Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. Т. III, годы 46—43.
Издательство Академии Наук СССР, Москва—Ленинград, 1951.
Перевод и комментарии В. О. Горенштейна.

587. Титу Пом­по­нию Атти­ку, в Рим

[Att., XII, 38, §§ 3—4]

Астур­ская усадь­ба, 7 мая 45 г.

3. Ты счи­та­ешь, что теперь надо узнать мою стой­кость, и пишешь, что неко­то­рые гово­рят обо мне стро­же, чем пишешь ты или Брут; если бы те, кто счи­та­ет, что я слом­лен духом и осла­бел, зна­ли, какое сочи­не­ние я закан­чи­ваю и в каком роде1, то они, если толь­ко они люди, уве­рен я, сочли бы, что меня не сле­ду­ет пори­цать, если я нашел такое облег­че­ние, что сво­бод­но отда­юсь писа­нию труд­ных сочи­не­ний, а если я избрал это отвле­че­ние от скор­би, кото­рое чрез­вы­чай­но бла­го­род­но и вполне достой­но уче­но­го чело­ве­ка, то меня даже надо хва­лить.

4. Но хотя я и делаю все, что могу делать, чтобы най­ти облег­че­ние, ты завер­ши то, из-за чего ты, как вижу, бес­по­ко­ишь­ся не мень­ше меня. Мне кажет­ся, это мой долг, и я не могу най­ти облег­че­ние, если не выпол­ню его или не уви­жу, что могу выпол­нить, то есть если не най­ду места, како­го я бы хотел. Если, как ты пишешь, Отон ска­зал тебе, что наслед­ни­ки Ска­пу­лы дума­ют, что те сады мож­но про­дать, разде­лив на четы­ре части, то поку­па­те­лю нече­го делать; если они будут про­да­вать­ся, увидим, что воз­мож­но сде­лать. Ведь тот уча­сток Пуб­ли­ция, кото­рый при­над­ле­жит Тре­бо­нию и Куси­нию, был мне пред­ло­жен. Но ты зна­ешь, что это голое место; не одоб­ряю ни на каких усло­ви­ях. Сады Кло­дии вполне под­хо­дят, но не думаю, чтобы они про­да­ва­лись. Что каса­ет­ся садов Дру­за, хотя ты отвер­га­ешь их, как ты пишешь, тем не менее я буду искать там при­бе­жи­ща, если ты не най­дешь чего-нибудь. Построй­ка не вол­ну­ет меня: ведь я построю толь­ко то, что я построю, даже если их у меня не будет. «Кир», кни­ги IV и V, мне понра­вил­ся, как и про­чее у Анти­сфе­на2, чело­ве­ка более ода­рен­но­го, неже­ли обра­зо­ван­но­го.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Оче­вид­но, сочи­не­ние «О пре­де­лах добра и зла».
  • 2Осно­ва­тель кини­че­ской шко­лы в фило­со­фии (око­ло 400 г. до н. э.); напи­сал сочи­не­ние в деся­ти кни­гах; чет­вер­тая и пятая кни­ги назы­ва­лись «Кир».
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007054 1327008009 1327008013 1345960588 1345960589 1345960590