ЕВРО́ПА (Εὐρώπη), в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Европу Зевс похитил её, то ли превратившись сам в смирного быка (Apollod. III 1, 1), то ли послав за ней быка (Ps.-Eratosth. 14). На спине этого прекрасного белого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа (Apollod. III 1, 1). Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия («звёздного»), усыновившего и воспитавшего её детей от Зевса (III 1, 2). С мифом о Европе связана история её брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах (Apollod. III 1, 1; Hyg. Fab. 178). Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Европа выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество. Её имя означает «широкоглазая» (эпитет луны) или «широкогласная», она является коррелятом древнего Зевса Евриопа («широкогласного»), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. Близка Европа к хтоническому Зевсу Додонскому, от брака с которым у неё сын Додон — покровитель святилища Додоны (Steph. Byz., V. Dodone). В Беотии супругой Зевса считалась Деметра-Европа, а её сыном Трофоний — хтонический демон (Paus. IX 39, 4). Европу сближали с хтоническими богинями, иногда отождествляли с ними (в Сидоне Европа не отличалась от богинь Селены и Астарты). Она наделена растительными и животными функциями, образ её объединяет весь космос (включая небо, землю и подземный мир); отождествлялась с Луной (Hymn. Hom. XXXI 4 след.).
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Vürtheim J., Europa, Amst., 1924.
Сохранились памятники античного искусства, посвящённые сюжету похищения Европы (произведения греческой пластики и вазописи, римские мозаики, фрески в Помпеях). В европейском искусстве этот сюжет разрабатывался сначала в средневековой книжной миниатюре (главным образом в иллюстрациях к Овидию), в эпоху Возрождения — в живописи и пластике и оставался популярным вплоть до сер. 18 в. (А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Я. Бассано, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Йорданс, Рембрандт, К. Лоррен, А. Куапель, А. Ватто, Ф. Буше и др.). Среди произведений пластики эпохи Возрождения — рельеф Филарете на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме (15 в.). Из опер 18—
|
||
1.
Статер, серебро Гортина, 280 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Европа, полуобнаженная, сидит анфас на платановом дереве, подняв свое покрывало правой рукой и держа левой рукой на своих коленях орла с распростертыми крыльями. РЕВЕРС: Бык стоит влево, голова обращена назад вправо, к заднему левому копыту, с которого он сгоняет насекомое. | ||
2.
Денарий, серебро Луций Валерий Ацискул Рим, 45 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона Сорана, в диадеме, вправо, волосы завиты колечками и волнистые надо лбом; вверху звезда; сзади надпись вниз ACISCVLVS и двойное тесло или кирка. Кайма из точек. РЕВЕРС: Женская фигура, Валерия Луперка, сидит на телке (BMCRR, CRR) (RRC, RCTV: Европа на быке**), идущей вправо; обеими руками она держит свое покрывало, которое развевается над ее головой. Кайма из точек. В обрезе: L. VALERIVS (Lucius Valerius). |