Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АПОЛЛО́Н

[1] Apol­lo, Ἀπόλ­λων, сын Зев­са и Лето (Лато­ны), доче­ри тита­на Койя. He­siod. theog. 918. Hom. Il. 1, 21. 36. У Гоме­ра и Геси­о­да не ука­зы­ва­ет­ся место рож­де­ния Апол­ло­на; а по гим­ну к Апол­ло­ну Делос­ско­му, он родил­ся на ост­ро­ве Делос у подош­вы горы Кин­фа (Δή­λιος, Κύν­θιος) вме­сте с Арте­ми­дой; здесь мать их, Лето, пре­сле­ду­е­мая рев­ни­вой Герой, нашла себе нако­нец без­опас­ное убе­жи­ще. Апол­лон Пре­чи­стый (Φοῖβος) есть бог бла­га и поряд­ка; он охра­ни­тель зако­на, все­го доб­ро­го и пре­крас­но­го в при­ро­де и в чело­ве­че­ской жиз­ни. Он объ­яв­ля­ет людям волю Зев­са, пра­ви­те­ля мира и выс­ше­го покро­ви­те­ля вся­кой закон­но­сти, с кото­рым Апол­лон свя­зан самым тес­ным обра­зом; он же наблюда­ет за испол­не­ни­ем воли Зев­са. Кто про­ти­вит­ся Зев­со­ву зако­ну, того кара­ет гнев Апол­ло­на; стре­ла­ми сво­и­ми, летаю­щи­ми с сереб­ря­но­го лука, он, изда­ли попа­даю­щий в цель (ἑκη­βόλος, ἕκα­τος, ἑκάερ­γος, ἀργυ­ρότο­ξος, κλυ­τότο­ξος, ar­ci­po­tens, ar­ci­te­nens), пора­жа­ет ослуш­ни­ка смер­тью. Это испы­та­ли на себе Ало­ады (От и Ефи­альт), гор­дая Нио­ба со сво­и­ми детьми и гре­ки в лаге­ре под Тро­ей (Hom. Il. 1). [2] Но как, с одной сто­ро­ны, Апол­лон — бог-губи­тель (Ἀπόλ­λων от ἀπόλ­λυ­μι?), посы­лаю­щий смерть, мор, поваль­ные болез­ни, так с дру­гой он же дает бла­го­ден­ст­вие и спа­са­ет от бед (ἀλε­ξίκα­κος, ἀκέ­σιος, σω­τήρ, Παιήων, Παιών, Παιάν, me­di­cus), он дару­ет силу для победы. Из это­го его свой­ства мож­но объ­яс­нять и его зна­че­ние как покро­ви­те­ля стад; он дает ста­дам обиль­ный при­плод и отвра­ща­ет от них паде­жи и вол­ков (λυ­κοκ­τό­νος). Он — сам пас­тух и пасет ста­да Адме­та и Лао­медон­та. Il. 2, 766. 21, 448.

Как вест­ник воли Зев­са, он бог пред­ска­за­ний и ора­ку­лов. От его ясно­го, про­видя­ще­го взо­ра ничто не скры­то, но изре­че­ния его часто тем­ны для огра­ни­чен­но­го чело­ве­че­ско­го ума, поэто­му Апол­лон назы­ва­ет­ся Λο­ξίας, тем­ный. Зна­ме­ни­тей­шее из мест, где он дает пред­ска­за­ния — Дель­фы или Пифо (поэто­му он Πύ­θιος); он завла­дел этим местом вско­ре после сво­е­го рож­де­ния, пора­зив дра­ко­на Пифо­на. Hymn. in Apoll. Pyth. 104. 282 слл. Преж­де этот ора­кул при­над­ле­жал Гее (и Посей­до­ну) и — после нее — Феми­де. Ae­schyl. Eum. 1. слл. Апол­ло­нов­ские ора­ку­лы нахо­ди­лись так­же в Абах в Фокиде, близ Фив на Исмене, на источ­ни­ке Тиль­фос­се в Бео­тии, в Кла­ре близ Коло­фо­на, в Диди­мах близ Миле­та и т. д. (Ἀβαῖος, Ἰσμή­νιος, Κλά­ριος, Θυμβραῖος, Πα­ταρεύς). [3] Апол­ло­но­вы про­ро­че­ст­вен­ные изре­че­ния име­ли силь­ней­шее вли­я­ние на обще­ст­вен­ные дела гре­ков, на их государ­ст­вен­ные учреж­де­ния, на рас­се­ле­ние пле­мен и осно­ва­ние коло­ний; он осно­ва­тель горо­дов и пред­во­ди­тель коло­ний (ἀρχη­γέ­της, κτίσ­της), охра­ни­тель горо­дов и улиц (ἀγυιεύς); он сам выстро­ил сте­ны Трои (Il. 7, 452) и Мегар (см. Al­ca­tho­us).

Все­ве­ду­щий бог, объ­яв­ля­ю­щий боже­ст­вен­ную волю, вла­де­ет так­же даром поэ­зии, пения, музы­ки. У Гоме­ра (Il. 1, 603) он во вре­мя пира богов игра­ет на фор­мин­ге, а Музы сопро­вож­да­ют его игру сво­им пени­ем, но здесь он не явля­ет­ся еще богом пения. Впо­след­ст­вии Апол­лон пред­став­ля­ет­ся богом всех изящ­ных искусств и пред­во­ди­те­лем Муз (Μου­σαγέ­της).

Со все­видя­щим богом Гели­ем все­ведаю­щий свет­лый (λύ­κειος) Феб Апол­лон был отож­дест­влен лишь в позд­ние срав­ни­тель­но вре­ме­на. Апол­лон был одним из вер­хов­ных богов у гре­ков; культ его был рас­про­стра­нен повсе­мест­но и имел чрез­вы­чай­но зна­чи­тель­ное вли­я­ние на гре­че­скую обра­зо­ван­ность; но осо­бен­но высо­ко чти­ли Апол­ло­на доряне. Глав­ны­ми места­ми почи­та­ния Апол­ло­на были: Тем­пей­ская доли­на, Дель­фы, откуда слу­же­ние ему рас­про­стра­ни­лось по Бео­тии и далее, Крит, Делос, Мало­ази­ат­ское побе­ре­жье. Апол­ло­нов­ские празд­ни­ки пада­ют боль­шей частью на весен­ние меся­цы; в это вре­мя года во мно­гих местах совер­ша­лись в честь Апол­ло­на празд­ни­ки очи­ще­ния и искуп­ле­ния; таков у афи­нян и вооб­ще у ионян был празд­ник Θαρ­γή­λια. Пифий­ские игры, в кото­рых при­ни­ма­ла уча­стие вся Гре­ция, про­ис­хо­ди­ли обык­но­вен­но позд­ним летом каж­дые 4 года. На мысе Акции, Ac­tium, где Ἀπόλ­λων Ἄκτιος имел храм, постро­ен­ный, по пре­да­нию, арго­нав­та­ми, каж­дые 3 года совер­ша­лось празд­не­ство с состя­за­ни­я­ми, про­ис­хо­див­ши­ми на суше и на море; со вре­ме­нем Авгу­ста это празд­не­ство (Ἄκτια, Ac­tia, Ac­tia­ca) справ­ля­лось с осо­бен­ным вели­ко­ле­пи­ем каж­дые 5 лет.



[4] Очень мно­го­чис­лен­но, по мифо­ло­гии, было потом­ство Апол­ло­на; сыно­вья­ми его назы­ва­лись пре­иму­ще­ст­вен­но про­ро­ки, пев­цы и герои, осно­ва­те­ли тех горо­дов, где его осо­бен­но почи­та­ли. Ему посвя­ще­ны были, кро­ме дру­гих живот­ных, лебедь и волк, из рас­те­ний олив­ко­вое дере­во, паль­ма, лавр. Что каса­ет­ся послед­не­го, то извест­но ска­за­ние о том, как ним­фа Даф­на, пре­сле­ду­е­мая влюб­лен­ным в нее Апол­ло­ном, пре­вра­ти­лась в лав­ро­вое дере­во (δάφ­νη). Ov. met. 1, 452 слл. Пла­сти­че­ское искус­ство пред­став­ля­ет Апол­ло­на пре­крас­но­куд­рым (Ἀκερ­σε­κόμης), силь­ным юно­шей, строй­ным, высо­ким, с гор­ды­ми, ясны­ми чер­та­ми лица. Самая древ­няя из сохра­нив­ших­ся ста­туй (см. рис. a) най­де­на око­ло Тенеи в Пело­пон­не­се (ныне нахо­дит­ся в Мюн­хене), а самая зна­ме­ни­тая — это Апол­лон Бель­ведер­ский в Вати­кане (см. рис. b); он изо­бра­жен здесь с эгидой, кото­рую дер­жит перед собой, рас­про­стра­няя ее страх и смя­те­ние сре­ди сво­их вра­гов (в том же при­бли­зи­тель­но поло­же­нии, как в Il. 15, 318). Рису­нок c изо­бра­жа­ет голо­ву Апол­ло­на, соот­вет­ст­ву­ю­щую Апол­ло­ну Бель­ведер­ско­му; преж­де она нахо­ди­лась в собра­нии Джу­сти­ни­а­ни, а ныне состав­ля­ет соб­ст­вен­ность гра­фа Pour­ta­lès-Gor­gier. Ста­туя из Пио-Кле­мен­тин­ско­го собра­ния (рис. d) пред­став­ля­ет Апол­ло­на Муса­ге­та в длин­ном иони­че­ском оде­я­нии аедов.



[5] К рим­ля­нам почи­та­ние Апол­ло­на пере­шло от гре­ков. Уже во вре­ме­на царей, как гово­рят, рим­ляне вопро­ша­ли дель­фий­ский ора­кул: в 432 г. до Р. Х. Апол­ло­ну постро­ен был пер­вый храм в Риме; здесь этот бог чест­во­вал­ся как Apol­lo me­di­cus, как бог, спа­саю­щий от мора; имен­но эта сто­ро­на пред­став­ле­ния о боже­стве все­го более и высту­па­ет в почи­та­нии Апол­ло­на у рим­лян. Во вто­рую Пуни­че­скую вой­ну в честь его уста­нов­ле­ны были Апол­ло­но­вы игры (lu­di Apol­li­na­res, см. Lu­di). Август, осо­бен­но высо­ко чтив­ший это­го бога, дал новое устрой­ство сто­лет­ним играм (lu­di sae­cu­la­res), пере­не­ся часть чест­во­ва­ния, при­над­ле­жав­ше­го преж­де Плу­то­ну и Про­зер­пине, на Апол­ло­на и Диа­ну.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 113—115.
См. также:
АПОЛЛОН (Словарь античности)
АПОЛЛОН (Мифы народов мира)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 122 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Инв. № 1015.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Бюст Аполлона.
Терракота. 2-я пол. IV в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Инв. № 1015.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Курос.
Островной мрамор. Ок. 520 г. до н. э.
Инв. № 12+2005.
Афины, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аполлон Бельведерский (деталь).
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Инв. № 1015.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон, играющий на кифаре (саркофаг папы Анаклета II).
Мрамор. III — нач. IV в. н. э.
Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Курос (надгробная статуя юноши), т. н. «Аполлон Милани».
Паросский мрамор. Аттическая работа.
Ок. 550 г. до н. э.
Инв. № 99042.
Афины, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон (т. н. Аполлон Киджи).
Греческий крупнозернистый мрамор.
Классицизирующая римская работа середины II в. н. э. по мотивам греческого образца IV в. до н. э.
Инв. № 75675.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон (т. н. Аполлон Киджи).
Греческий крупнозернистый мрамор.
Классицизирующая римская работа середины II в. н. э. по мотивам греческого образца IV в. до н. э.
Инв. № 75675.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фриз крышки саркофага с рельефами «Представление маленьких Аполлона и Артемиды Зевсу».
Фриз крышки: италийский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № IVC.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 60 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
2. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнажённая Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
3. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Виктория идёт вправо, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой руке над левым плечом, впереди A LICINI вниз. Граница из точек.
4. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Всадник скачет вправо, держа в правой руке пальмовую ветвь или кнут, в левой — поводья; ниже A LICINI. Граница из точек.
5. Унция, медь
Рим, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: Венеры) в диадеме вправо; впереди CN DOMI вверх, позади шарик.
РЕВЕРС: Лира между M SILA слева и Q CVRTI справа.
6. Тетрадрахма, серебро
Антиох Гиеракс
Лампсак, 242—227 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха Гиеракса в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥАполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук.
В обрезе: изображение пчелы.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох III Великий
неизвестный монетный двор в северной Месопотамии, 197—187 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха III в диадеме вправо.
РЕВЕРС: BAΣIΛEΩΣ ANTIOΧOΥАполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — , справа — монограмма ΠΟ.
8. Тетрадрахма, серебро
Селевк III Сотер (Керавн)
Антиохия, 226—223 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Селевка III в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥАполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева от него — монограмма ΞΥ, справа — ещё одна монограмма.
9. Тетрадрахма, серебро
Деметрий II Никатор
Антиохия, 145—144 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия II в диадеме вправо внутри венка.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΘΕΟΥ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ ΝΙΚΑΤΟΡΟΣАполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева на некотором отдалении — пальмовая ветвь, монограммы рядом слева и между ног.
В обрезе: ΗΞΡ (обозначение даты).
10. Асс, медь
Нерон
Рим, 64 г.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS CAESAR AVG. GERMANIC. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. POT. IMP. P. P. — Нерон в образе Аполлона Кифареда идет вправо в развевающихся одеждах и играет на лире.
В обрезе: обозначение стоимости —  I 
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА