Моральные дистихи.

Книга первая.

Вестник древней истории. Издательство «Наука», М., 1981, № 4 (158). С. 227—229.
Перевод с лат. Е. М. Штаерман.

Пред­и­сло­вие

Когда я заме­тил, сколь мно­гие люди заблуж­да­ют­ся на пути доб­рых нра­вов, я счел, что сле­ду­ет помочь им и дать совет отно­си­тель­но мне­ний, кото­рых они долж­ны дер­жать­ся, глав­ным обра­зом для того, чтобы они жили со сла­вой и достиг­ли поче­та. Теперь я тебя, дра­жай­ший сын, научу, каким обра­зом ты дол­жен упо­рядо­чить свои нра­вы. Итак, читай мои пред­пи­са­ния так, чтобы их понять, так как читать и не пони­мать — зна­чит отне­стись с пре­не­бре­же­ни­ем.


1. Если, как учат нас пес­ни, бог есть дух, то тебе, пер­вым делом, сле­ду­ет чтить его чистым разу­мом.

2. Будь все­гда бди­те­лен, не пре­да­вай­ся сну, ибо дол­гий покой снаб­жа­ет пита­ни­ем поро­ки.

3. Пер­вой доб­ро­де­те­лью почи­тай обузды­вать язык, ибо бли­же все­го к богу тот, кто уме­ет разум­но мол­чать.

4. Отка­жись от того, чтобы быть в про­ти­во­ре­чии с самим собой. Ни с кем не может быть в согла­сии тот, кто сам с собой не согла­сен.

5. Если ты рас­смат­ри­ва­ешь жизнь людей и их нра­вы, обви­няя дру­гих, помни, что никто не живет без вины.

6. То, что тебе может повредить, как бы ни было тебе доро­го, брось: по вре­ме­нам сле­ду­ет ста­вить поль­зу выше богат­ства.

7. Будь твер­дым или мяг­ким, соглас­но тре­бо­ва­нию обсто­я­тельств: без вины муд­рый изме­ня­ет свои нра­вы по веле­нию вре­ме­ни.

8. Не верь поспеш­но жене, жалу­ю­щей­ся на рабов, ибо часто жен­щи­на нена­видит то, что любит муж.

9. Когда ты уве­ще­ва­ешь кого-либо, не желаю­ще­го, чтобы его уве­ще­ва­ли, то, если он тебе дорог, не отсту­пай от того, что начал.

10. С сло­во­охот­ли­вы­ми не состя­зай­ся сло­ва­ми: речь дана всем, муд­рый ум — немно­гим.

11. Люби дру­гих так, чтобы быть самым доро­гим дру­гом себе само­му; будь с доб­ры­ми добр так, чтобы не пре­сле­до­ва­ли тебя убыт­ки.

12. Беги от слу­хов, дабы тебя не нача­ли счи­тать их новым авто­ром, ибо нико­му не вредит про­мол­чать, вредит быть раз­го­вор­чи­вым.

13. На осно­ва­нии подан­ной тебе надеж­ды нико­му ниче­го не обе­щай: вер­ность сло­ву ред­ка пото­му, что мно­гие мно­гое гово­рят.

14. Когда тебя кто-нибудь хва­лит, помни, что ты дол­жен сам быть сво­им судьей, не верь мне­нию дру­гих о себе боль­ше, чем веришь себе.

15. Помни, что сле­ду­ет мно­го рас­ска­зы­вать об услу­гах, ока­зан­ных дру­ги­ми; но если ты бла­го­де­тель­ст­ву­ешь дру­гим, мол­чи.

16. Если ты, будучи ста­ри­ком, осуж­да­ешь сло­ва и дела мно­гих, то пусть тебе при­дет на память то, что ты сам делал юно­шей.

17. Не бес­по­кой­ся о том, что кто-нибудь гово­рит тихим голо­сом: знаю­щий сам о себе дур­ное дума­ет, что все гово­рят о нем.

18. Когда будешь счаст­лив, бой­ся того, что небла­го­при­ят­но: не все­гда конец пути отве­ча­ет его нача­лу.

19. Так как пожа­ло­ван­ная нам жизнь нена­деж­на и хруп­ка, то не осно­вы­вай свою надеж­ду на смер­ти дру­го­го.

20. Малень­кий дар, кото­рый дает тебе бед­ный друг, при­ни­май с крото­стью и не забудь хоро­шень­ко похва­лить.

21. Так как при­ро­да созда­ла тебя голым мла­ден­цем, то помни, что ты дол­жен с тер­пе­ни­ем сно­сить бре­мя бед­но­сти.

22. Не бой­ся того, что кла­дет послед­ний пре­дел жиз­ни: кто боит­ся смер­ти, теря­ет и то, что дает жизнь.

23. Если на твои заслу­ги тебе не отве­тит ни один друг, не обви­няй бога, но обузды­вай само­го себя.

24. Дабы ты ни в чем не испы­ты­вал недо­стат­ка, эко­ном­но поль­зуй­ся при­об­ре­тен­ным. И чтобы сохра­нить то, что у тебя есть, думай все­гда, что его нет.

25. То, что ты можешь дать, нико­гда не обе­щай два­жды: чтобы ты не стал тще­слав­ным, когда хочешь казать­ся доб­рым.

26. Кто фаль­ши­вит на сло­вах, тот в серд­це сво­ем не пре­дан­ный друг; ты тогда делай то же самое, так искус­ство пере­иг­ра­ет искус­ство.

27. Не хва­ли людей чрез­мер­но льсти­вой речью: слад­ко поет сви­рель, когда пти­це­лов обма­ны­ва­ет пти­цу.

28. Если у тебя есть дети, но нет средств, то тогда обу­чи их реме­с­лу, дабы они мог­ли защи­щать свою бед­ную жизнь.

29. Счи­тай доро­гим то, что деше­во, деше­вым то, что доро­го: так ты ни у кого не будешь слыть ни жад­ным, ни ску­пым.

30. То, что ты осуж­да­ешь, не делай сам: стыд­но поучаю­ще­му, когда его само­го ули­ча­ют в вине.

31. Про­си то, что закон­но или что счи­та­ет­ся чест­ным, ибо глу­по про­сить о том, в чем мож­но отка­зать, соглас­но пра­ву.

32. Не стре­мись пред­по­чи­тать неиз­вест­ное извест­но­му: извест­ное силь­но здра­вым суж­де­ни­ем, неиз­вест­ное — слу­чай­но­стью.

33. Так как жизнь нена­деж­на и про­хо­дит в несо­мнен­ных опас­но­стях, счи­тай за при­быль для себя каж­дый день, в кото­рый трудишь­ся.

34. Когда ты можешь победить, усту­пай ино­гда това­ри­щу, ибо услуж­ли­во­стью мож­но сохра­нить мно­гих милых дру­зей.

35. Не сомне­вай­ся, домо­га­ясь мно­го­го, затра­тить малое, ибо бла­го­да­ря таким делам бла­го­дар­ность соеди­ня­ет любя­щих.

36. Осте­ре­гай­ся начи­нать тяж­бу с тем, с кем тебя соеди­ня­ет любовь: гнев порож­да­ет нена­висть, согла­сие пита­ет любовь.

37. Когда про­ступ­ки рабов тебя печа­лят и воз­буж­да­ют твой гнев, сми­ри себя, дабы иметь воз­мож­ность поща­дить сво­их.

38. Того, кого можешь пре­взой­ти, побеж­дай ино­гда тер­пе­ни­ем, ибо самая боль­шая доб­ро­де­тель из всех — это тер­пе­ние.

39. Сохра­няй глав­ным обра­зом порож­ден­ное трудом: когда труд при­но­сит убы­ток, рас­тет смер­тель­ная нуж­да.

40. Будь хле­бо­со­лен по вре­ме­нам с зна­ко­мы­ми и дорог дру­зьям, когда будешь счаст­лив, но все­гда будь сам себе самым близ­ким.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1327009057 1327007042 1327009055 1336416072 1336416183 1336416273