Словарь античности

ЗМЕЯ (греч. ophis, лат. ser­pens). В ран­нюю эпо­ху раз­ви­тия куль­ту­ры отно­ше­ние к зме­ям было раз­лич­ным. У мно­гих пер­во­быт­ных наро­дов змей почи­та­ли (змее­по­клон­ство — ophio­lat­rie). Вави­ло­няне виде­ли в ней оли­це­тво­ре­ние зла, егип­тяне — оли­це­тво­ре­ние муд­ро­сти. В тех местах, где води­лись ядо­ви­тые змеи, обра­зо­ва­лись с древ­них вре­мен касты закли­на­те­лей змей. Во вре­ме­на гре­че­ской антич­но­сти змей часто содер­жа­ли как домаш­них живот­ных для борь­бы с мыша­ми. К зме­ям не чув­ст­во­ва­ли отвра­ще­ния и даже поз­во­ля­ли детям играть с ними. Знат­ные жен­щи­ны в жару носи­ли змей вокруг шеи для про­хла­ды. В Эпидав­ре змеи высо­ко почи­та­лись. Бог вра­че­ва­ния Аскле­пий (Эску­лап) изо­бра­жал­ся с посо­хом, обви­тым зме­ей. Жезл Эску­ла­па до сих пор явля­ет­ся сим­во­лом меди­ци­ны. В Афи­нах в спе­ци­аль­ном хра­ме содер­жа­лась свя­щен­ная змея Афи­ны. Почи­та­тель­ни­цы бога Дио­ни­са (вак­хан­ки) во вре­мя празд­неств нес­ли в руках кин­жа­лы, тир­сы (жез­лы Вак­ха) и змей. Во вре­мя вой­ны во вра­же­скую кре­пость под­бра­сы­ва­ли гли­ня­ные сосуды с ядо­ви­ты­ми зме­я­ми (изо­бра­же­ние Ночи — Nyx Пер­гам­ско­го алта­ря). В знак победы в бит­ве под Пла­те­я­ми в 479 до н. э. в Дель­фах была воз­двиг­ну­та брон­зо­вая колон­на из трех спле­тен­ных зме­и­ных тел, кото­рые нес­ли золо­той тре­нож­ник. Рим­ские пле­ме­на мар­сов и офио­ге­нов вели свой род от змей. Рим­ляне заим­ст­во­ва­ли у пар­фян жезл с шел­ко­вой зме­ей, кото­рая на вет­ру наду­ва­лась, как сет­ка для лов­ли бабо­чек. Пли­ний Стар­ший счи­тал наи­бо­лее опас­ным укус змеи аспида. Отвра­ще­ние к зме­ям появи­лось толь­ко во вре­ме­на позд­ней антич­но­сти под вли­я­ни­ем хри­сти­ан­ства. Змея явля­ет­ся так­же созвезди­ем север­но­го неба.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛЕБЕДЬ • КРОЛИК • БАКЛАН • ЖУРАВЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа Лаокоона.
Мрамор.
I в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа Лаокоона.
Мрамор.
I в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афина Парфенос.

Афины, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА.
Гибель Лаокоона и его сыновей.
Мрамор. Ок. 50 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор. Середина II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа Лаокоона: старший сын Лаокоона.
Мрамор.
I в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Клавдий
Лугдун, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
4. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке.
5. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
6. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 244 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюта (Здоровье), в драпировке, стоит фронтально, повернув голову влево, из патеры в правой руке кормит змею, поднимающуюся от алтаря слева, в левой руке держит корабельный руль (RIC: скипетр).
В поле внизу слева и справа: S. C.
7. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл.
8. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, опираясь на посох в правой руке, обвитый змеей.
9. Дупондий, Орихалк
Гай Юлий Цезарь
Неизвестен, 45 г. до н.э.
АВЕРС: CAES. DIC. TER. — бюст Виктории (MRR: Виктория с чертами лица Кальпурнии, жены Цезаря) в плаще, вправо, за плечом крыло, волосы собраны назад и повязаны лентой. Кайма из точек.
РЕВЕРС: C. CLOVI. PRAEF. — Минерва в плаще и шлеме, идущая влево, за правым плечом она несет трофей, а в левой руке — копья и щит, украшенный головой Медузы и с которого свисают длинные ленты (BMCRR, CRR, CRI: от которого расходятся лучи), у ее ног — змея с поднятой головой.
10. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
Рим, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюс стоит влево, кормит из патеры змею, выползающую из алтаря, в левой руке — скипетр.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА