Джонс. Словарь античных римских монет

Медь (Cop­per). Медь, либо чистая (или, по край­ней мере, с очень незна­чи­тель­ны­ми при­ме­ся­ми), либо в соста­ве спла­вов, с само­го нача­ла была важ­ным ком­по­нен­том рим­ской чекан­ки. В пер­вые два века для чекан­ки aes в Риме исполь­зо­вал­ся металл, кото­рый мы назва­ли бы брон­зой: медь, сплав­лен­ная с оло­вом и свин­цом в раз­ных про­пор­ци­ях. Сплав, похо­жий на латунь, кото­рый мы назы­ваем ори­хал­ком, появ­ля­ет­ся в середине I в. до н. э. Позд­нее, когда при Авгу­сте цен­траль­ное пра­ви­тель­ство воз­об­но­ви­ло регу­ляр­ную чекан­ку мед­ных монет, для сестер­ция и дупон­дия исполь­зо­ва­ли ори­халк с более высо­ким содер­жа­ни­ем цин­ка в мед­ной осно­ве, тогда как асс и квад­рант чека­ни­ли из чистой меди. К кон­цу II в. н. э. такое поло­же­ние дел несколь­ко изме­ни­лось, и метал­ли­че­ский состав монет стал более измен­чи­вым, воз­мож­но, пото­му, что ста­рые моне­ты или дру­гие «брон­зо­вые» пред­ме­ты исполь­зо­ва­ли как источ­ник метал­ла, не очи­щая их до основ­но­го метал­ла. В III в. н. э. про­дол­жи­лась пор­ча сереб­ря­ных монет (из-за кото­рой дена­рий был уже раз­бав­лен медью и дру­ги­ми метал­ла­ми) и пута­ни­ца усу­гу­би­лась, и с это­го вре­ме­ни уже ни о каких рим­ских моне­тах нель­зя ска­зать, что они состо­я­ли из чистой меди.

См. также:
AES (Джонс. Словарь античных римских монет)
БРОНЗА (Джонс. Словарь античных римских монет)
ЛАТУНЬ (Джонс. Словарь античных римских монет)
МЕДНАЯ ЧЕКАНКА РИМЛЯН (Стивенсон. Словарь римских монет)
МЕДЬ (Словарь античности)
МЕДЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ОРИХАЛК (Джонс. Словарь античных римских монет)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, p. 72.
© 2012 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ДАНАКА • ДРАХМА • ДАРИК • ДЕНАРИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 10)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Дионис с двумя сатирами. Ручка цисты Фикорони.
Бронза.
Ок. 300 г. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эрот, Геракл и Иолай. Ножка цисты «Фикорони».
Бронза.
Сер. III в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Конец IV в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
10. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
III в. до н. э.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 58 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучевой короне, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
2. AE 12, медь
Август
Приена, 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.
АВЕРС: ???????? ????? — обнаженная голова Помпея Макра вправо.
РЕВЕРС: ???????? — Биант стоит фронтально, обратившись влево, справа треножник.
3. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ???.
4. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQ?.
5. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; всё внутри лаврового венка.
6. AE, бронза
Деметрий I Сотер
Тир, 159—158 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ????????? — корма финикийской пентеконтеры; внизу — подпись монетного двора (??????), сверху — обозначение даты (???).
В обрезе: надпись на финикийском языке (в латинской транслитерации — “LTsR”).
7. Семисс, медь
Марк Цецилий Метелл
Рим, 127 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера (RRC, CRR: Сатурна) в лавровом венке вправо; сзади S.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, с надписью на киле M. METELLVS; перед ним обозначение стоимости, S; вверху македонский щит; внизу ROMA.
8. AE, бронза
Клавдий
Фессалоника, 53—54 гг.
АВЕРС: ??. ???????? ?????? ???????? — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: ??????????? ????????????? — драпированный бюст Британника, с обнаженной головой, влево, в точке среза бюста — рог изобилия.
9. Секстанс, медь
Рим, 130 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст Меркурия, в хламиде и в крылатом петасе, вправо, с кадуцеем над плечом; сзади
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, наверху надпись M. VARG. [VAR — монограммой], внизу ROMA, перед носом
10. AE 10, бронза
Август
Фригия, Гиераполь,
АВЕРС: ????? — обнаженная голова Гая Цезаря вправо.
РЕВЕРС: ???????????? ??????? — надпись снизу вверх по обеим сторонам пальмовой ветви.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА