Джонс. Словарь античных римских монет

ОРИХАЛК (англ. Orichalcum). Это обыч­ное напи­са­ние дан­но­го сло­ва на англий­ском язы­ке. У гре­че­ских авто­ров оно встре­ча­ет­ся уже в VIII в. до н. э. в фор­ме oreichalkon, кото­рая, види­мо, озна­ча­ет «гор­ная брон­за», хотя из этих лите­ра­тур­ных тек­стов вид­но, что их авто­ры не слиш­ком хоро­шо зна­ли, что это такое, — поми­мо того, что это какой-то уди­ви­тель­но бле­стя­щий металл. У рим­ских авто­ров это назва­ние пре­вра­ти­лось в aurichalcum, т. е., «золо­то-брон­за», из-за оши­боч­но­го пони­ма­ния его эти­мо­ло­гии. Сло­во chrysochalkon, пра­виль­ная гре­че­ская фор­ма для послед­не­го зна­че­ния, тоже сохра­ни­лось в сло­ва­рях.

Совре­мен­ные авто­ры исполь­зу­ют это сло­во для опи­са­ния спла­ва, при­мер­но экви­ва­лент­но­го совре­мен­ной лату­ни, содер­жа­ще­го зна­чи­тель­ную долю цин­ка (обыч­но 10 % и 20 %). Как этот сплав назы­вал­ся в антич­но­сти, неиз­вест­но. Он исполь­зо­вал­ся в некото­рых элли­ни­сти­че­ских гре­че­ских моне­тах, а затем, види­мо, в каче­ст­ве экс­пе­ри­мен­та, в выпус­ке Гая Кло­вия в 45 г. до н. э. (еще один рес­пуб­ли­кан­ский выпуск из ори­хал­ка, выпуск Квин­та Оппия, мог быть отче­ка­нен рань­ше, но пока еще надеж­но не дати­ро­ван). О даль­ней­шем инте­ре­се к экс­пе­ри­мен­там с этим метал­лом свиде­тель­ст­ву­ют некото­рые ори­хал­ко­вые моне­ты, выпу­щен­ные вла­стью кве­сто­ра (Q(uaestor)), кото­рые, веро­ят­но, следу­ет отне­сти к монет­но­му дво­ру в Македо­нии (Фес­са­ло­ни­ка?) в 44 г. до н. э., если порт­рет на них пра­виль­но иден­ти­фи­ци­ро­ван как Юлий Цезарь. Некото­рые моне­ты из ори­хал­ка так­же были отче­ка­не­ны для Мар­ка Анто­ния в 39 г. до н. э. неким Гаем Соси­ем, дей­ст­во­вав­шим в каче­ст­ве его кве­сто­ра в Закин­фе.

Когда Август вновь открыл монет­ный двор в Риме око­ло 19 г. до н. э., ори­халк стал исполь­зо­вать­ся для более круп­ных дено­ми­на­ций aes, сестер­ция и дупон­дия, тогда как более мел­кие моне­ты чека­ни­лись из чистой меди. Ори­хал­ко­вые моне­ты чека­ни­лись лег­ки­ми, что пред­по­ла­га­ет, что этот металл мог быть пере­оце­нен в боль­шей сте­пе­ни, чем металл асса и его фрак­ций, и таким обра­зом рефор­ма монет­ных метал­лов мог­ла быть выгод­ной. Некото­рые квад­ран­ты и семис­сы из Лугду­на вре­мен Авгу­ста, некото­рые ассы, семис­сы и квад­ран­ты Неро­на и некото­рые восточ­ные ассы и семис­сы Тра­я­на тоже чека­ни­лись из ори­хал­ка, но они явля­ют­ся исклю­че­ни­я­ми.

Исполь­зо­ва­ние ори­хал­ка для того, чтобы отли­чить сестер­ций и дупон­дий, про­дол­жа­лось до III в. н. э., но с прав­ле­ния Мар­ка Авре­лия и далее ста­ло все слож­нее отли­чать один металл от дру­го­го, так как коли­че­ст­во цин­ка в моне­тах умень­ша­лось, а коли­че­ст­во свин­ца — уве­ли­чи­ва­лось.

© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, p. 228.
© 2011 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. также:
AES (Джонс. Словарь античных римских монет)
БРОНЗА (Джонс. Словарь античных римских монет)
ЛАТУНЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
МЕДНАЯ ЧЕКАНКА РИМЛЯН (Стивенсон. Словарь римских монет)
МЕДЬ (Словарь античности)
МЕДЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
МЕДЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ДРАХМА • ДАНАКА • ДАРИК • ДЕНАРИЙ •
МОНЕТЫ (Всего найдено: 54 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; всё внутри лаврового венка.
2. Квадранс, медь
Рим, 130 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо; внизу дубина; сзади
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, вверху надпись M. VARG. [VAR — монограммой], внизу ROMA, впереди
3. Семисс, орихалк
Траян
Кипр(?)*, 116 г.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GERM. — бюст Траяна, в лучевой короне, с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: DAC. PARTHICO P. M. TR. POT. XX COS. VI P. P. — вокруг дубового (BMC: лаврового) венка, внутри которого, большими буквами: S. C. (венок ассиметричный, с завязкой на 5 ч. и верхом на 11 ч.).
4. Семисс, медь
Марк Цецилий Метелл
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера (RRC, CRR: Сатурна) в лавровом венке вправо; сзади S.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, с надписью на киле M. METELLVS; перед ним обозначение стоимости, S; вверху македонский щит; внизу ROMA.
5. AE, бронза
Нерон
Коринф, 54—55 гг.
АВЕРС: OCTAVIAE NERONIS AVG. — драпированный бюст Октавии вправо.
РЕВЕРС: Q. FVL. FLACCO II VIR COR. — Посейдон на биге, в которую запряжены гиппокампы, скачет влево.
6. Сестерций, орихалк
Нерва
Рим, 97 г.
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FISCI IVDAICI CALVMNIA SVBLATA — пальмовое дерево с двенадцатью ветвями и двумя пучками фиников.
В поле, слева и справа, большими буквами: S. C.
7. Квадранс, медь
Гай Сервилий
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо; внизу дубина; сзади
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо; внизу ROMA; надпись на киле C. SERVEILI.; впереди ; вверху два перекрещенных колоса.
8. AE 22, бронза
Клавдий
Полиррения, 41—43 гг.
АВЕРС: ΤΙ. ΚΛΑΥΔΙΟΣ ΚΑΙΣΑΡ ΓΕΡΜΑ. ΣΕΒΑ. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: ΟΥΑΛΕΡΙΑ ΜΕΣΣΑΛΕΙΝΑ — бюст Мессалины вправо.
9. AE 28, медь
Нерон
ФРАКИЯ, Перинф, 54—62 гг.
АВЕРС: ΟΚΤΑΟΥΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — бюст Октавии, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΗΡΑ ΠΕΡΙΝΘΙΩΝ — статуя Геры Самосской влево.
10. Дупондий, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAES. AVG. TR. P. — голова Гальбы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVST. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА