Джонс. Словарь античных римских монет

БРОНЗА (англ. Bron­ze). В отли­чие от «лату­ни», кото­рая, как тех­ни­че­ский тер­мин, име­ет доволь­но точ­ное зна­че­ние, «брон­за» — это сло­во, кото­рое охва­ты­ва­ет ряд спла­вов. Их глав­ные состав­ля­ю­щие — это медь и оло­во, но могут встре­чать­ся так­же сви­нец и цинк.

Все рес­пуб­ли­кан­ские моне­ты из aes обыч­но опи­сы­ва­ют как брон­зо­вые, хотя ана­лиз пока­зы­ва­ет, что их метал­ли­че­ский состав был весь­ма раз­но­об­раз­ным, и сви­нец (более деше­вый металл) часто состав­лял зна­чи­тель­ную долю в спла­ве. Те, кто не жела­ет исполь­зо­вать латин­ское сло­во, могут опи­сы­вать чекан­ку из aes в ран­ней Импе­рии как брон­зо­вую, но она под­разде­ля­лась на моне­ты из чистой меди (асс и квад­рант) и ори­хал­ка (сестер­ций и дупон­дий). Эта систе­ма про­су­ще­ст­во­ва­ла до III в. н. э., но при­мер­но к 240 г. н. э. раз­гра­ни­че­ние меж­ду метал­ла­ми, исполь­зо­вав­ши­ми­ся для раз­ных дено­ми­на­ций, боль­ше не соблюда­лось и вся чекан­ка из aes была брон­зо­вой (см. так­же Me­tals of coi­na­ge).

См. также:
AES (Джонс. Словарь античных римских монет)
ЛАТУНЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
МЕДНАЯ ЧЕКАНКА РИМЛЯН (Стивенсон. Словарь римских монет)
МЕДЬ (Словарь античности)
МЕДЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
МЕДЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
ОРИХАЛК (Джонс. Словарь античных римских монет)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, p. 40.
© 2011 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ДАНАКА • ДРАХМА • ДАРИК • ДЕНАРИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 10)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Дионис с двумя сатирами. Ручка цисты Фикорони.
Бронза.
Ок. 300 г. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эрот, Геракл и Иолай. Ножка цисты «Фикорони».
Бронза.
Сер. III в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Конец IV в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 58 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучевой короне, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
2. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ???{[}???{]}?? ????? — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ???????? — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
3. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ???.
4. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQ?.
5. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; всё внутри лаврового венка.
6. AE, бронза
Деметрий I Сотер
Тир, 159—158 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ????????? — корма финикийской пентеконтеры; внизу — подпись монетного двора (??????), сверху — обозначение даты (???).
В обрезе: надпись на финикийском языке (в латинской транслитерации — “LTsR”).
7. Семисс, медь
Марк Цецилий Метелл
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера (RRC, CRR: Сатурна) в лавровом венке вправо; сзади S.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, с надписью на киле M. METELLVS; перед ним обозначение стоимости, S; вверху македонский щит; внизу ROMA.
8. AE, бронза
Клавдий
Фессалоника, 53—54 гг.
АВЕРС: ??. ???????? ?????? ???????? — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: ??????????? ????????????? — драпированный бюст Британника, с обнаженной головой, влево, в точке среза бюста — рог изобилия.
9. Секстанс, медь
Рим, 130 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст Меркурия, в хламиде и в крылатом петасе, вправо, с кадуцеем над плечом; сзади
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, наверху надпись M. VARG. [VAR — монограммой], внизу ROMA, перед носом
10. Семисс, орихалк
Траян
Кипр(?)*, 116 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучевой короне, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА