Мифы народов мира

ГОРГО́НЫ (Γορ­γώ, Γορ­γών), в гре­че­ской мифо­ло­гии чудо­вищ­ные порож­де­ния мор­ских божеств Фор­кия и Кето, внуч­ки зем­ли Геи и моря Пон­та. Гор­го­ны — три сест­ры: Сфе­но, Эври­а­ла и Меду­за. Стар­шие — бес­смерт­ные, млад­шая (Меду­за) — смерт­ная. Гор­го­ны оби­та­ют на край­нем запа­де у бере­гов реки Оке­ан, рядом с гра­я­ми и Гес­пе­рида­ми. Отли­ча­ют­ся ужас­ным видом: кры­ла­тые, покры­тые чешу­ёй, со зме­я­ми вме­сто волос, с клы­ка­ми, со взо­ром, пре­вра­щаю­щим всё живое в камень. Пер­сей обез­гла­вил спя­щую гор­го­ну Меду­зу, глядя в мед­ный щит на её отра­же­ние (Apol­lod. II 4, 2); из кро­ви Меду­зы появил­ся кры­ла­тый Пегас — плод её свя­зи с Посей­до­ном (Hes. Theog. 270—286). В мифе о гор­го­нах отра­зи­лась тема борь­бы олим­пий­ских богов и их геро­и­че­ско­го потом­ства с хто­ни­че­ски­ми сила­ми.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГОРГОНЫ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 315—316.
См. по теме: ЭРИФИЛА, ЕРИФИЛА • ЭРГИН, ЕРГИН • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 133 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика с изображениями Анубиса, эротов и горгонейона.
Конец II — начало III в. н. э.
Римини, Городской музей им. Луиджи Тонини.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Беллерофонт, Пегас и Афина.
Фреска III стиля из Помпей (Каупона-жилье Луция Ветуция Плацида, I, 8, 8).
1-я пол. I в.
Помпеи, Археологический парк Помпей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска III стиля из Помпей (VII, 16, 13, 10).
20—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Виктория и победоносный полководец с трофеем.
Фреска IV стиля из Помпей.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей и Андромеда.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Веспасиана.
Мрамор.
I в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
7. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Фрагмент фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища.
Фреска IV стиля из Помпей (VI 10, 2, 12) или Геркуланума.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVI.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст мужчины в доспехах.
Белый мрамор.
Ок. 130 г. н. э.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея Медичи. Император приносит жертву Надежде.
Сардоникс, позолота.
I—II вв. н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
3. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ???????. ?. ?????C ???. ?????????C — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ??? C??. ?. ??????. ??????? ?????????? ?????? ?. ???????? — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА