Мифы народов мира

АФИ́НА (Ἀθη­νᾶ), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня муд­ро­сти и спра­вед­ли­вой вой­ны. Догре­че­ское про­ис­хож­де­ние обра­за Афи­ны не поз­во­ля­ет рас­крыть эти­мо­ло­гию име­ни боги­ни, исхо­дя из дан­ных толь­ко гре­че­ско­го язы­ка. Миф о рож­де­нии Афи­ны от Зев­са и Мети­ды («муд­ро­сти», греч. mētis, «мысль», «раз­мыш­ле­ние») позд­не­го про­ис­хож­де­ния — пери­о­да оформ­ле­ния клас­си­че­ской олим­пий­ской мифо­ло­гии. Зевс, зная от Геи и Ура­на о том, что его сын от Мети­ды лишит его вла­сти, про­гло­тил свою бере­мен­ную супру­гу (Hes. Theog. 886—900) и затем при помо­щи Гефе­ста (или Про­ме­тея), рас­ко­лов­ше­го ему голо­ву топо­ром, сам про­из­вёл на свет Афи­ну, кото­рая появи­лась из его голо­вы в пол­ном бое­вом воору­же­нии и с воин­ст­вен­ным кли­чем (Apol­lod. I 3, 6). Посколь­ку это собы­тие про­изо­шло буд­то бы у озе­ра (или реки) Три­тон в Ливии, Афи­на полу­чи­ла про­зви­ще Три­то­ниды или Три­то­ге­неи. Рож­де­ние Афи­ны изо­бра­же­но в этом мифе с пози­ций геро­и­че­ской мифо­ло­гии пери­о­да пат­ри­ар­ха­та, в кото­рой осо­бен­но выде­ля­лось муж­ское орга­ни­зу­ю­щее нача­ло. Афи­на явля­ет­ся как бы непо­сред­ст­вен­ным про­дол­же­ни­ем Зев­са, испол­ни­тель­ни­цей его замыс­лов и воли. Она — мысль Зев­са, осу­щест­влён­ная в дей­ст­вии. Посте­пен­но мате­рин­ство Мети­ды при­ни­ма­ет всё более отвле­чён­ный и даже сим­во­ли­че­ский харак­тер, так что Афи­на счи­та­ет­ся порож­де­ни­ем одно­го Зев­са и при­ни­ма­ет на себя функ­ции боже­ства муд­ро­сти, так же как Зевс вос­при­нял их от Мети­ды.

Афи­на — одна из глав­ней­ших фигур не толь­ко олим­пий­ской мифо­ло­гии, по сво­ей зна­чи­мо­сти она рав­на Зев­су и ино­гда даже пре­вос­хо­дит его, коре­нясь в древ­ней­шем пери­о­де раз­ви­тия гре­че­ской мифо­ло­гии — мат­ри­ар­ха­те. Силой и муд­ро­стью она рав­на Зев­су (Hes. Theog. 896). Ей возда­ют­ся поче­сти вслед за Зев­сом (Ho­rat. Carm. I 12, 17—20) и место её — бли­жай­шее к Зев­су (Plut. Conv. 2). Наряду с новы­ми функ­ци­я­ми боги­ни воен­ной мощи, Афи­на сохра­ни­ла свою мат­ри­ар­халь­ную неза­ви­си­мость, про­яв­ляв­шу­ю­ся в пони­ма­нии её как девы и защит­ни­цы цело­муд­рия. На древ­нее зоомор­фи­че­ское про­шлое боги­ни ука­зы­ва­ют её атри­бу­ты — змея и сова. Гомер назы­ва­ет Афи­ну «сово­окой» (glaycōpis), орфи­че­ский гимн (XXXII 11) — «пест­ро­вид­ной зме­ёй». Афи­на — покро­ви­тель­ни­ца змей (Verg. Aen. II 225—227); в хра­ме Афи­ны в Афи­нах, по сооб­ще­нию Геро­до­та (VIII 41), оби­та­ла огром­ная змея — страж акро­по­ля, посвя­щён­ная богине. Исто­ки муд­ро­сти Афи­ны в её хто­ни­че­ском про­шлом вос­хо­дят к обра­зу боги­ни со зме­я­ми кри­то-микен­ско­го пери­о­да. Сова и змея охра­ня­ли дво­рец Мино­тав­ра на Кри­те, и изо­бра­же­ние боги­ни со щитом микен­ско­го вре­ме­ни — про­об­раз олим­пий­ской Афи­ны. Сре­ди непре­мен­ных атри­бу­тов Афи­ны — эгида — щит из козьей шку­ры с голо­вой зме­евла­сой Меду­зы, кото­рый обла­да­ет огром­ной маги­че­ской силой, устра­ша­ет богов и людей (Hom. Il. II 446—449).

Мно­го­чис­лен­ны сведе­ния о кос­ми­че­ских чер­тах обра­за Афи­ны. Её рож­де­ние сопро­вож­да­ет­ся золотым дождём (Pind. Ol. VII 62—70), она хра­нит мол­нии Зев­са (Ae­schyl. Eum. 827). Её изо­бра­же­ние, т. н. пал­ла­дий, упа­ло с неба (отсюда Афи­на Пал­ла­да). По с.127 Геро­до­ту (IV 180), Афи­на — дочь Посей­до­на и ним­фы Три­то­ниды. Отож­дествля­лась Афи­на с дочерь­ми Кек­ро­па — Пан­д­ро­сой («все­влаж­ной») и Аглав­рой («све­то­воздуш­ной»), или Аграв­лой («поле­бо­розд­ной»). Свя­щен­ным дере­вом Афи­ны была мас­ли­на. Мас­ли­ны Афи­ны счи­та­лись «дере­вья­ми судь­бы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама Афи­на мыс­ли­лась как судь­ба и Вели­кая боги­ня-мать, кото­рая извест­на в арха­и­че­ской мифо­ло­гии как роди­тель­ни­ца и губи­тель­ни­ца все­го живо­го (ср. рас­суж­де­ние Апу­лея о Минер­ве кек­ро­пи­че­ской и её ипо­ста­сях, Met. XI 5).

Мощ­ная, страш­ная, сово­окая боги­ня арха­и­ки, обла­да­тель­ни­ца эгиды, Афи­на в пери­од геро­и­че­ской мифо­ло­гии направ­ля­ет свою силу на борь­бу с тита­на­ми (Hyg. Fab. 150) и гиган­та­ми. Вме­сте с Герак­лом Афи­на уби­ва­ет одно­го из гиган­тов, на дру­го­го она нава­ли­ва­ет ост­ров Сици­лия, с третье­го сди­ра­ет кожу и покры­ва­ет ею своё тело во вре­мя сра­же­ния (Apol­lod. I 6, 1—2). Она — убий­ца гор­го­ны Меду­зы и носит имя «гор­го­но­убий­цы» (Eur. Ion. 989—991, 1476). Афи­на тре­бу­ет к себе свя­щен­ной почти­тель­но­сти, ни один смерт­ный не может её увидеть. Изве­стен миф о том, как она лиши­ла зре­ния юно­го Тире­сия (сына сво­ей люби­ми­цы Харик­ло), когда тот слу­чай­но увидел её омо­ве­ние. Лишив юно­шу зре­ния, Афи­на вме­сте с тем наде­ли­ла его про­ро­че­ским даром (Apol­lod. III 6, 7; Cal­lim. Hymn. V 75—84). Велик был её гнев на Арах­ну, посмев­шую поста­вить под сомне­ние бла­го­че­стие богов. Клас­си­че­ская Афи­на наде­ле­на идей­но-орга­ни­зу­ю­щи­ми функ­ци­я­ми: она покро­ви­тель­ст­ву­ет геро­ям, защи­ща­ет обще­ст­вен­ный порядок и т. п. Она ста­вит на цар­ство Кад­ма, помо­га­ет Данаю и его доче­рям, а так­же потом­ку Даная Пер­сею, убив­ше­му Меду­зу (Apol­lod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал Афи­ну на помощь Герак­лу, и тот вывел из Эре­ба пса бога Аида (Hom. Il. VIII 362—369). Боги­ня покро­ви­тель­ст­ву­ет Тидею и его сыну Дио­меду, кото­рых она хоте­ла сде­лать бес­смерт­ны­ми, но отка­за­лась от это­го замыс­ла, увидев дикую жесто­кость Тидея (Apol­lod. III 6, 8). Любим­цем Афи­ны был Одис­сей, умный и сме­лый герой. В поэ­мах Гоме­ра (осо­бен­но «Одис­сее») ни одно мало-маль­ски важ­ное собы­тие не обхо­дит­ся без вме­ша­тель­ства Афи­ны. Она — глав­ная защит­ни­ца гре­ков-ахей­цев и посто­ян­ный враг тро­ян­цев, хотя культ её суще­ст­во­вал и в Трое (Hom. Il. VI 311). Афи­на — защит­ни­ца гре­че­ских горо­дов (Афин, Аргоса, Мега­ры, Спар­ты и др.), нося­щая имя «гра­до­за­щит­ни­цы» (Hom. Il. VI 305).

Огром­ная ста­туя Афи­ны Про­ма­хос («пере­до­вой боец») с копьём, сия­ю­щим на солн­це, укра­ша­ла акро­поль в Афи­нах, где богине были посвя­ще­ны хра­мы Эрех­тей­он и Пар­фе­нон. Глав­ные эпи­те­ты Афи­ны, наде­лён­ной граж­дан­ски­ми функ­ци­я­ми, — Поли­а­да («город­ская») и Поли­ухос («гра­до­дер­жи­ца»). Памят­ни­ком про­слав­ле­ния муд­рой пра­ви­тель­ни­цы Афин­ско­го государ­ства, учреди­тель­ни­цы аре­о­па­га, явля­ет­ся тра­гедия Эсхи­ла «Евме­ниды».

Афи­на все­гда рас­смат­ри­ва­ет­ся в кон­тек­сте худо­же­ст­вен­но­го ремес­ла, искус­ства, мастер­ства. Она помо­га­ет гон­ча­рам (Hom. Epigr. 14), тка­чи­хам с.128 Hom. Od. VII 109—110), руко­дель­ни­цам (Paus. X 30, 1), стро­и­те­лю кораб­ля арго­нав­тов (Apoll. Rhod. I 551), вооб­ще рабо­че­му люду (Hes. Opp. 429—431) и назы­ва­ет­ся Эрга­ной («работ­ни­цей») (Soph. frg. 760), покро­ви­тель­ни­цей ремес­лен­ни­ков (Plat. Legg. XI 920d). Афи­на помог­ла Про­ме­тею украсть огонь из куз­ни Гефе­ста (Myth. Vat. I 1; II 63—64). Её соб­ст­вен­ные изде­лия — под­лин­ные про­из­веде­ния искус­ства, как, напри­мер, плащ, выткан­ный для героя Ясо­на (Apoll. Rhod. I 721—768). Афине при­пи­сы­ва­ет­ся изо­бре­те­ние флей­ты и обу­че­ние игре на ней Апол­ло­на (Plut. De mus. 14). Одно­го её при­кос­но­ве­ния доста­точ­но, чтобы сде­лать чело­ве­ка пре­крас­ным (Одис­сея она воз­вы­си­ла ста­ном, наде­ли­ла куд­ря­вы­ми воло­са­ми, облек­ла силой и при­вле­ка­тель­но­стью; Hom. Od. VI 229—237; XXIII 156—159). Она наде­ли­ла Пене­ло­пу нака­нуне встре­чи супру­гов уди­ви­тель­ной кра­сотой (XVIII 187—197).

Афи­на — боги­ня муд­ро­сти, Демо­крит счи­тал её «разум­но­стью» (phronēsis, B 2 Diels). Муд­рость Афи­ны иная, чем муд­рость Гефе­ста и Про­ме­тея, для неё харак­тер­на муд­рость в государ­ст­вен­ных делах (Plat. Prot. 321d). Для позд­ней антич­но­сти Афи­на яви­лась прин­ци­пом неде­ли­мо­сти кос­ми­че­ско­го Ума (Plot. VI 5, 7) и сим­во­лом все­объ­ем­лю­щей миро­вой муд­ро­сти (Procl. Hymn. VII), тем самым её каче­ства рез­ко про­ти­во­по­став­ля­ют­ся буй­ству и экс­та­зу Дио­ни­са. Как зако­но­да­тель­ни­ца и покро­ви­тель­ни­ца афин­ской государ­ст­вен­но­сти почи­та­лась Афи­на — Фра­трия («брат­ская»), Булайя («совет­ная»), Сотей­ра («спа­си­тель­ни­ца»), Про­нойя («про­видя­щая»).

Хотя культ Афи­ны был рас­про­стра­нён по всей мате­ри­ко­вой и ост­ров­ной Гре­ции (Арка­дия, Арго­лида, Коринф, Сики­он, Фес­са­лия, Бео­тия, Крит, Родос), осо­бен­но почи­та­лась Афи­на в Атти­ке, в Афи­нах (назва­ние горо­да Афи­ны гре­ки свя­зы­ва­ли с име­нем боги­ни — покро­ви­тель­ни­цы горо­да). Ей были посвя­ще­ны зем­ледель­че­ские празд­ни­ки: про­ха­ри­сте­рии (в свя­зи с про­рас­та­ни­ем хле­ба), плин­те­рии (нача­ло жат­вы), арре­фо­рии (даро­ва­ние росы для посе­вов), кал­лин­те­рии (созре­ва­ние пло­дов), ски­рофо­рии (отвра­ще­ние засу­хи). Во вре­мя этих празд­неств про­ис­хо­ди­ло омо­ве­ние ста­туи Афи­ны, юно­ши при­но­си­ли клят­ву граж­дан­ско­го слу­же­ния богине. Все­об­щий харак­тер носил празд­ник вели­ких пана­фи­ней — апо­фе­оз Афи­ны-государ­ст­вен­ной муд­ро­сти. Осно­ва­те­лем пана­фи­ней счи­тал­ся Эрих­то­ний, пре­об­ра­зо­ва­те­лем — Тесей. Еже­год­ные пана­фи­неи устра­и­вал Солон, вели­кие уста­но­вил Писи­страт. Перикл ввёл состя­за­ния в пении, игре на кифа­ре и флей­те. На пана­фи­не­ях при­но­си­лись жерт­вы Афине и про­ис­хо­ди­ла пере­да­ча пеп­ло­са боги­ни, на кото­ром изо­бра­жа­лись её подви­ги в гиган­то­ма­хии.

В Риме Афи­на отож­дествля­лась с Минер­вой. Рим­ским празд­не­ствам Минер­вы посвя­ще­ны два боль­ших отрыв­ка из «Фаст» Овидия (III 809—850; VI 647—710). На про­тя­же­нии всей антич­но­сти Афи­на оста­ёт­ся свиде­тель­ст­вом орга­ни­зу­ю­щей и направ­ля­ю­щей силы разу­ма, кото­рый упо­рядо­чи­ва­ет кос­ми­че­скую и обще­ст­вен­ную жизнь, про­слав­ляя стро­гие устои государ­ства, осно­ван­но­го на демо­кра­ти­че­ском зако­но­да­тель­стве.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Учё­ные запис­ки Мос­ков­ско­го государ­ст­вен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та име­ни В. И. Лени­на», 1953, т. 72, в. 3, с. 53—133; Er­ma­tin­ger E., Die At­ti­sche Autoch­tho­nen­sa­ge bis auf Euri­pi­des, B., 1897; Nilsson M. P., Die An­fän­ge der Göt­tin Athe­na, Kph., 1921; Wila­mowitz-Moel­len­dorff U., Athe­na, «Sit­zungsbe­rich­te der Pre­us­si­schen Aka­de­mie der Wis­sen­schaf­ten», 1921, Halbband 2, S. 950—965; Ot­to W. F., Die Göt­ter Grie­chen­lands… [3 Aufl.], Fr./M., 1947; Ke­ré­nyi K., Die Jungfrau und Mut­ter der grie­chi­schen Re­li­gion. Eine Stu­die über Pal­las Athe­ne, Z., 1952; He­rington C. J., Athe­na Par­the­nos and Athe­na Po­lias. A stu­dy in the re­li­gion of Pe­ric­lean Athens, Man­ches­ter, 1955; Brom­mer F., Athe­ne Par­the­nos, Bre­men, 1957; Nie­meyer H. G., Pro­machos, Waldsas­sen, 1960; Kauer S., Die Ge­burt der Athe­na. Würzburg, 1959.

А. Ф. Лосев

Образ Афи­ны нашёл отра­же­ние во мно­гих зна­чи­тель­ных памят­ни­ках гре­че­ской пла­сти­ки. Гигант­ская хри­со­эле­фан­тин­ная ста­туя «Афи­на Пар­фе­нос» Фидия, постав­лен­ная в Афи­нах в Пар­фе­ноне в 438 до н. э., не сохра­ни­лась и извест­на нам по несколь­ким умень­шен­ным копи­ям (напр., «Афи­на Вар­ва­ки­он» в Афи­нах). Сохра­нил­ся так­же ряд реплик дру­гой ста­туи работы Фидия «Афи­на Лем­ния»; к третьей «Афине Про­ма­хос» вос­хо­дит, воз­мож­но, «Афи­на Меди­чи» в Лув­ре. До нас дошло око­ло деся­ти реплик ста­туи Афи­ны из груп­пы «Афи­на и Мар­сий» Миро­на. Широ­ко извест­ны так­же «Афи­на из Вел­ле­три» и «Афи­на Джу­сти­ни­а­ни». Сохра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные ста­ту­эт­ки боги­ни (напр., «Афи­на, выпус­каю­щая из рук сову»). Отдель­ные сце­ны мифов об Афине нашли отра­же­ние в рельеф­ной пла­сти­ке хра­мов; напри­мер, мно­го­фи­гур­ная груп­па на восточ­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на изо­бра­жа­ет рож­де­ние Афи­ны из голо­вы Зев­са, на запад­ном фрон­тоне вопло­щён спор Афи­ны с Посей­до­ном за обла­да­ние зем­лёй Атти­ки. Афи­на часто пред­ста­ёт в сце­нах гиган­то­ма­хии (фрон­тон Гека­том­пе­до­на на Акро­по­ле в Афи­нах, ок. 520 до н. э.; фриз Пер­гам­ско­го алта­ря, ок. 180 до н. э.), в сце­нах с Герак­лом (мето­па хра­ма Зев­са в Олим­пии, середи­на 5 в. до н. э.: боги­ня помо­га­ет герою под­дер­жи­вать небес­ный свод) и др. Дошли отдель­ные релье­фы (напр., «Афи­на, опи­раю­ща­я­ся на копьё» из афин­ско­го акро­по­ля, ок. 460 до н. э.). В гре­че­ской вазо­пи­си были рас­про­стра­не­ны сце­ны, посвя­щён­ные рож­де­нию Афи­ны, её уча­стию в гиган­то­ма­хии и Тро­ян­ской войне, спо­ру с Посей­до­ном. Встре­ча­ют­ся изо­бра­же­ния Афи­ны на пом­пей­ских фрес­ках.

В эпо­ху Воз­рож­де­ния Афи­ну изо­бра­жа­ют в соот­вет­ст­вии с антич­ной худо­же­ст­вен­ной тра­ди­ци­ей — в пан­ци­ре и шле­ме — в про­из­веде­ни­ях алле­го­ри­че­ско­го харак­те­ра. В ряде сцен, в т. ч. в чрез­вы­чай­но попу­ляр­ных в 15—17 вв. мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ци­ях «Пар­нас» (см. в ст. Апол­лон), к кото­рым при­мы­ка­ют сце­ны «Минер­ва сре­ди муз» (кар­ти­ны Н. Пус­се­на, К. Лорре­на и др.), Афи­на пред­ста­ёт оли­це­тво­ре­ни­ем муд­ро­сти. Афи­на сим­во­ли­зи­ру­ет так­же три­умф разу­ма («Минер­ва побеж­да­ет неве­же­ство» Б. Спран­ге­ра, «Цар­ство Минер­вы» А. Эль­с­хай­ме­ра), доб­ро­де­те­ли и цело­муд­рия («Пал­ла­да и кен­тавр» С. Бот­ти­чел­ли, «Победа доб­ро­де­те­ли над гре­хом» А. Ман­те­ньи), мира («Минер­ва и Марс» Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе и др.). Высту­па­ет Афи­на и как покро­ви­тель­ни­ца с.129 тка­че­ства, и как оли­це­тво­ре­ние меся­ца мар­та (тра­ди­ция, уна­сле­до­ван­ная от рим­лян) в изо­бра­же­ни­ях вре­мён года. Непо­сред­ст­вен­ное обра­ще­ние к мифам об Афине в живо­пи­си про­ис­хо­дит доволь­но ред­ко, глав­ным обра­зом в сце­нах, свя­зан­ных с таки­ми пер­со­на­жа­ми, как Арах­на, Геракл, Парис. Ред­ки слу­чаи вопло­ще­ния её обра­за в евро­пей­ской пла­сти­ке («Минер­ва» Я. Сан­со­ви­но).

В музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве мифы об Афине послу­жи­ли сюже­том для либ­рет­то немно­гих про­из­веде­ний 17—18 вв. (глав­ным обра­зом алле­го­ри­че­ско­го харак­те­ра), в чис­ле кото­рых опе­ры «Рож­де­ние Афи­ны» А. Дра­ги; «Минер­ва» Р. Кай­зе­ра; «Пал­ла­да и Марс» М. Гри­ма­ни; «Пал­ла­да тор­же­ст­ву­ю­щая» Ф. Б. Кон­ти; кан­та­ты «Спор Пал­ла­ды и Вене­ры» Л. Каль­да­ры и «Пал­ла­да» П. В. Гульель­ми.

См. также:
АФИНА (Словарь античности)
АФИНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 125—129.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геракл, Афина и Атлант.
Метопа храма Зевса в Олимпии.
Мрамор. 60-е гг. V в. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина (т. н. «Афина Маттеи»).
Паросский мрамор. Римская (?) копия ок. 100 г. до н. э. греческого бронзового оригинала IV в. до н. э., предположительно, работы Эвфранора.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина из группы «Афина и Марсий».
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Франкфурт-на-Майне, Городская галерея «Либигхаус».
6. МОЗАИКА. Греция.
Нереиды.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Адриана.
Мрамор.
Ок. 149—153 гг. по оригиналу ок. 117 г.
Олимпия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Фиала с рельефным декором — колесницы.
Южная Италия, Калена.
Глина, лак. III в. до н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
3. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
4. Тетрадрахма, серебро
Гераклея Латмийская, 150—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афины вправо, в аттическом шлеме с тройным гребнем, с поднятыми нащечниками; тулья украшена завитками и Пегасом, налобник украшен протомой шестерки лошадей (CNG, NAC: четверка, Nomos: шестерка); у богини серьги с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: ΗΡΑΚΛΕΩΤΩΝ — палица вправо; внизу, между двумя монограммами, стоит анфас сова, наклонив немного голову вправо; все внутри дубового венка, завязанного слева.
5. AE, медь
Септимий Север
Илиум в Троаде, 202—211 гг.
АВЕРС: Π ϹΕΠΤΙ ΓΕΤΑϹ ΚΑΙ — бюст Геты, в панцире, палудаментуме, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: ΙΛΙΕΩΝ — бюст Афины в шлеме и в эгиде вправо.
6. Тетрадрахма, биллон
Север Александр
Египет, Александрия, 230—231 гг.
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь.
В поле слева: (= год царствования 10-й).
7. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
8. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
9. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
10. Денарий, серебро
АВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле PANSA. Кайма из точек
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА