abt. 1. Leipzig, 1894. S. 728—730; Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1. 2. Berlin, 1885. S. 16—18), самым ранним из которых был золотой венок, подаренный латинянами в 459 г. (Liv. II. 22. 6). Их число стало так велико, что в 179 г. до н. э. пришлось убрать некоторые статуи и многие щиты, прикреплённые к колоннам (Liv. XL. 51. 3).
с.299 Этот первый храм сгорел дотла 6 июля 83 г. до н. э. (Cic. Cat. III. 9; Sall. Cat. 47. 2; Tac. Hist. III. 72; App. BC. I. 83, 86; Obseq. 57; Plut. Sulla 27; Cassiod. ad a. 671), вместе со статуей Юпитера (Plut. de Iside 71; ср. Ov. Fast. I. 201) и Сивиллиными книгами, которые хранились в каменном сундуке (Dionys. IV. 62), но храмовую казну Марий-младший в безопасности доставил в Пренесте (Plin. NH XXXIII. 16). За восстановление храма взялся Сулла (Val. Max. IX. 3. 8; Tac. Hist. III. 72), который, как сообщается, привёз в Рим для этого храма мраморные коринфские колонны из храма Зевса Олимпийского в Афинах (Plin. NH XXXVI. 45). Они, видимо, не были использованы, так как на монетах 43 г. до н. э.3 (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 291, Petillia 1—4; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. I. L., 1910. P. 571. Nos. 4217—4225) изображены дорийские колонны. Основная работа по восстановлению выпала на долю Квинта Лутация Катула, который получил это поручение от сената (Cic. Verr. IV. 69; Varro ap. Gell. II. 10; Lactant. de ira dei 22. 6; Suet. Caes. 15), и в 69 г. он посвятил новое здание (Liv. Ep. 98; Plut. Popl. 15; ср. Plin. NH VII. 138; XIX. 23; Suet. Aug. 94). Имя Катула было написано над входом (Tac. Hist. III. 72) и оставалось там до 69 г. н. э., так что решение сената заменить его именем Цезаря, после смерти диктатора (Cass. Dio XLIII. 14; ср. XXXVII. 44), не было выполнено. Этот храм был построен на первоначальном фундаменте (Tac. loc. cit.) и в соответствии с первоначальным планом, за исключением того, что он был выше (Val. Max. IV. 4. 11), дороже (Dionys. IV. 61) и, несомненно, прекраснее. Увеличение высоты храма не соответствовало высоте стилобата, и Катул пожелал исправить этот недостаток, понизив уровень Капитолийской площади. Однако сделать это не удалось из-за подземных проходов (favissae), начинавшихся в целле храма, — в них хранились старые статуи, упавшие с крыши, и различные посвятительные дары (Fest. 88; Gell. II. 10; Gilbert O. Geschichte und Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 2. Leipzig, 1885. S. 419; Roscher W. H. Op. cit. S. 710). Какой камень использовался — неизвестно. Крышу поддерживали орлы «из старого дерева» (vetere ligno, Tac. loc. cit.) и покрывали листы позолоченной бронзы (Plin. NH XXXIII. 57; Sen. Contr. I. 6. 4; II. 1. 1). На вышеупомянутом денарии изображена Рома, стоящая на щитах между двух птиц, с волчицей и близнецами справа (ср. Cass. Dio XLV. 1; Suet. Aug. 94), а на вершине — статуя Юпитера в квадриге. Древнюю терракотовую статую Юпитера, видимо, заменили статуей сидящего Юпитера из золота и слоновой кости (Joseph. Ant. Iud. XIX. 1. 2), которую изготовил, вероятно, какой-то греческий скульптор, возможно, Аполлоний, в подражание статуе Зевса в Олимпии (Chalcid. in Plat. Tim. 338 c; Brunn H. Geschichte der griechischen Künstler. Bd. 1. Braunschweig, 1853. S. 543 = Idem. Zur griechischen Künstlergeschichte. Bd. 1. Stuttgart, 1889. S. 379). Катул посвятил также статую Минервы «под Капитолием» (infra Capitolium, Plin. NH XXXIV. 77). Ср. CIL I2. 725, 730—732 = VI. 30920—30924: посвятительные с.300 надписи, установленные в этом храме. Невозможно определить, относится ли надпись CIL VI. 30928 (а вместе с ней и CIL VI. 30921, 30923; ср. CIL I2. 732) к этому храму или к Старому Капитолию (Capitolium Vetus, q. v.).
В Капитолий часто били молнии, причиняя большой ущерб, — вероятно, самому храму (Cic. Cat. III. 19; Div. I. 19—20; II. 45; Cass. Dio XLI. 14; XLII. 26; XLV. 17; XLVII. 10), и около 26 г. до н. э. Август вложил большие средства в его восстановление, однако не поместил на него своё имя (RGDA IV. 9). Он трижды упоминается в Протоколах Вековых игр (CIL VI. 32323. 9, 29, 70). Сообщается также о новых повреждениях от удара молнии в 9 г. до н. э. (Cass. Dio LV. 1) и 56 г. н. э. (Tac. Ann. XIII. 24).
В 69 г. н. э. во втором храме не стояли войска и он не подвергся разграблению, но был сожжён, когда Капитолий штурмовали сторонники Вителлия (Tac. Hist. III. 71; Suet. Vit. 15; Cass. Dio LXIV. 17; Stat. Silv. V. 3. 195—200; Hier. a. Abr. 2089); Веспасиан перестроил его по прежнему плану, но сделал ещё более высоким (Tac. Hist. IV. 4, 9, 53; Suet. Vesp. 8; Cass. Dio LXV. 7. 10; Plut. Popl. 15; Aur. Vict. Caes. 9. 7; ep. de Caes. 9. 8; Zon. XI. 17). Все монеты этого периода4 изображают данный храм гексастилем с коринфскими колоннами и статуями Юпитера, Юноны (слева) и Минервы (справа) в трёх центральных промежутках между колоннами, но они различаются по числу и положению фигур, расположенных на фронтоне: квадриги, орлы, лошадиные головы и неопределённые предметы (Cohen H. Description historique des monnaies frappees sous l’empire romain communement appelees medailles imperiales. 2e ed. T. 1. Paris, 1880. Vespasianus 486—493; Titus 242—245; Domitianus 533; перечень монет с изображением этого храма в разные периоды см.: Schulze F. Über die Giebelgruppe des capitolinischen Juppitertempels // Archäologische Zeitung. Jg. 30. 1873, S. 1—8; Jordan H. Op. cit. S. 88—90).
Этот храм снова сгорел в 80 г. н. э. (Cass. Dio LXVI. 24) и был восстановлен Домицианом (Suet. Dom. 5; Plut. Popl. 15; Eutrop. VII. 23; Chron. 146), хотя реальные работы, видимо, начались в 80 г. (Henzen W. Acta Fratrum Arvalium quae supersunt. Berolini, 1874. P. cvi, 115—116). Посвящение, вероятно, состоялось в 82 г. (Cohen H. Op. cit. Domitianus 230; Hier. a. Abr. 2105, ошибочно). Это строение превосходило великолепием предыдущее. Оно было гексастилем коринфского ордера, с колоннами из белого пентелийского мрамора, который не использовался более ни в одном римском здании (Plut. Popl. 15). Двери были покрыты золотом (Zos. V. 38), а крыша — позолоченной черепицей (Procop. b. Vand. I. 5). Возможно, в этом храме стояли четыре бронзовые колонны, сделанные из носов (rostra) кораблей, захваченных в Анции, которые Домициан установил «на Капитолии» (in Capitolio, Serv. Georg. III. 29). Фронтон был украшен рельефами, а его вершина и боковины — статуями, как и в предшествующих храмах, но о них у нас имеются только свидетельства монет (Cohen H. Op. cit. Domitianus 23, 174) и фрагменты рельефов или их прорисовки — например, рельеф в Лувре, на котором утрачена часть с фронтоном (Wace A. J. B. Studies in Roman Historical Reliefs // PBSR. Vol. 4. 1907. P. 230, 240—244; ср. Audollent M. A. Dessin inédit d’un fronton du temple de Jupiter Capitolin // Mélanges d’Archéologie et d’Histoire de l’École Francaise de Rome. T. 9. 1889. P. 120—123; Hülsen Ch. Osservazioni sull’architettura del tempo die Giove capitolino // MDAI(R). Bd. 3. 1888. P. 150, 155; idem. Jahresbericht über neue Funde und Forschungen zur Topographie der Stadt Rom 1887—1889 // MDAI(R). Bd. 4. 1889. S. 250—252; и Jordan H. Op. cit. S. 89—90; Roscher W. H. Op. cit. S. 718—719) и другой рельеф из Палаццо деи Консерватори (Jones H. S. A catalogue of the ancient sculptures preserved in the municipal collections of Rome: The sculptures of the Museo Capitolino. Vol. 2. The sculptures of the Palazzo dei Conservatori. Oxford, 1926. P. 23). См.: Colini A. M. Indagini sui frontoni… P. 181—191; и ср. Bernhart M. Handbuch zur Münzkunde der römischen Kaiserzeit. Halle, 1926. S. 125.
с.301 Об этом храме в пылких выражениях упоминают Аммиан Марцеллин (XVI. 10. 14; XXII. 16. 12) и Авзоний (Clar. urb. XIX. 17: aurea Capitoli culmina). Его разрушение началось в V в., когда Стилихон похитил золотые пластины с дверей (Zos. V. 38). Надпись, будто бы найденная тогда, — это просто невнимательно прочитанное граффито, которое восстановил Рейнак: Niger, Q. Regii ser(vus) (Reinach S. Inscriptions sur une des portes du Capitoles faisant allusion à leur dépouillement de leurs plaques d’or par Stilicon // CRAI. 1914. An. 58. N. 6. P. 562)5. Гейзерих снял половину позолоченной черепицы6 (Procop. b. Vand. I. 5), но в VI в. храм ещё оставался одним из чудес света (Cassiod. Var. VII. 6). Однако в 571 г. Нарсес, видимо, забрал из него статуи, по крайней мере, многие из них, см.: Chron. Min. I. 336 (571), p. c. Iustini Aug. iiii anno. De Neapolim egressus Narsis ingressus Romam et deposuit palatii eius statuam et Capitolium (см.: Excerptum ex Chronica Horosii // Bullettino di Archeologia Cristiana. An. 5. 1867. P. 22; Hülsen Ch. loc. cit.). В булле Анаклета II (1130—1138) он упоминается как templum maius quod respicit super Alafantum (см. Elephas Herbarius). История его разрушения мало известна до XVI в. (Nibby A. Roma Antica. Vol. I. Roma, 1818. P. 505 ff.; ср. Jordan H. Op. cit. S. 32—34), когда Каффарелли построили на его руинах свой дворец (Lanciani R. Storia degli scavi di Roma. Vol. II. Roma, 1903. P. 94—96). Однако следует отметить, что автор «Деяний Святого Каллиста» (AA. SS. 14 oct., VI. 440), писавший до VIII в., хорошо представлял себе местонахождение храма (ср. Huelsen Ch. Note di topografia romana antica e medievale // BCAR. An. 55. 1927. P. 86).
Раскопки и бурение (Rosa P. Scavi Capitolini // Annali dell’ Instituto di Corrispondenza Archeologica. T. 37. 1865. P. 382; Jordan H. Osservazioni sul tempio di Giove Capitolino // Annali dell’ Instituto di Corrispondenza Archeologica. T. 48. 1876. P. 145—172; Monumenti Inediti. T. 8. Roma, 1864. Tav. 23. 2; T. X. Roma, 1874. Tav. 30a; Lanciani R. Il tempio di Giove Ottimo Maximo // BCAR. Vol. 1875. P. 165—189; idem. Ara di Vermino // BCAR. Vol. 4. 1876. P. 31—34; Dressel H. Scavi di Roma // Bullettino dell’ Instituto di Corrispondenza Archeologica. 1882. P. 226; Gatti G. Nuove scoperte nella città et nel suburbio // NSA. 1896. P. 161; Paribeni R. Saggi di scavo nell’area del tempio di Giove Ottimo Massimo sul Campidoglio // NSA. 1921. P. 38), вместе со сведениями Витрувия (III. 3. 5) и Дионисия (IV. 61) позволили определить общий план здания, остававшийся неизменным при последующих перестройках (ср.: Delbrück R. Der Apollotempel auf dem Marsfeld in Rom. Rom, 1903. S. 12—13). Храм был прямоугольным, почти квадратным, с фасадом, обращённым на юг; его главная ось примерно на 261∕2 градуса отклонялась на восток от линии север-юг. Стилобат, видимо, не был сплошной массой, а состоял из параллельных стен шириной 5,6 м, сложенных из туфовых блоков, которые были уложены без известкового раствора и закопаны глубоко в землю. Крупные его руины видны в музее Муссолини, который занимает бывшее палаццо Каффарелли. Высота стилобата, видимо, составляла от 4 до 5 м. Ширина центральной целлы соотносилась с шириной боковых как 4 : 3. Длина коротких сторон стилобата, полученная с помощью физических измерений, без учёта внешней облицовки, о которой ничего не известно, составляла около 55 м, а длинных сторон — около 60 м. (Анализ свидетельства об использовании при строительстве этого фундамента италийского фута (0,278 м) вместо римского (0,2977 м) см.: Richter O. Der Capitolinische Iuppitertempel und der Italische Fuss // Hermes. Bd. 22. 1887. S. 17—28; Holzapfel L. Der Capitolinische Iuppitertempel und der Italische Fuss // Bd. 23. 1888. S. 477—479; Richter O. Beitrage zur römischen Topographie. Bd. 1. Berlin, 1903. S. 122—123; Hülsen Ch. Jahresbericht… S. 249; Ashby T. Richter’s Topography of Rome // CR. Vol. 16. 1902. P. 335—336; Boni J. Esplorazione del Forum Ulpium // NSA. 1907. P. 362; Archaologische Anzeiger. 1914. S. 75—82.)
На основании новых раскопок Парибени предлагает новый план, в котором обнаружены три угла7 и части сторон, и вычисляет с.302 размеры, указанные выше8 (Paribeni R. Op. cit. P. 38—49). Как он указывает, если предположить, что Дионисий (который сообщает, что периметр храма составлял 8 плетров (800 греческих футов), каждая сторона — около 200 футов, а разница между длиной и шириной не превышала 15 футов) использовал старый греческий фут длиной примерно 296 мм, соответствующий римскому футу (греческий фут длиной 308 мм — это на самом деле птолемеев фут; ср. Segré A. Misure tolemaiche e pretolemaiche // Aegyptus. Ann. 1. 1920. P. 159), то мы получим размеры 61,42 на 56,98 метров, что, учитывая облицовку, очень хорошо соответствует приведённым выше измерениям. Если же предположить, что он использовал италийский фут, то получится 59,77 на 55,60 метров — слишком мало, так как ничего не остаётся на облицовку. Сохранившийся подиум относится к первоначальному храму (The Year’s Work in Classical Studies. 1922—1923. P. 98). Других участков параллельных стен стилобата не найдено.
Храм был гексастилем, с тремя рядами колонн по фасаду и одним рядом с каждой из боковых сторон; расстояния между колоннами соответствовали различной ширине трёх примыкающих друг к другу целл. Поскольку базы колонн имели в ширину около 8 футов (2,23 м), более широкие расстояния между колоннами составляли 40 футов (11,12 м), а более узкие — 30 футов (8,9 м). Согласно этим измерениям, целла представляла собой квадрат со стороной 100 футов (27,81 м). От надземных строений сегодня сохранились лишь фрагменты: стержень каннелированной колонны пентелийского мрамора диаметром 2,1 м, часть аттической базы из того же камня шириной 2,26 м, нижняя часть коринфской капители (Gatti G. Nouve scoperti nelle città e nel suburbio // NSA. 1897. P. 60), хотя сообщалось об обнаружении скульптурных фрагментов карниза и фриза (Lanciani R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. London; New York, 1898. P. 300—301; Marchetti M. Un manoscritto inedito riguardante la topografia di Roma // BCAR. Vol. 42. 1914. P. 88—89). Ср. Cascioli G. I monumenti di Roma e la fabbrica di San Pietro // Dissertazioni dell’ Accademia Pontificia. Ser. 2. Vol. XV. Rome, 1921, P. 372—373 об удалении, видимо, ещё одной колонны в 1544—1546 гг. Весьма примечательно, что от последующих восстановлений храма найдено так мало.
В эпоху Республики и Империи этот храм был центром государственной религиозной системы и имел огромное политическое значение. Здесь консулы совершали первые жертвоприношения от имени государства, сенат собирался на торжественные заседания, это была конечная точка триумфальной процессии и хранилище документов, связанных с международными отношениями. Для римлян это был символ суверенитета и власти Рима и его бессмертия. (Перечень способов использования храма см.: Roscher W. H. Op. cit. S. 720—739; Jordan H. Op. cit. S. 94—95; Wissowa G. Religion und Kultus der Römer. 2 Aufl. München, 1912. S. 125—129; см. также Area Capitolina. Помимо уже приведённых ссылок о храме в целом и о связанной с ним обширной литературе см.: Richter O. Zum Clivus Capitolinus // Hermes. Bd. 19. 1884. S. 322—324; Top. 121—130; BRT. II. 23—31; Jordan H. Op. cit. S. 8—101; Gilbert O. Op. cit. Bd. 2. Leipzig, 1885. S. 416—423, 434—448; Bd. 3. Leipzig, 1890. S. 382—398; Rodocanachi E. Le Capitole romain, antique et moderne: la Citadelle, les temples, le Palais sénatorial, le Palais des conservateurs, le musée. P., 1904. P. 27—40; Hülsen Ch. Zur Topographie des Capitols // Beiträge zur alten Geschichte und Geographie: Festschrift für Heinrich Kiepert. B., 1898. S. 209—222; id. Capitolium // RE. Bd. 3. 1899. Sp. 1531—1538; Thulin C. Juppiter // RE. Hbd. 19. 1918. Sp. 1135—1137; Roscher W. H. Op. cit. S. 705—720; Lanciani R. The Ruins… P. 298—301; Lugli G. La Zona Archeologica di Roma. Roma, 1925. P. 22—28; Anderson W., Spiers R., Ashby T. The Architecture of Ancient Rome. London, 1927. P. 12, 13).