Словарь античности

ЖЕНЩИНЫ. Во вре­ме­на неко­то­рых догре­че­ских сре­ди­зем­но­мор­ских куль­тур, в Егип­те и кри­то-миной­ской куль­ту­ре, жен­щи­ны — зани­ма­ли высо­кое место в обще­стве, следы это­го сохра­ни­лись в Карии и Ликии. В арха­и­че­скую эпо­ху в Гре­ции жен­щи­ны, как это вид­но из гоме­ров­ско­го эпо­са (в част­но­сти, «Одис­сеи»), поль­зо­ва­лись отно­си­тель­ной само­сто­я­тель­но­стью. В клас­си­че­скую эпо­ху ситу­а­ция в этом отно­ше­нии скла­ды­ва­ет­ся менее бла­го­при­ят­но, одна­ко мож­но отме­тить суще­ст­вен­ные раз­ли­чия в поло­же­нии жен­щин меж­ду отдель­ны­ми поли­са­ми. В Афи­нах жизнь как моло­дой девуш­ки, так и замуж­ней жен­щи­ны про­те­ка­ла почти исклю­чи­тель­но дома. Они не име­ли прак­ти­че­ски досту­па к обра­зо­ва­нию и обще­ст­вен­ной жиз­ни. Толь­ко гете­ры, обла­дав­шие в боль­шин­стве слу­ча­ев извест­ным уров­нем обра­зо­ван­но­сти, мог­ли под­дер­жать бесе­ду с муж­чи­на­ми и опре­де­лен­ным обра­зом вызвать их духов­ный подъ­ем. Общая ситу­а­ция вызы­ва­ла пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к бра­ку и пре­зри­тель­ные выска­зы­ва­ния о жен­щи­нах выдаю­щих­ся поэтов и фило­со­фов. В пра­во­вом отно­ше­нии поло­же­ние жен­щи­ны так­же было менее бла­го­при­ят­но, чем поло­же­ние муж­чи­ны, напри­мер жен­щи­на не мог­ла рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом. В обла­сти рели­ги­оз­ной жиз­ни, преж­де все­го в мисте­ри­аль­ных куль­тах, жен­щи­ны поль­зо­ва­лись опре­де­лен­ным рав­но­пра­ви­ем, в част­но­сти, они мог­ли быть жри­ца­ми. В Спар­те поло­же­ние жен­щи­ны было зна­чи­тель­но сво­бод­нее, чем в Афи­нах. Вос­пи­та­ние дево­чек было сход­но с вос­пи­та­ни­ем маль­чи­ков, это­му спо­соб­ст­во­ва­ло преж­де все­го вни­ма­ние к их физи­че­ско­му раз­ви­тию (заня­тия спор­том). Замуж­ние жен­щи­ны зани­ма­ли вид­ное поло­же­ние в сво­ем доме, высту­пая в каче­стве гос­по­жи (ky­ria), они име­ли пра­во рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом. В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху само­сто­я­тель­ность жен­щин замет­но воз­рос­ла. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тие взглядов неко­то­рых фило­соф­ских направ­ле­ний, преж­де все­го Стои, про­воз­гла­шав­ших рав­но­пра­вие муж­чин и жен­щин. В это вре­мя были созда­ны и более бла­го­при­ят­ные усло­вия для полу­че­ния жен­щи­на­ми обра­зо­ва­ния. Эко­но­ми­че­ски жен­щи­ны так­же ста­ли во мно­гом более само­сто­я­тель­ны­ми. Они мог­ли при­об­ре­тать мно­гие про­фес­сии. Так, суще­ст­во­ва­ли актри­сы, певи­цы, поэтес­сы, вра­чи и спортс­мен­ки. Жен­щи­ны сред­не­го сосло­вия часто работа­ли рядом со сво­и­ми мужья­ми, овла­дев навы­ка­ми их ремес­ла. Наем­но­го жен­ско­го труда не суще­ст­во­ва­ло (хотя сре­ди рабов были жен­щи­ны). В чис­ле выдаю­щих­ся гре­ча­нок извест­ны поэтес­са Сап­фо и супру­га Перик­ла Аспа­сия. В Риме уже во вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки жен­щи­ны зани­ма­ли более ува­жае­мое поло­же­ние, чем в Гре­ции. Нахо­дясь в тече­ние всей сво­ей жиз­ни в зави­си­мо­сти от муж­чин, вна­ча­ле отца, затем супру­га, как хозяй­ки дома (do­mi­na) они обла­да­ли неко­то­рой само­сто­я­тель­но­стью. Уча­стие рим­ских жен­щин в обще­ст­вен­ной жиз­ни было обыч­ным явле­ни­ем. Воз­мож­но­стей полу­че­ния обра­зо­ва­ния у них было боль­ше, чем у гре­ча­нок, по край­ней мере боль­шин­ство деву­шек-рим­ля­нок полу­ча­ли началь­ное обра­зо­ва­ние. Зна­чи­тель­на была их роль и в государ­ст­вен­ном куль­те: вестал­ки поль­зо­ва­лись в рим­ском обще­стве боль­шим ува­же­ни­ем. Посте­пен­но ста­но­ви­лось все более бла­го­при­ят­ным и их пра­во­вое поло­же­ние. Во вре­ме­на Импе­рии пра­ва жен­щин почти урав­ня­лись с пра­ва­ми муж­чин: они име­ли воз­мож­ность рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом. Жен­щи­ны из выс­ших сло­ев ока­зы­ва­ли замет­ное вли­я­ние на поли­ти­че­скую жизнь обще­ства (Окта­вия, Ливия). Жен­щи­нам раз­ре­ша­лось всту­пать в брак по соб­ст­вен­ной ини­ци­а­ти­ве. Одна­ко это ска­за­лось на сни­же­нии цен­но­сти бра­ков, ослаб­ле­нии свя­зан­ных с ними обы­ча­ев и появ­ле­нии раз­во­дов. Жен­щи­ны из низ­ших сло­ев обще­ства при кон­ку­би­на­те с муж­чи­на­ми из выс­ших сло­ев мог­ли под­нять­ся в сво­ем соци­аль­ном поло­же­нии. Во вре­ме­на Импе­рии обна­ру­жил­ся повы­шен­ный инте­рес жен­щин, в осо­бен­но­сти из выс­ших сло­ев обще­ства, к лите­ра­ту­ре, искус­ству, даже к изу­че­нию исто­рии и фило­со­фии. Поло­же­ние жен­щин сно­ва ухуд­ши­лось в позд­не­ан­тич­ное вре­мя в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ства, хотя имен­но жен­щи­ны спо­соб­ст­во­ва­ли его при­зна­нию. В тече­ние ран­не­го хри­сти­ан­ства жен­щи­ны были отно­си­тель­но рав­но­прав­ны в бого­слу­же­ни­ях, одна­ко позд­нее под вли­я­ни­ем иуда­из­ма их уча­стие было огра­ни­че­но. Жен­щи­ны не мог­ли быть руко­по­ло­же­ны в свя­щен­ни­ки, по всей веро­ят­но­сти, их вли­я­ние на общи­ну огра­ни­чи­ва­лось бла­готво­ри­тель­но­стью: они мог­ли стать толь­ко диа­ко­ни­са­ми. Извест­ную неза­ви­си­мость от опе­ки муж­чин при­нес­ло жен­щи­нам отшель­ни­че­ство: они мог­ли ста­но­вить­ся мона­хи­ня­ми и даже абба­ти­са­ми. Одна­ко замуж­ние жен­щи­ны мог­ли посвя­тить себя лишь домаш­не­му хозяй­ству. В срав­не­нии с рим­ским вре­ме­нем сво­бо­да их обще­ст­вен­ных заня­тий ока­за­лась силь­но уре­зан­ной, хотя их пра­во­вое поло­же­ние до юсти­ни­а­нов­ско­го вре­ме­ни едва ли изме­ни­лось. Посте­пен­но под вли­я­ни­ем Восто­ка рас­про­стра­ни­лось воз­зре­ние о непол­но­цен­но­сти жен­щин. Это нашло свое выра­же­ние в зако­но­да­тель­стве (напри­мер, в законе о раз­во­де), а так­же в обще­ст­вен­ном мне­нии. Бра­ки вновь ста­ли заклю­чать­ся толь­ко с согла­сия роди­те­лей неве­сты. В обла­сти поли­ти­ки себя про­яви­ли лишь немно­гие жен­щи­ны, напри­мер Пульхе­рия, сест­ра импе­ра­то­ра Фео­до­сия II, его жена Евдок­сия и в осо­бен­но­сти супру­га импе­ра­то­ра Юсти­ни­а­на I Фео­до­ра. Хотя в целом уро­вень жен­ско­го обра­зо­ва­ния, если не при­ни­мать во вни­ма­ние неко­то­рых жен­щин из выс­ших сло­ев, был крайне невы­со­ким, одна­ко исто­рия зна­ет при­ме­ры жиз­ни высо­ко­об­ра­зо­ван­ных жен­щин, таких, как фило­соф Ипа­тия и уже упо­ми­нав­ша­я­ся Евдок­сия.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АВГУСТАЛИИ • КАПСАРИЙ • БАСКАНИЯ • СЧЕТОВОД, КАЛЬКУЛЯТОР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова женщины, так называемая Сириянка.
Мрамор.
160-е гг.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет женщины, так называемая «Сириянка».
Мрамор.
3-я четверть II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет молодой римлянки (Юлия, дочь Тита?).
Мрамор. 80—90-е гг.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Плотины.
Мрамор. Ок. 110—120 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Плотина.
Мрамор. 110—120 гг. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Юлии Домны.
Мрамор.
Кон. II — нач. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женская голова.
Западный фронтон храма Зевса в Олимпии.
Мрамор. 60-е гг. V в. до н. э.
Олимпия, Археологический музей.
8. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Книдская.
Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие Фуриев.
Мрамор.
Последняя треть I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Сердика, III мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS P. F. AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: RESTITVT. ORBIS — женщина стоит вправо, преподносит венок императору, стоящему влево, со скипетром в левой руке.
В нижнем поле:
В обрезе: KA·Г
3. Денарий, серебро
Веспасиан
Эфес, 69—70 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPAS. AVG. — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PACI ORB. TERR. AVG. — бюст женщины, в драпировке, в короне с башнями, вправо.
Под бюстом: q
4. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIANVS HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PONT. MAX. TR. POT. COS. III — Адриан, в тоге, сидит влево на курульном кресле на платформе справа, протянув правую руку; перед ним стоит драпированная женщина вправо, на левой руке она держит ребенка, ее правая рука над вторым ребенком сбоку нее.
В поле, слева и справа: S. C.
В обрезе: LIBERTAS RESTITVTA
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА