ПЕЛЕЙ (Πηλεύς), в греческой мифологии сын Эака, отец Ахилла. Убив нечаянно своего сводного брата Фока, Пелей должен был бежать с острова Эгина и нашёл приют во Фтии у царя Эвритиона, который совершил над ним обряд очищения и выдал за Пелея свою дочь Антигону. Во время калидонской охоты Пелей неумышленно поразил насмерть копьём своего тестя и снова должен был искать очищения. На этот раз он нашёл его в Иолке у царя Акаста. Жена Акаста воспылала страстью к Пелею, но была им отвергнута, и оклеветала Пелея перед его женой и своим супругом. Антигона в отчаянии повесилась, а Акаст, не решаясь поднять руку на гостя, пригласил его принять участие в охоте на горе Пелион; здесь он похитил у уснувшего Пелея охотничий нож, и Пелей был бы убит населявшими гору кентаврами, если бы его не спас подоспевший Хирон (Apollod. III 12, 6; 13, 1—3; Pind. Nem. IV 57—61). Впоследствии Пелей (по одному из вариантов, с помощью Диоскуров и Ясона) отомстил Акасту, завоевав его город и подвергнув жену Акаста мучительной казни (Pind. Nem. IV 54—56; Apollod. III 13, 7); самому же Пелею в награду за целомудрие Зевс дал в жёны морскую нимфу Фетиду. Согласно другим вариантам мифа, фетида была отдана Пелею либо потому, что отказалась уступить настояниям домогавшегося её любви Зевса, либо потому, что от неё должен был родиться сын сильнее своего отца (в случае брака Фетиды с Зевсом это угрожало бы его власти). Наиболее древней версией является рассказ о насильственном для Фетиды браке с Пелеем: охваченный страстью к прекрасной нереиде, Пелей настиг её на морском берегу и после длительной борьбы, во время которой Фетида превращалась в змею, льва, огонь, воду, овладел ею. Позднее бракосочетание Пелея и Фетиды было перенесено в пещеру Хирона на Пелионе; его почтили своим присутствием все боги и богини Олимпа, и Аполлон пел свадебный гимн (Pind. Nem. IV 62—68; Aeschyl. fr. 284a; Apollod. III 13, 5). Покинутый вскоре после рождения Ахилла Фетидой, Пелей отдаёт сына на воспитание Хирону. В конце жизни, уже после окончания Троянской войны, Пелей был изгнан из Фтии Акастом или его сыновьями и умер во время морского странствия, не дождавшись встречи со своим внуком Неоптолемом (Eur. Troad. 1126—1128; Apollod. epit. VI 13). Иначе эта версия изложена в «Андромахе» Еврипида, где Пелей приходит на помощь Андромахе и её маленькому сыну от Неоптолема, которым угрожает гибелью Гермиона (545—765). Древнейшее ядро мифа о Пелее составляет его борьба с Фетидой, отражающая распространённый фольклорный сюжет о победе героя над морской царевной (у мыса Сепия в Фессалии, где Пелей почитался как исконный местный герой). Только сравнительно поздняя традиция, сделавшая Пелея сыном Эака, заставила его переселиться в Фессалию с острова Эгина. Романтическая история, происходившая с Пелеем при дворе Акаста, представляет разновидность мотива, засвидетельствованного в библейском рассказе об Иосифе и жене Пентефрия и в греческом — о Беллерофонте и Сфенебее. Свадьба Пелея и Фетиды нашла отражение на чёрнофигурной «вазе Франсуа» (ок. 570 до н.э.), на картинах П.П. Рубенса и Н. Пуссена. Лит.: Davis P.K., Peleus and Thetis, Oxf., 1924; Lesky A., Peleus, в кн.: Paulys Realencyclopädie der Classischen Altertumswissenschaft, Halbband 37, Stuttg., 1937, S. 271—308.
В.Н. Ярхо
© Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 297.
|