Мифы народов мира

ЕВРО́ПА (Εὐρώ­πη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь фини­кий­ско­го царя Аге­но­ра. Влю­бив­ший­ся в Евро­пу Зевс похи­тил её, то ли пре­вра­тив­шись сам в смир­но­го быка (Apol­lod. III 1, 1), то ли послав за ней быка (Ps.-Era­tosth. 14). На спине это­го пре­крас­но­го бело­го быка Евро­па пере­плы­ла море и попа­ла на Крит, где Зевс разде­лил с ней ложе, после чего она роди­ла сыно­вей Мино­са, Сар­пе­до­на и Рада­ман­фа (Apol­lod. III 1, 1). Потом она ста­ла супру­гой без­дет­но­го крит­ско­го царя Асте­рия («звёзд­но­го»), усы­но­вив­ше­го и вос­пи­тав­ше­го её детей от Зев­са (III 1, 2). С мифом о Евро­пе свя­за­на исто­рия её бра­та Кад­ма, отпра­вив­ше­го­ся на бес­плод­ные розыс­ки сест­ры и обос­но­вав­ше­го­ся в Фивах (Apol­lod. III 1, 1; Hyg. Fab. 178). Мате­рью зна­ме­ни­тых царей и судей, супру­гой олим­пий­ско­го Зев­са Евро­па высту­па­ет в геро­и­че­ской мифо­ло­гии, одна­ко это искон­но хто­ни­че­ское боже­ство. Её имя озна­ча­ет «широ­ко­гла­зая» (эпи­тет луны) или «широ­ко­глас­ная», она явля­ет­ся корре­ля­том древ­не­го Зев­са Еврио­па («широ­ко­глас­но­го»), вос­хо­дя­ще­го к догре­че­ским куль­там Север­ной Гре­ции и Малой Азии. Близ­ка Евро­па к хто­ни­че­ско­му Зев­су Додон­ско­му, от бра­ка с кото­рым у неё сын Додон — покро­ви­тель свя­ти­ли­ща Додо­ны (Steph. Byz., V. Do­do­ne). В Бео­тии супру­гой Зев­са счи­та­лась Демет­ра-Евро­па, а её сыном Тро­фо­ний — хто­ни­че­ский демон (Paus. IX 39, 4). Евро­пу сбли­жа­ли с хто­ни­че­ски­ми боги­ня­ми, ино­гда отож­дествля­ли с ними (в Сидоне Евро­па не отли­ча­лась от богинь Селе­ны и Астар­ты). Она наде­ле­на рас­ти­тель­ны­ми и живот­ны­ми функ­ци­я­ми, образ её объ­еди­ня­ет весь кос­мос (вклю­чая небо, зем­лю и под­зем­ный мир); отож­дествля­лась с Луной (Hymn. Hom. XXXI 4 след.).


Лит.: Лосев А. Ф., Антич­ная мифо­ло­гия в ее исто­ри­че­ском раз­ви­тии, М., 1957; Vür­theim J., Euro­pa, Amst., 1924.

А. Ф. Лосев

Сохра­ни­лись памят­ни­ки антич­но­го искус­ства, посвя­щён­ные сюже­ту похи­ще­ния Евро­пы (про­из­веде­ния гре­че­ской пла­сти­ки и вазо­пи­си, рим­ские моза­и­ки, фрес­ки в Пом­пе­ях). В евро­пей­ском искус­стве этот сюжет раз­ра­ба­ты­вал­ся сна­ча­ла в сред­не­ве­ко­вой книж­ной мини­а­тю­ре (глав­ным обра­зом в иллю­ст­ра­ци­ях к Овидию), в эпо­ху Воз­рож­де­ния — в живо­пи­си и пла­сти­ке и оста­вал­ся попу­ляр­ным вплоть до сер. 18 в. (А. Дюрер, Рафа­эль, Тици­ан, Я. Бас­са­но, Дж. Ваза­ри, Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе, Аго­сти­но и Анни­ба­ле Каррач­чи, Г. Рени, Я. Йор­данс, Рем­брандт, К. Лоррен, А. Куа­пель, А. Ват­то, Ф. Буше и др.). Сре­ди про­из­веде­ний пла­сти­ки эпо­хи Воз­рож­де­ния — рельеф Фила­ре­те на брон­зо­вых две­рях собо­ра свя­то­го Пет­ра в Риме (15 в.). Из опер 18—20 вв. наи­бо­лее зна­чи­тель­ная «Похи­ще­ние Евро­пы» Д. Мийо.

См. также:
ЕВРОПА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 419—420.
См. по теме: ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Европа на быке.
Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Фиалы.
Глина. Ок. 440 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. КЕРАМИКА. Этрурия.
Зевс в образе быка и Европа.
Краснофигурный кратер.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
4. ТОРЕВТИКА. Рим.
Кувшин для вина из Боскореале.
Серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Похищение Европы.
Метопа из храма Геры в Селинунте (Сицилия).
Туф.
VI в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие Эпиктес и Нумения.
Травертин. Около 50—40 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие Эпиктес и Нумения. Фрагмент.
Травертин. Около 50—40 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Европа верхом на быке.
Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18, g).
20—25 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ника, убивающая быка (Nike tauroctona) или похищение Европы Зевсом, принявшим облик быка.
Мрамор.
Первая половина II в. н.э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал животных.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фрагмент рельефа аттического саркофага со сценой морской битвы.
Мрамор.
Нач. III в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Статер, серебро
Гортина, 280 г. до н.э.
АВЕРС: Европа, полуобнаженная, сидит анфас на платановом дереве, подняв свое покрывало правой рукой и держа левой рукой на своих коленях орла с распростертыми крыльями.
РЕВЕРС: Бык стоит влево, голова обращена назад вправо, к заднему левому копыту, с которого он сгоняет насекомое.
2. Денарий, серебро
Луций Валерий Ацискул
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона Сорана, в диадеме, вправо, волосы завиты колечками и волнистые надо лбом; вверху звезда; сзади надпись вниз ACISCVLVS и двойное тесло или кирка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Женская фигура, Валерия Луперка, сидит на телке (BMCRR, CRR) (RRC, RCTV: Европа на быке**), идущей вправо; обеими руками она держит свое покрывало, которое развевается над ее головой. Кайма из точек.
В обрезе: L. VALERIVS (Lucius Valerius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА