51. ( 77) 205 Случка свиней производится с середины февраля до весеннего равноденствия, когда им исполняется семь месяцев, а в некоторых местах случают даже трехмесячных свиней — и это продолжается до восьмилетнего возраста. Рожают свиньи два раза в год, вынашивая детенышей в течение четырех месяцев; число новорожденных доходит до двадцати, однако самки не в состоянии воспитать так много поросят. Нигидий утверждает, что в течение десяти дней в середине зимы поросята рождаются уже с зубами. Самки беременеют после первого же спаривания, после чего их спаривают вновь, поскольку они чрезвычайно подвержены выкидышам; средство против этого — не позволять, чтобы спаривание происходило во время первой течки, а также до того, как у свиньи обвиснут уши.
206 Самцы старше трех лет потомства не дают. Ослабевшие от старости самки спариваются лежа; у них в порядке вещей сожрать свое собственное потомство. В качестве жертвоприношения поросенок годится на пятый день своего рождения, ягненок — на седьмой, теленок — на тридцатый. Корунканий утверждает, что жвачные животные не годятся в жертвы до тех пор, пока у них не вырастут два передних зуба 282. Считается, что потерявшая глаз свинья вскоре умирает, а в остальных случаях свиньи живут до пятнадцати, а некоторые — и до двадцати лет, однако они становятся свирепыми, и во всех случаях потомство подвержено болезням, главным образом — ангине и опуханию желез.
207 Признаком нездоровья свиньи является кровь на корнях вырванной из спины щетины, а также склоненная на бок во время ходьбы голова. Слишком разжиревшие свиньи испытывают нехватку молока, а первый их помет малочисленнее <обычного >. В грязи любят валяться все свиньи. Хвост <у них > загнут; замечено также, что свиней легче приносить в жертву, если хвост загнут в правую, а не в левую сторону. Вес свиньи набирают в течение шестидесяти дней, причем жиреют лучше, если перед откармливанием не получают пищи три дня. Свинья — самое грубое из всех животных, и существует не лишенное остроумия мнение, что душа у нее — просто приправа вместо соли 283.
208 Достоверно известно, что когда тайно угнанные свиньи услышат хорошо знакомый им голос свинопаса, они сбиваются в кучу на борту корабля, что приводит к его крену, и вплавь добираются до берега. Кроме того, вожаки стада умеют в городе находить дорогу на рыночную площадь и возвращаться назад, а дикие свиньи знают, как заметать следы, проходя по болотистым местам, и как облегчать бегство, испуская мочу.
209 Самок кастрируют точно так же, как и верблюдиц: после двухдневной голодовки их подвешивают за передние ноги и вырезают матку, благодаря чему они быстрее набирают вес. Еще один способ, изобретенный Марком Апицием 284, касается <извлечения > печени свиней и гусынь: их до отвала кормят сушеными смоквами, затем дают глоток меда и тут же убивают. Ни одно другое животное не поставляет более многочисленных продуктов для харчевен: свиное мясо бывает почти пятидесяти различных вкусовых оттенков, в то время как мясо других животных обладает лишь одним вкусом. Отсюда — страницы цензорских законов 285, запрещающих свиные потроха, копченые языки, яички, матки, свиные головы — хотя в то же время невозможно припомнить ни одной пирушки автора пантомим Публия после его освобождения от рабства 286, на которой не подавали бы свиного желудка: из-за этого он даже получил прозвище «свиное брюхо ».
( 78) 210 Распространенным лакомством являются и дикие свиньи (кабаны). Впрочем, цензор Катон 287 в своих речах ругает жесткое кабанье мясо. Между тем тушу делят на три части и среднюю, называемую филейной, подают к столу. Первым из римлян подал на пиру целого кабана Публий Сервилий Рулл, отец того Рулла, который в консульство Цицерона обнародовал аграрный закон 288: столь недавно возникло блюдо, сейчас являющееся вполне обычным. Более того, это событие отмечено в Анналах как призванное служить для исправления нравов нашего <времени >: ведь одновременно подавались два или три кабана, причем не в качестве единственного блюда, а как первая смена.
|
51. (77) [205] Suilli pecoris admissura a favonio ad aequinoctium vernum, aetas octavo mense, quibusdam in locis etiam quarto, usque ad octavum annum. partus bis anno, tempus utero quattuor mensum, numerus fecunditati ad vicenos, sed educare nequeunt tam multos. diebus X circa brumam statim dentatos nasci Nigidius tradit. implentur uno coitu, qui et geminatur propter facilitatem aboriendi. remedium, ne prima subatione neque ante flaccidas aures coitus fiat.
[206] mares non ultra trimatum generant. feminae senectute fessae cubantes coeunt. comesse fetus in his non est prodigium. suis fetus sacrificio die quinto purus est, pecoris die VII, bovis XXX. Coruncanius ruminales hostias, donec bidentes fierent, puras negavit. suem oculo amisso putant cito extingui; alioqui vita ad XV annos, quibusdam et vicenos. verum efferantur, et alias obnoxium genus morbis, anginae maxime et strumae.
[207] index suis invalidae cruor in radice saetae dorso evolsae, caput obliquum in incessu. paenuriam lactis praepingues sentiunt et primo fetu minus sunt numerosae. in luto volutatio generi grata. intorta cauda; id etiam notatum, facilius litare in dexterum quam in laevum detorta. pinguescunt LX diebus, sed magis tridui inedia saginatione orsa. animalium hoc maxime brutum animamque ei pro sale datam non inlepide existimabatur.
[208] compertum agnitam vocem suarii furto abactis, mersoque navigio inclinatione lateris unius remeasse. quin et duces in urbe forum nundinarium domosque petere discunt, et feri sapiunt vestigia palude confundere, urina fugam levare.
[209] castrantur feminae quoque, sicuti et cameli, post bidui inediam suspensae pernis prioribus vulva recisa; celerius ita pinguescunt. adhibetur et ars iecori feminarum sicut anserum, inventum M. Apici, fico arida saginatis ac satie necatis repente mulsi potu dato. neque alio ex animali numerosior materia ganeae: quinquaginta prope sapores, cum ceteris singuli. hinc censoriarum legum paginae interdictaque cenis abdomina, glandia, testiculi, vulvae, sincipita verrina, ut tamen Publili mimorum poetae cena, postquam servitutem exuerat, nulla memoretur sine abdomine, etiam vocabulo suminis ab eo inposito.
(78) [210] Placuere autem et feri sues. iam Catonis censoris orationes aprunum exprobrant callum. in tres tamen partes diviso media ponebatur, lumbus aprunus appellata. solidum aprum Romanorum primus in epulis adposuit P. Servilius, pater eius Rulli, qui Ciceronis consulatu legem agrariam promulgavit: tam propinqua origo nunc cotidianae rei est. et hoc annales notarunt, horum scilicet ad emendationem morum, quibus non tota quidem cena, sed in principio bini ternique pariter manduntur apri.
|