Словарь античности

АФИНА, так­же Афи­на Пал­ла­да (дева), веч­но дев­ст­вен­ная боги­ня (Афи­на Пар­фе­нос с куль­то­вым хра­мом Пар­фе­но­ном в Афи­нах), дочь Зев­са. Соглас­но мифу, царь богов про­гло­тил свою супру­гу оке­а­ниду Мети­ду, бере­мен­ную Афи­ной. Гефест рас­ко­лол голо­ву Зев­са уда­ром молота, и на свет появи­лась Афи­на в пол­ном сна­ря­же­нии (изо­бра­же­ние на восточ­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на). Суще­ст­ву­ет мне­ние, что Афи­на как боже­ство име­ет догре­че­ское про­ис­хож­де­ние. В част­но­сти, ее воин­ст­вен­ный харак­тер и сна­ря­же­ние — шлем, копье, щит и эгида — заим­ст­во­ва­ны у боги­ни вой­ны и горо­да эпо­хи брон­зы, т. е. из той эпо­хи, к кото­рой при­мы­кал ран­не­гре­че­ский культ Афи­ны. Победив в спо­ре с Посей­до­ном, Афи­на ста­ла покро­ви­тель­ни­цей афин­ско­го наро­да и даро­ва­ла ему свя­щен­ное дере­во — мас­ли­ну (изо­бра­же­ние на запад­ном фрон­тоне Пар­фе­но­на). Как Афи­на Поли­а­да она покро­ви­тель­ст­во­ва­ла и дру­гим горо­дам (напри­мер, При­ене) и почи­та­лась как боги­ня-победи­тель­ни­ца (напри­мер, в Пер­га­ме). Афи­на при­ни­ма­ла уча­стие в борь­бе богов с гиган­та­ми и покро­ви­тель­ст­во­ва­ла мно­гим гре­че­ским геро­ям (Дио­меду, Одис­сею, Герак­лу). Афи­на покро­ви­тель­ст­во­ва­ла так­же раз­ви­тию реме­сел и охра­ня­ла их. Как боги­ня муд­ро­сти и разу­ма Афи­на покро­ви­тель­ст­во­ва­ла нау­кам (ста­туя Афи­ны из Пер­гам­ской биб­лио­те­ки). Она научи­ла людей обузды­вать коней и запря­гать быков, стро­ить и управ­лять колес­ни­ца­ми (как опыт­ная участ­ни­ца поедин­ков колес­ниц). Афи­на пере­да­ла людям искус­ство стро­ить кораб­ли, научи­ла жен­щин прясть и ткать, даро­ва­ла жите­лям зем­ли флей­ту, зако­ны и учреди­ла аре­о­паг. Функ­ции, кото­рые испол­ня­ла боги­ня, отра­жа­ли обще­ст­вен­ный и соци­аль­ный ста­тус ее почи­та­те­лей. Так, оче­вид­но при Писи­стра­те, она ста­ла покро­ви­тель­ни­цей Афин, ремес­лен­ни­ков и отдель­ных реме­сел. В пери­од прав­ле­ния Перик­ла про­изо­шло ее пре­вра­ще­ние в боги­ню мира (напри­мер, ста­туя Афи­ны Лем­нии). Ее куль­то­вы­ми живот­ны­ми были сова (отсюда про­зви­ще «сово­окая») и змея, а свя­щен­ным дере­вом — мас­ли­на. В Риме с Афи­ной отож­дествля­ли Минерву. Афи­на, как пра­ви­ло, изо­бра­жа­ли в виде суро­вой и вели­че­ст­вен­ной девы в шле­ме, с копьем, щитом и эгидой. От зна­ме­ни­то­го куль­то­во­го изо­бра­же­ния Афи­ны — покры­той сло­но­вой костью и золо­том гигант­ской ста­туи работы Фидия, сде­лан­ной в 30-х гг. 5 в. до н. э. и сто­яв­шей в Пар­фе­ноне на Афин­ском акро­по­ле, — сохра­нил­ся ряд копий и реплик (напри­мер, ста­туя Афи­ны из Пер­га­ма, голо­ва Афи­ны в Копен­га­гене, гем­ма Аспа­сия и дру­гие). Ста­туя Афи­ны Лем­нии, так­же выпол­нен­ная Фиди­ем и уста­нов­лен­ная на Афин­ском акро­по­ле в нача­ле 2-й пол. 5 в. до н. э., отож­дествля­ет­ся с сохра­нив­ши­ми­ся до наших дней фраг­мен­та­ми ста­туи, наи­бо­лее выра­зи­тель­ные из кото­рых хра­нят­ся в Дрездене и Боло­нье (голо­ва). На ней Афи­на пред­став­ле­на в обли­ке уми­ротво­ря­ю­щей боги­ни, оли­це­тво­ря­ю­щей тогдаш­ний миро­лю­би­вый поли­ти­че­ский курс Афин. Мно­го­чис­лен­ные ста­туи Афи­ны 5 и 4 вв. до н. э. отра­жа­ют стрем­ле­ние Афин и воз­глав­ля­е­мо­го ими сою­за вос­ста­но­вить преж­ние пози­ции. Пер­гам­ский ренес­санс обра­за Афи­ны в элли­низ­ме явил­ся выра­же­ни­ем при­тя­за­ний атта­лидов по отно­ше­нию к клас­си­че­ско­му наследию (изо­бра­же­ние Афи­ны на фри­зе Пер­гам­ско­го алта­ря). Об Афине — живо­пис­ные полот­на Бот­ти­чел­ли и Рубен­са, комедия Г. Сак­са «Пал­ла­да и Вене­ра».

См. также:
АФИНА (Мифы народов мира)
АФИНА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геракл, Афина и Атлант.
Метопа храма Зевса в Олимпии.
Мрамор. 60-е гг. V в. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина (т. н. «Афина Маттеи»).
Паросский мрамор. Римская (?) копия ок. 100 г. до н. э. греческого бронзового оригинала IV в. до н. э., предположительно, работы Эвфранора.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина из группы «Афина и Марсий».
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Франкфурт-на-Майне, Городская галерея «Либигхаус».
6. МОЗАИКА. Греция.
Нереиды.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Адриана.
Мрамор.
Ок. 149—153 гг. по оригиналу ок. 117 г.
Олимпия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Фиала с рельефным декором — колесницы.
Южная Италия, Калена.
Глина, лак. III в. до н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
3. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
4. Тетрадрахма, серебро
Гераклея Латмийская, 150—142 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Афины вправо, в аттическом шлеме с тройным гребнем, с поднятыми нащечниками; тулья украшена завитками и Пегасом, налобник украшен протомой шестерки лошадей (CNG, NAC: четверка, Nomos: шестерка); у богини серьги с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: ΗΡΑΚΛΕΩΤΩΝ — палица вправо; внизу, между двумя монограммами, стоит анфас сова, наклонив немного голову вправо; все внутри дубового венка, завязанного слева.
5. AE, медь
Септимий Север
Илиум в Троаде, 202—211 гг.
АВЕРС: Π ϹΕΠΤΙ ΓΕΤΑϹ ΚΑΙ — бюст Геты, в панцире, палудаментуме, с обнаженной головой, вправо.
РЕВЕРС: ΙΛΙΕΩΝ — бюст Афины в шлеме и в эгиде вправо.
6. Тетрадрахма, биллон
Север Александр
Египет, Александрия, 230—231 гг.
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь.
В поле слева: (= год царствования 10-й).
7. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
8. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
9. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
10. Денарий, серебро
АВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле PANSA. Кайма из точек
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА