У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.

КРЕПИДА (cre­pi­da, κρη­πίς), назы­вав­ша­я­ся так­же кре­пиду­ла (cre­pi­du­la, Plaut. Pers. IV. 2, 3), — раз­но­вид­ность обу­ви, похо­жая на сан­да­лии (Gel. XIII. 21, 5); но, посколь­ку их раз­ли­ча­ли (Ath. XIV. 621 b; Hor. Sat. I. 3, 127), кре­пиды сле­ду­ет счи­тать чем-то сред­ним меж­ду закры­ты­ми баш­ма­ка­ми и обыч­ны­ми сан­да­ли­я­ми. Пер­во­на­чаль­но кре­пиды, види­мо, носи­ли кре­стьяне: у них была высо­кая и проч­ная подош­ва, часто оби­тая гвоздя­ми (Bekk. Anecd. 273, 18; ср. Plin. H. N. XXXVI. § 127), ино­гда со свин­цо­вы­ми или мед­ны­ми пла­сти­на­ми, кото­рые назы­ва­лись хиос­ски­ми кре­пида­ми (Χῖαι κρη­πῖδες, Hip­poc. ap. Ga­len, XVIII. A. p. 678, ed. Kuhn; Tert. de Pall. 4; Ael. V. H. XII. 32), и сооб­ща­ет­ся, что у Гаг­но­на, одно­го из при­бли­жён­ных Алек­сандра, в кре­пидах были золотые или сереб­ря­ные гвозди (Ath. XII. 539 c; Ael. V. H. IX. 3; Plut. Alex. 40). Ино­гда у них был низ­кий верх (ср. исто­рию в Par­then. Erot. 8), с пет­ля­ми (an­sae), через кото­рые про­де­ва­лись ремеш­ки (obstra­gu­la, ἱμάν­τες), порой укра­шен­ные дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми (Plin. H. N. IX. § 114) или кра­шен­ные пур­пу­ром (He­liod. Aethiop. III. 3), кото­рые свя­зы­ва­лись над подъ­ёмом: часто кре­пиды были закры­ты­ми сза­ди (веро­ят­но, это опи­сто­кре­пида (ὀπισ­θοκρηπὶς) в Poll. VII. 91): но в целом верх состо­ял из несколь­ких широ­ких петель (так­же назы­вав­ших­ся an­sae), через кото­рые про­пус­кал­ся ремень (или рем­ни) для завя­зы­ва­ния. Это откры­тое пере­пле­те­ние, покры­ваю­щее подъ­ём, объ­яс­ня­ет эпи­тет «рас­щеп­лён­ный» (πο­λυ­ςχι­δές, Lu­cian, Rhet. Prae­cept. 15). При­ме­ры кре­пид при­веде­ны сре­ди гре­че­ской обу­ви под заго­лов­ка­ми Cal­ceus, 3 и 4, и на при­ла­га­е­мой гра­вю­ре, с.563 на кото­рой изо­бра­же­на нога Гер­ме­са работы Пра­к­си­те­ля. Види­мо, осо­бые раз­но­вид­но­сти кре­пид име­ли опре­де­лён­ное чис­ло петель (an­sae) (ср. исто­рию, кото­рая поро­ди­ла посло­ви­цу ne su­tor sup­ra cre­pi­dam judi­ca­ret[1]: Plin. H. N. XXXV. § 85). На неко­то­рых вазах изо­бра­же­ны эфе­бы, у кото­рых рем­ни, свя­зы­ваю­щие кре­пиды, дохо­дят до середи­ны голе­ни (см. Sag­lio, рис. 2057). Кре­пиду мож­но было наде­вать как на пра­вую, так и на левую ногу (Isid. Orig. XIX. 34, 3). Они, конеч­но, были кожа­ны­ми (Xen. Eq. 12, 10). Най­де­ны лам­пы в фор­ме кре­пид, с гвоздя­ми в подош­ве, их изо­бра­же­ния при­веде­ны у Сальо (рис. 2059) и Бау­май­сте­ра (рис. 619).


Кре­пида. (Нога Гер­ме­са.)

Кре­пида (κρηπὶς) была нацио­наль­ной гре­че­ской обу­вью (Plut. Aemil. 34; Pers. I. 127; Suet. Dom. 4), поэто­му в Риме тра­гедия в гре­че­ских костю­мах назы­ва­лась fa­bu­la cre­pi­da­ta. Она осо­бо упо­ми­на­ет­ся как македон­ская воен­ная обувь (Theocr. XV. 6), тогда как рим­ская воен­ная обувь с гвоздя­ми назы­ва­лась «кали­га» (ca­li­ga). Кре­пиды часто упо­ми­на­ют­ся как обувь, кото­рую носи­ли вме­сте с пал­ли­ем (Liv. XXIX. 19, 12; Suet. Tib. 13), а так­же с хла­мидой и македон­ской шля­пой (cau­sia, Cic. Rab. Post. 10, 27; Plut. Ant. 54; He­ro­dian, IV. 8, 2): во всех этих пас­са­жах такой костюм рез­ко про­ти­во­по­став­лен рим­ско­му.

Посколь­ку кре­пиды ино­гда (Ath. XII. 522; Lu­cian, l. c.) упо­ми­на­ют­ся как мяг­кая жен­ская обувь, труд­но пред­по­ло­жить, что эта раз­но­вид­ность напо­ми­на­ла тяжё­лые кре­стьян­ские или сол­дат­ские кре­пиды чем-то, кро­ме фор­мы. Кро­ме того, сооб­ща­ет­ся, что Софокл (Vit. Soph. p. 128, 30; ed. West.) начал исполь­зо­вать белые кре­пиды для хорев­тов и актё­ров, испол­няв­ших (Wie­se­ler, Sa­tyrspiel, p. 82) вто­ро­сте­пен­ные жен­ские роли или роли жен­ст­вен­ных муж­чин. Но более веро­ят­но, что эти кре­пиды были того же типа, что и кре­стьян­ская обувь на высо­кой подош­ве, упо­мя­ну­тая выше.

Сло­во «кре­пида» (κρηπὶς) исполь­зо­ва­лось так­же в зна­че­нии «блин или пирог из теста с фрук­то­вой начин­кой» (Ath. XIV. 645; Poll. VI. 77; He­sych. s. v.).

(Her­mann-Blüm­ner, Pri­va­tal­ter­thü­mer, p. 182; Mar­quardt, Pri­vat­le­ben der Rö­mer, p. 577; Becker-Göll, Cha­rik­les, III. 274—277; and Pot­tier, in D. & S).

L. C. Pur­ser
рис.

См. также:
БАВКИДЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
БАКСЕИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАЛИГИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЦЕЙ, КАЛКЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАЛЬЦЕЙ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАМПАГ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КАРБАТИНА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КОТУРН (Словарь античности)
КОТУРН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОТУРН (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
КРЕПИДЫ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
САНДАЛИЯ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭМБАТЫ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ЭНДРОМИДА (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Пусть сапож­ник судит не выше сан­да­лии.

  • William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, pt. I, London, 1890, pp. 562—563.
    © 2015 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
    См. по теме: ЭНДРОМИДА, ЭНДРОМ • ДИФТЕРА • КУКОЛЬ • ТОГА •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Аполлон Бельведерский.
    Мрамор.
    Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Аполлон Бельведерский.
    Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Портретная статуя Деметрия Фалерского? Деталь.
    Мрамор. По оригиналу IV в. до н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Портретная статуя Деметрия Фалерского?
    Мрамор. По оригиналу IV в. до н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей.
    5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Ясон и Пелий.
    Фреска из Помпей (Дом Роковой Любви, IX, 5, 18).
    I в. н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
    6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Ясон и Пелий.
    Фреска из Помпей (IX, 5, 18).
    20—25 гг. н. э.
    Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Аполлон Бельведерский.
    Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Аполлон Бельведерский.
    Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Аполлон Бельведерский.
    Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Аполлон Бельведерский.
    Римская копия II в. н. э. с бронзового оригинала IV в. до н. э., приписываемого скульптору Леохару.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА