Словарь античности

ЕВРОПА (греч. Euro­pe), в гре­че­ских леген­дах дочь фини­кий­ско­го царя Аге­но­ра и Теле­фас­сы. Зевс, пре­вра­тив­шись в руч­но­го бело­го быка, увез на себе играв­шую на бере­гу Евро­пу через море на Крит. Там Евро­па роди­ла Мино­са, Рада­ман­та и Сар­пе­до­на. В антич­но­сти похи­ще­ние Евро­пы было излюб­лен­ной темой вазо­вой и настен­ной живо­пи­си, в новое вре­мя часто изо­бра­жа­лось на кар­ти­нах (Тин­то­рет­то, Веро­не­зе, Тици­ан, Рем­брандт, Тье­по­ло).


Похи­ще­ние Евро­пы (стен­ная живо­пись из Пом­пей, Неа­поль).

См. также:
ЕВРОПА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Европа на быке.
Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Фиалы.
Глина. Ок. 440 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Европа верхом на быке.
Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18, g).
20—25 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Похищение Европы.
Фреска из Помпей.
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ника, убивающая быка (Nike tauroctona) или похищение Европы Зевсом, принявшим облик быка.
Мрамор.
Первая половина II в. н.э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал животных.
5. КЕРАМИКА. Этрурия.
Зевс в образе быка и Европа.
Краснофигурный кратер.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
6. ТОРЕВТИКА. Рим.
Кувшин для вина из Боскореале.
Серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Похищение Европы.
Метопа из храма Геры в Селинунте (Сицилия).
Туф.
VI в. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фрагмент рельефа аттического саркофага со сценой морской битвы.
Мрамор.
Нач. III в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие Эпиктес и Нумения.
Травертин. Около 50—40 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Статер, серебро
Гортина, 280 г. до н.э.
АВЕРС: Европа, полуобнаженная, сидит анфас на платановом дереве, подняв свое покрывало правой рукой и держа левой рукой на своих коленях орла с распростертыми крыльями.
РЕВЕРС: Бык стоит влево, голова обращена назад вправо, к заднему левому копыту, с которого он сгоняет насекомое.
2. Денарий, серебро
Луций Валерий Ацискул
Рим, 45 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона Сорана, в диадеме, вправо, волосы завиты колечками и волнистые надо лбом; вверху звезда; сзади надпись вниз ACISCVLVS и двойное тесло или кирка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Женская фигура, Валерия Луперка, сидит на телке (BMCRR, CRR) (RRC, RCTV: Европа на быке**), идущей вправо; обеими руками она держит свое покрывало, которое развевается над ее головой. Кайма из точек.
В обрезе: L. VALERIVS (Lucius Valerius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА