Мифы народов мира

ГЕРА́КЛ (Ἡρακ­λῆς), в гре­че­ской мифо­ло­гии герой, сын Зев­са и смерт­ной жен­щи­ны Алк­ме­ны (жены Амфи­т­ри­о­на). В отсут­ст­вие Амфи­т­ри­о­на (вое­вав­ше­го про­тив пле­мён теле­бо­ев) Зевс, при­няв его облик, явил­ся к Алк­мене; пока дли­лась их брач­ная ночь, солн­це трое суток не под­ни­ма­лось над зем­лёй. После воз­вра­ще­ния мужа Алк­ме­на роди­ла одно­вре­мен­но сыно­вей — Ифик­ла от мужа и Герак­ла от Зев­са. В день, когда Герак­лу пред­сто­я­ло появить­ся на свет, Зевс поклял­ся в собра­нии богов, что мла­де­нец из его потом­ков, кото­рый родит­ся в этот день, будет власт­во­вать над Мике­на­ми и сосед­ни­ми наро­да­ми. Одна­ко рев­ни­вая Гера задер­жа­ла роды Алк­ме­ны и уско­ри­ла на два меся­ца роды Никип­пы — жены микен­ско­го царя Сфе­не­ла, и в этот день родил­ся сын Сфе­не­ла, внук Пер­сея и пра­внук Зев­са Эври­сфей, кото­рый в соот­вет­ст­вии с опро­мет­чи­вой клят­вой Зев­са полу­чил власть над Пело­пон­не­сом (Hom. Il. XIX 95—133). К колы­бе­ли Герак­ла и Ифик­ла Гера посла­ла двух чудо­вищ­ных змей, но мла­де­нец Геракл заду­шил их. Соглас­но неко­то­рым вари­ан­там мифа (Diod. IV 9; Paus. IX 25, 2), Зевс или Афи­на хит­ро­стью заста­ви­ли Геру кор­мить Герак­ла гру­дью, но мла­де­нец сосал с такой силой, что Гера отшвыр­ну­ла его, а из капель моло­ка воз­ник Млеч­ный путь. Луч­шие учи­те­ля — муд­рый кен­тавр Хирон, Авто­лик, Эврит, Кастор — обу­ча­ли Герак­ла раз­лич­ным искус­ствам, борь­бе, стрель­бе из лука; игре на кифа­ре Герак­ла обу­чал Лин, но когда он в про­цес­се обу­че­ния при­бег к нака­за­нию, Геракл в при­пад­ке гне­ва убил Лина уда­ром кифа­ры. Испу­ган­ный силой и вспыль­чи­во­стью Герак­ла, Амфи­т­ри­он ото­слал его на гору Кифе­рон (на восток от Фив) к пас­ту­хам. Там, восем­на­дца­ти лет от роду, Геракл убил кифе­рон­ско­го льва, опу­сто­шав­ше­го окрест­но­сти. Воз­вра­ща­ясь с охоты, Геракл встре­тил гла­ша­та­ев Эрги­на, царя сосед­не­го Орхо­ме­на, тре­бо­вав­ших дань с фиван­цев. Геракл отру­бил им носы, уши и руки и велел отне­сти Эрги­ну вме­сто дани. В начав­шей­ся войне Геракл убил Эрги­на и обра­тил его вой­ско в бег­ство, но Амфи­т­ри­он, сра­жав­ший­ся вме­сте с сыном, погиб. Фиван­ский царь Кре­онт в награ­ду за доб­лесть Герак­ла выдал за него свою стар­шую дочь Мега­ру. Когда у них появи­лись дети, Гера, по-преж­не­му враж­деб­ная Герак­лу, насла­ла на него безу­мие, в при­пад­ке кото­ро­го он убил сво­их детей. При­дя в себя, Геракл ухо­дит в изгна­ние (Apol­lod. II 4, 11). Он при­бы­ва­ет в Дель­фы, чтобы спро­сить у бога, где ему посе­лить­ся. Ора­кул при­ка­зы­ва­ет ему носить имя Геракл (до это­го его имя было Алкид) и повеле­ва­ет посе­лить­ся в Тирин­фе, слу­жить Эври­сфею в тече­ние 12 лет и совер­шить 10 подви­гов, после чего Геракл станет бес­смерт­ным (Apol­lod. II 4, 12). Выпол­няя при­ка­за­ния Эври­сфея, Геракл совер­ша­ет 12 зна­ме­ни­тых подви­гов (мифо­гра­фы изла­га­ют их в раз­ной после­до­ва­тель­но­сти). Преж­де все­го он добы­ва­ет шку­ру немей­ско­го льва. Так как лев был неуяз­вим для стрел, то Геракл смог его одо­леть толь­ко заду­шив рука­ми. Когда он при­нёс льва в Мике­ны, Эври­сфей так испу­гал­ся, что при­ка­зал Герак­лу впредь не вхо­дить в город, а пока­зы­вать добы­чу перед город­ски­ми ворота­ми. Эври­сфей даже соорудил себе в зем­ле брон­зо­вый пифос, куда с.278 пря­тал­ся от Герак­ла, и общал­ся с ним толь­ко через гла­ша­тая Копрея (Apol­lod. II 5, 1).

Надев на себя шку­ру немей­ско­го льва, Геракл отправ­ля­ет­ся выпол­нять вто­рое рас­по­ря­же­ние Эври­сфея — убить лер­ней­скую гид­ру, кото­рая похи­ща­ла скот и опу­сто­ша­ла зем­ли в окрест­но­стях Лер­ны. У неё было 9 голов, из них одна — бес­смерт­ная. Когда Геракл отру­бал одну из голов, на её месте вырас­та­ли две. На помощь гид­ре выполз Кар­кин — огром­ный рак и вце­пил­ся Герак­лу в ногу. Но Геракл рас­топ­тал его и при­звал на помощь Иолая (сво­его пле­мян­ни­ка, став­ше­го с это­го вре­ме­ни вер­ным спут­ни­ком Герак­ла), кото­рый при­жи­гал све­жие раны гид­ры горя­щи­ми голов­ня­ми, так что голо­вы уже не отрас­та­ли вновь. Отру­бив послед­нюю, бес­смерт­ную голо­ву, Геракл зако­пал её в зем­лю и при­ва­лил тяжё­лым кам­нем. Раз­ру­бив туло­ви­ще гид­ры, Геракл погру­зил ост­рия сво­их стрел в её смер­то­нос­ную жёлчь (Apol­lod. II 5, 2). Эври­сфей отка­зал­ся вклю­чить этот подвиг в чис­ло 10, пред­на­зна­чен­ных выпол­нить Герак­лу, т. к. ему помо­гал Иолай.

Третьим подви­гом Герак­ла была поим­ка кери­ней­ской лани. У лани, при­над­ле­жав­шей Арте­ми­де, были золотые рога и мед­ные копы­та. Геракл пре­сле­до­вал её целый год, дой­дя до зем­ли гипер­бо­ре­ев (Pind. Ol. III 26 след.), и пой­мал, ранив стре­лой. Апол­лон и Арте­ми­да хоте­ли ото­брать у него лань, но Геракл сослал­ся на при­каз Эври­сфея и при­нёс лань в Мике­ны (Apol­lod. II 5, 3).

Затем Эври­сфей потре­бо­вал от Герак­ла эри­манф­ско­го веп­ря (чет­вёр­тый подвиг). По доро­ге к Эри­ман­фу (в Север­ной Арка­дии) Геракл оста­но­вил­ся у кен­тав­ра Фола, кото­рый стал радуш­но уго­щать Герак­ла. При­вле­чён­ные запа­хом вина, к пеще­ре Фола рину­лись, воору­жив­шись кам­ня­ми и ство­ла­ми дере­вьев, дру­гие кен­тав­ры. В бит­ве кен­тав­рам при­шла на помощь их мать, боги­ня обла­ков Нефе­ла, низ­верг­шая на зем­лю пото­ки дождя, но Геракл всё же частью пере­бил, частью разо­гнал кен­тав­ров. При этом слу­чай­но погиб­ли Хирон и Фол; Фол, удив­ля­ясь смер­то­нос­ной силе стрел, выта­щил одну из них из тела погиб­ше­го кен­тав­ра и неча­ян­но уро­нил её себе на ногу, и яд гид­ры мгно­вен­но умерт­вил его. Эри­манф­ско­го веп­ря Геракл пой­мал, загнав в глу­бо­кий снег, и отнёс свя­зан­ным в Мике­ны (Apol­lod. II 5, 4).

Пятым подви­гом Герак­ла было очи­ще­ние им от наво­за огром­но­го скот­но­го дво­ра царя Элиды Авгия. Геракл, зара­нее выго­во­рив себе у Авгия в виде пла­ты деся­тую часть его скота, про­де­лал отвер­стия в сте­нах поме­ще­ния, где нахо­дил­ся скот, и отвёл туда воды рек Алфея и Пенея. Вода про­мы­ла стой­ла. Но когда Авгий узнал, что Геракл выпол­нял при­каз Эври­сфея, он не захо­тел с ним рас­пла­тить­ся, а Эври­сфей, в свою оче­редь, объ­явил этот подвиг не иду­щим в счёт, т. к. Геракл выпол­нял его за пла­ту (Apol­lod. II 5, 5).

Шестым подви­гом Герак­ла было изгна­ние стим­фа­лий­ских птиц с ост­ры­ми желез­ны­ми перья­ми, кото­рые води­лись на лес­ном боло­те око­ло горо­да Стим­фа­ла (в Арка­дии) и пожи­ра­ли людей (Paus. VIII 22, 4). Полу­чив от Афи­ны изготов­лен­ные Гефе­стом мед­ные тре­щот­ки, Геракл шумом спуг­нул птиц и потом пере­бил их (Apol­lod. II 5, 6); по дру­го­му вари­ан­ту мифа, часть птиц уле­те­ла на ост­ров в Пон­те Эвк­син­ском, откуда их впо­след­ст­вии кри­ком про­гна­ли арго­нав­ты.

Затем Эври­сфей при­ка­зал Герак­лу при­ве­сти крит­ско­го быка (седь­мой подвиг), отли­чав­ше­го­ся необык­но­вен­ной сви­ре­по­стью. Полу­чив раз­ре­ше­ние царя Мино­са, Геракл оси­лил быка и доста­вил его Эври­сфею. Потом Геракл отпу­стил быка, и тот, добрав­шись с.279 до Атти­ки, стал опу­сто­шать поля в окрест­но­стях Мара­фо­на (Apol­lod. II 5, 7).

Герак­лу было назна­че­но при­ве­сти сви­ре­пых кобы­лиц фра­кий­ско­го царя Дио­меда, кото­рый дер­жал их при­ко­ван­ны­ми желез­ны­ми цепя­ми к мед­ным стой­лам и кор­мил чело­ве­че­ским мясом. Геракл убил Дио­меда, а кобы­лиц при­гнал к Эври­сфею (Apol­lod. II 5, 8) (вось­мой подвиг).

По прось­бе сво­ей доче­ри Адме­ты Эври­сфей при­ка­зал Герак­лу добыть пояс Иппо­ли­ты — цари­цы ама­зо­нок (девя­тый подвиг). Иппо­ли­та согла­си­лась отдать пояс при­быв­ше­му на кораб­ле Герак­лу, но Гера, при­няв облик одной из ама­зо­нок, напу­га­ла осталь­ных изве­сти­ем, буд­то чуже­зем­цы пыта­ют­ся похи­тить Иппо­ли­ту. Ама­зон­ки с ору­жи­ем, вско­чив на коней, бро­си­лись на помощь цари­це. Геракл, решив, что напа­де­ние ковар­но под­стро­е­но Иппо­ли­той, убил её, захва­тил пояс и, отра­зив напа­де­ние ама­зо­нок, погру­зил­ся на корабль. Про­плы­вая мимо Трои, Геракл увидел при­ко­ван­ную к ска­ле и отдан­ную на съе­де­ние мор­ско­му чудо­ви­щу дочь царя Лао­медон­та Геси­о­ну. Геракл обе­щал Лао­медон­ту спа­сти девуш­ку, потре­бо­вав в каче­стве награ­ды боже­ст­вен­ных коней. Геракл убил чудо­ви­ще (вари­ант: прыг­нул в его глот­ку и вспо­рол ему печень, но при этом поте­рял воло­сы от огня, исхо­див­ше­го из внут­рен­но­стей зве­ря, Schol. Ly­cophr. 33 след.), но Лао­медонт не отдал обе­щан­ных коней. При­гро­зив воз­мезди­ем, Геракл поплыл в Мике­ны, где отдал пояс Иппо­ли­ты Эври­сфею (Apol­lod. II 5, 9).

Потом Герак­лу было при­ка­за­но Эври­сфе­ем доста­вить в Мике­ны коров Гери­о­на с ост­ро­ва Эри­фия, лежа­ще­го дале­ко на запа­де в оке­ане (деся­тый подвиг). Достиг­нув Тар­тес­са, Геракл поста­вил на север­ном и южном бере­гах про­ли­ва, отде­ля­ю­ще­го Евро­пу от Афри­ки, две камен­ные сте­лы — т. н. Герак­ло­вы стол­пы (вари­ант: раз­дви­нул закры­вав­шие выход в оке­ан горы, создав про­лив — Гибрал­тар­ский про­лив, Pomp. Me­la I 5, 3). Стра­дая в похо­де от паля­щих лучей солн­ца, Геракл напра­вил свой лук на само­го Гелиоса, и тот, вос­хи­щён­ный сме­ло­стью Герак­ла, пре­до­ста­вил ему для путе­ше­ст­вия через оке­ан свой золо­той кубок. При­быв на Эри­фию, Геракл убил пас­ту­ха Эври­ти­о­на, а затем застре­лил из лука само­го Гери­о­на, имев­ше­го три голо­вы и три срос­ших­ся туло­ви­ща. Геракл погру­зил коров в кубок Гелиоса, пере­плыл оке­ан и, воз­вра­тив Гелио­су его кубок, погнал коров даль­ше по суше, пре­одоле­вая на пути мно­го­чис­лен­ные пре­пят­ст­вия. В Ита­лии раз­бой­ник Как похи­тил у него часть коров и загнал их в пеще­ру. Геракл не мог их най­ти и уже погнал осталь­ных даль­ше, но одна из спря­тан­ных в пеще­ре коров замы­ча­ла; Геракл убил Кака и забрал укра­ден­ных коров (Liv. I 7, 4—7). Про­хо­дя через Ски­фию, Геракл встре­тил­ся с полу­де­вой-полуз­ме­ёй и всту­пил с ней в брач­ную связь; родив­ши­е­ся от это­го сою­за сыно­вья ста­ли родо­на­чаль­ни­ка­ми ски­фов (He­ro­dot. IV 8—10). Когда Геракл при­гнал коров в Мике­ны, Эври­сфей при­нёс их в жерт­ву Гере (Apol­lod. II 5, 10).

Эври­сфей назна­чил Герак­лу при­не­сти золотые ябло­ки от Гес­пе­рид (один­на­дца­тый подвиг). Чтобы узнать доро­гу к Гес­пе­ридам, Геракл отпра­вил­ся на реку Эридан (По) к ним­фам, доче­рям Зев­са и Феми­ды, кото­рые посо­ве­то­ва­ли ему узнать доро­гу у все­ве­ду­ще­го мор­ско­го бога Нерея. Геракл захва­тил Нерея спя­щим на бере­гу, свя­зал его и, хотя тот при­ни­мал раз­лич­ные обли­чья, не отпус­кал до тех пор, пока Нерей не ука­зал ему путь к Гес­пе­ридам. Доро­га вела сна­ча­ла через Тар­тесс в Ливию, где Герак­лу при­шлось всту­пить в еди­но­бор­ство с Анте­ем. Чтобы одо­леть Антея, Геракл ото­рвал его от зем­ли и заду­шил в возду­хе, т. к. тот оста­вал­ся неуяз­ви­мым, пока сопри­ка­сал­ся с зем­лёй (Apol­lod. II 5, 11). Утом­лён­ный борь­бой, Геракл заснул, и на него напа­ли пиг­меи. Проснув­шись, он собрал их всех в свою льви­ную шку­ру (Phi­lostr. iun. Imag. II 22). В Егип­те Герак­ла схва­ти­ли с.280 и понес­ли к жерт­вен­ни­ку Зев­са, чтобы зако­лоть, т. к. по при­ка­зу царя Буси­ри­са всех ино­зем­цев при­но­си­ли в жерт­ву. Одна­ко Геракл разо­рвал око­вы и убил Буси­ри­са. Пере­пра­вив­шись на Кав­каз, Геракл осво­бо­дил Про­ме­тея, убив из лука тер­зав­ше­го его орла. Толь­ко после это­го Геракл через Рифей­ские горы (Урал) при­шёл в стра­ну гипер­бо­ре­ев, где сто­ял, под­дер­жи­вая небес­ный свод, Атлант. По сове­ту Про­ме­тея Геракл послал его за ябло­ка­ми Гес­пе­рид, взяв на свои пле­чи небес­ный свод. Атлант при­нёс три ябло­ка и выра­зил жела­ние отне­сти их к Эври­сфею, с тем чтобы Геракл остал­ся дер­жать небо. Одна­ко Герак­лу уда­лось пере­хит­рить Атлан­та: он согла­сил­ся дер­жать небо­свод, но ска­зал, что хочет поло­жить подуш­ку на голо­ву. Атлант встал на его место, а Геракл забрал ябло­ки и отнёс к Эври­сфею (Apol­lod. II 5, 11) (вари­ант: Геракл сам взял ябло­ки у Гес­пе­рид, убив сто­ро­жив­ше­го их дра­ко­на, Apoll. Rhod. IV 1398 след.). Эври­сфей пода­рил ябло­ки Герак­лу, но Афи­на воз­вра­ти­ла их Гес­пе­ридам.

Две­на­дца­тым и послед­ним подви­гом Герак­ла на служ­бе у Эври­сфея было путе­ше­ст­вие в цар­ство Аида за стра­жем пре­ис­под­ней Кер­бе­ром. Перед этим Геракл полу­чил посвя­ще­ние в мисте­рии в Элев­сине. Под зем­лю в цар­ство мёрт­вых Геракл спу­стил­ся через вход, нахо­див­ший­ся неда­ле­ко от мыса Тенар в Лако­нии. Око­ло вхо­да Геракл увидел при­рос­ших к ска­ле Тесея и Пири­фоя, нака­зан­ных за попыт­ку Пири­фоя похи­тить Пер­се­фо­ну (Тесей при­нял уча­стие в похи­ще­нии по друж­бе с Пири­фо­ем). Геракл ото­рвал Тесея от кам­ня и воз­вра­тил его на зем­лю, но, когда он попы­тал­ся осво­бо­дить Пири­фоя, зем­ля содрог­ну­лась, и Геракл вынуж­ден был отсту­пить. Вла­ды­ка пре­ис­под­ней Аид раз­ре­шил Герак­лу уве­сти Кер­бе­ра, если толь­ко он суме­ет одо­леть его, не поль­зу­ясь ору­жи­ем. Геракл схва­тил Кер­бе­ра и стал его душить. Несмот­ря на то, что ядо­ви­тый змей, быв­ший у Кер­бе­ра вме­сто хво­ста, кусал Герак­ла, тот укро­тил Кер­бе­ра и при­вёл к Эври­сфею, а затем по его при­ка­зу отвёл обрат­но (Apol­lod. II 5, 12).

Мно­го­чис­лен­ные мифы о даль­ней­шей судь­бе Герак­ла сво­дят­ся в основ­ном уже не к победам над чудо­ви­ща­ми, а к воен­ным похо­дам, взя­тию горо­дов, рож­де­нию мно­го­чис­лен­ных детей, потом­ки кото­рых цар­ст­во­ва­ли в раз­ных горо­дах-государ­ствах Гре­ции. По одно­му из этих мифов, Гера ещё раз насла­ла на Герак­ла безу­мие, и он в ослеп­ле­нии убил Ифи­та, сына Эври­та, сбро­сив его со сте­ны Тирин­фа. После это­го Герак­ла постиг­ла тяжё­лая болезнь, изба­вить­ся от кото­рой, соглас­но пред­ска­за­нию Дель­фий­ско­го ора­ку­ла, он мог толь­ко про­слу­жив три года в раб­стве. Слу­жил Геракл лидий­ской цари­це Омфа­ле (во вре­мя этой служ­бы он пой­мал кер­ко­пов) (Apol­lod. II 6, 3). На долю Герак­ла выпа­ло так­же носить жен­скую одеж­ду (Stat. Theb. X 646 след.).

Затем с вой­ском доб­ро­воль­цев Геракл отпра­вил­ся к Или­о­ну вой­ной на царя Лао­медон­та, в своё вре­мя не отдав­ше­го Герак­лу обе­щан­ной награ­ды за осво­бож­де­ние Геси­о­ны. Пер­вым в город через про­лом в стене ворвал­ся Тела­мон. Геракл, поза­видо­вав его доб­ле­сти, бро­сил­ся на Тела­мо­на с мечом, но тот, не обо­ро­ня­ясь, стал соби­рать кам­ни, объ­яс­нив, что он соору­жа­ет жерт­вен­ник Герак­лу Кал­ли­ни­ку (Победи­те­лю). Геракл убил Лао­медон­та и всех его сыно­вей, кро­ме Подар­ка, полу­чив­ше­го новое имя При­ам, а Геси­о­ну отдал в жёны Тела­мо­ну (Apol­lod. II 6, 4). Гера и теперь не оста­ви­ла Герак­ла в покое и под­ня­ла на море во вре­мя его воз­вра­ще­ния из-под Трои силь­ную бурю, так что Зевс при­шёл в ярость и под­ве­сил Геру на небе, при­вя­зав к ногам нако­валь­ни (Hom. Il. XV 18 след.). По ука­за­нию Афи­ны Геракл участ­во­вал в сра­же­нии олим­пий­ских богов с гиган­та­ми на Фле­грей­ских полях (Apol­lod. II 7, 1).

Явив­шись в Калидон, Геракл посва­тал­ся к доче­ри Ойнея Дея­ни­ре (вари­ант: ещё во вре­мя путе­ше­ст­вия Герак­ла в цар­ство мёрт­вых за Кер­бе­ром встре­тив­ший­ся ему там Меле­агр про­сил Герак­ла взять в жёны его сест­ру Дея­ни­ру, Pind. Dith. II). Сопер­ни­ком Герак­ла ока­зал­ся реч­ной бог Ахе­лой. Отло­мив в еди­но­бор­стве с Ахе­ло­ем, при­няв­шим с.281 облик быка, один из его рогов, Геракл одер­жал победу и женил­ся на Дея­ни­ре. Пере­прав­ля­ясь через реку Эвен, он пору­чил кен­тав­ру Нес­су пере­вез­ти Дея­ни­ру. Во вре­мя пере­пра­вы Несс посяг­нул на Дея­ни­ру, и Геракл выст­ре­лил из лука в выхо­дя­ще­го из воды Нес­са. Уми­раю­щий кен­тавр посо­ве­то­вал Дея­ни­ре собрать его кровь, т. к. она помо­жет ей чудес­ным обра­зом сохра­нить любовь Герак­ла (Apol­lod. II 7, 6). Когда впо­след­ст­вии Геракл, взяв город Эха­лию и убив царя Эври­та, увёл с собой в каче­стве плен­ни­цы его дочь Иолу, Дея­ни­ра из рев­но­сти про­пи­та­ла кро­вью Нес­са хитон Герак­ла, пола­гая, что таким обра­зом сохра­нит его любовь. Одна­ко кровь Нес­са, погиб­ше­го от сма­зан­ной жёл­чью лер­ней­ской гид­ры стре­лы Герак­ла, сама пре­вра­ти­лась в яд. Хитон, при­не­сён­ный Лих­а­сом (послан­цем Дея­ни­ры), сра­зу при­рос к телу надев­ше­го его Герак­ла и яд стал про­ни­кать сквозь кожу, при­чи­няя невы­но­си­мые стра­да­ния. Тогда Геракл отпра­вил­ся на гору Эту, раз­ло­жил костёр, взо­шёл на него и попро­сил спут­ни­ков зажечь огонь. Раз­жёг костёр слу­чай­но ока­зав­ший­ся на Эте Пеант, т. к. спут­ни­ки отка­зы­ва­лись это сде­лать. Геракл пода­рил Пеан­ту свой лук и стре­лы. Когда огонь раз­го­рел­ся и пла­мя охва­ти­ло Герак­ла, с.282 с неба спу­сти­лась туча и с гро­мом унес­ла его на Олимп, где он был при­нят в сонм бес­смерт­ных богов. Гера при­ми­ри­лась с Герак­лом и он всту­пил в брак с боги­ней юно­сти Гебой, доче­рью Зев­са и Геры (Apol­lod. II 7, 7).

Культ Герак­ла был широ­ко рас­про­стра­нён во всём гре­че­ском мире, и жерт­во­при­но­ше­ния совер­ша­лись в одних слу­ча­ях по риту­а­лу, при­ня­то­му для богов, в дру­гих — по риту­а­лу, обыч­но­му для геро­ев. По сооб­ще­нию неко­то­рых антич­ных авто­ров (Diod. IV 39), культ Герак­ла как бога впер­вые воз­ник в Афи­нах. Геракл почи­тал­ся как покро­ви­тель гим­на­си­ев, палестр и терм, неред­ко как цели­тель и отвра­ти­тель вся­ких бед (Ἀλε­ξίκα­κος), ино­гда его почи­та­ли вме­сте с Гер­ме­сом — покро­ви­те­лем тор­гов­ли. Гре­ки часто отож­дествля­ли боже­ства дру­гих наро­дов с Герак­лом (напр., фини­кий­ско­го Мель­кар­та). С рас­про­стра­не­ни­ем куль­та Герак­ла в Ита­лии он стал почи­тать­ся под име­нем Гер­ку­лес.

Имя «Геракл» ско­рее все­го озна­ча­ет «про­слав­лен­ный Герой» или «бла­го­да­ря Гере». Эта эти­мо­ло­гия была извест­на уже древним авто­рам, кото­рые пыта­лись при­ми­рить явное про­ти­во­ре­чие меж­ду зна­че­ни­ем име­ни Герак­ла и враж­деб­ным отно­ше­ни­ем Геры к Герак­лу.

Геракл очень рано пре­вра­тил­ся в обще­гре­че­ско­го героя, и дета­ли ска­за­ний, кото­рые свя­зы­ва­ли его, веро­ят­но, пер­во­на­чаль­но с какой-то опре­де­лён­ной мест­но­стью или гре­че­ским пле­ме­нем, стёр­лись. Уже в древ­ней­шем доступ­ном нам слое тра­ди­ции высту­па­ют отчёт­ли­вые свя­зи, с одной сто­ро­ны, с Фива­ми (место рож­де­ния Герак­ла), с дру­гой — с Мике­на­ми, Тирин­фом и Арго­сом (служ­ба Эври­сфею, лока­ли­за­ция подви­гов и пр.). Одна­ко все попыт­ки свя­зать воз­ник­но­ве­ние мифов о Герак­ле с одним опре­де­лён­ным местом (либо с Фива­ми, либо с Арго­сом) или рас­смат­ри­вать Герак­ла как спе­ци­фи­че­ски дорий­ско­го героя ока­зы­ва­ют­ся неубеди­тель­ны­ми. Подви­ги Герак­ла доволь­но чёт­ко рас­па­да­ют­ся на три куль­тур­но-исто­ри­че­ских типа: обузда­ние чудо­вищ, род­ня­щее Герак­ла с куль­тур­ным геро­ем; воен­ные подви­ги эпи­че­ско­го героя; бого­бор­че­ство.

Рас­ска­зы о подви­гах Герак­ла, вос­хо­дя­щие, по-види­мо­му, к микен­ской эпо­хе, ста­ли излюб­лен­ной темой эпи­че­ской поэ­зии ещё до воз­ник­но­ве­ния «Или­а­ды» и «Одис­сеи». О ряде эпи­зо­дов из жиз­ни Герак­ла в гоме­ров­ских поэ­мах сооб­ща­ет­ся крат­ко, в виде намё­ка, как о хоро­шо всем извест­ном [исто­рия рож­де­ния Герак­ла (Il. XIX 95 след.), его путе­ше­ст­вие в пре­ис­под­нюю за Кер­бе­ром (Il. VIII 362 след.; Od. XI 623 след.), попыт­ка Геры погу­бить Герак­ла в море (Il. XV 18 след.), а так­же неиз­вест­ный нам в подроб­но­стях миф о том, как Геракл ранил Геру стре­лой в пра­вую грудь (Il. V 392—393)]. В «Илиа­де» упо­ми­на­ет­ся так­же о неиз­вест­ном по дру­гим вер­си­ям ране­нии Герак­лом бога Аида (V 395—402), а так­же о похо­де Герак­ла на Пилос (XI 690 след.). Герак­лу были посвя­ще­ны поэ­мы «Щит Герак­ла» (о поедин­ке Герак­ла с сыном Аре­са Кик­ном; автор геси­о­дов­ско­го кру­га), не дошед­шие до нас эпи­че­ские поэ­мы 6 в. до н. э. «Взя­тие Эха­лии» (автор неиз­ве­стен) и «Герак­лея» Писанд­ра Родос­ско­го, рас­ска­зы­вав­шая о 12 подви­гах Герак­ла и, по-види­мо­му, впер­вые упо­рядо­чив­шая раз­роз­нен­ные рас­ска­зы о них. Мифы о Герак­ле при­вле­ка­ли лири­че­ских поэтов (в т. ч. авто­ра 7—6 вв. до н. э. Сте­си­хо­ра, папи­рус­ные фраг­мен­ты «Гери­о­ниды»). На мифах о Герак­ле осно­вы­ва­ют­ся сюже­ты тра­гедий Софок­ла «Тра­хи­нян­ки» и Еври­пида «Геракл». В комеди­ях Эпи­хар­ма («Буси­рид», кон. 6 — нач. 5 в. до н. э.) и Рин­то­на («Геракл», 3 в. до н. э.), в мимах Софро­на (1-я поло­ви­на 5 в. до н. э.) Геракл высту­пал как коми­че­ская фигу­ра, про­сто­ва­тый силач, обжо­ра и кути­ла. Таким пред­ста­ёт Геракл и в «Пти­цах» Ари­сто­фа­на (5 в. до н. э.) и, в извест­ной сте­пе­ни, в «Алкести­де» Еври­пида. Софист Про­дик (5 в. до н. э.) в алле­го­рии «Геракл на рас­пу­тье» изо­бра­зил Герак­ла юно­шей, созна­тель­но отверг­шим лёг­кий путь наслаж­де­ний и выбрав­шим тер­ни­стый путь трудов и подви­гов и снис­кав­шим на этом пути бес­смер­тие.


Лит.: Тол­стой И. И., Чер­но­мор­ская леген­да о Герак­ле и зме­е­но­гой деве, в его кн.: Ста­тьи о фольк­ло­ре, М.—Л., 1966, с. 232—248; Fried­län­der P., He­rak­les, sa­gen­ge­schichtli­che Un­ter­su­chun­gen, B., 1907; Schweit­zer B., He­rak­les. Auf­sät­ze zur grie­chi­schen Re­li­gions und Sa­gen­ge­schich­te, Tü­bin­gen, 1922; Lau­ney M., Le sanctuai­re et le cul­te d’Hé­rac­lès à Tha­sos, P., 1944; Pa­ge D. L., Ste­sicho­rus. The Ge­ryo­neis, «Jour­nal of Hel­le­nic Stu­dies», 1973, v. 93.

А. И. Зай­цев

Геракл — один из попу­ляр­ней­ших пер­со­на­жей антич­но­го искус­ства. Подви­ги Герак­ла осо­бен­но часто вопло­ща­лись в рельеф­ной пла­сти­ке (мето­пы сокро­вищ­ни­цы афи­нян в Дель­фах, хра­ма Зев­са в Олим­пии и др.). В гре­че­ской вазо­пи­си изо­бра­жа­лись такие сюже­ты, как «Геракл, борю­щий­ся с немей­ским львом», «поеди­нок Герак­ла и Гери­о­на», «Геракл и Кер­бер», «поеди­нок Герак­ла и Антея», «вступ­ле­ние Герак­ла на Олимп», «пиру­ю­щий Геракл» и др. Мифы о Герак­ле нашли так­же отра­же­ние в про­из­веде­ни­ях мел­кой пла­сти­ки и моза­и­ки, в пом­пей­ских фрес­ках («Мла­де­нец Геракл, душа­щий змей», «Геракл и Омфа­ла», «Геракл, Дея­ни­ра и Несс» и дру­гие сюже­ты). Сре­ди про­из­веде­ний евро­пей­ско­го искус­ства 15—18 вв. на сюже­ты мифов, посвя­щён­ных 12 подви­гам Герак­ла, работы А. и П. Пол­лай­о­ло, Джу­лио Рома­но, Дж. Ваза­ри, Г. Рени, Ф. Сур­ба­ра­на, Ш. Леб­ре­на и др. Чрез­вы­чай­но попу­ляр­ны были сюже­ты: «поеди­нок Герак­ла и Антея» (А. Ман­те­нья, А. Пол­лай­о­ло, Л. Кра­нах с.283 Стар­ший, Рафа­эль, П. П. Рубенс, Ф. Сур­ба­ран, Фила­ре­те и др.), «Геракл и Омфа­ла» (Л. Кра­нах Стар­ший, П. Веро­не­зе, Рубенс, Я. Йор­данс, Пьет­ро да Кор­то­на, П. Рота­ри, Т. Г. Тиш­бейн и мно­гие дру­гие), «Геракл, Дея­ни­ра и Несс» (Пол­лай­о­ло, Веро­не­зе, Рени, Рубенс, Йор­данс и др.), «Геракл бро­са­ет Лих­а­са в море» (Я. Тин­то­рет­то, Доме­ни­ки­но и др.; в новое вре­мя к сюже­ту обра­ща­лись А. Кано­ва и Т. Жери­ко). Сре­ди дру­гих сюже­тов — «Геракл на рас­пу­тье» (Анни­ба­ле Каррач­чи, Иор­данс, А. ван Дейк и др.) и «Вступ­ле­ние Герак­ла на Олимп» (Л. Каррач­чи, Рубенс, Пьет­ро до Кор­то­на, Дж. Б. Тье­по­ло и др.). Сюжет «мла­де­нец Геракл, душа­щий змей» был очень попу­ля­рен в Ита­лии 15—16 вв., при­чём глав­ным обра­зом в пла­сти­ке (мно­го­чис­лен­ные ста­ту­эт­ки, релье­фы и пла­кет­ки). В живо­пи­си этот сюжет полу­чил отра­же­ние в кар­ти­нах Джу­лио Рома­но, Ваза­ри и др., в новое вре­мя — Дж. Рей­нол­дса. В чис­ле про­из­веде­ний пла­сти­ки — «Геракл» Я. Сан­со­ви­но (16 в.), «Геракл» Э. А. Бур­де­ля (20 в.) и др.

В 17—18 вв. миф раз­ра­ба­ты­вал­ся в дра­ма­тур­гии («Смерть Герак­ла» Ж. Рот­ру, «Смерть Герак­ла» Ж. Ф. Мар­мон­те­ля, «Геракл на рас­пу­тье» П. Мета­ста­зио — послу­жи­ли либ­рет­то для мно­гих опер 18 в. и др.). В дра­ма­тур­гии 20 в. отме­ча­лась тен­ден­ция деге­ро­иза­ции обра­за (Ф. Веде­кинд, Ф. Дюррен­матт и др.).

Почти все сюже­ты мифов о Герак­ле широ­ко исполь­зо­ва­лись в евро­пей­ском музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве 17—18 вв. (опе­ры «Влюб­лён­ный Геракл» П. Ф. Кавал­ли; «Алкести­да, или Три­умф Алкида» Ж. Б. Люл­ли; «Свадь­ба Герак­ла и Гебы» П. Кай­зе­ра; «Геракл на Тер­мо­дон­те» А. Виваль­ди; кан­та­та «Геракл на рас­пу­тье» И. С. Баха; опе­ры «Свадь­ба Герак­ла и Гебы» Н. Пор­по­ры и К. В. Глю­ка; ора­то­рии «Геракл» и «Выбор Герак­ла» Г. Ф. Ген­де­ля и мно­гие дру­гие). Сре­ди музы­каль­ных про­из­веде­ний 19 в. — сим­фо­ни­че­ские поэ­мы К. Сен-Сан­са «Прял­ка Омфа­лы», «Юность Герак­ла» и его опе­ра «Дея­ни­ра».

См. также:
ГЕРАКЛ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 277—283.
Курьерская служба доставки работа курьером.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА.
Геркулес Фарнезский (с античного оригинала).
Итальянский скульптор XVIII в.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Борьба между Аполлоном и Гераклом за дельфийский треножник.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Геркулеса Победителя (Храм Геркулеса Оливария).

Рим, Бычий форум.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III вв. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. МОЗАИКА. Рим.
Атрибуты Геракла.
Мрамор, смальта.
Конец I — начало II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл.
Бронза.
Париж, Лувр.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай).
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит, повернувшись влево, опираясь на дубину под левой рукой, поставленную вертикально на скалу, поверх дубины наброшена шкура Немейского льва; правая рука отведена за спину.
В левом поле: Ε.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит фронтально, повернув голову вправо, правая рука лежит на дубине, поставленной на землю, через левую руку переброшена шкура Немейского льва, в руке яблоки из сада Гесперид.
В правом поле: Ε.
3. Квадрант, бронза
Публий Лициний Нерва
Рим, 113—112 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, впереди P. NERVA вверх, сзади
РЕВЕРС: Нос корабля вправо; на нем конь (MRR: лань); впереди ; ниже ROMA
4. Квадрант, бронза
Гай Юний
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, за ней три точки.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, вверху C IVNI, внизу ROMA, впереди три точки.
5. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
6. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
7. Тетрадрахма, серебро
Селевк III Сотер (Керавн)
Лаодикея (?), 225 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо.
РЕВЕРС: ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — изображение дельфина влево, расположенное над монограммой.
8. Тетрадрахма, серебро
Антиох I Сотер
Сузы, 293—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева от него и под троном — две монограммы.
9. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Экбатана, 295—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо; на его щеке — пометка в виде креста.
РЕВЕРС: ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — якорь и монограмма, у ног Зевса — изображение пасущейся лошади влево, под троном — еще одна монограмма.
В обрезе: ΒΑΣΙΛΕΩΣ
10. Квадрант, медь
Траян
Рим, 101 г.
АВЕРС: IMP. CAES. TRAIAN. AVG. GERM. — Бюст Геркулеса вправо, волосы связаны лентой (taenia), на плечах — шкура льва.
РЕВЕРС: Хряк вправо.
В обрезе: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА