Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.165

64. ЭНДИМИОН








a. Энди­ми­он был пре­крас­ным сыном Зев­са и ним­фы Кали­ки. По роду он был эолий­цем, по про­ис­хож­де­нию карий­цем и сверг царя Элиды Кли­ме­на. Его жена, кото­рую назы­ва­ют и Ифи­а­насса, и Гипе­рип­па, и Хро­мия, и Неида, роди­ла ему четы­рех сыно­вей, а безум­но влюб­лен­ная в него Селе­на роди­ла ему пять­де­сят доче­рей1.

b. Одна­жды тихой ночью, когда Энди­ми­он спал в пеще­ре на Карий­ской горе Лат­мос, Селе­на впер­вые увиде­ла его. Она лег­ла рядом с ним и неж­но поце­ло­ва­ла его в закры­тые гла­за. Неко­то­рые гово­рят, что после это­го он вер­нул­ся в пеще­ру еще раз и опять забыл­ся без­мя­теж­ным сном. Сон этот, от кото­ро­го он уже нико­гда не про­будил­ся, либо одо­лел его по его же жела­нию (посколь­ку он боял­ся при­бли­жаю­щей­ся ста­ро­сти), либо пото­му, что Зевс стал подо­зре­вать его в свя­зи с Герой, либо пото­му, что Селе­на сочла его слиш­ком пло­до­ви­тым и пред­по­чла неж­но цело­вать во сне. Как бы там ни было, он боль­ше не ста­рел и со щек его так и не схо­дил юно­ше­ский румя­нец. Одна­ко неко­то­рые гово­рят, что он лежит погре­бен­ным в Олим­пии, где чет­ве­ро его сыно­вей сорев­но­ва­лись в беге, чтобы занять осво­бо­див­ший­ся трон, и что победил сын его Эпей2.

c. Один из побеж­ден­ных сыно­вей, Этол, потом участ­во­вал в гон­ках колес­ниц во вре­мя погре­баль­ных игр, посвя­щен­ных Аза­ну, сыну Арка­да. Это были пер­вые игры тако­го рода, состо­яв­ши­е­ся в Гре­ции. Из-за того, что зри­те­ли неча­ян­но ока­за­лись на доро­ге, колес­ни­ца Это­ла нае­ха­ла на Апи­са, сына Форо­нея, смер­тель­но ранив его. При­сут­ст­во­вав­ший при этом Сал­мо­ней изгнал Это­ла на дру­гой берег Коринф­ско­го зали­ва, где тот убил Дора и его бра­тьев и заво­е­вал зем­лю, кото­рая теперь в его честь назы­ва­ет­ся Это­лия3.

* * *

1. Этот миф рас­ска­зы­ва­ет о том, как один из эолий­ских вождей вторг­ся в Элиду и вос­поль­зо­вал­ся резуль­та­та­ми сво­его бра­ка с пред­ста­ви­тель­ни­цей пеласгий­ской лун­ной боги­ни Геры — стар­шей из пяти­де­ся­ти жриц куль­та воды, посколь­ку име­на жен Энди­ми­о­на — это эпи­те­ты луны (см. 60. 3). Когда его прав­ле­ние завер­ши­лось, он был, как поло­же­но, при­не­сен в жерт­ву и, как герой, полу­чил свя­ти­ли­ще в Олим­пии.

2. Этол, как и Пелоп, дол­жен был про­ехать на колес­ни­це вокруг Олим­пий­ско­го ста­ди­о­на, ими­ти­руя путь солн­ца (см. 69. 1). Сюжет с неча­ян­ным убий­ст­вом Апи­са, веро­ят­но, воз­ник на осно­ве кар­ти­ны, изо­бра­жав­шей еже­год­ное кру­ше­ние колес­ни­цы, в кото­ром поги­бал чело­век, заме­няв­ший царя (см. 71. 1 и 109. 4). Одна­ко сорев­но­ва­ние в беге, выиг­ран­ное Эпе­ем, явля­ет­ся более древним собы­ти­ем (см. 53. 3). Суще­ст­во­ва­ние свя­ти­ли­ща Энди­ми­о­на на горе Лат­мос в Карии гово­рит о том, что здесь была эолий­ская коло­ния выход­цев из Элиды. Риту­аль­ный брак Энди­ми­о­на с Герой, так же, как и брак Икси­о­на, веро­ят­но, счи­тал­ся оскор­би­тель­ным с точ­ки зре­ния жре­цов Зев­са (см. 63. 1).

с.166 3. Апис — суще­ст­ви­тель­ное, про­ис­шед­шее от сло­ва apios. У Гоме­ра это при­ла­га­тель­ное озна­ча­ло «дале­кий».

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Апол­ло­дор I. 7. 5—6; Пав­са­ний V. 8. 1 и I. 2.
  • 2Апол­ло­дор I. 7. 6; Схо­лии к «Идил­ли­ям» Фео­кри­та III. 49; Цице­рон. Туску­лан­ские беседы I. 38; Пав­са­ний V. 1. 3.
  • 3Пав­са­ний VIII. 4. 2—3 и V. 1. 6; Апол­ло­дор I. 7. 6; Стра­бон VIII. 3. 33.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1303242327 1303222561 1356780065 1356780066 1356780067