ГЕРА́КЛ (Ἡρακλῆς), в греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены (жены Амфитриона). В отсутствие Амфитриона (воевавшего против племён телебоев) Зевс, приняв его облик, явился к Алкмене; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землёй. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно сыновей — Ификла от мужа и Геракла от Зевса. В день, когда Гераклу предстояло появиться на свет, Зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властвовать над Микенами и соседними народами. Однако ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы — жены микенского царя Сфенела, и в этот день родился сын Сфенела, внук Персея и правнук Зевса Эврисфей, который в соответствии с опрометчивой клятвой Зевса получил власть над Пелопоннесом (Hom. Il. XIX 95—
Надев на себя шкуру немейского льва, Геракл отправляется выполнять второе распоряжение Эврисфея — убить лернейскую гидру, которая похищала скот и опустошала земли в окрестностях Лерны. У неё было 9 голов, из них одна — бессмертная. Когда Геракл отрубал одну из голов, на её месте вырастали две. На помощь гидре выполз Каркин — огромный рак и вцепился Гераклу в ногу. Но Геракл растоптал его и призвал на помощь Иолая (своего племянника, ставшего с этого времени верным спутником Геракла), который прижигал свежие раны гидры горящими головнями, так что головы уже не отрастали вновь. Отрубив последнюю, бессмертную голову, Геракл закопал её в землю и привалил тяжёлым камнем. Разрубив туловище гидры, Геракл погрузил острия своих стрел в её смертоносную жёлчь (Apollod. II 5, 2). Эврисфей отказался включить этот подвиг в число 10, предназначенных выполнить Гераклу, т. к. ему помогал Иолай.
Третьим подвигом Геракла была поимка керинейской лани. У лани, принадлежавшей Артемиде, были золотые рога и медные копыта. Геракл преследовал её целый год, дойдя до земли гипербореев (Pind. Ol. III 26 след.), и поймал, ранив стрелой. Аполлон и Артемида хотели отобрать у него лань, но Геракл сослался на приказ Эврисфея и принёс лань в Микены (Apollod. II 5, 3).
Затем Эврисфей потребовал от Геракла эриманфского вепря (четвёртый подвиг). По дороге к Эриманфу (в Северной Аркадии) Геракл остановился у кентавра Фола, который стал радушно угощать Геракла. Привлечённые запахом вина, к пещере Фола ринулись, вооружившись камнями и стволами деревьев, другие кентавры. В битве кентаврам пришла на помощь их мать, богиня облаков Нефела, низвергшая на землю потоки дождя, но Геракл всё же частью перебил, частью разогнал кентавров. При этом случайно погибли Хирон и Фол; Фол, удивляясь смертоносной силе стрел, вытащил одну из них из тела погибшего кентавра и нечаянно уронил её себе на ногу, и яд гидры мгновенно умертвил его. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав в глубокий снег, и отнёс связанным в Микены (Apollod. II 5, 4).
Пятым подвигом Геракла было очищение им от навоза огромного скотного двора царя Элиды Авгия. Геракл, заранее выговорив себе у Авгия в виде платы десятую часть его скота, проделал отверстия в стенах помещения, где находился скот, и отвёл туда воды рек Алфея и Пенея. Вода промыла стойла. Но когда Авгий узнал, что Геракл выполнял приказ Эврисфея, он не захотел с ним расплатиться, а Эврисфей, в свою очередь, объявил этот подвиг не идущим в счёт, т. к. Геракл выполнял его за плату (Apollod. II 5, 5).
Шестым подвигом Геракла было изгнание стимфалийских птиц с острыми железными перьями, которые водились на лесном болоте около города Стимфала (в Аркадии) и пожирали людей (Paus. VIII 22, 4). Получив от Афины изготовленные Гефестом медные трещотки, Геракл шумом спугнул птиц и потом перебил их (Apollod. II 5, 6); по другому варианту мифа, часть птиц улетела на остров в Понте Эвксинском, откуда их впоследствии криком прогнали аргонавты.
Затем Эврисфей приказал Гераклу привести критского быка (седьмой подвиг), отличавшегося необыкновенной свирепостью. Получив разрешение царя Миноса, Геракл осилил быка и доставил его Эврисфею. Потом Геракл отпустил быка, и тот, добравшись с.279 до Аттики, стал опустошать поля в окрестностях Марафона (Apollod. II 5, 7).
Гераклу было назначено привести свирепых кобылиц фракийского царя Диомеда, который держал их прикованными железными цепями к медным стойлам и кормил человеческим мясом. Геракл убил Диомеда, а кобылиц пригнал к Эврисфею (Apollod. II 5, 8) (восьмой подвиг).
По просьбе своей дочери Адметы Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс Ипполиты — царицы амазонок (девятый подвиг). Ипполита согласилась отдать пояс прибывшему на корабле Гераклу, но Гера, приняв облик одной из амазонок, напугала остальных известием, будто чужеземцы пытаются похитить Ипполиту. Амазонки с оружием, вскочив на коней, бросились на помощь царице. Геракл, решив, что нападение коварно подстроено Ипполитой, убил её, захватил пояс и, отразив нападение амазонок, погрузился на корабль. Проплывая мимо Трои, Геракл увидел прикованную к скале и отданную на съедение морскому чудовищу дочь царя Лаомедонта Гесиону. Геракл обещал Лаомедонту спасти девушку, потребовав в качестве награды божественных коней. Геракл убил чудовище (вариант: прыгнул в его глотку и вспорол ему печень, но при этом потерял волосы от огня, исходившего из внутренностей зверя, Schol. Lycophr. 33 след.), но Лаомедонт не отдал обещанных коней. Пригрозив возмездием, Геракл поплыл в Микены, где отдал пояс Ипполиты Эврисфею (Apollod. II 5, 9).
Потом Гераклу было приказано Эврисфеем доставить в Микены коров Гериона с острова Эрифия, лежащего далеко на западе в океане (десятый подвиг). Достигнув Тартесса, Геракл поставил на северном и южном берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, две каменные стелы — т. н. Геракловы столпы (вариант: раздвинул закрывавшие выход в океан горы, создав пролив — Гибралтарский пролив, Pomp. Mela I 5, 3). Страдая в походе от палящих лучей солнца, Геракл направил свой лук на самого Гелиоса, и тот, восхищённый смелостью Геракла, предоставил ему для путешествия через океан свой золотой кубок. Прибыв на Эрифию, Геракл убил пастуха Эвритиона, а затем застрелил из лука самого Гериона, имевшего три головы и три сросшихся туловища. Геракл погрузил коров в кубок Гелиоса, переплыл океан и, возвратив Гелиосу его кубок, погнал коров дальше по суше, преодолевая на пути многочисленные препятствия. В Италии разбойник Как похитил у него часть коров и загнал их в пещеру. Геракл не мог их найти и уже погнал остальных дальше, но одна из спрятанных в пещере коров замычала; Геракл убил Кака и забрал украденных коров (Liv. I 7, 4—
Эврисфей назначил Гераклу принести золотые яблоки от Гесперид (одиннадцатый подвиг). Чтобы узнать дорогу к Гесперидам, Геракл отправился на реку Эридан (По) к нимфам, дочерям Зевса и Фемиды, которые посоветовали ему узнать дорогу у всеведущего морского бога Нерея. Геракл захватил Нерея спящим на берегу, связал его и, хотя тот принимал различные обличья, не отпускал до тех пор, пока Нерей не указал ему путь к Гесперидам. Дорога вела сначала через Тартесс в Ливию, где Гераклу пришлось вступить в единоборство с Антеем. Чтобы одолеть Антея, Геракл оторвал его от земли и задушил в воздухе, т. к. тот оставался неуязвимым, пока соприкасался с землёй (Apollod. II 5, 11). Утомлённый борьбой, Геракл заснул, и на него напали пигмеи. Проснувшись, он собрал их всех в свою львиную шкуру (Philostr. iun. Imag. II 22). В Египте Геракла схватили с.280 и понесли к жертвеннику Зевса, чтобы заколоть, т. к. по приказу царя Бусириса всех иноземцев приносили в жертву. Однако Геракл разорвал оковы и убил Бусириса. Переправившись на Кавказ, Геракл освободил Прометея, убив из лука терзавшего его орла. Только после этого Геракл через Рифейские горы (Урал) пришёл в страну гипербореев, где стоял, поддерживая небесный свод, Атлант. По совету Прометея Геракл послал его за яблоками Гесперид, взяв на свои плечи небесный свод. Атлант принёс три яблока и выразил желание отнести их к Эврисфею, с тем чтобы Геракл остался держать небо. Однако Гераклу удалось перехитрить Атланта: он согласился держать небосвод, но сказал, что хочет положить подушку на голову. Атлант встал на его место, а Геракл забрал яблоки и отнёс к Эврисфею (Apollod. II 5, 11) (вариант: Геракл сам взял яблоки у Гесперид, убив сторожившего их дракона, Apoll. Rhod. IV 1398 след.). Эврисфей подарил яблоки Гераклу, но Афина возвратила их Гесперидам.
Двенадцатым и последним подвигом Геракла на службе у Эврисфея было путешествие в царство Аида за стражем преисподней Кербером. Перед этим Геракл получил посвящение в мистерии в Элевсине. Под землю в царство мёртвых Геракл спустился через вход, находившийся недалеко от мыса Тенар в Лаконии. Около входа Геракл увидел приросших к скале Тесея и Пирифоя, наказанных за попытку Пирифоя похитить Персефону (Тесей принял участие в похищении по дружбе с Пирифоем). Геракл оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда он попытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась, и Геракл вынужден был отступить. Владыка преисподней Аид разрешил Гераклу увести Кербера, если только он сумеет одолеть его, не пользуясь оружием. Геракл схватил Кербера и стал его душить. Несмотря на то, что ядовитый змей, бывший у Кербера вместо хвоста, кусал Геракла, тот укротил Кербера и привёл к Эврисфею, а затем по его приказу отвёл обратно (Apollod. II 5, 12).
Многочисленные мифы о дальнейшей судьбе Геракла сводятся в основном уже не к победам над чудовищами, а к военным походам, взятию городов, рождению многочисленных детей, потомки которых царствовали в разных городах-государствах Греции. По одному из этих мифов, Гера ещё раз наслала на Геракла безумие, и он в ослеплении убил Ифита, сына Эврита, сбросив его со стены Тиринфа. После этого Геракла постигла тяжёлая болезнь, избавиться от которой, согласно предсказанию Дельфийского оракула, он мог только прослужив три года в рабстве. Служил Геракл лидийской царице Омфале (во время этой службы он поймал керкопов) (Apollod. II 6, 3). На долю Геракла выпало также носить женскую одежду (Stat. Theb. X 646 след.).
Затем с войском добровольцев Геракл отправился к Илиону войной на царя Лаомедонта, в своё время не отдавшего Гераклу обещанной награды за освобождение Гесионы. Первым в город через пролом в стене ворвался Теламон. Геракл, позавидовав его доблести, бросился на Теламона с мечом, но тот, не обороняясь, стал собирать камни, объяснив, что он сооружает жертвенник Гераклу Каллинику (Победителю). Геракл убил Лаомедонта и всех его сыновей, кроме Подарка, получившего новое имя Приам, а Гесиону отдал в жёны Теламону (Apollod. II 6, 4). Гера и теперь не оставила Геракла в покое и подняла на море во время его возвращения из-под Трои сильную бурю, так что Зевс пришёл в ярость и подвесил Геру на небе, привязав к ногам наковальни (Hom. Il. XV 18 след.). По указанию Афины Геракл участвовал в сражении олимпийских богов с гигантами на Флегрейских полях (Apollod. II 7, 1).
Явившись в Калидон, Геракл посватался к дочери Ойнея Деянире (вариант: ещё во время путешествия Геракла в царство мёртвых за Кербером встретившийся ему там Мелеагр просил Геракла взять в жёны его сестру Деяниру, Pind. Dith. II). Соперником Геракла оказался речной бог Ахелой. Отломив в единоборстве с Ахелоем, принявшим с.281 облик быка, один из его рогов, Геракл одержал победу и женился на Деянире. Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Нессу перевезти Деяниру. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Геракл выстрелил из лука в выходящего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, т. к. она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла (Apollod. II 7, 6). Когда впоследствии Геракл, взяв город Эхалию и убив царя Эврита, увёл с собой в качестве пленницы его дочь Иолу, Деянира из ревности пропитала кровью Несса хитон Геракла, полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной жёлчью лернейской гидры стрелы Геракла, сама превратилась в яд. Хитон, принесённый Лихасом (посланцем Деяниры), сразу прирос к телу надевшего его Геракла и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Тогда Геракл отправился на гору Эту, разложил костёр, взошёл на него и попросил спутников зажечь огонь. Разжёг костёр случайно оказавшийся на Эте Пеант, т. к. спутники отказывались это сделать. Геракл подарил Пеанту свой лук и стрелы. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Геракла, с.282 с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов. Гера примирилась с Гераклом и он вступил в брак с богиней юности Гебой, дочерью Зевса и Геры (Apollod. II 7, 7).
Культ Геракла был широко распространён во всём греческом мире, и жертвоприношения совершались в одних случаях по ритуалу, принятому для богов, в других — по ритуалу, обычному для героев. По сообщению некоторых античных авторов (Diod. IV 39), культ Геракла как бога впервые возник в Афинах. Геракл почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и отвратитель всяких бед (Ἀλεξίκακος), иногда его почитали вместе с Гермесом — покровителем торговли. Греки часто отождествляли божества других народов с Гераклом (напр., финикийского Мелькарта). С распространением культа Геракла в Италии он стал почитаться под именем Геркулес.
Имя «Геракл» скорее всего означает «прославленный Герой» или «благодаря Гере». Эта этимология была известна уже древним авторам, которые пытались примирить явное противоречие между значением имени Геракла и враждебным отношением Геры к Гераклу.
Геракл очень рано превратился в общегреческого героя, и детали сказаний, которые связывали его, вероятно, первоначально с какой-то определённой местностью или греческим племенем, стёрлись. Уже в древнейшем доступном нам слое традиции выступают отчётливые связи, с одной стороны, с Фивами (место рождения Геракла), с другой — с Микенами, Тиринфом и Аргосом (служба Эврисфею, локализация подвигов и пр.). Однако все попытки связать возникновение мифов о Геракле с одним определённым местом (либо с Фивами, либо с Аргосом) или рассматривать Геракла как специфически дорийского героя оказываются неубедительными. Подвиги Геракла довольно чётко распадаются на три культурно-исторических типа: обуздание чудовищ, роднящее Геракла с культурным героем; военные подвиги эпического героя; богоборчество.
Рассказы о подвигах Геракла, восходящие, по-видимому, к микенской эпохе, стали излюбленной темой эпической поэзии ещё до возникновения «Илиады» и «Одиссеи». О ряде эпизодов из жизни Геракла в гомеровских поэмах сообщается кратко, в виде намёка, как о хорошо всем известном [история рождения Геракла (Il. XIX 95 след.), его путешествие в преисподнюю за Кербером (Il. VIII 362 след.; Od. XI 623 след.), попытка Геры погубить Геракла в море (Il. XV 18 след.), а также неизвестный нам в подробностях миф о том, как Геракл ранил Геру стрелой в правую грудь (Il. V 392—
Лит.: Толстой И. И., Черноморская легенда о Геракле и змееногой деве, в его кн.: Статьи о фольклоре, М.—
Геракл — один из популярнейших персонажей античного искусства. Подвиги Геракла особенно часто воплощались в рельефной пластике (метопы сокровищницы афинян в Дельфах, храма Зевса в Олимпии и др.). В греческой вазописи изображались такие сюжеты, как «Геракл, борющийся с немейским львом», «поединок Геракла и Гериона», «Геракл и Кербер», «поединок Геракла и Антея», «вступление Геракла на Олимп», «пирующий Геракл» и др. Мифы о Геракле нашли также отражение в произведениях мелкой пластики и мозаики, в помпейских фресках («Младенец Геракл, душащий змей», «Геракл и Омфала», «Геракл, Деянира и Несс» и другие сюжеты). Среди произведений европейского искусства 15—
В 17—
Почти все сюжеты мифов о Геракле широко использовались в европейском музыкально-драматическом искусстве 17—
|
||
1.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит, повернувшись влево, опираясь на дубину под левой рукой, поставленную вертикально на скалу, поверх дубины наброшена шкура Немейского льва; правая рука отведена за спину. В левом поле: Ε. | ||
2.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит фронтально, повернув голову вправо, правая рука лежит на дубине, поставленной на землю, через левую руку переброшена шкура Немейского льва, в руке яблоки из сада Гесперид. В правом поле: Ε. | ||
3.
Квадрант, бронза Публий Лициний Нерва Рим, 113—112 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, впереди P. NERVA вверх, сзади РЕВЕРС: Нос корабля вправо; на нем конь (MRR: лань); впереди ; ниже ROMA | ||
4.
Квадрант, бронза Гай Юний Рим, 149 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, за ней три точки. РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, вверху C IVNI, внизу ROMA, впереди три точки. | ||
5.
Номос, серебро Кротон, 350—340 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β. РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук. | ||
6.
Номос, серебро Кротон, 350—340 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками. РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук. | ||
7.
Тетрадрахма, серебро Селевк III Сотер (Керавн) Лаодикея (?), 225 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо. РЕВЕРС: ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — изображение дельфина влево, расположенное над монограммой. | ||
8.
Тетрадрахма, серебро Антиох I Сотер Сузы, 293—281 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо. РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева от него и под троном — две монограммы. | ||
9.
Тетрадрахма, серебро Селевк I Никатор Экбатана, 295—281 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо; на его щеке — пометка в виде креста. РЕВЕРС: ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — якорь и монограмма, у ног Зевса — изображение пасущейся лошади влево, под троном — еще одна монограмма. В обрезе: ΒΑΣΙΛΕΩΣ | ||
10.
Квадрант, медь Траян Рим, 101 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. TRAIAN. AVG. GERM. — Бюст Геркулеса вправо, волосы связаны лентой (taenia), на плечах — шкура льва. РЕВЕРС: Хряк вправо. В обрезе: S. C. |