АИ́Д, ГАДЕ́С (Ἅιδης, Αΐδης) букв. «безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог — владыка царства мёртвых, а также само царство. Аид — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона (Hes. Theog. 455), с которыми разделил наследие свергнутого отца (Hom. Il. XV 187—193). Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом (Hom. Hymn. V 445—447). Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным» (V 404, 430), т. к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид — «богатый», именуется Плутоном (V 489; от греч. πλοῦτος — богатство, откуда затем переосмысление бога богатства Плутоса), т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина (Hom. Il. 484—485) и герой Персей, добывая голову Горгоны (Apollod. II 4, 2). Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок Аида и Геракла, в котором Геракл ранит Аида (II 7, 3). Его исцеляет божественный врачеватель Пеон (Hom. Il. V 395—403). Геракл похищает из царства мёртвых Аида пса — стража Аида. (Hom. Il. VIII, 367, Od. XI 623). Аид был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мёртвых (Soph. Philoct. 624—625). Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства Аида; Verg. Georg. IV 454 след.; Ovid. Met. X 1—63).
В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием — «подземным» (Hes. Opp. 465) и «спускающимся вниз» (καται βάτης — Aristoph. Pax. 42, Hymn. Orph. XV 6). Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путём. Его побеждает Геракл, т. к. он второстепенное божество. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью. Например, Ахилл готов быть скорее подёнщиком на земле у бедного крестьянина, чем царём среди мёртвых (Hom. Od. XI 489—491). Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде («Разговоры в царстве мёртвых», имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию (VI 25, 2), Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.
Аидом именуется также пространство в недрах земли (Hom. Il. XX 61—65), где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес. Представление о топографии Аида усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мёртвых, который охраняет пёс — страж Аида (VIII 365—369) на крайнем западе («запад», «закат» — символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю (Hom. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 537—570), мрачные глубины Аида — Эреб (Hom. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (XI 564), реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон (Hom. Od. X 508), асфоделевый луг, где блуждают тени умерших (X 513—514), тартар (Hom. Il. VIII 13—16). Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий Аид, реку забвения Лету, перевозчика мёртвых Харона, трёхглавого пса Кербера (Verg. Aen. VI 295—330, 548—551). Суд над мёртвыми вершит Минос (Hom. Od. XI 568—571), в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф — сыновья Зевса (Plat. Gorg. 524a). Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом (Hom. Od. XI 576—600) в тартаре — как части Аида нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи»), у Платона (Phaed. 112a—114c), у Вергилия. Подробное описание царства мёртвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге «Одиссеи» намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души (Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, 1957, с. 23—25). Гомер называет также в Аиде место для праведников — елисейские поля или элизиум (Hom. Od. IV 561—569). Об «островах блаженных» упоминают Гесиод (Opp. 166—173) и Пиндар (Ol. II 54—88), так что разделение Вергилием Аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции (Verg. Aen. VI 638—650, 542—543). С проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии — образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея).
Лит.: Платон, Соч., т. 1, М., 1968 (Комментарий, с. 572—576); Vergilius Maro P., Aeneis erklärt von E. Norden, Buch 6, Lpz. 1903; Rohde E., Psyche, Bd 1—2, 10 Aufl., Tübingen, 1925; Wilamowitz—Möllendorff U., Der Glaube der Hellenen, 3 Aufl., Basel, 1959; Rose H. J., Griechieche Mythologie, 2 Aufl., Münch., 1961.
А. А. Тахо-Годи