Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БАЛТЕ́Й

Bal­teus,

1) вооб­ще пояс (ζωστήρ), кото­рым пла­тье свя­зы­ва­лось выше бедер;

2) кожа­ная пере­вязь для меча, кото­рую наде­ва­ли обык­но­вен­но через левое пле­чо, так что меч при­хо­дил­ся с пра­вой сто­ро­ны (ср. Ar­ma 10). Эта пере­вязь при­мы­ка­ла плот­но вслед­ст­вие тяже­сти само­го меча, но, кро­ме того, при­дер­жи­ва­лась рем­ня­ми пан­ци­ря. Боль­шей частью пере­вязь была укра­ше­на раз­ны­ми метал­ли­че­ски­ми насеч­ка­ми, а позд­нее — даже дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми;

3) удли­нен­ный кон­чик рим­ской тоги, пере­бра­сы­вав­ший­ся с пра­во­го пле­ча на левое.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 202—203.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭФИППИЙ • КУЛЬКИТА, ТЮФЯК • ЭННАЭТЕРИДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Авла Метелла.
Бронза.
Ок. 100 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет римлянина в тоге (голова — от другой статуи).
Мрамор.
130—140 гг. н. э. Голова: 30—20 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 11.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл, убивающий Пентесилею.
Краснофигурный килик. Аттика.
Приписывается Мастеру Пентесилеи.
Глина.
Ранний классический период, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА