Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ОРЕ́Л

Aquĭla,

1) как есте­ствен­но­и­сто­ри­че­ский тер­мин (назва­ние про­ис­хо­дит от aqui­lus, тем­ный или чер­ный: чер­ная пти­ца), ἀετός (от ἄημι, паря­щий или быст­ро, как ветер, летаю­щий), орел; в мифо­ло­гии — спут­ник, ору­же­но­сец и мол­ние­но­сец Зев­са; он при­но­сит Зев­су-мла­ден­цу нек­тар, похи­ща­ет Гани­меда и сидит у тро­на или на ски­пет­ре Зев­са, как сим­вол все­по­беж­даю­щей силы и цар­ст­вен­но­го вели­чия;

2) созвездие, см. Si­de­ra (Созвездия), 2;

3) архи­тек­тур­ный тер­мин, см. Templum (Храм), 6;

4) бое­вое зна­мя рим­ских леги­о­нов. Марий пер­вый сде­лал изо­бра­же­ние орла зна­ме­нем для цело­го леги­о­на (Plin. 10, 4); раз­лич­ные части леги­о­на co­hor­tes и or­di­nes име­ли свои осо­бые знач­ки (sig­na, см. это сло­во). Леги­он­ное зна­мя дела­лось из сереб­ра (Cic. Ca­til. 1, 9) и изо­бра­жа­ло орла с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми; во вре­мя бит­вы это изо­бра­же­ние на высо­ком древ­ке нес осо­бый зна­ме­но­сец, при­ни­мав­ший зна­мя из рук при­ми­пи­ла (pri­mi­pi­lus), на попе­че­нии кото­ро­го оно нахо­ди­лось в лаге­ре. Древ­ко вни­зу было заост­ре­но, и в лаге­ре зна­мя вты­ка­лось в зем­лю близ пре­то­рия (prae­to­rium) под неболь­шим наве­сом. Если слу­ча­лось, что перед бит­вой оно туго под­да­ва­лось при выдер­ги­ва­нии (sig­num con­vel­le­re) из зем­ли, то это счи­та­лось дур­ным пред­зна­ме­но­ва­ни­ем. Во вре­мя бит­вы зна­ме­но­сец при постро­е­нии мани­пу­ла­ми сто­ял в 3 бое­вом ряду у три­а­ри­ев, а позд­нее, при постро­е­нии когор­та­ми, во вре­ме­на Авгу­ста, на пра­вом кры­ле леги­о­на при пер­вой цен­ту­рии пер­вой когор­ты (см. Acies). Защи­та зна­ме­ни была свя­щен­ней­шей обя­зан­но­стью, свя­щен­ным счи­та­лось и место, где оно сто­я­ло в лаге­ре; под зна­ме­нем ищет убе­жи­ща Муна­ций Планк, пре­сле­ду­е­мый сол­да­та­ми. Tac. ann. 1, 39. Поте­ря зна­ме­ни счи­та­лась позо­ром и про­ступ­ком, достой­ным нака­за­ния; воз­вра­ще­ние — тор­же­ст­вом (т. ж. 1, 60). Со вре­мен Авгу­ста на зна­ме­ни озна­чал­ся номер леги­о­на и про­зви­ще (напр., Alau­da, Ra­pax), если тако­вое леги­он имел. Золотые орлы вошли в обы­чай со вре­мен Адри­а­на.

[См. так­же Воен­ные знач­ки в сло­ва­ре У. Сми­та.]

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 120—121.
См. по теме: ЭРГАДЕИДА • ЭПОБЕЛИЯ, ЕПОБЕЛИЯ • ЕПИСКОПЫ • ИСК ПРОТИВ ЖИЛЬЦА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Орфей и звери.
Дом Орфея. Конец II — начало III вв. н. э.
Пафос, Археологический парк.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Мрамор.
40—50-е гг. I в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода в образе Геркулеса.
Мрамор.
Ок. 190-х гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой «Наказание Прометея».
Мрамор.
Эпоха Адриана.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Музей гладиаторов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Белый мелкозернистый мрамор.
Ок. 50 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
7. ТОРЕВТИКА. Рим.
Двусторонняя треугольная вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену.
Листовая бронза, чеканка.
Вена, Музей истории искусств.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Юпитера.
Мрамор. Кон. I в. н. э.
Драпировка, жезл, фигуры орла и Виктории — тонированный гипс. XIX в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска из экседры дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Нерва
Антиохия, 96—97 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ ΝΕΡΟΥΑΣ ΚΑΙΣ ΣΕΒ — бюст Нервы в лавровом венке и в эгиде вправо.
РЕВЕРС: ΕΤΟΥΣ ΝΕΟΥ ΙΕΡΟΥ — орел стоит на пучке молний вправо; перед ним справа пальмовая ветвь, над ней дата: Α (= год правления 1-й).
2. Медальон, бронза
Гордиан III
Рим, 243—244 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — обращенный влево драпированный бюст Гордиана III в лавровом венке, в доспехах, с видимыми на обоих плечах птеригами.
РЕВЕРС: ADLOCVTIO AVGVSTI — сцена adlocutio: Гордиан, сопровождаемый солдатом позади него, стоит на невысокой платформе, обращаясь к четырем солдатам, двое их которых, стоящие влево, держат копья и щиты; на заднем плане знамя (vexillum), военный значок (signum) и штандарт легиона (aquila).
3. Сестерций, орихалк
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DACIA — Дакия, в тунике и плаще, сидит на скале влево, скрестив ноги и поставив правую ногу на шар, держит аквилу в правой руке и кривой меч — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Август
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо, по сторонам от шеи S C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орел (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DESIG. Кайма из точек.
5. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 193 г.
АВЕРС: IMP. CAE. L. SEP. SEV. PERT. AVG. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LEG. XIIII GEM. M. V. — легионный орел на низком древке между двумя военными значками; с наружных сторон у значков по небольшому козерогу.
В обрезе: TR. P. COS.
6. Аурей, золото
Деций Траян
Рим, 250—251 гг.
АВЕРС: IMP. C. M. Q. TRAIANVS DECIVS AVG. — драпированный бюст Траяна Деция в лавровом венке и в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: PANNONIAE — две Паннонии, с покрытыми головами, стоят фронтально, повернув головы в разные стороны; обе одеты в платья до пят и каждая держит в руке штандарт.
7. Тетрадрахма, серебро
Галикарнас, 400—387 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке, слегка обращенная вправо.
РЕВЕРС: ΑΛΙΚΑΡΝΑΣΣΕΟΝ — внутри квадрата орел с расправленными крыльями, вправо, и звезда.
8. Денарий, серебро
Передвижной монетный двор Октавиана, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Марса в шлеме с гребнем, украшенном пером или султаном, вправо, в плаще и с копьем за плечом; сзади CAESAR вверх, впереди III VIR R P C (triumvir rei publicae constituendae, триумвир для восстановления государства) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Легионный орел (aquila), увенчанный трофеем, по сторонам от него два военных значка (signa) и буквы S C (senatus consulto, по постановлению сената). Кайма из точек.
9. Денарий, серебро
Август
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо, по сторонам от шеи S C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орел (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DESIG. Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращенная вправо. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Фронтальный вид круглого храма (храм Марса Мстителя) под куполом, с шестью колоннами; внутри два знамени когорт (signa cohortium), между ними легионный орел (aquila). По обеим сторонам, через поле MAR VLT
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА