Мифы народов мира

ГОРГО́НЫ (Γοργώ, Γοργών), в гре­че­ской мифо­ло­гии чудо­вищ­ные порож­де­ния мор­ских божеств Фор­кия и Кето, внуч­ки зем­ли Геи и моря Пон­та. Гор­го­ны — три сест­ры: Сфе­но, Эври­а­ла и Меду­за. Стар­шие — бес­смерт­ные, млад­шая (Меду­за) — смерт­ная. Гор­го­ны оби­та­ют на край­нем запа­де у бере­гов реки Оке­ан, рядом с гра­я­ми и Гес­пе­рида­ми. Отли­ча­ют­ся ужас­ным видом: кры­ла­тые, покры­тые чешу­ёй, со зме­я­ми вме­сто волос, с клы­ка­ми, со взо­ром, пре­вра­щаю­щим всё живое в камень. Пер­сей обез­гла­вил спя­щую гор­го­ну Меду­зу, глядя в мед­ный щит на её отра­же­ние (Apollod. II 4, 2); из кро­ви Меду­зы появил­ся кры­ла­тый Пегас — плод её свя­зи с Посей­до­ном (Hes. Theog. 270—286). В мифе о гор­го­нах отра­зи­лась тема борь­бы олим­пий­ских богов и их геро­и­че­ско­го потом­ства с хто­ни­че­ски­ми сила­ми.

А. А. Тахо-Годи

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 315—316.
См. также:
ГОРГОНЫ (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭРГИН, ЕРГИН • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРГИН • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 102 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон, играющий на кифаре (саркофаг папы Анаклета II).
Мрамор. III — нач. IV в. н. э.
Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Траян.
Белый крупнозернистый мрамор. 98—117 гг.
Инв. № 1723.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Наказание Марсия (саркофаг папы Анаклета II).
Мрамор. III — нач. IV в. н. э.
Рим, Базилика Святого Павла за городскими стенами, клуатр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Адриана в лорике (деталь).
Мрамор. Ок. 130 г. н. э.
Инв. № 6067.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персей с головой Медузы (деталь).
Мрамор.
Римская оригинальная работа времен Флавиев-Траяна.
Инв. № 99.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Септимия Севера.
Золото. Кон. I — нач. II в. н. э.
Комотини, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Адриана в лорике.
Мрамор. Ок. 130 г. н. э.
Инв. № 6067.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос (деталь).
Римская копия работы Фидия.
Инв. № 53.
Патры, Новый археологический музей.
9. МОЗАИКА. Греция.
Напольная мозаика с головой Медузы.
Из комнаты в большом доме в Патрах.
II в. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Элий Цезарь, приемный сын Адриана.
Мрамор. 136—138 гг. н. э.
Инв. № Ma 455.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
3. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА