У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.

КАЛИГА (ca­li­ga) — проч­ный и тяжё­лый баш­мак или, ско­рее, сан­да­лия рим­ских сол­дат. Эту обувь (cal­cea­men­tum) исполь­зо­ва­ли и цен­ту­ри­о­ны, но стар­шие офи­це­ры её не носи­ли. Поэто­му про­стые сол­да­ты и цен­ту­ри­о­ны обо­зна­ча­лись как «обу­тые в кали­ги» (ca­li­ga­ti: Suet. Aug. 25, Vi­tell. 7; οἱ ἀπὸ κά­λεγος, Dig. 27, 1, 10). Упо­ми­на­ние этой обу­ви ука­зы­ва­ло так­же на служ­бу рядо­вым. Так, сооб­ща­ет­ся, что Марий под­нял­ся к кон­суль­ству «от кали­ги» (a ca­li­ga), то есть, из рядо­вых (Sen. de Be­nef. V. 16), а Вен­ти­дий juven­tam ino­pem in ca­li­ga mi­li­ta­ri to­le­ras­se[1] (Plin. H. N. VII. § 135). Импе­ра­тор Кали­гу­ла полу­чил своё про­зви­ще, пото­му что ещё маль­чи­ком носил кали­ги, кото­рые его отец Гер­ма­ник наде­вал на сына, чтобы пора­до­вать сол­дат (Tac. Ann. I. 41; ma­ni­pu­la­ris ha­bi­tus[2], Suet. Ca­lig. 9). На три­ум­фаль­ных памят­ни­ках в Риме осо­бен­но чёт­ко вид­на раз­ни­ца меж­ду кали­га­ми рядо­во­го сол­да­та и каль­це­я­ми коман­ди­ров выс­ше­го ран­га. Когда Цице­рон гово­рит об «Эпи­к­ра­те», то есть, Пом­пее: «mi­hi ca­li­gae ejus non pla­ce­bant»[3] (ad Att. II. 3), он под­ра­зу­ме­ва­ет нару­ше­ние услов­но­стей. Кали­ги име­ют несколь­ко рем­ней, сквозь кото­рые вид­не­ет­ся часть ноги, как мож­но видеть на гра­вю­ре, при­ло­жен­ной к ста­тье Ar­ma, с изо­бра­же­ни­ем фигу­ры рим­ско­го сол­да­та; а каль­цеи — это обыч­ная закры­тая обувь. Подош­ва калиг была плот­но усе­я­на сапож­ны­ми гвоздя­ми (cla­vi ca­li­ga­rii[4], Plin. H. N. XXXIV. § 143; ca­li­ga­res, id. IX. § 69: cf. Juv. Sat. III. 248, 322, XVI. 24; ἧλοι[5], Jos. B. J. VI. 1, 8).

Ca­li­gae spe­cu­la­to­riae (Suet. Ca­lig. 52), кото­рые изготав­ли­ва­лись для весто­вых [Spe­cu­la­tor], веро­ят­но, были гораздо лег­че, чем обыч­ная сол­дат­ская обувь.

J. Y., Wil­liam Way­te

См. также:
БАВКИДЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
БАКСЕИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЦЕЙ, КАЛКЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЬЦЕЙ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАМПАГ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАРБАТИНА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КОТУРН (Словарь античности)
КОТУРН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОТУРН (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КРЕПИДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КРЕПИДЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
САНДАЛИЯ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАТЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭНДРОМИДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Пере­нёс бед­ную юность в воен­ных кали­гах.
  • [2]В одеж­де рядо­во­го вои­на.
  • [3]Мне не нра­ви­лись его кали­ги.
  • [4]Гвозди для калиг.
  • [5]Гвозди.

  • William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, pt. I, London, 1890, p. 346.
    © 2015 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
    См. по теме: ЭНДРОМИДА, ЭНДРОМ • ДИФТЕРА • КУКОЛЬ • КАМПАГ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Обращение императора к солдатам (adlocutio).
    Рельеф на южной стороне.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Отъезд императора из Рима (profectio).
    Рельеф на северной стороне.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Пленные варвары перед императором.
    Рельеф на аттике южной стороны.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Прибытие императора в Рим (adventus).
    Рельеф на северной стороне.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Римские солдаты с парфянскими пленниками.
    Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера. Правый боковой форникс.
    Мрамор.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Римский солдат с парфянским пленником.
    Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
    Мрамор.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Римский солдат с парфянским пленником.
    Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
    Мрамор.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Римский солдат с парфянским пленником.
    Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
    Мрамор.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Три надгробных памятника семейства Серториев.
    Известняк.
    I в. н. э.
    Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробный памятник Луция Сертория Фирма, сигнифера и аквилифера XI Верного и преданного легиона Клавдия.
    Известняк.
    I в. н. э.
    Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА