Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БАЛТЕ́Й

Bal­teus,

1) вооб­ще пояс (ζωστήρ), кото­рым пла­тье свя­зы­ва­лось выше бедер;

2) кожа­ная пере­вязь для меча, кото­рую наде­ва­ли обык­но­вен­но через левое пле­чо, так что меч при­хо­дил­ся с пра­вой сто­ро­ны (ср. Ar­ma 10). Эта пере­вязь при­мы­ка­ла плот­но вслед­ст­вие тяже­сти само­го меча, но, кро­ме того, при­дер­жи­ва­лась рем­ня­ми пан­ци­ря. Боль­шей частью пере­вязь была укра­ше­на раз­ны­ми метал­ли­че­ски­ми насеч­ка­ми, а позд­нее — даже дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми;

3) удли­нен­ный кон­чик рим­ской тоги, пере­бра­сы­вав­ший­ся с пра­во­го пле­ча на левое.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 202—203.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ЭФИППИЙ • ЭНДРОМИДА, ЭНДРОМ • ЭПАРИТЫ, ЕПАРИТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Авла Метелла.
Бронза.
Ок. 100 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник Квинта Сертория Феста, центуриона XI Верного и преданного легиона Клавдия.
Известняк.
I в. н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о похищении дочерей Левкиппа (фронтальная панель).
Римская работа.
Пентелийский мрамор.
1-я пол. II в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рома, среди доспехов и оружия, провожающая Антонина Пия и Фаустину. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
Туф, покрытый стуком.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА