У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.

КОТУРН (cothur­nus, κό­θορ­νος). Сло­во «котурн» глав­ным обра­зом ассо­ци­и­ру­ет­ся с тра­геди­ей, и рим­ляне так назы­ва­ли сапо­ги тра­ги­че­ских актё­ров. Но все­гда сле­ду­ет иметь в виду, что у гре­ков сапо­ги тра­ги­че­ских актё­ров так не назы­ва­лись. Гре­ки ино­гда исполь­зо­ва­ли тер­мин «окри­ба» (ὀκρί­βας, Phi­lostr. Apoll. VI. 11; Vit. Soph. I. 9, 1), но обыч­но «эмба­та» (ἐμβά­της, Lu­cian, Jup. Trag. 41; Hist. con­scrib. 22; Ne­cyom. 16). Сооб­ща­ет­ся, что суще­ст­во­ва­ло раз­ли­чие меж­ду эмба­той (ἐμβά­της), обу­вью тра­ги­че­ских актё­ров, и эмба­дой (ἐμβάς), обу­вью коми­че­ских актё­ров (Am­mon. p. 49; Thom. Mag. p. 300); но в дру­гом месте утвер­жда­ет­ся, что эмба­ду (ἐμβὰς) носи­ли тра­ги­ки, а эмба­ту (ἐμβά­της) — коми­ки (Poll. IV. 115). Но послед­нее раз­ли­чие явно оши­боч­но, ибо сло­во «эмба­ды» (ἐμβά­δες) часто исполь­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния обу­ви коми­ков (напр., Arist. Eq. 321), а «эмба­та» (ἐμβά­της) — тра­ги­ков (Lu­cian, Salt. 27); и даже пер­вое очень сомни­тель­но, так как в Bekk. Anecd. 746 сло­во «эмба­ды» (ἐμβά­δων) обо­зна­ча­ет обувь тра­ги­ка (ср. Som­merbrodt, Scae­ni­ca, p. 106, no­te). У гре­ков котурн (κό­θορ­νος) был раз­но­вид­но­стью закры­тых баш­ма­ков (в отли­чие от сан­да­лий): их носи­ли жен­щи­ны, их мож­но было наде­вать как на пра­вую, так и на левую ногу (отсюда про­зви­ще Котурн, дан­ное Тера­ме­ну, Xen. Hell. II. 3, 31, и пого­вор­ка εὐμε­ταβο­λώτε­ρος κο­θόρ­νου)[1], а подош­вы у них были пря­мо­уголь­ны­ми (Etym. M. 524, 40). У Геро­до­та (VI. 125) в котур­ны обул­ся Алк­ме­он, когда ему поз­во­ли­ли взять из сокро­вищ­ни­цы Кре­за столь­ко золота, сколь­ко он может уне­сти; а Крез посо­ве­то­вал Киру пред­пи­сать лидий­цам носить котур­ны, чтобы сде­лать их жен­ст­вен­ны­ми (He­rod. I. 155). Овидий назы­ва­ет котурн «лидий­ским» (Am. III. 1, 14), и в свя­зи с этим сле­ду­ет вспом­нить, что пря­мо­уголь­ные дере­вян­ные баш­ма­ки назы­ва­лись тиррен­ски­ми (τυρ­ρη­νικὰ) [Cal­ceus]. У Ари­сто­фа­на котурн (κό­θορ­νος) — тоже жен­ская обувь (Lys. 657; Eccl. 346, ср. 319; и осо­бен­но Ran. 47), при­чём, види­мо, такая, в кото­рую лег­ко вхо­дит нога (Eccl. 346). Общим обо­зна­че­ни­ем для такой обу­ви у гре­ков, види­мо, было сло­во «эмба­та» (ἐμβά­της) или «эмба­да» (ἐμβάς) (ἀπὸ τοῦ ἐμβαίνειν τοὺς πό­δας[2], Etym. M. 333, 54); а с.558 спе­ци­фи­че­ски сло­вом «эмба­та» (ἐμβά­της) гре­ки обо­зна­ча­ли высо­кие сапо­ги, дохо­дя­щие до икр, кото­рые носи­ли охот­ни­ки (Xen. Eq. 12, 10; ср. Poll. V. 18). Тер­мин «котурн» (κό­θορ­νος) в этом смыс­ле в гре­че­ском язы­ке не употреб­ля­ет­ся; но в латин­ском котур­на­ми (cothur­nus) часто назы­ва­ют охот­ни­чьи сапо­ги (Verg. Ecl. VII. 32; Aen. I. 341, и Ser­vius ad loc.), так что назва­ние раз­но­вид­но­сти ста­ло обо­зна­чать общий тип обу­ви, но оба тер­ми­на пред­по­ла­га­ют обувь, в кото­рую лег­ко вхо­дит нога. Точ­ное гре­че­ское назва­ние для охот­ни­чьих сапог — эндро­мида (Endro­mis).


