С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

ХРАМ ЮПИТЕРА КАПИТОЛИЙСКОГО


В 6 веке до н. э. к севе­ру от Капи­то­лия был воз­двиг­нут самый зна­чи­тель­ный рели­ги­оз­ный центр рим­ско­го государ­ства — храм капи­то­лий­ской тро­и­цы (Юпи­тер Все­бла­гой Вели­чай­ший, Юно­на Цари­ца и Минер­ва). Стро­и­тель­ство хра­ма име­ло огром­ное поли­ти­че­ское зна­че­ние, так как он был постро­ен вме­сто свя­ти­ли­ща на Аль­бан­ской горе с целью пере­не­сти центр Латин­ско­го сою­за в Рим, чтобы объ­еди­нить все пле­ме­на, насе­ля­ю­щие Лаций. В хра­ме хра­нил­ся сбор­ник про­ро­честв Сивил­лы, к кото­ро­му жре­цы обра­ща­лись в слу­ча­ях серь­ез­ных кри­зи­сов. Так про­дол­жа­лось до 83 г. до н. э., пока Август не пере­нес сокро­ви­ща в храм Апол­ло­на на Пала­тине. Это круп­ней­ший из извест­ных этрус­ских хра­мов (53 × 63 м). Постро­ен по тех­но­ло­гии опус квад­ра­тум, кон­струк­ция хра­ма была извест­на как перип­тер без зад­ней части (то есть с колон­на­дой с трех сто­рон, а зад­няя сте­на сле­пая). Храм имел глу­бо­кий про­на­ос, пред­ва­ря­е­мый про­ле­том сту­пе­ней, и три цел­лы, посвя­щен­ные боже­ствам. Пра­вая цел­ла посвя­ща­лась Минер­ве, левая — Юноне, цен­траль­ная — Юпи­те­ру. В 65 г. до н. э. здесь была уста­нов­ле­на гигант­ская ста­туя Юпи­те­ра, покры­тая золо­том и сло­но­вой костью, работы зна­ме­ни­то­го Апол­ло­ния, кото­рый так­же изве­стен сво­ей работой, так назы­вае­мой Бель­ведер­ской ста­ту­ей. Мы можем полу­чить пред­став­ле­ние о пре­крас­ном обли­ке ста­туи по ее копи­ям, сде­лан­ным для хра­мов Юпи­те­ра в коло­ни­ях и рим­ских муни­ци­па­ли­те­тах (напри­мер, Юпи­тер Отри­ко­ли в музе­ях Вати­ка­на). Храм был укра­шен цвет­ны­ми терра­ко­то­вы­ми скульп­ту­ра­ми, сре­ди кото­рых одной из самых круп­ных была квад­ри­га, или колес­ни­ца, запря­жен­ная чет­вер­кой лоша­дей, вен­чав­шая кры­шу. В 296 г. до н. э. квад­ри­га была заме­не­на на брон­зо­вую. Храм раз­ру­ша­ли мно­же­ство раз, в 1 веке н. э. он был выстро­ен зано­во из мра­мо­ра, при этом пред­по­ло­жи­тель­но исполь­зо­ва­лись колон­ны хра­ма Зев­са Олим­пий­ско­го в Афи­нах.

См. также:
Храм Юпитера Наилучшего Величайшего (Капитолийского) (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Храм Юпитера Наилучшего Величайшего Капитолийского (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 2001 г. София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 22.
© 2001 г. Пере­вод А. В. Дуб­ров­ско­го, А. П. Рома­но­ва. Спец­редак­тор В. Н. Ток­ма­ков.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция внешнего вида и плана.

Рим, Капитолий.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
Серый мрамор.
1-я четверть II в. н. э.
Париж, Лувр.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Юпитера Капитолийского. Деталь макета.

Рим, Капитолий.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтон храма Юпитера Капитолийского. Утраченная часть рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвенное гадание (экстиспиций). Левая панель рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Летящая Виктория. Фрагмент рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий принесение священных обетов перед храмом Юпитера Капитолийского.
Рисунок XVI в. (Codex Vaticanus Latinus 3439, f. 83).
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Утраченный фрагмент рельефа (в центре), изображающий принесение священных обетов перед храмом Юпитера Капитолийского.
Рисунок XVI в. (Codex Vaticanus Latinus 3439, f. 86).
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Реконструкция рельефа, изображающего оглашение авгурий и принесение священных обетов.
О. Ферретти. 1907 г.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Петиллий Капитолин
Рим, 43 г. до н.э.
АВЕРС: Орел с распростертыми крыльями стоит, повернувшись вправо, на молнии; вверху PETILLIVS, внизу CAPITOLINVS.
РЕВЕРС: Шестиколонный храм Юпитера Капитолийского; между тремя центральными колоннами висячие орнаменты (CRR: гирлянды); фронтон украшен бигами по бокам и квадригой на вершине (видны только частично); между ними вооруженные фигуры; в поле фронтона фигура сидящего Юпитера между двумя другими (возлежащими?) фигурами (RRC: неопределенная фигура). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Петиллий Капитолин
Рим, 43 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера вправо; сзади CAPITOLINVS вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: PETILLIVS под шестиколонным храмом Юпитера Капитолийского; между тремя центральными колоннами висячие орнаменты (CRR: гирлянды); фронтон украшен конями по бокам и всадником на вершине (видны только частично); между ними лиственный орнамент; в поле фронтона орел (RRC: неопределенная фигура). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Марк Вольтей
Рим, 78 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера вправо, в лавровом венке. Кайма из точек.
РЕВЕРС: M. VOLTEI. M. F. (в поле). Тетрастильный дорический храм Юпитера Капитолийского с тремя закрытыми дверями; фронтон украшен молнией и увенчан растительным орнаментом; акротерии в нижних углах и на вершине. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА