Словарь античности

АПОЛЛОН (лат. Apol­lo), так­же Феб (лат. Phoe­bus), кра­си­вый юный гре­че­ский бог сол­неч­но­го све­та, отож­дествляв­ший­ся с богом солн­ца Гелио­сом. Родил­ся в Дело­се; сын Зев­са и Лето, брат Арте­ми­ды. Зна­че­ние его име­ни неяс­но. Обла­дав­ший даром пред­виде­ния, Апол­лон наде­лял этим свой­ст­вом людей, напри­мер Кас­сан­дру. Воз­ле Дельф он убил дра­ко­на-чудо­ви­ще Пифо­на, в честь этой победы соору­жен Дель­фий­ский храм; Апол­лон полу­чил про­зви­ще Апол­лон Пифий. Пифия, жри­ца это­го хра­ма, дела­ла пред­ска­за­ния (ора­ку­лы). Как глав­ное ора­куль­ное боже­ство Апол­лон имел мно­го­чис­лен­ные свя­ти­ли­ща, рас­по­ло­жен­ные в Гре­ции и Малой Азии. Апол­лон являл­ся так­же богом гар­мо­нии, духов­ной дея­тель­но­сти и искусств, преж­де все­го музы­ки и пения. Поэто­му его часто изо­бра­жа­ли с лирой в руках, полу­чен­ной им от Гер­ме­са. Апол­лон покро­ви­тель­ст­во­вал музам. Мар­сия, осме­лив­ше­го­ся всту­пить с ним в музы­каль­ное состя­за­ние, он жесто­ко пока­рал. Апол­лон почи­тал­ся так­же как боже­ство, охра­ня­ю­щее посе­вы и ста­да, слыл богом-отвра­ти­те­лем бед и богом исце­ле­ния. Его сын от Коро­ниды Аскле­пий был богом вра­че­ва­ния. За оскорб­ле­ния, нане­сен­ные сво­ей мате­ри Лето, Апол­лон убил из лука детей Нио­бы. Оса­див­ших Трою гре­ков он пока­рал мором. Свя­щен­ным дере­вом Апол­ло­на был лавр. Культ Апол­ло­на полу­чил рас­про­стра­не­ние в Риме в 5 в. до н. э. и достиг рас­цве­та в пери­од прав­ле­ния Авгу­ста, счи­тав­ше­го его сво­им богом-хра­ни­те­лем. Начи­ная с антич­но­сти часто дела­ли скульп­тур­ные изо­бра­же­ния Апол­ло­на. Наи­бо­лее выдаю­щи­ми­ся из них (ран­не­го клас­си­че­ско­го пери­о­да, 2-я четв. 5 в. до н. э.) явля­ют­ся т. н. «Апол­лон Кас­сель­ский», рим­ская мра­мор­ная копия ста­туи, воз­мож­но, работы Фидия, нахо­дя­ща­я­ся в г. Кас­сель, «Апол­лон Омфа­лос» — под­твер­жден­ная несколь­ки­ми сво­и­ми репли­ка­ми ста­туя Апол­ло­на дори­че­ско­го сти­ля. Осо­бен­но высо­ко ценит­ся «Апол­лон Бель­ведер­ский», рим­ская мра­мор­ная копия в Вати­кане, сде­лан­ная с гре­че­ско­го брон­зо­во­го ори­ги­на­ла 2-й пол. 4 в. до н. э. (Апол­лон изо­бра­жен в дви­же­нии, дер­жа­щим в руке лук и смот­ря­щим вслед выпу­щен­ной стре­ле). Фигу­ра Апол­ло­на нахо­дит­ся в цен­тре ком­по­зи­ции на запад­ном фрон­тоне хра­ма Зев­са в Олим­пии. Извест­на так­же ста­туя Апол­ло­на Сав­р­ок­то­на работы Пра­к­си­те­ля, кото­рая изо­бра­жа­ет Апол­ло­на уби­ваю­щим яще­ри­цу. Апол­ло­ну посвя­ща­ли свои скульп­ту­ры Торвальд­сен и Роден. В живо­пи­си Апол­ло­на чаще все­го изо­бра­жа­ли в окру­же­нии муз (Пус­сен), с Арте­ми­дой (Л. Кра­нах Стар­ший), сра­жаю­щим­ся с Пифо­ном (Дела­круа), вме­сте с Даф­ной (Тье­по­ло), «Апол­лон у Адме­та» (Лоррен), «Апол­лон рядом с Гиа­кин­фом» (Тье­по­ло). Моти­вы мифов об Апол­лоне исполь­зо­ва­лись и в опер­ном искус­стве (Люл­ли, Моцарт). кельт­ибе­ры ламп­сак­ский канад­ский

См. также:
АПОЛЛОН (Мифы народов мира)
АПОЛЛОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Примы Порты. Деталь.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Аполлона. Голова.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Спор Аполлона и Геракла.
Мрамор. Неоаттическая рельефная панель. Середина II в. н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон (т. н. Аполлон Киджи).
Греческий крупнозернистый мрамор.
Классицизирующая римская работа середины II в. н. э. по мотивам греческого образца IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон, Диана и урна Ореста.
Мрамор. Эпоха Клавдия.
Рим, Вилла Медичи.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Аполлона.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Фрагмент фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аполлона.
Мрамор.
Эпоха Августа.
Римини, Городской музей им. Луиджи Тонини.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аполлона (тип Киджи).
Мрамор.
Копия эпохи Адриана греческого образца середины IV в. до н. э.
Фьезоле, Городской археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
2. Тетрадрахма, серебро
Кария, Галикарнас, 400—387 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке, слегка обращенная вправо.
РЕВЕРС: ΑΛΙΚΑΡΝΑΣΣΕΟΝ — внутри квадрата орел с расправленными крыльями, вправо, и звезда.
3. Денарий, серебро
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
4. Денарий, серебро
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
6. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
7. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
8. Сестерций, серебро
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Виктория идет вправо, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой руке над левым плечом, впереди A LICINI вниз. Граница из точек.
9. Сестерций, серебро
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Всадник скачет вправо, держа в правой руке пальмовую ветвь или кнут, в левой — поводья; ниже A LICINI. Граница из точек.
10. Унция, медь
Рим, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: Венеры) в диадеме вправо; впереди CN DOMI вверх, позади шарик.
РЕВЕРС: Лира между M SILA слева и Q CVRTI справа.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА