Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АПОЛЛО́Н

[1] Apol­lo, Ἀπόλ­λων, сын Зев­са и Лето (Лато­ны), доче­ри тита­на Койя. He­siod. theog. 918. Hom. Il. 1, 21. 36. У Гоме­ра и Геси­о­да не ука­зы­ва­ет­ся место рож­де­ния Апол­ло­на; а по гим­ну к Апол­ло­ну Делос­ско­му, он родил­ся на ост­ро­ве Делос у подош­вы горы Кин­фа (Δή­λιος, Κύν­θιος) вме­сте с Арте­ми­дой; здесь мать их, Лето, пре­сле­ду­е­мая рев­ни­вой Герой, нашла себе нако­нец без­опас­ное убе­жи­ще. Апол­лон Пре­чи­стый (Φοῖβος) есть бог бла­га и поряд­ка; он охра­ни­тель зако­на, все­го доб­ро­го и пре­крас­но­го в при­ро­де и в чело­ве­че­ской жиз­ни. Он объ­яв­ля­ет людям волю Зев­са, пра­ви­те­ля мира и выс­ше­го покро­ви­те­ля вся­кой закон­но­сти, с кото­рым Апол­лон свя­зан самым тес­ным обра­зом; он же наблюда­ет за испол­не­ни­ем воли Зев­са. Кто про­ти­вит­ся Зев­со­ву зако­ну, того кара­ет гнев Апол­ло­на; стре­ла­ми сво­и­ми, летаю­щи­ми с сереб­ря­но­го лука, он, изда­ли попа­даю­щий в цель (ἑκη­βόλος, ἕκα­τος, ἑκάερ­γος, ἀργυ­ρότο­ξος, κλυ­τότο­ξος, ar­ci­po­tens, ar­ci­te­nens), пора­жа­ет ослуш­ни­ка смер­тью. Это испы­та­ли на себе Ало­ады (От и Ефи­альт), гор­дая Нио­ба со сво­и­ми детьми и гре­ки в лаге­ре под Тро­ей (Hom. Il. 1). [2] Но как, с одной сто­ро­ны, Апол­лон — бог-губи­тель (Ἀπόλ­λων от ἀπόλ­λυ­μι?), посы­лаю­щий смерть, мор, поваль­ные болез­ни, так с дру­гой он же дает бла­го­ден­ст­вие и спа­са­ет от бед (ἀλε­ξίκα­κος, ἀκέ­σιος, σω­τήρ, Παιήων, Παιών, Παιάν, me­di­cus), он дару­ет силу для победы. Из это­го его свой­ства мож­но объ­яс­нять и его зна­че­ние как покро­ви­те­ля стад; он дает ста­дам обиль­ный при­плод и отвра­ща­ет от них паде­жи и вол­ков (λυ­κοκ­τό­νος). Он — сам пас­тух и пасет ста­да Адме­та и Лао­медон­та. Il. 2, 766. 21, 448.

Как вест­ник воли Зев­са, он бог пред­ска­за­ний и ора­ку­лов. От его ясно­го, про­видя­ще­го взо­ра ничто не скры­то, но изре­че­ния его часто тем­ны для огра­ни­чен­но­го чело­ве­че­ско­го ума, поэто­му Апол­лон назы­ва­ет­ся Λο­ξίας, тем­ный. Зна­ме­ни­тей­шее из мест, где он дает пред­ска­за­ния — Дель­фы или Пифо (поэто­му он Πύ­θιος); он завла­дел этим местом вско­ре после сво­его рож­де­ния, пора­зив дра­ко­на Пифо­на. Hymn. in Apoll. Pyth. 104. 282 слл. Преж­де этот ора­кул при­над­ле­жал Гее (и Посей­до­ну) и — после нее — Феми­де. Ae­schyl. Eum. 1. слл. Апол­ло­нов­ские ора­ку­лы нахо­ди­лись так­же в Абах в Фокиде, близ Фив на Исмене, на источ­ни­ке Тиль­фос­се в Бео­тии, в Кла­ре близ Коло­фо­на, в Диди­мах близ Миле­та и т. д. (Ἀβαῖος, Ἰσμή­νιος, Κλά­ριος, Θυμβραῖος, Πα­ταρεύς). [3] Апол­ло­но­вы про­ро­че­ст­вен­ные изре­че­ния име­ли силь­ней­шее вли­я­ние на обще­ст­вен­ные дела гре­ков, на их государ­ст­вен­ные учреж­де­ния, на рас­се­ле­ние пле­мен и осно­ва­ние коло­ний; он осно­ва­тель горо­дов и пред­во­ди­тель коло­ний (ἀρχη­γέ­της, κτίσ­της), охра­ни­тель горо­дов и улиц (ἀγυιεύς); он сам выстро­ил сте­ны Трои (Il. 7, 452) и Мегар (см. Al­ca­tho­us).

Все­ве­ду­щий бог, объ­яв­ля­ю­щий боже­ст­вен­ную волю, вла­де­ет так­же даром поэ­зии, пения, музы­ки. У Гоме­ра (Il. 1, 603) он во вре­мя пира богов игра­ет на фор­мин­ге, а Музы сопро­вож­да­ют его игру сво­им пени­ем, но здесь он не явля­ет­ся еще богом пения. Впо­след­ст­вии Апол­лон пред­став­ля­ет­ся богом всех изящ­ных искусств и пред­во­ди­те­лем Муз (Μου­σαγέ­της).

Со все­видя­щим богом Гели­ем все­ведаю­щий свет­лый (λύ­κειος) Феб Апол­лон был отож­дест­влен лишь в позд­ние срав­ни­тель­но вре­ме­на. Апол­лон был одним из вер­хов­ных богов у гре­ков; культ его был рас­про­стра­нен повсе­мест­но и имел чрез­вы­чай­но зна­чи­тель­ное вли­я­ние на гре­че­скую обра­зо­ван­ность; но осо­бен­но высо­ко чти­ли Апол­ло­на доряне. Глав­ны­ми места­ми почи­та­ния Апол­ло­на были: Тем­пей­ская доли­на, Дель­фы, откуда слу­же­ние ему рас­про­стра­ни­лось по Бео­тии и далее, Крит, Делос, Мало­ази­ат­ское побе­ре­жье. Апол­ло­нов­ские празд­ни­ки пада­ют боль­шей частью на весен­ние меся­цы; в это вре­мя года во мно­гих местах совер­ша­лись в честь Апол­ло­на празд­ни­ки очи­ще­ния и искуп­ле­ния; таков у афи­нян и вооб­ще у ионян был празд­ник Θαρ­γή­λια. Пифий­ские игры, в кото­рых при­ни­ма­ла уча­стие вся Гре­ция, про­ис­хо­ди­ли обык­но­вен­но позд­ним летом каж­дые 4 года. На мысе Акции, Ac­tium, где Ἀπόλ­λων Ἄκτιος имел храм, постро­ен­ный, по пре­да­нию, арго­нав­та­ми, каж­дые 3 года совер­ша­лось празд­не­ство с состя­за­ни­я­ми, про­ис­хо­див­ши­ми на суше и на море; со вре­ме­нем Авгу­ста это празд­не­ство (Ἄκτια, Ac­tia, Ac­tia­ca) справ­ля­лось с осо­бен­ным вели­ко­ле­пи­ем каж­дые 5 лет.



[4] Очень мно­го­чис­лен­но, по мифо­ло­гии, было потом­ство Апол­ло­на; сыно­вья­ми его назы­ва­лись пре­иму­ще­ст­вен­но про­ро­ки, пев­цы и герои, осно­ва­те­ли тех горо­дов, где его осо­бен­но почи­та­ли. Ему посвя­ще­ны были, кро­ме дру­гих живот­ных, лебедь и волк, из рас­те­ний олив­ко­вое дере­во, паль­ма, лавр. Что каса­ет­ся послед­не­го, то извест­но ска­за­ние о том, как ним­фа Даф­на, пре­сле­ду­е­мая влюб­лен­ным в нее Апол­ло­ном, пре­вра­ти­лась в лав­ро­вое дере­во (δάφ­νη). Ov. met. 1, 452 слл. Пла­сти­че­ское искус­ство пред­став­ля­ет Апол­ло­на пре­крас­но­куд­рым (Ἀκερ­σε­κόμης), силь­ным юно­шей, строй­ным, высо­ким, с гор­ды­ми, ясны­ми чер­та­ми лица. Самая древ­няя из сохра­нив­ших­ся ста­туй (см. рис. a) най­де­на око­ло Тенеи в Пело­пон­не­се (ныне нахо­дит­ся в Мюн­хене), а самая зна­ме­ни­тая — это Апол­лон Бель­ведер­ский в Вати­кане (см. рис. b); он изо­бра­жен здесь с эгидой, кото­рую дер­жит перед собой, рас­про­стра­няя ее страх и смя­те­ние сре­ди сво­их вра­гов (в том же при­бли­зи­тель­но поло­же­нии, как в Il. 15, 318). Рису­нок c изо­бра­жа­ет голо­ву Апол­ло­на, соот­вет­ст­ву­ю­щую Апол­ло­ну Бель­ведер­ско­му; преж­де она нахо­ди­лась в собра­нии Джу­сти­ни­а­ни, а ныне состав­ля­ет соб­ст­вен­ность гра­фа Pour­ta­lès-Gor­gier. Ста­туя из Пио-Кле­мен­тин­ско­го собра­ния (рис. d) пред­став­ля­ет Апол­ло­на Муса­ге­та в длин­ном иони­че­ском оде­я­нии аедов.



[5] К рим­ля­нам почи­та­ние Апол­ло­на пере­шло от гре­ков. Уже во вре­ме­на царей, как гово­рят, рим­ляне вопро­ша­ли дель­фий­ский ора­кул: в 432 г. до Р. Х. Апол­ло­ну постро­ен был пер­вый храм в Риме; здесь этот бог чест­во­вал­ся как Apol­lo me­di­cus, как бог, спа­саю­щий от мора; имен­но эта сто­ро­на пред­став­ле­ния о боже­стве все­го более и высту­па­ет в почи­та­нии Апол­ло­на у рим­лян. Во вто­рую Пуни­че­скую вой­ну в честь его уста­нов­ле­ны были Апол­ло­но­вы игры (lu­di Apol­li­na­res, см. Lu­di). Август, осо­бен­но высо­ко чтив­ший это­го бога, дал новое устрой­ство сто­лет­ним играм (lu­di sae­cu­la­res), пере­не­ся часть чест­во­ва­ния, при­над­ле­жав­ше­го преж­де Плу­то­ну и Про­зер­пине, на Апол­ло­на и Диа­ну.

См. также:
АПОЛЛОН (Словарь античности)
АПОЛЛОН (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 113—115.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аполлона (тип Кассель).
Греческий островной мрамор. Римская копия I—II вв. н. э. с оригинала Фидия середины V в. до н. э.
Рим, Музей Баракко.
6. СКУЛЬПТУРА.
Аполлон Бельведерский (с античного оригинала).
Неизвестный французский мастер XVIII в.
Бронза патинированная.
Высота 56 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя юноши (Аполлон?).
Мрамор. Римская копия греческого образца (середина I в. до н. э).
Патры, Новый археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон.
Бронза. I в. н. э.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фриз крышки саркофага с рельефами «Представление маленьких Аполлона и Артемиды Зевсу».
Фриз крышки: италийский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит лавровую ветвь в левой руке и патеру — в правой.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, опираясь на посох в правой руке, обвитый змеей.
3. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева.
В правом поле: .
4. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обращенный влево обнаженный Аполлон в венке, с патерой в протянутой правой руке, совершает жертвоприношение над горящим алтарем, держа в левой руке ветвь.
В правом поле: Ε.
5. Тетрадрахма, серебро
Катана, 410—405 гг. до н.э.
АВЕРС: Колесничий в длинном хитоне мчится в квадриге влево, справа ионическая колонна, вверху летит вправо Нике, держит венок и табличку с надписью ΕΥΑΙΝ (Εὐαίνετος — Эвайнет), под лошадьми шарик, в обрезе краб.
РЕВЕРС: ΚΑΤΑΝΑΙΩΝ — голова Аполлона в лавровом венке влево, слева колокольчик на ленточке, справа рак.
6. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
7. Тетрадрахма, серебро
Галикарнас, 400—387 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке, слегка обращенная вправо.
РЕВЕРС: ΑΛΙΚΑΡΝΑΣΣΕΟΝ — внутри квадрата орел с расправленными крыльями, вправо, и звезда.
8. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка A. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет вправо, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
9. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Минерва в квадриге едет влево, держа копье и вожжи в правой руке и трофей в левой руке; в поле C VIBIVS C F. Кайма из точек
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА