Мифы народов мира

ГОРГО́НЫ (Γορ­γώ, Γορ­γών), в гре­че­ской мифо­ло­гии чудо­вищ­ные порож­де­ния мор­ских божеств Фор­кия и Кето, внуч­ки зем­ли Геи и моря Пон­та. Гор­го­ны — три сест­ры: Сфе­но, Эври­а­ла и Меду­за. Стар­шие — бес­смерт­ные, млад­шая (Меду­за) — смерт­ная. Гор­го­ны оби­та­ют на край­нем запа­де у бере­гов реки Оке­ан, рядом с гра­я­ми и Гес­пе­рида­ми. Отли­ча­ют­ся ужас­ным видом: кры­ла­тые, покры­тые чешу­ёй, со зме­я­ми вме­сто волос, с клы­ка­ми, со взо­ром, пре­вра­щаю­щим всё живое в камень. Пер­сей обез­гла­вил спя­щую гор­го­ну Меду­зу, глядя в мед­ный щит на её отра­же­ние (Apol­lod. II 4, 2); из кро­ви Меду­зы появил­ся кры­ла­тый Пегас — плод её свя­зи с Посей­до­ном (Hes. Theog. 270—286). В мифе о гор­го­нах отра­зи­лась тема борь­бы олим­пий­ских богов и их геро­и­че­ско­го потом­ства с хто­ни­че­ски­ми сила­ми.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГОРГОНЫ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 315—316.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ДРИОП • ЭЛИМ, ЕЛИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тиберий Клавдий Помпеян.
Мрамор.
Римская работа. 170—180 гг. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная роспись экседры или триклиния y, нижняя часть южной стены.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
50—79 гг.
Художник Винченцо Лория (1850—1939).
1886 г.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Марка Голкония Руфа в доспехах.
Мрамор.
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Калигулы в доспехах.
Мрамор.
37—41 г.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы. Деталь.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
9. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Медузы, т. н. «Медуза Ронданини».
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу Фидия ок. 440 г. до н. э., находившемуся на щите Афины Парфенос.
Мюнхен, Глиптотека.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
3. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА