Словарь античности

АПОЛЛОН (лат. Apollo), так­же Феб (лат. Phoebus), кра­си­вый юный гре­че­ский бог сол­неч­но­го све­та, отож­деств­ляв­ший­ся с богом солн­ца Гелио­сом. Родил­ся в Дело­се; сын Зев­са и Лето, брат Арте­ми­ды. Зна­че­ние его име­ни неяс­но. Обла­дав­ший даром пред­виде­ния, Апол­лон наде­лял этим свой­ст­вом людей, напри­мер Кас­сан­дру. Воз­ле Дельф он убил дра­ко­на-чудо­ви­ще Пифо­на, в честь этой победы соору­жен Дель­фий­ский храм; Апол­лон полу­чил про­зви­ще Апол­лон Пифий. Пифия, жри­ца это­го хра­ма, дела­ла пред­ска­за­ния (ора­ку­лы). Как глав­ное ора­куль­ное боже­ст­во Апол­лон имел мно­го­чис­лен­ные свя­ти­ли­ща, рас­по­ло­жен­ные в Гре­ции и Малой Азии. Апол­лон являл­ся так­же богом гар­мо­нии, духов­ной дея­тель­но­сти и искусств, преж­де все­го музы­ки и пения. Поэто­му его часто изо­бра­жа­ли с лирой в руках, полу­чен­ной им от Гер­ме­са. Апол­лон покро­ви­тель­ст­во­вал музам. Мар­сия, осме­лив­ше­го­ся всту­пить с ним в музы­каль­ное состя­за­ние, он жесто­ко пока­рал. Апол­лон почи­тал­ся так­же как боже­ст­во, охра­ня­ю­щее посе­вы и ста­да, слыл богом-отвра­ти­те­лем бед и богом исце­ле­ния. Его сын от Коро­ниды Аскле­пий был богом вра­че­ва­ния. За оскорб­ле­ния, нане­сен­ные сво­ей мате­ри Лето, Апол­лон убил из лука детей Нио­бы. Оса­див­ших Трою гре­ков он пока­рал мором. Свя­щен­ным дере­вом Апол­ло­на был лавр. Культ Апол­ло­на полу­чил рас­про­стра­не­ние в Риме в 5 в. до н. э. и достиг рас­цве­та в пери­од прав­ле­ния Авгу­ста, счи­тав­ше­го его сво­им богом-хра­ни­те­лем. Начи­ная с антич­но­сти часто дела­ли скульп­тур­ные изо­бра­же­ния Апол­ло­на. Наи­бо­лее выдаю­щи­ми­ся из них (ран­не­го клас­си­че­ско­го пери­о­да, 2-я четв. 5 в. до н. э.) явля­ют­ся т. н. «Апол­лон Кас­сель­ский», рим­ская мра­мор­ная копия ста­туи, воз­мож­но, работы Фидия, нахо­дя­ща­я­ся в г. Кас­сель, «Апол­лон Омфа­лос» — под­твер­жден­ная несколь­ки­ми сво­и­ми репли­ка­ми ста­туя Апол­ло­на дори­че­ско­го сти­ля. Осо­бен­но высо­ко ценит­ся «Апол­лон Бель­ведер­ский», рим­ская мра­мор­ная копия в Вати­кане, сде­лан­ная с гре­че­ско­го брон­зо­во­го ори­ги­на­ла 2-й пол. 4 в. до н. э. (Апол­лон изо­бра­жен в дви­же­нии, дер­жа­щим в руке лук и смот­ря­щим вслед выпу­щен­ной стре­ле). Фигу­ра Апол­ло­на нахо­дит­ся в цен­тре ком­по­зи­ции на запад­ном фрон­тоне хра­ма Зев­са в Олим­пии. Извест­на так­же ста­туя Апол­ло­на Сав­р­ок­то­на работы Пра­к­си­те­ля, кото­рая изо­бра­жа­ет Апол­ло­на уби­ваю­щим яще­ри­цу. Апол­ло­ну посвя­ща­ли свои скульп­ту­ры Торвальд­сен и Роден. В живо­пи­си Апол­ло­на чаще все­го изо­бра­жа­ли в окру­же­нии муз (Пус­сен), с Арте­ми­дой (Л. Кра­нах Стар­ший), сра­жаю­щим­ся с Пифо­ном (Дела­круа), вме­сте с Даф­ной (Тье­по­ло), «Апол­лон у Адме­та» (Лор­рен), «Апол­лон рядом с Гиа­кин­фом» (Тье­по­ло). Моти­вы мифов об Апол­лоне исполь­зо­ва­лись и в опер­ном искус­ст­ве (Люл­ли, Моцарт). кельт­ибе­ры ламп­сак­ский канад­ский

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АПОЛЛОН (Мифы народов мира)
АПОЛЛОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 115 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фриз крышки саркофага с рельефами «Представление маленьких Аполлона и Артемиды Зевсу».
Фриз крышки: италийский мрамор. Ок. 150 г. н. э. 34 × 194 см. Инв. № IVC.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон, играющий на кифаре (саркофаг папы Анаклета II).
Мрамор. III — нач. IV в. н. э.
Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Наказание Марсия (саркофаг папы Анаклета II).
Мрамор. III — нач. IV в. н. э.
Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон (т. н. Аполлон Киджи).
Греческий крупнозернистый мрамор.
Классицизирующая римская работа середины II в. н. э. по мотивам греческого образца IV в. до н. э.
Инв. № 75675.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон (т. н. Аполлон Киджи).
Греческий крупнозернистый мрамор.
Классицизирующая римская работа середины II в. н. э. по мотивам греческого образца IV в. до н. э.
Инв. № 75675.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аполлона (тип Кассель).
Греческий островной мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. с оригинала Фидия середины V в. до н. э.
Инв. № MB 92.
Рим, Музей Баракко.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тыльная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей. Фриз крышки саркофага с рельефами «Представление маленьких Аполлона и Артемиды Зевсу». Акротерии.
Тыльная панель: малоазийский мрамор. 160 г. н. э. 100 × 235 см. Инв. № VC.
Фриз крышки: италийский мрамор. Ок. 150 г. н. э. 34 × 194 см. Инв. № IVC.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон (т. н. Аполлон Киджи).
Греческий крупнозернистый мрамор.
Классицизирующая римская работа середины II в. н. э. по мотивам греческого образца IV в. до н. э.
Инв. № 75675.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон (т. н. Аполлон Киджи). Деталь.
Греческий крупнозернистый мрамор.
Классицизирующая римская работа середины II в. н. э. по мотивам греческого образца IV в. до н. э.
Инв. № 75675.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон (т. н. Аполлон Киджи).
Греческий крупнозернистый мрамор.
Классицизирующая римская работа середины II в. н. э. по мотивам греческого образца IV в. до н. э.
Инв. № 75675.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 60 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнажённая Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
2. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
3. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Виктория идёт вправо, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой руке над левым плечом, впереди A LICINI вниз. Граница из точек.
4. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Всадник скачет вправо, держа в правой руке пальмовую ветвь или кнут, в левой — поводья; ниже A LICINI. Граница из точек.
5. Унция, медь
Рим, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: Венеры) в диадеме вправо; впереди CN DOMI вверх, позади шарик.
РЕВЕРС: Лира между M SILA слева и Q CVRTI справа.
6. Тетрадрахма, серебро
Антиох Гиеракс
Лампсак, 242—227 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха Гиеракса в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥАполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук.
В обрезе: изображение пчелы.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох III Великий
неизвестный монетный двор в северной Месопотамии, 197—187 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха III в диадеме вправо.
РЕВЕРС: BAΣIΛEΩΣ ANTIOΧOΥАполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — , справа — монограмма ΠΟ.
8. Тетрадрахма, серебро
Деметрий II Никатор
Антиохия, 145—144 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΘΕΟΥ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ ΝΙΚΑΤΟΡΟΣАполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева на некотором отдалении — пальмовая ветвь, монограммы рядом слева и между ног.
В обрезе: ΗΞΡ (обозначение даты).
9. Асс, медь
Нерон
Рим, 64 г.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS CAESAR AVG. GERMANIC. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. POT. IMP. P. P. — Нерон в образе Аполлона Кифареда идет вправо в развевающихся одеждах и играет на лире.
В обрезе: обозначение стоимости —  I 
В поле, слева и справа: S. C.
10. Тетрадрахма, серебро
Селевк III Сотер (Керавн)
Антиохия, 226—225 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка III в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥАполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева от него — монограмма ΞΥ, справа — изображение перевёрнутой буквы Ω над Ρ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА