ТРИБУ́Н (Tribūnus). По всей видимости, это слово первоначально обозначало должностное лицо, связанное с трибой (tribus) или представлявшее трибу для определённых целей; и действительно, именно такие функции выполняли должностные лица, обозначавшиеся этим названием в раннем Риме, и эти же функции можно проследить и у более поздних должностных лиц, носивших этот титул. Ниже следует рассказ обо всех римских должностных лицах, известных под этим названием.
1. Трибуны трёх древних триб. В эпоху, когда все римские граждане входили в одну из трёх триб — рамны, тиции и луцеры, — тремя подразделениями пехоты, составлявшими вместе легион, командовали три военных трибуна (tribuni militum, φύλαρχος, Dion. Hal. AR. II. 7; Dig. 1. 2. 2. 20; Serv. ad Aen. V. 560). Нибур предполагает, что трибун целеров (tribunus celerum) являлся трибуном рамнов, самой древней и прославленной из трёх триб (Niebuhr B. G. The History of Rome. Vol. 1. Philadelphia, 1835. P. 331), и в этом вопросе за Нибуром следует Гётлинг (Göttling K. W. Geschichte der Römischen Staatsverfassung von Erbauung der Stadt bis zu C. Cäsar’s Tod. Halle, 1840. S. 166), хотя это мнение прямо противоречит свидетельствам Дионисия (II. 13) и Помпония (de Orig. Jur. Dig. 1. 2. 2. 15), согласно которым трибун целеров был командиром целеров (celeres), телохранителей царя.
Однако Моммзен показал (Моммзен Т. История Рима. Т. 1. М., 1936. С. 69, прим.), что термин «трибуны целеров» (tribuni celerum) используется во множественном числе применительно к трём командирам конницы (Dion. Hal. AR. II. 64), в противоположность трём военным трибунам (tribuni militum), и что мнение Помпония, который идентифицирует трибуна целеров с Целером, упомянутым у Валерия Анциата (Dion. Hal. AR. II. 13), начальником конницы (magister equitum) в эпоху Республики и префектом претория (praefectus praetorio) в эпоху Империи, объясняется просто непониманием того положения, которое в легенде занимает Брут (ср. Dion. Hal. AR. IV. 71; Liv. I. 59). Трибуны триб, естественно, прекратили своё существование, когда в ходе реформ, приписываемых Сервию Туллию, были упразднены трибы. Нет никаких оснований считать, что под председательством одного из таких трибунов когда-либо принимались законы (Mommsen Th. Römische Staatsrecht. Leipzig, 1887. Bd. 1. S. 189. Anm. 4); но, судя по рассказу Дионисия, они выполняли определённые жреческие обязанности от имени соответствующих триб (Ср. Пренестинские фасты, 19 марта, p. 315, [ad stantibus pontificibus et tribunis celerum][1]).
2. Трибуны Сервиевых триб. Согласно Сервиевой конституции, каждая из четырёх городских триб и, возможно, каждый из сельских округов (pagi), которые позднее каким-то образом (о чём у нас нет определённых сведений) превратились в с.871 изначальные 16 сельских триб, имели своего куратора (φύλαρχος), который должен был вести реестр членов трибы и их имущества и при необходимости собирать военный налог (tributum), а также подушные деньги (aes), взимаемые с неграждан (aerarii). Эти кураторы триб (curatores tribuum) назывались также эрарными трибунами (tribuni aerarii); но вопрос о том, являлось ли сословие, известное в эпоху Цицерона как эрарные трибуны, их преемниками и представителями, в последние годы вызывает много споров. Мадвиг настаивает на том, что это совершенно разные категории и что у нас нет никаких достоверных свидетельств об эрарных трибунах до принятия закона Котты в 70 г. до н. э., — разве что как о давно забытой должности, название которой тогда возродили (Madvig J. N. Opuscula academica: ab ipso iterum collecta, emendata, aucta. Hauniae, 1887. Vol. 2. P. 242—
3. Эрарные трибуны. Когда Луций Котта, претор 70 г. до н. э., провёл закон, лишивший сенаторов исключительного права служить присяжными, которое после реформ Гая Гракха возвратил им Сулла, то учредил три декурии (decuriae) — сенаторов, всадников и эрарных трибунов. Об этой последней группе мы знаем, что она признавалась сословием (ordo), была довольно многочисленной, проживала не только в Риме, но и в муниципиях и имела тесные связи со всадниками, а иногда, как представляется, даже причислялась ко всадникам в широком смысле слова (ср. Cic. Cluent. 43. 121; 47. 130). Юлий Цезарь отнял у них судебные функции (Suet. Jul. 41); но Август (Suet. Aug. 32) добавил к трём декуриям четвёртую, состоявшую из дуценариев (ducenarii), то есть людей, владевших половиной всаднического ценза. Последнее обстоятельство указывает на то, что эрарные трибуны, весьма вероятно, тоже должны были соответствовать определённым цензовым требованиям, хотя их размер нигде не указан. Моммзен предполагает, что они владели всадническим цензом, но не имели государственного коня (equus publicus) (Mommsen Th. Römische Staatsrecht. Bd. 3. S. 533); но это несколько сомнительно; и Моммзен признаёт, что в тех случаях, когда Цицерон причисляет эрарных трибунов ко всадникам, это может объясняться «адвокатской любезностью» — по крайней мере, отчасти (Ibid. S. 193, Anm. 2: ср. Font. 16. 36; Flacc. 38. 96). Но всё же в речи «В защиту Флакка» (2. 4) он ясно говорит о том, что две трети присяжных составляют всадники (50 из 75); а Ливий (Per. 97) даже пишет, что реформа Котты вернула суды (judicia) всадникам: «judicia per M. (sic) Aurelium Cottam praetorem ad equites Romanos translata sunt»[5]. Судя по свидетельству Ливия (XXIV. 11. 8), эрарные трибуны, возможно, имели ценз в 300 тыс. ассов. Херцог считает, что в прошлом они были должностными лицами (Herzog E. Geschichte und System der römischen Staatsverfassung. Bd. 1. Leipzig, 1885. S. 533), но в этом предположении нет необходимости, если идентифицировать их с кураторами центурий (ср. Madvig J. N. Die Verfassung und Verwaltung… Bd. 1. S. 182—
4. Военные трибуны с консульской властью (Tribuni militum consulari potestate). С древнейших времён римской пехотой командовали трибуны, или «предводители триб». Их назначал царь, как главнокомандующий, на срок проведения кампании, и первоначально их было трое. Но когда каждая из древних триб была разделена на «первую» (prior) и «вторую» (posterior), число трибунов достигло шести. В это время термин «легион» (legio) обозначал всю армию. Когда позднее, где-то в IV в. до н. э., каждый год стало набираться разное число легионов, обычай иметь шесть военных трибунов для каждого легиона сохранился. Об их обязанностях и способе их назначения см. статью Exercitus. Но термин «военные трибуны» приобрёл и несколько иное значение. Если нужды государства требовали отправить на войну больше двух армий, то вместо двух консулов назначалось большее число командиров, именовавшихся военными трибунами с консульской властью (tribuni militum consulari potestate). Впервые такое назначение засвидетельствовано в 445 г. до н. э., когда плебеи добивались права избрания на должность консула, а сенат, чтобы не принимать никакого решения по этому вопросу, постановил избрать консулярных трибунов (Liv. IV. 6. 8: «per haec consilia eo deducta est res, ut tribunos militum consulari potestate promiscue ex patribus ac plebe creari sinerent, de consulibus creandis nihil mutaretur»[6]). Но нет прямых указаний на то, что тогда эта должность была учреждена впервые; и упоминание о дозволявшем её законе (Liv. IV. 35. 11*) может относиться как к тому закону, согласно которому консульство заменило царскую власть, так и к специальному закону, принятому только теперь. В другом и, возможно, с.872 более раннем рассказе (Liv. IV. 7. 2) единственной причиной перемены представлена военная необходимость. Несомненно, наибольшее число консулярных трибунов было избрано в тот год (405 г. до н. э.), когда государство впервые столкнулось с напряжением постоянной осады. Фасты свидетельствуют о том, что консулярных трибунов могло быть трое, четверо и шестеро, но никогда не бывало пятеро. В тех случаях, когда упоминается восемь консулярных трибунов, двое из них, видимо, выполняли обязанности цензоров, а не консулов, и, вероятно, в строгом смысле вообще не являлись трибунами. Числа пять, видимо, избегали, потому что оно не позволяло поровну разделить фасции в течение двенадцати месяцев в году.
Вполне очевидно, что военные трибуны с консульской властью были просто обычными шестью трибунами, но занимали должность с предоставленными им особыми полномочиями. Если иногда их было меньше шести, то лишь потому, что если изначально было избрано недостаточное число трибунов с консульской властью, то не существовало конституционного механизма для того, чтобы заполнить вакансии другими трибунами, наделёнными теми же привилегиями, и те, кто был избран позднее, считались обычными трибунами.
Когда в 367 г. до н. э. Лициниев закон отменил должность консулярного трибуна и открыл консульство для плебеев, его непосредственным результатом стало лишение народа права избирать военных трибунов, так что это право было возвращено народу лишь пять лет спустя особым законом (Liv. VII. 5: ср. Lorenz O. Über das Consulartribunat. Vienna, 1855).
Нет оснований сомневаться (как сомневаются Беккер, Швеглер и другие: Becker W. A. Handbuch der römischen Alterthümern. Leipzig, Th. 2. Abth. 2. Leipzig, 1846. 137; Schwegler A. Römische Geschichte. Bd. 3. Tübingen, 1858. S. 112), что консулярные трибуны обладали, как предполагает их титул, полной консульской властью, включая как военные, так и судебные полномочия, а также право назначать диктатора (Liv. IV. 31). Они избирались по совершении ауспиций (auspicato) в центуриатных комициях (Liv. V. 52. 16) и обладали всеми инсигниями консулов, но не имели права на триумф и не становились консулярами, то есть, не входили в число сенаторов высшего ранга по факту занятия этой должности. В этом состояло главное практическое различие между консулярным трибунатом и консульством. Консулярный трибунат был прямо отменён Лициниевым законом ne tribunorum militum comitia fierent consulumque utique alter ex plebe crearetur[7] (Liv. VI. 35); и после этого о нём нет больше никаких упоминаний — разве что в непрошедшем предложении плебейских трибунов, внесённом в 53 г. до н. э. (Cass. Dio XL. 45). Ср. Mommsen Th. Römische Staatsrecht. Bd. 2. S. 173—
5. Плебейские трибуны (Tribuni plebis). Вряд ли можно усомниться в том, что название этих народных должностных лиц происходило от названия военных трибунов. Наряду с привилегированными гражданами, патрициями (patricii), существовало и сообщество, признанное частью гражданского коллектива, но первоначально лишённое всех политических прав — плебс (plebs). Согласно конституции, приписываемой Сервию Туллию, это сообщество получило право служить в армии и занимать командные должности (трибунат) и одновременно голосовать в центуриатном собрании. Их следующим шагом стала самоорганизация в собственное собрание плебса (concilium plebis), которым руководили их собственные магистраты, плебейские трибуны и плебейские эдилы (tribuni и aediles plebis). Согласно общепринятой точке зрения, это произошло в результате сецессии плебса на Священную гору (mons sacer) в области Крустумерии в 494 г. до н. э. Вне зависимости от исторической достоверности подробностей, нет оснований сомневаться в том, что примерно в это время плебс обрёл право коллективного действия под руководством избранных им лидеров. Первоначально выборы происходили в куриатных комициях (Dion. Hal. AR. VI. 89, IX. 41; ср. Cic. Corn. ap. Ascon. p. 76): обычно исследователи расценивают это так, что на выборах голосовали исключительно патриции; и была предпринята попытка обосновать эту точку зрения с помощью предположения, что плебеи, решив между собой, кто будет их кандидатами, представляли их и только их патрициям для формального избрания, чтобы гарантировать их одобрение (ср. Bouché-Leclercq A. Manuel des Institutions romaines. Paris, 1887. P. 69, note). Но гораздо проще предположить, что для выборов по куриям собирались только плебеи (так считают Моммзен и Виллемс). Далее традиция гласит, что в 494 г. до н. э. священный закон (lex sacrata) объявил трибунов неприкосновенными (Liv. II. 33). Этот вопрос тоже вызвал споры. Ланге, представляющий школу Нибура, считает, что это было формальное соглашение, ратифицированное фециалами, между патрициями и плебеями (ср. Dion. Hal. AR. VI. 84, 89; VII. 40). Моммзен, с другой стороны, доказывает, что священный закон — это всего лишь торжественная клятва, принесённая плебсом, в том, что они будут рассматривать любой вред, причинённый их трибунам, как неискупимое преступление и мстить за него. Эта точка зрения подтверждается тем, что плебисцит Ицилия, принятый в 492 г. до н. э. (Dion. Hal. AR. VII. 22) и гарантировавший трибунам свободу слова и право помощи (jus auxilii), был бы избыточным, если бы предшествующий священный закон являлся соглашением между сословиями. Это мнение согласуется также с определением понятия sacrosanctus, которое даёт Фест, s. v. Споры вызывает и вопрос об изначальном числе трибунов. Согласно традиции, сперва их было только двое, затем стало пятеро, а затем — десять. Но если древнейшие источники говорят о том, что число трибунов увеличилось до пяти в 471 г. до н. э., то согласно другим источникам, двое изначально избранных трибунов сразу кооптировали ещё троих. Увеличение числа трибунов с пяти до десяти (по два от каждого класса) Ливий и Дионисий относят к 457 г. до н. э. (Liv. III. 30; Dion. Hal. AR. X. 30), хотя первый допускает небрежность, говоря о десяти трибунах в 480 г. до н. э. (II. 44. 6), а Дион Кассий (ср. Zonar. VII. 15) рассказывает об этом иначе. Все эти утверждения вызывают много сомнений, особенно сведения о классах, из которых избирались трибуны: такая процедура была бы совершенно беспримерной и, как кажется, ничем не обоснованной. Возможно, это просто безосновательный вывод из количества трибунов. Представляется более вероятным, что изначально было два плебейских трибуна и два плебейских эдила, что соответствовало двум консулам и двум квесторам общины. Не вызывает сомнений, что после времён децемвирата трибунов всегда было десять (Liv. III. 54. 11 и т. д.).
Плебейские трибуны, естественно, всегда были плебеями; единственный случай, когда эту должность занимал патриций, имел место в 448 г. до н. э., когда двое трибунов были кооптированы (Liv. III. 65); и это представляется сомнительным (ср. Mommsen Th. Römische Staatsrecht. Bd. 2. S. 265, Anm. 4). Их выборы в собрании курий (вероятно) и в собрании триб (несомненно) происходили под председательством действующих трибунов. Первоначально, если число избранных трибунов было меньше с.873 числа вакансий, один или несколько избранных трибунов имели право кооптации; но в 448 г. до н. э. Требониев закон отменил эту процедуру и установил, что выборы должны продолжаться, пока не будут избраны все трибуны (Liv. III. 65). Междуцарствие (interregnum), начинавшееся в случае неизбрания консулов, для трибунов не допускалось: плебс никогда не должен был оставаться без своих трибунов (Liv. III. 55; ср. 64. 9). трибуны находились в должности в течение года, и, как и в случае с консульством, все трибуны являлись коллегами в том смысле, что каждый из них в отдельности мог в полной мере осуществлять полномочия своей должности, но любой из остальных трибунов мог вмешаться и воспрепятствовать ему.
Функции трибунов изменялись вслед за правовым положением плебса, представителями которого они являлись. Изначально плебс являлся лишь произвольным объединением неполноправных граждан и не имел политических прав. В этот период, о котором у нас нет достоверных сведений, трибуны были «магистратами не народа, а плебса» (non populi sed plebis magistratus): любые полномочия, которые за ними признавались, рассматривались лишь как дополнительные по отношению к органам народной власти. Позднее плебс был признан организованным сообществом внутри общины, и на действия магистратов общины в отношении представителей плебса были наложены определённые ограничения: то есть, трибуны приобрели право вето и всё, что явилось его следствием. Наконец, плебс был до такой степени идентифицирован с общиной, что в правовом отношении его действия рассматривались как действия общины. Это произошло с принятием Гортензиева закона в 287 г. до н. э. Теперь трибуны стали магистратами общины, обладающими как позитивными, так и негативными правами и, прежде всего, правом напрямую взаимодействовать с сенатом.
Поскольку изначально трибуны не являлись магистратами общины, у них не было магистратских инсигний — ликторов, фасций, пурпурной каймы на тогах, курульного кресла. Однако они имели право восседать на скамье (subsellium), которая стала своего рода символом их должности. Кроме того, не будучи магистратами, они не имели права консультироваться с богами (auspicia impetrativa) от имени римского народа, хотя, возможно, существовали своего рода квазиплебейские ауспиции, так что место, где собирался плебс, называлось templum (Liv. II. 56. 10; III. 17. 1; Cic. Sest. 29. 62; 35. 75). Но все плебейские магистраты избирались без совершения ауспиций (inauspicato, Liv. VI. 41. 5), по крайней мере с того времени, как их стали избирать трибы, а плебисцит являлся законом, принятым без совершения ауспиций (lex inauspicata). С другой стороны, трибуны не имели права пренебрегать знамениями, посланными богами (auspicia oblativa), и буря могла сорвать собрание плебса (concilium plebis) точно так же, как и комиции; поэтому же в плебейских собраниях имела силу и обнунциация (obnuntiatio). Но вполне возможно, что последняя доктрина была выдвинута лишь ради политического удобства нобилей и никогда не была по-настоящему принята плебсом (ср. Mommsen Th. Römische Staatsrecht. Bd. 2. S. 275).
Далее, в обязанности трибуна никогда не входило то, что обозначалось словом «империй»: трибун никогда не осуществлял военное командование или гражданскую юрисдикцию, и его полномочия ограничивались первым мильным камнем от города. Если сопоставить эпоху до Гортензиева закона и после него, то мы обнаружим, что в первый период трибунская власть включала в себя, в сущности, три функции.
1. Трибуны имели право созывать собрания плебса и проводить голосование по предлагаемым ему решениям. Моммзен полагает, что основание их власти было заложено плебисцитом, который провёл Ицилий в 472 г. до н. э.; он представлял собой общую клятву плебеев в том, что они не потерпят никакого вмешательства во власть трибунов, прежде всего со стороны магистратов. Частные лица, прерывавшие речь трибуна, тоже подлежали наказанию (Val. Max. IX. 5. 2; Plin. Ep. I. 23. 2).
2. Право интерцессии (intercessio) или, как его называют, «вето» (для последнего термина почти нет античных свидетельств), представляло собой право, которым, в определённых пределах, был наделён каждый магистрат по отношению к коллеге или низшему магистрату. Но практическое значение это право обрело лишь в руках трибунов — их право интерцессии превосходило все аналогичные полномочия других магистратов. Весьма сомнительно, что оно появилось сразу во всей своей полноте, но общее мнение, состоящее в том, что первоначально оно ограничивалось правом помощи (jus auxilii), не основано на надёжных источниках. Представляется более вероятным, что оно было обретено в долгой борьбе, подробно проследить которую наши источники не позволяют. Но это право обрело особое значение для трибунов, отчасти потому, что они были практически лишены более активных функций, а отчасти потому, что обстоятельства гораздо чаще требовали трибунского вето, чем вето любых других магистратов. Несомненно, оно главным образом использовалось для помощи (auxilium), то есть для защиты любого гражданина (как патриция, так и плебея: Liv. III. 13. 9; 56. 5; VIII. 33. 7; IX. 26. 16) от приговора магистрата. Чтобы обеспечить постоянную доступность такой защиты для граждан, трибунам было запрещено ночевать вне города во время исполнения должности (исключения составляли только Латинские празднества), и они обязаны были днём и ночью держать двери дома открытыми. Но известна пара случаев, когда сенат освобождал трибунов от действия этого закона и отправлял с особыми важными поручениями к полководцам на войну (Liv. IX. 36. 14; XXIX. 20). Свои официальные обязанности они всегда отправляли публично, а позднее обычным местом их исполнения служила Порциева базилика.
Но право вето распространялось на предложения, представленные не только плебсу, но и народу в Комиции. В первом случае это было просто применение права остановить действие коллеги; второе выглядит более удивительно, но, вероятно, происходит от необходимости воспрепятствовать решениям, нарушающим права плебеев. Мы видим использование права вето на консульских выборах уже в 483 г. до н. э. (Dion. Hal. AR. VIII. 90), а в народном суде под председательством квесторов — в 459 г. до н. э. (Liv. III. 24. 7). Право трибунов наложить вето на решение сената или, точнее, на действия магистрата, необходимые для его принятия, впервые упоминается в 445 г. до н. э. (Liv. IV. 6. 6), но не как какое-то новшество. В то время трибуны не имели права входить в сенат, а сидели на своих скамьях (subsellia) перед дверями и вмешивались в дебаты лишь во время или после голосования. Вряд ли вето могло использоваться в те времена, когда решение сената формально считалось просто советом магистрату относительно его действий. Поэтому, вероятно, с.874 право вето не использовалось до тех пор, пока суждение сената (senatus auctoritas) не стало непременным условием для того, чтобы решение плебса обрело обязательную силу для всей общины. Если трибун заранее накладывал запрет на действие какого-либо магистрата, а тот всё же его совершал, то это действие не лишалось законной силы, но магистрат подлежал наказанию; но если вето накладывалось постфактум, то действие магистрата теряло законную силу. Один трибун мог наложить вето, а все остальные не могли его снять; но любой из трибунов своим запретом мог помешать коллеге исполнить угрозу наказания за пренебрежение запретом.
Угроза наказания, естественно, могла быть обращена только против частных лиц, исполняющих какие-то государственные обязанности (Cic. Cluent. 27. 74; ср. Sall. Jug. 34). Однако упоминается немало случаев, когда трибуны вызывали отдельных лиц на сходку (contio) и требовали ответить на вопросы (Cic. Phil. VI; Att. I. 14. 1; XIV. 20. 5; Vat. 10. 24: ср. Gell. XIII. 12. 6).
3. Право интерцессии не имело бы смысла, если бы его не поддерживало право принуждения (coercitio), то есть право обеспечивать повиновение, а это последнее неизбежно стало результатом борьбы плебеев за самозащиту. Любое действие, которое расценивалось как угроза плебеям или представлявшим их трибунам, подлежало наказанию: штрафу, конфискации имущества или даже смертной казни. Эта власть трибунов могла быть ограничена лишь вмешательством другого коллеги или апелляцией к народу (provocatio). Изначально апеллировать можно было только к плебсу; но поскольку было явно несправедливо, что патриций должен апеллировать к сообществу, членом которого не является (ср. Mommsen Th. Römische Forschungen. Bd. 1. Berlin, 1864. S. 209), законы Двенадцати таблиц установили, что в делах, предусматривающих смертную казнь, трибун должен обвинять гражданина перед центуриями, и только в делах, предусматривающих штраф; апелляцию должны рассматривать трибы. Если мы правы, принимая мнение Моммзена о том, что священная власть (sacrosancta potestas) трибунов была основана на революционной борьбе за самозащиту, то она должна была прекратиться после падения децемвиров, когда закон Валерия—
Прекращение всякой борьбы сословий, о которой свидетельствовало принятие Гортензиева закона, ознаменовало следующую стадию развития, на которой трибуны стали магистратами общины. С этого времени и до конца Республики их власть практически постоянно возрастала, исключая очень краткий период. В 81 г. до н. э. Сулла сильно урезал полномочия трибунов: он лишил их права вносить законы и установил, что лица, занимавшие трибунат, не имеют права добиваться любых других должностей; это отвратило от данной должности всех энергичных и честолюбивых людей (Liv. Per. 89; Vell. II. 30; App. BC I. 100, II. 29). Но в 70 г. до н. э. Помпей вернул трибунам все их древние полномочия и права (Liv. Per. 97 и др.). Их право обращаться к центуриям по-прежнему ограничивалось случаями, когда они выступали обвинителями, но их свобода действий в трибутном собрании оставалась неограниченной. Их право вето было ограничено лишь в нескольких случаях: например, его не допускал принятый в 123 г. до н. э. закон Гая Гракха о консульских провинциях, а также судебные процессы в постоянных судебных комиссиях (quaestiones perpetuae) (ср. Mommsen Th. Römische Staatsrecht. Bd. 1. S. 262); на практике оно стало просто орудием политической борьбы и очень часто использовалось против интересов народной партии. Благодаря своему магистратскому положению трибуны теперь часто председательствовали на выборах магистратов, особенно в случае экстраординарных назначений. Вопрос о том, кто должен руководить выборами — консул или трибун — несомненно решался законом, согласно которому производилось назначение. Что касается законодательной власти трибунов, то после Гортензиева закона не существовало никаких препятствий для того, чтобы трибуны представляли трибам законопроект по любому вопросу, хотя согласно обычаю решение некоторых вопросов, особенно объявление войны, было прерогативой центурий. Плебисцит теперь описывался формулой lex sive id plebi scitum est[8], и, естественно, его стали часто называть просто законом, что видно из фрагментов законов о вымогательствах (lex de repetundis) и о разделе земли (de agris dividundis). Что касается права трибунов на принуждение (coercitio), то оно превратилось в право общего характера преследовать правонарушителей за преступления против общины, и прежде всего — преследовать нарушителей-магистратов по окончании их срока должности (ср. Liv. IX. 26. 12; XLI. 7. 10). Большинство известных нам многочисленных примеров трибунских обвинений было предъявлено консулам за пренебрежение обязанностями на войне или за вопиющие злоупотребления полномочиями. Но известны также и обвинения, выдвинутые трибунами против частных лиц за преступления против государства. Если закон возлагал на магистратов обязанность карать определённое правонарушение штрафом, то этим обычно занимались эдилы, а не трибуны. Сулла отнял у трибунов право на судебное обвинение и передал его постоянному суду по делам об умалении величия (quaestio majestatis): такое положение дел сохранялось и после того, как трибунам были возвращены полномочия, так что с этого времени трибунские обвинения упоминаются редко и в исключительных случаях. Наконец, трибуны как магистраты получили право не только заседать и выступать в сенате, но и созывать его и совещаться с ним. Но невозможно точно определить, когда и как именно это вошло в обычай. Источники не согласуются друг с другом и противоречат сами себе. Дионисий пишет (X. 31), что Ицилий попытался созвать сенат в 456 г. до н. э., но нигде не указывает, что трибуны и в самом деле имели такие полномочия. В рассказе Ливия в 462 г. до н. э. трибун присутствует в сенате (III. 9. 11), а в 420 г. до н. э. — выступает в нём (IV. 44. 7). Но первый достоверный пример имеет место в 216 г. до н. э. (Liv. XXII. 61); и логичнее всего предположить, что независимая законодательная инициатива, предоставленная трибунам Гортензиевым законом, сопровождалась правом совещаться с сенатом перед тем, как предложить какую-то меру. Но трибуны, как правило, не созывали сенат вместо консулов или городского претора. В эпоху Империи трибуны сохранили за собой это право (Tac. Ann. VI. 18), но редко его использовали.
Помимо этих определённых полномочий, трибуны, как сообщается, нередко участвовали в совместных действиях магистратов в моменты национальной опасности или реагировали на чрезвычайные обстоятельства, с.875 пользуясь своей независимой властью (ср. Cic. Verr. II. 2. 41. 100; Off. III. 20. 80; Tac. Hist. II. 91; Plin. Ep. IX. 13. 19).
В эпоху Империи трибунат стал лишь тенью прежней должности, а император исполнял все свои функции в силу трибунской власти (tribunicia potestas). Плиний (Plin. Ep. I. 23) очень интересно рассказывает о том, как воспринимался трибунат в его дни. В начале III в. н. э. трибунат упоминается в перечне магистратур, но исчезает после того, как Александр Север позволил кандидатам занимать претуру после квестуры. Название этой должности сохранилось лишь во вводной формуле обращений к сенату до 423 г. н. э. Возможно, формально трибунат по-прежнему предоставлялся какому-то числу сенаторов (ср. Mommsen Th. Römische Staatsrecht. II. S. 261—