Мифы народов мира

АРЕ́С, АРЕ́Й (Ἄρης), в гре­че­ской мифо­ло­гии бог вой­ны, ковар­ной, веро­лом­ной, вой­ны ради вой­ны, в отли­чие от Афи­ны Пал­ла­ды — боги­ни вой­ны чест­ной и спра­вед­ли­вой. Пер­во­на­чаль­но Арес про­сто отож­дествлял­ся с вой­ной и смер­то­нос­ным ору­жи­ем (следы это­го отож­дест­вле­ния у Гоме­ра, Hom. Il. XIII 444, у Эсхи­ла, Agam. 78). Древ­ней­ший миф об Аре­се свиде­тель­ст­ву­ет о его негре­че­ском, фра­кий­ском про­ис­хож­де­нии (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) назы­ва­ет Аре­са «пре­зрен­ным» богом и при­зы­ва­ет Зев­са, Апол­ло­на, Арте­ми­ду и Вак­ха пора­зить его мол­ни­я­ми, стре­ла­ми и огнём. Древ­ние хто­ни­че­ские чер­ты Аре­са отра­зи­лись в мифе о порож­де­нии им вме­сте с одной из эри­ний фиван­ско­го дра­ко­на (Schol. Soph. Ant. 128), уби­то­го Кад­мом. Даже в детях Аре­са — геро­ях про­яв­ля­ют­ся чер­ты необуздан­но­сти, дико­сти и жесто­ко­сти (Меле­агр, Аска­лаф и Иал­мен, Фле­гий, Эно­май, фра­ки­ец Дио­мед, ама­зон­ки). Спут­ни­ца­ми Аре­са были боги­ня раздо­ра Эрида и кро­во­жад­ная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эри­ний) носи­ли име­на: Блеск, Пла­мя, Шум, Ужас; его атри­бу­ты — копьё, горя­щий факел, соба­ки, кор­шун. Само его рож­де­ние мыс­ли­лось вна­ча­ле чисто хто­ни­че­ски: Гера поро­ди­ла Аре­са без уча­стия Зев­са от при­кос­но­ве­ния к вол­шеб­но­му цвет­ку (Ovid. Fast. V 229—260). В олим­пий­ской мифо­ло­гии Арес с боль­шим трудом ужи­ва­ет­ся с её пла­сти­че­ски­ми и худо­же­ст­вен­ны­ми обра­за­ми и зако­на­ми, хотя теперь он счи­та­ет­ся сыном само­го Зев­са (Hom. Il. V 896) и посе­ля­ет­ся на Олим­пе. У Гоме­ра Арес — буй­ное боже­ство, обла­даю­щее в то же вре­мя несвой­ст­вен­ны­ми ему ранее чер­та­ми рома­ни­че­ской влюб­лён­но­сти. Он вопит, как девять или десять тысяч вои­нов (V 859—861); ранен­ный Афи­ной, он про­сти­ра­ет­ся по зем­ле на семь деся­тин (XXI 403—407). Его эпи­те­ты: «силь­ный», «огром­ный», «быст­рый», «бес­ну­ю­щий­ся», «вредо­нос­ный», «веро­лом­ный», «губи­тель людей», «раз­ру­ши­тель горо­дов», «запят­нан­ный кро­вью». Зевс назы­ва­ет его самым нена­вист­ным из богов, и не будь Арес его сыном, он отпра­вил бы его в тар­тар, даже глуб­же всех потом­ков Ура­на (V 889—898). Но вме­сте с тем Арес уже настоль­ко слаб, что его ранит не толь­ко Афи­на, но и смерт­ный герой Дио­мед. Он влюб­ля­ет­ся в самую кра­си­вую и неж­ную боги­ню Афро­ди­ту (Hom. Od. VIII 264—366). О люб­ви Аре­са и нару­ше­нии Афро­ди­той супру­же­ской вер­но­сти упо­ми­на­ет­ся в антич­ной лите­ра­ту­ре часто и даже назы­ва­ют­ся дети от этой свя­зи: Эрос и Анте­рос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Дей­мос («ужас»), Фобос («страх») и Гар­мо­ния (Hes. Theog. 934 след.). Орфи­че­ский гимн (88-й) вос­пе­ва­ет Аре­са как олим­пий­ское высо­кое боже­ство (хотя 65-й гимн ещё рису­ет его в све­те пол­но­го амо­ра­лиз­ма). Буй­ный и амо­раль­ный Арес с боль­шим трудом асси­ми­ли­ро­вал­ся с олим­пий­ски­ми бога­ми и в его обра­зе сохра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные напла­сто­ва­ния раз­ных эпох. В Риме Арес отож­дествля­ет­ся с ита­лий­ским богом Мар­сом, и в искус­стве и лите­ра­ту­ре позд­не­го вре­ме­ни он изве­стен пре­иму­ще­ст­вен­но под име­нем Марс.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Уче­ные запис­ки Мос­ков­ско­го государ­ст­вен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. В. И. Лени­на», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der grie­chi­schen Re­li­gion, «Ar­chiv für Re­li­gionswis­sen­schaft», 1920—1922, № 20—21; его же, Ares, там же, 1923—1924, № 22.

А. Ф. Лосев

Самые зна­чи­тель­ные из дошед­ших до нас антич­ных ста­туй: «Арес Бор­ге­зе» и «Арес Лудо­ви­зи» (рим­ские копии). Арес изо­бра­жал­ся в сце­нах гиган­то­ма­хии (релье­фы восточ­но­го фри­за Пар­фе­но­на и сокро­вищ­ни­цы сиф­ний­цев в Дель­фах, про­из­веде­ния вазо­пи­си). Сюжет «Арес и Афро­ди­та» нашёл вопло­ще­ние в несколь­ких пом­пей­ских фрес­ках. В сред­не­ве­ко­вых книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях Арес изо­бра­жа­ет­ся как бог вой­ны и как сим­вол пла­не­ты Марс. В искус­стве Воз­рож­де­ния и осо­бен­но барок­ко — глав­ным обра­зом бла­го­да­ря вли­я­нию Овидия — в живо­пи­си полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние сюже­ты, свя­зан­ные с любо­вью Аре­са и Афро­ди­ты (кар­ти­ны С. Бот­ти­чел­ли, Пье­ро ди Кози­мо, Джу­лио Рома­но, Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе, Б. Спран­ге­ра, М. Кара­ва­д­жо, П. П. Рубен­са, Н. Пус­се­на, Ш. Леб­ре­на); ино­гда Арес изо­бра­жал­ся в око­вах, наде­тых на него Афро­ди­той (фрес­ка Ф. Кос­сы) или Эро­сом, что сим­во­ли­зи­ро­ва­ло победу люб­ви над воин­ст­вен­но­стью и дико­стью. Дру­гой сюжет — «Арес и Афро­ди­та, застиг­ну­тые Гефе­стом» (про­из­веде­ния Я. Тин­то­рет­то, Х. Гол­ци­у­са, Рем­бранд­та, Л. Джор­да­но, Ф. Буше и др.) не утра­тил попу­ляр­но­сти и в новое вре­мя (Л. Коринт «Марс в сетях Вул­ка­на»). Созда­ва­лись про­из­веде­ния, сим­во­ли­ка кото­рых опи­ра­лась на антич­ную мифо­ло­ги­че­скую тра­ди­цию: в них Афи­на про­ти­во­сто­я­ла Аре­су («Минер­ва и Марс» Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе и др.), а ино­гда всту­па­ла с ним в еди­но­бор­ство («Поеди­нок Минер­вы и Мар­са» Ж. Л. Давида). Пер­вые ста­туи Аре­са созда­ны во 2-й поло­вине 16 в. (Джам­бо­ло­нья, Я. Сан­со­ви­но). В каче­стве памят­ни­ка А. В. Суво­ро­ву ста­туя бога вой­ны работы М. И. Коз­лов­ско­го была воз­двиг­ну­та в 1801 в Петер­бур­ге на Мар­со­вом поле.

В музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве 17—18 вв. мифы об Аре­се послу­жи­ли сюже­том для либ­рет­то ряда опер («Обма­ну­тый Марс» М. А. Циа­ни; «Любовь Мар­са и Вене­ры» Г. Фин­ге­ра; того же назва­ния опе­ра А. Кам­п­ра; «Уми­ротво­рён­ный Марс» А. Ариости).

См. также:
АРЕС (Словарь античности)
АРЕС, АРЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 101—102.
См. по теме: КИТИССОР • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРЕВТАЛИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Арес (т. н. «Арес Лудовизи»).
Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э., предположительно, работы Скопаса Младшего. Реставрирован Джанлоренцо Бернини в 1622 г.
Пентелийский мрамор, реставрация каррарским мрамором.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марс.
Мраморный рельеф. Голова — II в. н. э. Бюст — XVI в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки.
Мрамор.
Начало III в. н. э.
CIL XIV 565.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Ареса.
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Арес Боргезе».
Мрамор.
I—II вв. н. э. (?)
Париж, Лувр.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Геркулес и Минерва, изгоняющие Марса.
По рисунку П. П. Рубенса.
Виктор Вольфут Младший (1612—1652).
Холст, масло. 67 × 89 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Геркулес и Минерва, изгоняющие Марса. Фрагмент.
По рисунку П. П. Рубенса.
Виктор Вольфут Младший (1612—1652).
Холст, масло. 67 × 89 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Марс и Венера» с портретными головами Марка Аврелия и Фаустины Младшей.
Мрамор.
147—149 гг. н. э. по греческим моделям «Арес Боргезе» (V в. до н. э.) и «Афродита, Капуанский тип» (IV в. до н. э.).
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь из Остии с изображением Марса, Реи Сильвии и близнецов Ромула и Рема.
Мрамор. 124 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА