Денарий, серебро Дата чеканки: 42 г. до н. э.* Монетный двор: Рим
вес:
3.73 г
АВЕРС:
Непокрытая голова Марка Антония с бородой, обращенная вправо, впереди M ANTONIVS вниз, сзади III VIR R P C вверх. Кайма из точек.
РЕВЕРС:
Обнаженный Марс в шлеме стоит анфас, глядя влево, опирается на копье в правой руке и держит короткий меч (parazonium), вложенный в ножны, в левой руке; слева P CLODIVS вниз, справа M F вниз. Кайма из точек.
Grueber BMCRR I Rome 4278 Type IV. P. 584 (Pl. LVII. 20) Crawford RRC 494/17 p. 505 (Pl. LIX, штемпелей аверса: <30, реверса: <33) Sydenham CRR 1121 p. 184 (степень редкости: 4 —Scarce) Babelon MRR Antonia 20 / Clodia 19 RSC I Mark Antony 72 (VF £500) CRI 148
* Дата чеканки: 42 г. до н. э., Рим (RRC); ок. 38 г. до н. э., Рим (BMC); ок. 41 г. до н. э., Рим (CRR); ок. 42 г. до н. э. (RSC, RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMC, RRC. Fritz Rudolf Künker GmbH & Co. KG — аукцион 288, лот 321 (13.03.2017).
Существовал патрицианский род Антониев; его члены носили имя Меренда и среди них упоминается Тит Антоний Меренда, децемвир в 304 и 305 гг. от основания Рима (450 и 449 гг. до н. э.). Но этот патрицианский род, насколько мы знаем, не дал монетариев и гораздо менее известен, чем плебейский род Антониев, который, впрочем, мог восходить к тем же корням. Они притязали на происхождение от Антона, сына Геркулеса1, и об этом легендарном родстве напоминает лев, которого мы видим на некоторых монетах Марка Антония. Среди Антониев особо следует назвать Марка Антония, начальника конницы в 420 г. (334 г. до н. э.) во время войны с самнитами; оратора Марка Антония, консула 655 г. (99 г. до н. э.) и отца Марка Антония Критского. Этот последний, пропретор Сицилии в 680 г. (74 г. до н. э.) и командующий римским флотом, обвинялся в том, что заключил соглашение с пиратами, опустошавшими Средиземноморье. Его сыном был знаменитый триумвир Марк Антоний. Имя Антониев упоминается на республиканских монетах в связи со следующими персонажами: Квинт Антоний Бальб, претор Сардинии; триумвир Марк Антоний; Гай Антоний и Луций Антоний, два его брата.
MRR (Babelon), т. I, c. 158—161, к Antonia 2—147 (1885 г.):
2. Марк Антоний, император и триумвир
Марк Антоний, сын Марка Антония Критского и Юлии, сестры Луция Юлия Цезаря, консула 690 г. от основания Рима (64 г. до н. э.), родился около 671 г. (83 г. до н. э.). Он был внуком оратора Марка Антония, и его происхождение указано на некоторых его монетах с легендой Marci с.159 filius, Marci nepos («сын Марка, внук Марка»). Его история слишком хорошо известна, чтобы кратко излагать её здесь; мы ограничимся перечислением основных этапов его карьеры (cursus honorum) и напоминанием о событиях, которые позволяют прояснить нумизматические проблемы. Антоний начал военную карьеру под командованием консула Авла Габиния в Сирии и в 697—699 гг. (57—55 гг. до н. э.) принимал участие в войне против Аристобула в Палестине и в реставрации Птолемея XI Авлета на египетском троне. В 700 г. он сопровождал Юлия Цезаря в Галлию; в 702 г. он был квестором и в этой должности служил в Галлии до следующего года. В 704 г. (50 г. до н. э.) благодаря влиянию Юлия Цезаря Антоний был избран членом коллегии авгуров и плебейским трибуном: авгурские инсигнии изображены на некоторых его монетах. Позднее, поддержав Цезаря против Помпея, Антоний был назначен верховным командующим в Италии, а в 706 г. (48 г. до н. э.) принимал участие в битве при Фарсале, после которой Цезарь назначил его начальником конницы и поручил ему управление Римом на время пребывания диктатора в Египте и Азии. В 709 г. (45 г. до н. э.) Антоний прибыл в Нарбон, где предложил Цезарю диадему по случаю праздника Луперкалий[1]; в 710 г. (44 г. до н. э.) он был консулом вместе с Юлием Цезарем, который был убит в мартовские иды. Марк Антоний поднял народ против убийц и, объединив армию, осадил Децима Брута в Модене, где тот укрепился. После череды побед и поражений в последние месяцы 710 г. и первые месяцы 711 г. Антоний в конце концов вынужден был снять осаду с Модены и удалиться в Галлию. Там он встретился с Лепидом, и вскоре были заложены основы того знаменитого триумвирата, который так часто упоминается на монетах и был утверждён 27 ноября 711 г. (43 г. до н. э.). Октавий, Лепид и Марк Антоний на пять лет приняли титул триумвиров для восстановления государства (Triumviri Reipubliae constituendae). Марк Антоний получил в управление Галлию.
Цицерон пал жертвой мести Антония, и республиканская партия, которую возглавляли Брут и Кассий, была окончательно раздавлена при Филиппах в 712 г. (42 г. до н. э.). После этой победы Антоний некоторое время провёл в Греции, а оттуда отправился в Киликию, где встретил Клеопатру, вместе с которой отплыл в Египет; его бездеятельность позволила парфянам в 714 г. (40 г. до н. э.) занять Сирию; вернувшись в Италию, Антоний в знак примирения женился на Октавии, сестре Октавия; несмотря на новые разногласия, в 716 г. (38 г. до н. э.) полномочия триумвирата были продлены на пять лет. с.160 Антоний получил в управление Восток и вернулся в Египет к Клеопатре; победив парфян, он отпраздновал необычайно великолепный триумф в Александрии; однако он снова поссорился с Октавием и вновь разгорелась гражданская война; в 723 г. (31 г. до н. э.) Антоний потерпел окончательное поражение при Акции в Акарнании. Преследуемый, он бежал в Египет, был покинут самой Клеопатрой и собственными солдатами и покончил с собой; по словам Плутарха, тогда (в 724 г.) ему было пятьдесят три года.
Марк Антоний никогда не исполнял обязанности монетного магистрата; его имя встречается на монетах только с титулом императора или триумвира. Монеты Марка Антония можно разделить на несколько серий: те, на которых он один; те, на которых вместе с ним изображён другой триумвир — Лепид или Октавий; те, на которых вместе с ним упоминается подчинённый ему император; наконец, те, на которых вместе с ним упоминается монетный магистрат.
Марк Антоний был консулом в первый раз (COS. I) в 710 г. (44 г. до н. э.), консулом во второй раз (COS. II) в 720 г. (34 г. до н. э.). Он был избранным консулом во второй и третий раз (COS. DES. II и III) с 715 г. (39 г. до н. э.) по 720 г (34 г. до н. э.) и избранным консулом в третий раз (COS. DES. III) с 720 г. (34 г. до н. э.) до 723 г. (31 г. до н. э.).
Он был триумвиром в первый раз с 27 ноября 711 г. до 31 декабря 716 г., во второй раз — с 1 января 717 г.
В первый раз он был провозглашён императором во время осады Модены, в конце 710 г. (44 г. до н. э.) или в начале 711 г. (43 г. до н. э.)1. Он был провозглашён императором во второй раз (imperator iterum) по случаю второй победы своего подчинённого Публия Вентидия Басса над парфянами, летом 716 г. (38 г. до н. э.)2. Он был провозглашён императором в третий раз (imperator tertio), вероятно, по случаю не столь блестящих побед, одержанных на Востоке над парфянами летом 718 г. (36 г. до н. э.)3. Его четвёртая и последняя императорская аккламация датируется, согласно г-ну В. Калану, первой половиной 723 г. (31 г. до н. э.)4.
Даты второй и третьей императорских аккламаций с.161 в целом плохо известны; вторую предположительно относят к 714 г. (40 г. до н. э.), во время овации, отпразднованной двумя триумвирами, Антонием и Октавием, а третью — к 716 или 718 г., по случаю побед Вентидия Басса на Востоке5; однако эти даты не могут быть приняты, поскольку делают невозможной хронологическую классификацию монет6.
1Caland W. De nummis M. Antonii triumviri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. Lugduni Batavorum, 1883. P. 10. Ср. von Sallet A. Beiträge zur antiken Münz- und Altertumskunde // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 10. 1883. S. 169.
2Caland W. Op. cit. P. 17. Ср. Babelon E. Classement chronologique et iconographique de quelques monnaies de la fin de la république Romaine // Revue numismatique. T. 10. 1884. P. 411 f.
[1]Антоний предложил Цезарю диадему в Риме 15 февраля 44 г. до н. э. — Прим. ред. сайта.
MRR (Babelon), т. I, с. 167, к Antonia 19—27 (1885 г.):
Персонажи, подписавшие приведённые выше монеты Марка Антония (№ 19—27), то есть Публий Клодий, сын Марка, Луций Ливиней Регул, Луций Муссидий Лонг и Гай Вибий Вар, — это регулярные монетные кваттуорвиры монетного двора в Риме в 711 г. (43 г. до н. э.); г-н В. Калан1 датировал их должность 712 г. (42 г. до н. э.); они действительно остались в должности в этом году, однако начали чеканить монеты — в предыдущем.
1Caland W. De nummis M. Antonii triumviri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. Lugduni Batavorum, 1883. P. 29—30.
MRR (Babelon), т. I, с. 343—344, к Claudia 1—27 (1885 г.):
XXXVI. КЛАВДИИ или КЛОДИИ
Род Клавдиев, чье имя зачастую пишется как Клодии, произошел из государства сабинов. Он насчитывает множество известных представителей, проявивших себя в борьбе за интересы сословия патрициев и отличавшихся, по словам Тита Ливия1 большой суровостью в отношении плебеев. Самый древний из Клавдиев, известный истории, был сабином по происхождению и переселился в Рим, согласно версии Светония, которая представляется правдоподобной, во времена Ромула. Его потомки носили прозвища Сабин, Красс, Каудекс, Руф, Пульхр, Центон, Нерон. Среди них мы называем и децемвира Аппия Клавдия, главного инициатора принятия Законов Двенадцати Таблиц, печально известного своей тиранией и страстью к дочери трибуна Виргиния; Аппий Клавдий Цек, цензор 442 г. (312 г. до н. э.), консул 447 г. (307 г. до н. э.), ослеплённый Геркулесом за преступление, оскорбляющее божество, прославился в войнах с.344 с самнитами и этрусками и строительством Аппиевой дороги. В ветви Клавдиев, которая в эпоху Республики была плебейской, встречаются прозвища Азелл, Канина, Центумал, Цицерон, Фламин, Марцелл; некоторые из этих имен мы находим на монетах. Императоры Тиберий и Клавдий происходили из этого рода, насчитывавшего мало военных, но обеспечившего бесчисленное множество деятелей науки и литературы2. Потомок этого рода, Луций Клодий Макр, наместник Африки в конце правления Нерона, восстал и приказал чеканить монеты, которые до нас дошли3.
Члены рода Клавдиев, чьи имена фигурируют на монетах: 1. Гай Клавдий Пульхр; 2. Аппий Клавдий Пульхр; 3. Клавдий Униман; 4. Тиберий Клавдий Нерон; 5. Гай Клавдий Марцелл; 6. Публий Корнелий Лентул Марцеллин, сын Публия; 7. Гай Клодий Пульхр; 8. Клодий Туррин, сын Марка; 9. Клодий Пульхр.
Отметим раз и навсегда, что на монетах, выпускавшихся членами рода Клавдиев, часто изображается Победа на колеснице. Каведони4 полагает, что это намек на сабинское происхождение этого рода. Возможно, говорит он, эта богиня фигурирует на этих монетах как напоминание об озере близ Кутилий, посвященном Победе5; это очень смелая теория.
Перевод С. Э. Таривердиевой
1Liv. II. 56: «семейство, надменнейшее и жесточайшее к простому народу» (Familia superbissima ac crudelissima in plebem).
2См. специальное исследование Моммзена о роде Клавдиев: Mommsen Th. Histoire romaine / Trad. Ch. A. Alexandre. Paris, 1865. Т. IV. P. 382 f.
3Müller L. Numismatique de l’ancienne Afrique. Copenhague, 1861. Т. II. P. 170.
4Cavedoni C. Compt. rend. de Cohen H. Description générale des monnaies de la république romaine, communément appellées médailles consulaires // Revue Numismatique. N. S. T. 2. 1857. P. 349.
MRR (Babelon), т. I, с. 354—355, к Claudia 14—24 (1885 г.):
8. Публий Клодий Туррин
Монетарий 711 г. (43 г. до н. э.).
Публий Клодий, сын Марка Клодия, был монетным магистратом в 711 г. (43 г. до н. э.). Нам известен один Публий Клодий, живший в это время, но он не идентичен нашему монетарию, так как являлся сыном Публия Клодия Пульхра, противника Милона, а монеты свидетельствуют, что монетарий был сыном Марка. Также не следует путать монетария с Клодием, которого Цезарь отправил в Македонию в 706 г. (48 г. до н. э.) к Метеллу Сципиону1; этот последний, видимо, идентичен тому, кого Аппиан2 называет Клодием Вифиником, который воевал в Перузии, был пленен и казнен Октавием в 714 г. (40 г. до н. э.); но он носил преномен Луций3, тогда как монетного магистрата звали Публием. Боргези, таким образом, полагает, что это Публий Клодий Туррин, известный ритор, о котором говорит Сенека4. Он был кваттуорвиром по чеканке монеты в начале триумвирата Октавия, с.355 Антония и Лепида5; все изображения на его монетах относятся к Юлию Цезарю, Антонию и Октавию. Комментарий и изображения монет с портретами Юлия Цезаря, Марка Антония или Октавия мы даём в разделах, посвящённых родам Антониев и Юлиев. Голова Аполлона на монете № 14 обычно считалась головой Музы; мы встречаем эту голову на денариях Гая Консидия Пета и Квинта Помпония Музы; Боргези доказал, что в нем следует видеть Аполлона, такого, каким он предстает на монетах Аполлонии Иллирийской6.
Диана, держащая два факела на № 14, — это Диана Люцифера, которую мы видим на денариях Гая Вибия Пансы и на монетах Эфеса, Тралл, Киоса. Голова Солнца и полумесяц между пятью звездами на № 16, которые мы можем сопоставить с типами Мания Аквилия и Луция Лукреция Триона, содержат, возможно, намек на культ дневных и ночных божеств, весьма популярный в Риме7. К тому же нам известно, какое важное место солнце и другие звезды занимали на изображениях монетариев Марка Антония, Октавия и Лепида; триумвиры, как позже императоры, рассматривали себя как «причастные к светилам» (participes siderum). Только Публий Клодий и его коллеги Луций Ливиней Регул и Луций Муссидий Лонг носили титул «кваттуорвир по чеканке государственного золота» (quatuorvir auro publico feriundo).
6von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S.135 f.; F. Lenormant. La monnaie dans l’antiquitè. P., 1878. T. II. P. 343; T. III. P. 171.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 582—583, прим. 2 (к №№ 4276—4305) (1910 г.):
Около 38 г. до н. э., 716 г. от основания Рима
P. CLODIVS M. F (ПУБЛИЙ КЛОДИЙ, СЫН МАРКА)
К этому году относятся монеты монетариев Публия Клодия, сына Марка, и Гая Вибия Вара. Бабелон склонен связывать с ними Л. Муссидия Лонга и Л. Ливинея Регула, создавая таким образом кваттуорвират для чеканки монеты в 43—42 гг. до н. э.: Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 141. Однако граф де Салис разделил эти четыре выпуска на два года и отнес их к 39 и 38 гг. соответственно. Определенно у всех четырех монетариев существует заметное сходство по характеру типов и выпусков золотых и серебряных монет, но выпуски Л. Муссидия Лонга и Л. Ливинея Регула имеют определенные характеристики, не встречающиеся на монетах П. Клодия и Г. Вибия Вара, и наоборот. Приблизительную дату должностей Клодия и Вара можно установить на основании свидетельств кладов, так как их выпуски — одни из самых поздних выпусков римского монетного двора, встречающихся в кладах из Санта Анна, Оссоларо, Пьеве-Квинта, Гросспольда, Борцано, Печчиоли и Гарласко. Однако монеты Вара отсутствуют в кладах из Санта Анна и Оссоларо (см. таблицу кладов).
О Публии Клодии, сыне Марка Клодия, нет никаких определенных сведений, кроме того, что он входил в кваттуорвират по чеканке монет. Его не следует путать ни с Публием Клодием, который был сыном Публия Клодия Пульхра, противника Милона, ни с Клодием, которого Цезарь в 48 г. до н. э. отправил в Македонию и который был взят в плен при осаде Перузии в 40 г. до н. э. и казнен Октавием, ибо его преномен был Луций, а не Публий. Боргези (Borghesi B. Œuvres complètes. T. 2. Paris, 1864. P. 72) идентифицирует его с П. Клодием Туррином, ритором, упомянутым у Сенеки (Babelon E. Op. cit. T. 1. P. 354). Подобно монетариям 39 г. до н. э., Клодий чеканил две серии монет: одна с изображениями, связанными с триумвирами и Юлием Цезарем, вторая — с изображениями, относящимися к культу Аполлона и Дианы, возможно, связанному с его собственной семейной историей. На золотых монетах, отчеканенных в честь триумвиров, Клодий, подобно Муссидию и Регулу, поместил после своего имени буквы A. P. F («для чеканки государственного золота», auro publico feriundo).
Для изображений, использованных Клодием, можно предложить следующее объяснение, пусть и не везде полностью исчерпывающее. Пантеистическая фигура на Типе I, соединяющая атрибуты Солнца, Меркурия, Марса, Победы, Фортуны и Юпитера, вероятно, — намек на характер и славу Антония. Фон Заллет (von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S. 137), отнеся выпуск этих монет к 43 г. до н. э. (711 г. от основания Рима) считал, что этот тип не имеет никакого отношения к успехам Антония на Востоке. Их отнесение к несколько более поздней дате делает это объяснение вполне возможным. Мнение доктора А. Веркутра (Vercoutre A. Explication de l’Aureus frappé par P. Clodius à l’effigie de Marc’Antoine // Revue Numismatique. Ser. 3. T. 8. 1890. P. 377—384, о том, что фигура представляет «гения римского народа» и что «ворон на скале» указывает на основание города Лугдуна, можно упомянуть, но нельзя принять. Венера с Купидоном на аурее Октавия (тип II) может относиться только к предполагаемому происхождению рода Юлиев от этого божества; а если идентифицировать с Конкордией фигуру со скипетром и рогом изобилия на реверсе монеты Лепида, то вполне можно увидеть указание на недавнее примирение между Лепидом и его коллегами. Объект слева от нее несколько неясен, но его идентификация с совой, а не с трофеем, лучше соответствовала бы фигуре Конкордии, иллюстрируя мудрость примирения. Типы IV—IV var. b в целом прославляют триумвиров Антония и Октавия и Юлия Цезаря как полководцев. Фигура Цереры на типе V может быть еще одним указанием на примирение с Секстом Помпеем, избавившее Рим от нехватки продовольствия. Бабелон (Babelon E. Op. cit. T. 1. P. 355) склонен объяснять голову Солнца (Аполлона) и полумесяц и звезды (Диана) на типе VI связью с культом дневных и ночных божеств, очень популярным в Риме. Перенесение на Диану характеристик Артемиды в очень ранний период ее культа в Риме указывает на ее связь с Аполлоном на Типе VII. Оба этих типа могут относиться к древней истории или некоему преданию, связанному с родом Клавдиев, имевшим сабинское происхождение и перебравшимся в Рим вскоре после строительства города (Suet. Tib. 1). Уже отмечалось, что культ Дианы и Солнца был привнесен в Рим сабинами, построившими их храмы на Авентине и Квиринале (см. выше, с.574). Идентификация доктора А. Веркутра (Vercoutre A. Op. cit. . P. 381), согласно которой пять звезд представляют созвездие Тельца (Taurus) и являются каламбуром-намеком на когномен Туррин (Turrinus), неубедительна.
Экземпляр аурея Марка Антония (с. 582, № *4276) был приобретен Британским музеем после окончания работы над вклейками, иллюстрирующими эту часть каталога.
О штемпелях реверсов, общих для №№ 16, 17 и 18, см. Bahrfeldt M. Über die Chronologie der Münzen des Marcus Antonius 710—724 U. C. (44—30 v. Chr.) // Atti del Congresso Internazionale di Scienze Storiche VI, Sezione Numismatica. Roma, 1904. P. 190.
Эти четыре монетария иначе не известны; Л. Муссидий Лонг, вероятно, отец сенатора времен Августа (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 127; idem. New men in the Roman senate, 139 B. C.—A. D. 14. Oxford, 1971. P. 243), Л. Ливиней Регул, возможно, сын друга Цицерона Л. Ливинея Регула с.510 (Att. III. 17. 1; Fam. XIII. 60. 1); последний, вероятно, был претором, упомянутым на №№ 26—31, или, возможно, префектом города, упомянутым на № 31; ни история этого периода, ни конституционная практика не позволяют считать, что сам монетарий был префектом города в 42 г. до н. э. или около этого времени (contra Broughton T. R. S. Supplement to the Magistrates of the Roman Republic. New York, 1960. P. 35; ср. монету, подобную № 31, без явного и исключительного указания на монетария, отчеканившего ее: №№ 433/1—2; я не идентифицирую монетария и префекта 46 г.).
Золотые монеты с портретами триумвиров содержат как изображения, прославляющие основание триумвирата, так и изображения, соответствующие отдельным триумвирам: Л. Ливиней Регул изображает весталку Эмилию (Plut. Rom. 2 и Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 329—332; см. также № 419), Геркулеса, предка Антониев (App. BC III. 60 и 72; Plut. Ant. 4, 36 и 60; возможно, [Cic.] Caes. iun. I. 7), и Энея, несущего Анхиза; П. Клодий изображает фигуру, вероятно, являющуюся Фортуной (следует отметить связь Лепида с храмом Εὐτυχια на форуме, Cass. Dio XLIV. 5. 2; Cic. Att. XIII. 42. 3), гения (ср. №№ 329 и 397), соединяющего атрибуты Солнца, Аполлона, Виктории и Счастья (felicitas) и опирающегося правой ногой на земной шар между орлом и щитом (библиографию см.: Buttrey T. V. The triumviral portrait gold of the Quattuorviri monetales of 42 B. C. New York, 1956. P. 9 n. 40; вероятно, фигура каким-то неясным сегодня образом относится лично к Марку Антонию; вопреки мнению А. Альфёльди (Alföldi A. Der neue Weltherrscher der vierten Ekloge Vergils // Hermes. Bd. 65. 1930. S. 377), фигура не является Эоном, о котором см. Charbonneaux J. Aion et Philippe l’Arabe // MEFRA. T. 72. 1960. P. 253; Тевено (Thevenot E. La figuration du Genie de Lyon // RAE. T. 10. 1959. P. 94) не приводит свидетельств в пользу своего мнения, будто эта фигура — гений Лугдуна) и Венеру Прародительницу. Л. Муссидий Лонг изображает Марса как напоминание о планах триумвиров предпринять парфянскую войну (Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 128—132; ср. № 497 и с. 740) и рог изобилия как символ Фортуны (нет особой связи между этим изображением и изображением Энея, отчеканенным Л. Ливинеем Регулом, Erkell H. Augustus, Felicitas, Fortuna: lateinische Wortstudien. Göteborg, 1952. S. 115—116 против Alföldi A. Op. cit. S. 375 Anm. 1); Г. Вибий Вар изображает рукопожатие как символ согласия между триумвирами.
Марс вновь встречается на денариях П. Клодия, вместе с портретами Цезаря, М. Антония и Октавиана; с последним также соседствует изображение Благочестия на реверсе, явно указание на наследство Цезаря и долг Октавиана отомстить за него. Л. Ливиней Регул помещает на свои денарии портрет Цезаря между лавровой ветвью и кадуцеем с изображением быка на реверсе, возможно, напоминая благоприятное предзнаменование в 47 г.1 (Cass. Dio XLI. 39. 2, ср. Suet. Iul. 59, и Weinstock S. Op. cit. P. 118—121), и портрет Октавиана с изображением Победы на реверсе (см. ILS. 108 о первой победе Октавиана при Мутине 14 апреля 43 г.). Г. Вибий Вар соединяет на своих денариях Фортуну, держащую Викторию, с портретами М. Антония и Октавиана и чеканит также ауреи с Аполлоном и Венерой, богами-покровителями Юлиев (см. № 320). Л. Муссидий Лонг соединяет портрет Цезаря с символами с.511 господства «на суше и на море» (terra marique) — рогом изобилия на земном шаре с рулем (см. № 393), — с символами Счастья (felicitas, ср. алтарь рода Августа, The Cambridge Ancient History. Plates IV. Cambridge, 1960. Pl. 134) и понтификата; он также посвящает Виктории обе стороны еще одного выпуска денариев и намекает на согласие (concordia) между триумвирами, изображая на денариях рукопожатие вокруг кадуцея и храм Венеры Клоакины с Конкордией (о храме Венеры Клоакины см. Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. London, 1968. Vol. I. 262; свидетельство Плиния (NH. XV. 119) предполагает, что он тоже может быть символом гражданского мира, см. Pais E. I nummi di L. Mussidius Longus ed il loro significato per la storia del triumvirato romano // RAL. Ser. 5. Vol. 33. 1924. P. 15; о связанной с ним идее очищения см. van Essen C. C. Venus Cloacina // Mnemosyne. Vol. 9. 2. 1956. P. 137); соединение звезды, полумесяца и Солнца на той же группе денариев, возможно, предполагает веру в неизбежность нового века (Cic. ND II. 51; Censorin. 18. 11; Norden E. Geburt des Kindes / 2 Aufl. Stuttgart, 1958. S. 143; Alföldi A. Op. cit. S. 373; Солнце и Луна и родственные им божества Аполлон и Диана на ауреях и денариях П. Клодия, несомненно, навеяны той же идеей)2.
Остаются лишь ауреи и денарии Л. Ливинея Регула, прославляющие курульные должности двух его предков и намекающие на две области деятельности эдила (ср. выпуски, рассмотренные на с. 729) и ауреи и денарии Г. Вибия Вара с изображениями Ромы и Немезиды (о Роме ср. № 292/1, о Немезиде см. Roscher W. H. Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. 3. Leipzig, 1902. S. 143—166), Либера с его атрибутами, Геркулеса и Минервы; учитывая связь между Немезидой, Викторией и Ромой (Weinstock S. Victoria // RE. Bd. VIII A. 1958. Sp. 2536—2537), ауреи, изображающие Рому и Немезиду, вероятно, предвосхищают победу триумвиров, ср. связь Ромы с победой Суллы (№ 421 и с. 732). Геркулес, вероятно, — цезарианский тип; во всяком случае, его диадема похожа на пергамскую корону «Александра» (Kraft K. Der goldene Kranz Caesars und der Kampf um die Entlarvung des «Tyrannen». Darmstadt, 1969. S.12). Либер и Минерва, возможно, — семейные типы Вибиев: Г. Вибий, сын Гая, Панса (№ 342) изображает Аполлона, Цереру и Минерву; Г. Вибий, сын Гая, внук Гая, Панса (№ 449) — Либера, Цереру и Меркурия; Г. Вибий Вар — Либера и Минерву.
1Но следует также отметить связь зодиакального знака Тельца с Венерой, см.: Mommsen Th. Die römische Chronologie bis auf Caesar. 2 Aufl. Berlin, 1859. S. 305—308.
2Но следует также отметить связь Солнца, Луны и Виктории в надписи CIL. III. 14386d. Более старые точки зрения, а именно: Vercoutre A. Explication de l’Aureus frappé par P. Clodius à l’effigie de Marc’Antoine // Revue Numismatique. Ser. 3. T. 8. 1890. P. 377—384; Grueber H. A. Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. I. L., 1910. P. 577, n. 1; P. 582—583, n. 2; Cesano L. M. Antonius-Sol (monete di M. A.) // Bollettino dell’Associazione Archeologica Romana. 1912. Vol. 10—12. P. 238, — неубедительны.
CRI (Sear), с. 97, к № 148 (1993 г.):
Публий Клодий чеканил выпуски, параллельные этому, от имени покойного диктатора (см. № 114) и триумвира Октавиана (№ 155). Дополнительный тип денария (см. № 156) был посвящён одному только Октавиану и, возможно, должен был компенсировать окончание серебряной чеканки Вара с портретом наследника Цезаря. Как и в случае с ауреем Муссидия Лонга (№ 145), присутствие на монете бога войны, вооружённого и готового к бою, вполне соответствует обстоятельствам того времени.