Котурн (Дарам­бер и Сальо).

В рим­скую эпо­ху котурн (cothur­nus) так­же зани­ма­ет место эмба­ты (ἐμβά­της) в каче­стве обо­зна­че­ния обу­ви тра­ги­че­ских актё­ров (напр., Ovid. Am. II. 18, 15; Tert. Spect. 23). Это был закры­тый баш­мак, отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью кото­ро­го явля­лась очень высо­кая подош­ва (Ov. Am. III. 1, 63; Se­nec. Ep. 76, 31), поэто­му этим сло­вом назы­ва­ли и баш­ма­ки низ­ко­рос­лых жен­щин на очень высо­кой подош­ве (Juv. VI. 506). Актё­ры взби­ра­лись на рас­кра­шен­ные (Ov. Am. II. 18, 14; Wie­se­ler, Denkm. des Büh­nenwe­sen, илл. 7 и 8) дере­вян­ные (Schol. ad Lu­cian, Sa­turn. 19) брус­ки, веро­ят­но, тяжё­лые (Lu­cian, Anach. 23), высотой, как мож­но видеть на при­ла­га­е­мой гра­вю­ре, око­ло 15—18 см, с кото­рых надо было «спус­кать­ся» (κα­ταβάς) после пред­став­ле­ния. Цель заклю­ча­лась в том, чтобы при­дать глав­ным дей­ст­ву­ю­щим лицам гран­ди­оз­ный и сверх­че­ло­ве­че­ский рост. Актё­ры, играв­шие вто­ро­сте­пен­ные роли, носи­ли баш­ма­ки на более низ­кой подош­ве, и име­ют­ся изо­бра­же­ния актё­ров, котур­ны кото­рых име­ют раз­ную высоту (Sag­lio, рис. 2032; ср. Cic. Fin. III. 14, 46). Ста­туя Мель­по­ме­ны на сар­ко­фа­ге Муз в Лув­ре (Sag­lio, fig. 2028) обу­та в котур­ны раз­ной высоты. Котурн был настоль­ко замет­ной частью тра­ги­че­ско­го костю­ма, что это сло­во ста­ли исполь­зо­вать как мета­фо­ру для «тра­гедии» или «тра­ги­че­ско­го сти­ля» в целом (напр., Hor. A. P. 80; Od. II. 1, 12). В сати­ри­че­ской дра­ме геро­и­че­ские пер­со­на­жи, веро­ят­нее все­го, носи­ли баш­ма­ки на высо­кой подош­ве, как пред­по­ла­га­ет Визе­лер (Wie­se­ler, Sa­tyrspiel, p. 80), хотя Мюл­лер (A. Mül­ler, Die griech. Bühn. p. 242) счи­та­ет, что они наде­ва­ли охот­ни­чьи сапо­ги. По ана­ло­гии с охот­ни­чьи­ми сапо­га­ми мож­но сде­лать вывод, что обувь тра­ги­че­ских актё­ров закры­ва­ла ногу до доволь­но боль­шой высоты, но изо­бра­же­ния не поз­во­ля­ют это под­твер­дить, и это про­ти­во­ре­чит пас­са­жу Луки­а­на (Gall. 26), в кото­ром актёр в эмба­дах (ἐμβά­δες) пада­ет, и его ноги обна­жа­ют­ся. Ско­рее все­го, эти сапо­ги были не выше лодыж­ки. Верх­нее покры­тие, види­мо, было кожа­ным; для охот­ни­чьих эмбат (ἐμβά­της) это не вызы­ва­ет сомне­ний (Xen. Eq. 12, 10), а жен­ский котурн (κό­θορ­νος) у Ари­сто­фа­на (Lys. 658) невы­де­лан (ἀψηκ­τός), и это поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что обыч­но они были кожа­ны­ми. На неко­то­рых изо­бра­же­ни­ях актё­ров, най­ден­ных в Пом­пе­ях, котур­ны отсут­ст­ву­ют, поэто­му мож­но сде­лать вывод, что они исполь­зо­ва­лись не все­гда. О дру­гих тео­ри­ях, осно­ван­ных на их отсут­ст­вии, см.: A. Mül­ler, op. cit. 240.

Основ­ные работы по это­му вопро­су: Becker-Göll, Cha­rik­les, III. 280 ff.; Som­merbrodt, Scae­ni­ca, pp. 192—197; A. Mül­ler, Die grie­chi­schen Büh­ne­nal­ter­thü­mer, pp. 238—241; and Pot­tier in Da­rem­berg and Sag­lio’s Dict. des An­ti­qui­tés, s. v. Cothur­nus.

L. C. Pur­ser

См. также:
БАВКИДЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
БАКСЕИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЦЕЙ, КАЛКЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЬЦЕЙ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАМПАГ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАРБАТИНА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КОТУРН (Словарь античности)
КОТУРН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КРЕПИДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КРЕПИДЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
САНДАЛИЯ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАТЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭНДРОМИДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Пере­мен­чи­вее котур­на.
  • [2]От вхож­де­ния ног.

  • William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, pt. I, London, 1890, pp. 557—558.
    © 2015 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
    См. по теме: ЭНДРОМИДА, ЭНДРОМ • ДИФТЕРА • КУКОЛЬ • ТОГА •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. КЕРАМИКА. Греция.
    Пирующий Геракл.
    Амфора-билингва, тип А. Аттика.
    Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
    Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
    Мюнхен, Государственное античное собрание.
    2. КЕРАМИКА. Греция.
    Геракл на ложе в окружении Гермеса, Афины и виночерпия.
    Амфора-билингва, тип А. Аттика.
    Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
    Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
    Мюнхен, Государственное античное собрание.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг муз.
    Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э.
    Париж, Лувр.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг муз (фронтальная панель).
    Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э.
    Париж, Лувр.
    5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Жертвоприношение Ифигении.
    Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта, Reg. VI, Ins. 8, 3, 5).
    Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг со сценой амазономахии.
    Мрамор.
    Ок. 230—250 гг. н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 27, 28.
    7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
    Битва грека и амазонки (сцена амазономахии).
    Неоаттическая рельефная панель.
    Мрамор.
    Середина II в. н. э.
    Афины, Археологический музей Пирея.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель.
    Мрамор.
    Ок. 290 г. н. э.
    Париж, Лувр.
    9. КЕРАМИКА. Южная Италия.
    Кратер Медеи. Сторона B: Телеф с младенцем Орестом, Агамемнон и Клитемнестра.
    Кратер-калик краснофигурный. Лукания.
    Ок. 400 г. до н. э.
    Приписывается мастеру Поликоро.
    Кливленд (США), Художественный музей.
    10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
    Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A. Деталь.
    Кратер краснофигурный. Апулия.
    Мастер Дария.
    Глина. 340—320 гг. до н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА