Словарь античности

АПОЛЛОН (лат. Apol­lo), так­же Феб (лат. Phoe­bus), кра­си­вый юный гре­че­ский бог сол­неч­но­го све­та, отож­дествляв­ший­ся с богом солн­ца Гелио­сом. Родил­ся в Дело­се; сын Зев­са и Лето, брат Арте­ми­ды. Зна­че­ние его име­ни неяс­но. Обла­дав­ший даром пред­виде­ния, Апол­лон наде­лял этим свой­ст­вом людей, напри­мер Кас­сан­дру. Воз­ле Дельф он убил дра­ко­на-чудо­ви­ще Пифо­на, в честь этой победы соору­жен Дель­фий­ский храм; Апол­лон полу­чил про­зви­ще Апол­лон Пифий. Пифия, жри­ца это­го хра­ма, дела­ла пред­ска­за­ния (ора­ку­лы). Как глав­ное ора­куль­ное боже­ство Апол­лон имел мно­го­чис­лен­ные свя­ти­ли­ща, рас­по­ло­жен­ные в Гре­ции и Малой Азии. Апол­лон являл­ся так­же богом гар­мо­нии, духов­ной дея­тель­но­сти и искусств, преж­де все­го музы­ки и пения. Поэто­му его часто изо­бра­жа­ли с лирой в руках, полу­чен­ной им от Гер­ме­са. Апол­лон покро­ви­тель­ст­во­вал музам. Мар­сия, осме­лив­ше­го­ся всту­пить с ним в музы­каль­ное состя­за­ние, он жесто­ко пока­рал. Апол­лон почи­тал­ся так­же как боже­ство, охра­ня­ю­щее посе­вы и ста­да, слыл богом-отвра­ти­те­лем бед и богом исце­ле­ния. Его сын от Коро­ниды Аскле­пий был богом вра­че­ва­ния. За оскорб­ле­ния, нане­сен­ные сво­ей мате­ри Лето, Апол­лон убил из лука детей Нио­бы. Оса­див­ших Трою гре­ков он пока­рал мором. Свя­щен­ным дере­вом Апол­ло­на был лавр. Культ Апол­ло­на полу­чил рас­про­стра­не­ние в Риме в 5 в. до н. э. и достиг рас­цве­та в пери­од прав­ле­ния Авгу­ста, счи­тав­ше­го его сво­им богом-хра­ни­те­лем. Начи­ная с антич­но­сти часто дела­ли скульп­тур­ные изо­бра­же­ния Апол­ло­на. Наи­бо­лее выдаю­щи­ми­ся из них (ран­не­го клас­си­че­ско­го пери­о­да, 2-я четв. 5 в. до н. э.) явля­ют­ся т. н. «Апол­лон Кас­сель­ский», рим­ская мра­мор­ная копия ста­туи, воз­мож­но, работы Фидия, нахо­дя­ща­я­ся в г. Кас­сель, «Апол­лон Омфа­лос» — под­твер­жден­ная несколь­ки­ми сво­и­ми репли­ка­ми ста­туя Апол­ло­на дори­че­ско­го сти­ля. Осо­бен­но высо­ко ценит­ся «Апол­лон Бель­ведер­ский», рим­ская мра­мор­ная копия в Вати­кане, сде­лан­ная с гре­че­ско­го брон­зо­во­го ори­ги­на­ла 2-й пол. 4 в. до н. э. (Апол­лон изо­бра­жен в дви­же­нии, дер­жа­щим в руке лук и смот­ря­щим вслед выпу­щен­ной стре­ле). Фигу­ра Апол­ло­на нахо­дит­ся в цен­тре ком­по­зи­ции на запад­ном фрон­тоне хра­ма Зев­са в Олим­пии. Извест­на так­же ста­туя Апол­ло­на Сав­р­ок­то­на работы Пра­к­си­те­ля, кото­рая изо­бра­жа­ет Апол­ло­на уби­ваю­щим яще­ри­цу. Апол­ло­ну посвя­ща­ли свои скульп­ту­ры Торвальд­сен и Роден. В живо­пи­си Апол­ло­на чаще все­го изо­бра­жа­ли в окру­же­нии муз (Пус­сен), с Арте­ми­дой (Л. Кра­нах Стар­ший), сра­жаю­щим­ся с Пифо­ном (Дела­круа), вме­сте с Даф­ной (Тье­по­ло), «Апол­лон у Адме­та» (Лоррен), «Апол­лон рядом с Гиа­кин­фом» (Тье­по­ло). Моти­вы мифов об Апол­лоне исполь­зо­ва­лись и в опер­ном искус­стве (Люл­ли, Моцарт). кельт­ибе­ры ламп­сак­ский канад­ский

См. также:
АПОЛЛОН (Мифы народов мира)
АПОЛЛОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Борьба между Аполлоном и Гераклом за дельфийский треножник.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Аполлон и Дафна.
Франческо Тревизани (1656—1746).
Холст, масло. 1708—1717 гг.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Аполлона.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Аполлона. Голова.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
7. НАДПИСИ. Рим.
Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
CIL VI 30975 = ILS 3090.
Мрамор.
1 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с портретом покойного в руках летящих гениев (фронтальная панель).
Мрамор.
Пиза, Кампосанто.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА.
Аполлон Бельведерский (с античного оригинала).
Неизвестный французский мастер XVIII в.
Бронза патинированная.
Высота 56 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, опираясь на посох в правой руке, обвитый змеей.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит лавровую ветвь в левой руке и патеру — в правой.
3. Тетрадрахма, серебро
Катана, 410—405 гг. до н.э.
АВЕРС: Колесничий в длинном хитоне мчится в квадриге влево, справа ионическая колонна, вверху летит вправо Нике, держит венок и табличку с надписью ΕΥΑΙΝ (Εὐαίνετος — Эвайнет), под лошадьми шарик, в обрезе краб.
РЕВЕРС: ΚΑΤΑΝΑΙΩΝ — голова Аполлона в лавровом венке влево, слева колокольчик на ленточке, справа рак.
4. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обращенный влево обнаженный Аполлон в венке, с патерой в протянутой правой руке, совершает жертвоприношение над горящим алтарем, держа в левой руке ветвь.
В правом поле: Ε.
5. Тетрадрахма, серебро
Галикарнас, 400—387 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке, слегка обращенная вправо.
РЕВЕРС: ΑΛΙΚΑΡΝΑΣΣΕΟΝ — внутри квадрата орел с расправленными крыльями, вправо, и звезда.
6. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева.
В правом поле: .
7. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
8. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
9. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
10. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА