Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БАЛТЕ́Й

Bal­teus,

1) вооб­ще пояс (ζωστήρ), кото­рым пла­тье свя­зы­ва­лось выше бедер;

2) кожа­ная пере­вязь для меча, кото­рую наде­ва­ли обык­но­вен­но через левое пле­чо, так что меч при­хо­дил­ся с пра­вой сто­ро­ны (ср. Ar­ma 10). Эта пере­вязь при­мы­ка­ла плот­но вслед­ст­вие тяже­сти само­го меча, но, кро­ме того, при­дер­жи­ва­лась рем­ня­ми пан­ци­ря. Боль­шей частью пере­вязь была укра­ше­на раз­ны­ми метал­ли­че­ски­ми насеч­ка­ми, а позд­нее — даже дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми;

3) удли­нен­ный кон­чик рим­ской тоги, пере­бра­сы­вав­ший­ся с пра­во­го пле­ча на левое.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 202—203.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭФИППИЙ • ЭННАЭТЕРИДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ • КУЛЬКИТА, ТЮФЯК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Цоколь статуи с рельефным изображением тренировки гладиаторов.
Мрамор.
Патры. Конец I — начало II в. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя римлянина с масками предков.
Мрамор.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 56.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
8. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с изображением Одиссея в Подземном царстве. Сторона A: Одиссей, приносящий жертву и слепой прорицатель Тиресий.
Серебро.
25 г. до н. э. — 100 г. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная живопись в триклинии Дома трагического поэта.
IV стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Трагического поэта (VI, 8, 5).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Нерон и Агриппина Младшая. Рельеф из Себастейона в Афродисиаде.
Мрамор.
54—58 гг.
Афродисиада, Археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА