Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ОРЕ́Л

Aquĭla,

1) как есте­ствен­но­и­сто­ри­че­ский тер­мин (назва­ние про­ис­хо­дит от aqui­lus, тем­ный или чер­ный: чер­ная пти­ца), ἀετός (от ἄημι, паря­щий или быст­ро, как ветер, летаю­щий), орел; в мифо­ло­гии — спут­ник, ору­же­но­сец и мол­ние­но­сец Зев­са; он при­но­сит Зев­су-мла­ден­цу нек­тар, похи­ща­ет Гани­меда и сидит у тро­на или на ски­пет­ре Зев­са, как сим­вол все­по­беж­даю­щей силы и цар­ст­вен­но­го вели­чия;

2) созвездие, см. Si­de­ra (Созвездия), 2;

3) архи­тек­тур­ный тер­мин, см. Templum (Храм), 6;

4) бое­вое зна­мя рим­ских леги­о­нов. Марий пер­вый сде­лал изо­бра­же­ние орла зна­ме­нем для цело­го леги­о­на (Plin. 10, 4); раз­лич­ные части леги­о­на co­hor­tes и or­di­nes име­ли свои осо­бые знач­ки (sig­na, см. это сло­во). Леги­он­ное зна­мя дела­лось из сереб­ра (Cic. Ca­til. 1, 9) и изо­бра­жа­ло орла с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми; во вре­мя бит­вы это изо­бра­же­ние на высо­ком древ­ке нес осо­бый зна­ме­но­сец, при­ни­мав­ший зна­мя из рук при­ми­пи­ла (pri­mi­pi­lus), на попе­че­нии кото­ро­го оно нахо­ди­лось в лаге­ре. Древ­ко вни­зу было заост­ре­но, и в лаге­ре зна­мя вты­ка­лось в зем­лю близ пре­то­рия (prae­to­rium) под неболь­шим наве­сом. Если слу­ча­лось, что перед бит­вой оно туго под­да­ва­лось при выдер­ги­ва­нии (sig­num con­vel­le­re) из зем­ли, то это счи­та­лось дур­ным пред­зна­ме­но­ва­ни­ем. Во вре­мя бит­вы зна­ме­но­сец при постро­е­нии мани­пу­ла­ми сто­ял в 3 бое­вом ряду у три­а­ри­ев, а позд­нее, при постро­е­нии когор­та­ми, во вре­ме­на Авгу­ста, на пра­вом кры­ле леги­о­на при пер­вой цен­ту­рии пер­вой когор­ты (см. Acies). Защи­та зна­ме­ни была свя­щен­ней­шей обя­зан­но­стью, свя­щен­ным счи­та­лось и место, где оно сто­я­ло в лаге­ре; под зна­ме­нем ищет убе­жи­ща Муна­ций Планк, пре­сле­ду­е­мый сол­да­та­ми. Tac. ann. 1, 39. Поте­ря зна­ме­ни счи­та­лась позо­ром и про­ступ­ком, достой­ным нака­за­ния; воз­вра­ще­ние — тор­же­ст­вом (т. ж. 1, 60). Со вре­мен Авгу­ста на зна­ме­ни озна­чал­ся номер леги­о­на и про­зви­ще (напр., Alau­da, Ra­pax), если тако­вое леги­он имел. Золотые орлы вошли в обы­чай со вре­мен Адри­а­на.

[См. так­же Воен­ные знач­ки в сло­ва­ре У. Сми­та.]

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 120—121.
См. по теме: ЭРГАДЕИДА • ΕΡΗΜΟΣ ΔΙΚΗ • ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭПИСИТИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 93 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Юпитера.
Мрамор. Кон. I в. н. э.
Драпировка, жезл, фигуры орла и Виктории — тонированный гипс. XIX в.
Инв. № А 362.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита. Деталь: Тит и Виктория.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римские воины-аквилиферы.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена в гавани Клавдия в Остии. Деталь.
Мрамор. Ок. 200 г.
Рим, Музей Торлония.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римские воины-аквилиферы.
Рельеф цоколя колонны.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина, Северный фасад.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением орла в дубовом венке.
Мрамор. Эпоха Траяна.
Рим, Церковь Двенадцати Апостолов.
7. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичный декор свода круговой галереи.
Середина IV в. н. э.
Рим, Мавзолей Константины Августы (церковь Св. Констанции).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигура в лорике с головой от статуи Луция Вера (деталь).
Мрамор. II в.
Инв. № 541.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 1.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед и орел.
Мрамор. Римская копия II в. греческого образца школы Праксителя III в. до н. э.
Выс. 160 см.
Инв. № А 950.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ганимед и орел.
Мрамор. Римская копия II в. греческого образца школы Праксителя III в. до н. э.
Инв. № А 950.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 100 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо, по сторонам от шеи S C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DESIG. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Гай Цезарь (Октавиан)
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Октавиана с бородкой вправо, сзади DIVI вверх, впереди IVLI F вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху TI SEMPRON; внизу GRACCVS, справа вверх IIII VIR, слева вверх Q DESIG. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DES, в поле S C (senatus consulto). Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Рим, 40—10 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DESIG, в поле S C (senatus consulto). Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 18 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа в лавровом венке, обращённая вправо. По сторонам, против часовой стрелки, CAESARI AVGVSTO
РЕВЕРС: Фронтальный вид круглого храма (храм Марса Мстителя) под куполом, с шестью колоннами; внутри два знамени когорт (signa cohortium), между ними легионный орёл (aquila). По обеим сторонам, через поле MAR VLT
6. Денарий, серебро
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо, по сторонам от шеи S C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACC[VS], слева вниз Q DESI. Кайма из точек.
7. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа, обращённая вправо. Слева полукругом вниз CAESAR, справа полукругом вверх AVGVSTVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм под куполом, с четырьмя колоннами; внутри Марс в шлеме и плаще, повёрнутый влево, в правой руке держит легионного орла (aquila), с трофеем (или военным значком?) над левым плечом. Слева MAR, справа VLT. Линейная кайма.
8. Денарий, серебро
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо, по сторонам от шеи S C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DES. Кайма из точек.
9. Аурей, золото
Август
Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?), 19—18 гг. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа, обращённая вправо. Внизу полукругом AVGVSTVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм под куполом с четырьмя колоннами и акротериями, на подиуме из четырёх ступеней, внутри фигура Марса в шлеме, повёрнутая влево, держит легионного орла (aquila) в правой руке, военный значок — в левой, над левым плечом. Слева вниз MARTIS, справа вверх VLTORIS. Линейная кайма.
10. Денарий, серебро
Август
Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?), 19 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Августа, обращённая вправо. Слева полукругом вниз CAESAR, справа полукругом вверх AVGVSTVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Круглый храм под куполом, с четырьмя колоннами; внутри Марс в шлеме и плаще, повёрнутый влево, оглядывается назад, в правой руке держит легионного орла (aquila), с трофеем (или военным значком?) над левым плечом. Слева MAR, справа VLT. Линейная кайма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА