АПОЛЛОН (лат. Apollo), также Феб (лат. Phoebus), красивый юный греческий бог солнечного света, отождествлявшийся с богом солнца Гелиосом. Родился в Делосе; сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Значение его имени неясно. Обладавший даром предвидения, Аполлон наделял этим свойством людей, например Кассандру. Возле Дельф он убил дракона-чудовище Пифона, в честь этой победы сооружен Дельфийский храм; Аполлон получил прозвище Аполлон Пифий. Пифия, жрица этого храма, делала предсказания (оракулы). Как главное оракульное божество Аполлон имел многочисленные святилища, расположенные в Греции и Малой Азии. Аполлон являлся также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Поэтому его часто изображали с лирой в руках, полученной им от Гермеса. Аполлон покровительствовал музам. Марсия, осмелившегося вступить с ним в музыкальное состязание, он жестоко покарал. Аполлон почитался также как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом-отвратителем бед и богом исцеления. Его сын от Корониды Асклепий был богом врачевания. За оскорбления, нанесенные своей матери Лето, Аполлон убил из лука детей Ниобы. Осадивших Трою греков он покарал мором. Священным деревом Аполлона был лавр. Культ Аполлона получил распространение в Риме в 5 в. до н. э. и достиг расцвета в период правления Августа, считавшего его своим богом-хранителем. Начиная с античности часто делали скульптурные изображения Аполлона. Наиболее выдающимися из них (раннего классического периода,
|
||
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция. Аполлон, Латона и Артемида на квадриге. Метопа фриза Храма C в Селинунте. Плотный известняк из Менфи. 540—510 гг. до н. э. Палермо, Региональный археологический музей. |
||
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция. Делийская триада (Лето, Аполлон, Артемида). Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте. Плотный известняк из Менфи. 560—550 гг. до н. э. Палермо, Региональный археологический музей. |
||
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция. Фрагмент фриза Храма C в Селинунте. Плотный известняк из Менфи. 540—510 гг. до н. э. Палермо, Региональный археологический музей. |
||
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим. Аполлон и Дафна. Фреска из Помпей (Дом Марка Лукреция, IX 3, 24). Четвертый стиль. 60—79 гг. н. э. Инв. № 9536. Неаполь, Национальный археологический музей. |
||
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим. Аполлон и Дафна. Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI 9, 2. 13). Четвертый стиль. 60—79 гг. н. э. Инв. № 9534. Неаполь, Национальный археологический музей. |
||
6. СКУЛЬПТУРА. Рим. Голова Аполлона в лавровом венке. Пентелийский мрамор. Копия работы эпохи эллинизма, предположительно, скульптурной группы «Аполлон и Музы». Инв. № MC 2045 / II. 99. Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини). |
||
7. СКУЛЬПТУРА. Рим. Аполлон Бельведерский. Мрамор. Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара. Инв. № 1015. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2. |
||
8. СКУЛЬПТУРА. Рим. Статуя Августа из Примы Порты. Деталь. Мрамор. Ок. 20—17 гг. до н. э. Инв. № 2290. Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14. |
||
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия. Бюст Аполлона. Терракота. 2-я пол. IV в. до н. э. Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия. |
||
10. СКУЛЬПТУРА. Рим. Аполлон, играющий на кифаре (саркофаг папы Анаклета II). Мрамор. III — нач. IV в. н. э. Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр. |
|
||
1.
Аурей, золото Рим, 42 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира. РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius). | ||
2.
Аурей, золото Рим, 42 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек. РЕВЕРС: Полуобнажённая Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек. | ||
3.
Сестерций, серебро Авл Лициний Нерва Рим, 47 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек. РЕВЕРС: Виктория идёт вправо, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой руке над левым плечом, впереди A LICINI вниз. Граница из точек. | ||
4.
Сестерций, серебро Авл Лициний Нерва Рим, 47 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек. РЕВЕРС: Всадник скачет вправо, держа в правой руке пальмовую ветвь или кнут, в левой — поводья; ниже A LICINI. Граница из точек. | ||
5.
Унция, медь Рим, 116—115 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: Венеры) в диадеме вправо; впереди CN DOMI вверх, позади шарик. РЕВЕРС: Лира между M SILA слева и Q CVRTI справа. | ||
6.
Тетрадрахма, серебро Антиох Гиеракс Лампсак, 242—227 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха Гиеракса в диадеме вправо. РЕВЕРС: ???????? ???????? — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук. В обрезе: изображение пчелы. | ||
7.
Асс, медь Нерон Рим, 64 г. | ||
АВЕРС: NERO CLAVDIVS CAESAR AVG. GERMANIC. — голова Нерона в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. POT. IMP. P. P. — Нерон в образе Аполлона Кифареда идет вправо в развевающихся одеждах и играет на лире. В обрезе: обозначение стоимости — I В поле, слева и справа: S. C. | ||
8.
Тетрадрахма, серебро Антиох III Великий неизвестный монетный двор в северной Месопотамии, 197—187 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Антиоха III в диадеме вправо. РЕВЕРС: BA?I?E?? ANTIO?O? — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — A?, справа — монограмма ??. | ||
9.
Статер, серебро Аэроп II Эги, 399—393 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Аполлона в повязке вправо. РЕВЕРС: ?????? — лошадь вправо с волочащимися поводьями внутри рамки с углублением. | ||
10.
Тетрадрахма, серебро Селевк III Сотер (Керавн) Антиохия, 226—223 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Селевка III в диадеме вправо. РЕВЕРС: ???????? ???????? — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева от него — монограмма ??, справа — ещё одна монограмма. |