Словарь античности

ГОРГОНЫ (греч. Gor­go — гроз­ная), чудо­ви­ща, доче­ри Фор­ки­са и Кето: Сфе­но, Эври­а­ла и Меду­за. Пер­вые две — неста­ре­ю­щие и бес­смерт­ные. Гор­го­ны оби­та­ли по ту сто­ро­ну Оке­а­на на край­нем Запа­де. Вся­кий, кто встре­чал страш­ный взгляд гор­го­ны, пре­вра­щал­ся в камень. У гор­гон были кари­ка­тур­но иска­жен­ные чер­ты, змеи в воло­сах; они изда­ва­ли устра­шаю­щий рев.

См. также:
ГОРГОНЫ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХЕМ • ДАМИЯ • ДИРЫ • ДОР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Медузы, т. н. «Медуза Ронданини».
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу Фидия ок. 440 г. до н. э., находившемуся на щите Афины Парфенос.
Мюнхен, Глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода в образе Геркулеса.
Мрамор.
Ок. 190-х гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Воительница (Athena promachos).
Мрамор.
Предположительно, римская копия греческой статуи V в. до н. э. или эллинистического образца II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Медуза.
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Калигулы в доспехах.
Мрамор.
37—41 гг.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Адриана в лорике.
Мрамор. Ок. 130 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Марка Голкония Руфа в доспехах.
Мрамор.
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя полководца из Тиволи.
Мрамор.
2-я четв. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и тело Гектора.
Краснофигурный килик. Аттика, Афины.
Подписано гончаром Гиероном, приписывается художнику Макрону.
Ок. 490—480 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIV. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
7. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
8. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА