Словарь античности

ГОРГОНЫ (греч. Gor­go — гроз­ная), чудо­ви­ща, доче­ри Фор­ки­са и Кето: Сфе­но, Эври­а­ла и Меду­за. Пер­вые две — неста­ре­ю­щие и бес­смерт­ные. Гор­го­ны оби­та­ли по ту сто­ро­ну Оке­а­на на край­нем Запа­де. Вся­кий, кто встре­чал страш­ный взгляд гор­го­ны, пре­вра­щал­ся в камень. У гор­гон были кари­ка­тур­но иска­жен­ные чер­ты, змеи в воло­сах; они изда­ва­ли устра­шаю­щий рев.

См. также:
ГОРГОНЫ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
2. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Пирр», колоссальная статуя Марса.
Мрамор. Конец I в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Атрий.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Медузы, т. н. «Медуза Ронданини».
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу Фидия ок. 440 г. до н. э., находившемуся на щите Афины Парфенос.
Мюнхен, Глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя полководца из Тиволи.
Мрамор.
2-я четв. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Приам просит Ахилла о выкупе тела Гектора.
Краснофигурный скифос. Сторона A. Аттика.
Мастер Бригос.
Глина. 490—480 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рома, среди доспехов и оружия, провожающая Антонина Пия и Фаустину. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода в образе Геркулеса.
Мрамор.
Ок. 190-х гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
9. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы горгоны Медузы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,17 м.
Одесса, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
3. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА