История Рима от основания города

Книга V, гл. 34

Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. Изд-во «Наука» М., 1989.
Перевод С. А. Иванова. Комментарий Н. Е. Боданской.
Ред. переводов М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе. Ред. комментариев В. М. Смирин. Отв. ред. Е. С. Голубцова.
Лат. текст: Loeb Classical Library, B. O. Foster, 1924.
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6 7 8 9

34. (1) Вот что мы узна­ли о пере­хо­де гал­лов в Ита­лию85: когда в Риме цар­ст­во­вал Тарк­ви­ний Древ­ний, выс­шая власть у кель­тов, зани­маю­щих треть Гал­лии86, при­над­ле­жа­ла биту­ри­гам, они дава­ли кельт­ско­му миру царя. (2) В доб­лест­ное прав­ле­ние Амби­га­та и сам он, и государ­ство раз­бо­га­те­ли, а Гал­лия ста­ла так изобиль­на и пло­да­ми, и людь­ми, что невоз­мож­но ока­за­лось ею управ­лять. (3) Посколь­ку насе­ле­ние стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­лось, Амби­гат решил изба­вить свое цар­ство от избыт­ка людей87. Бел­ло­ве­зу и Сего­ве­зу, сыно­вьям сво­ей сест­ры, он решил назна­чить для обжи­ва­ния те места, на какие боги ука­жут в гада­ни­ях. (4) Они мог­ли взять с собой столь­ко людей, сколь­ко хоте­ли, дабы ни одно пле­мя не было в состо­я­нии поме­шать пере­се­лен­цам. Тогда Сего­ве­зу доста­лись леси­стые Гер­цин­ские горы88, а Бел­ло­ве­зу, к огром­ной его радо­сти, боги ука­за­ли путь в Ита­лию. (5) Он повел за собой всех, кому не хва­та­ло места сре­ди сво­его наро­да, выбрав таких людей из биту­ри­гов, арвер­нов, сено­нов, эду­ев, амбарров, кар­ну­тов и аулер­ков89. Тро­нув­шись в путь с огром­ны­ми сила­ми пехоты и кон­ни­цы, он при­шел в зем­ли три­ка­сти­нов90. (6) Впе­ре­ди взды­ма­лись Аль­пы. Мне ничуть не уди­ви­тель­но, что пре­одо­леть их пока­за­лось ему невоз­мож­ным: ведь если спра­вед­ли­вы исто­ри­че­ские пре­да­ния, нико­му до тех пор не уда­ва­лось перей­ти через них, раз­ве что мы пове­рим сказ­кам про Гер­ку­ле­са91. (7) Горы сте­на­ми выси­лись со всех сто­рон. Потря­сен­ные выши­ной ухо­дя­щих в небо хреб­тов, гал­лы при­ня­лись искать, как бы им пере­брать­ся через них в лежа­щий по ту сто­ро­ну мир. Задер­жа­ло их еще и суе­ве­рие: они узна­ли, что некие при­шель­цы, искав­шие себе земель, под­верг­лись напа­де­нию пле­ме­ни сал­лю­ви­ев92. (8) То были мас­си­лий­цы, при­плыв­шие кораб­ля­ми из Фокеи93. Счи­тая это пред­зна­ме­но­ва­ни­ем сво­ей судь­бы, гал­лы помог­ли им закре­пить­ся в том месте, где они обос­но­ва­лись, как толь­ко выса­ди­лись на сушу; и сал­лю­вии это стер­пе­ли. (9) Сами же они пере­шли Аль­пы по Тав­рин­ско­му уще­лью и долине Дурии94 и раз­би­ли тус­ков в сра­же­нии при реке Тицине. Узнав, что выбран­ное ими для посе­ле­ния место назы­ва­ет­ся Инсубр­ское поле, они сочли это бла­гим пред­зна­ме­но­ва­ни­ем, посколь­ку инсуб­ра­ми име­ну­ет­ся одна из вет­вей пле­ме­ни эду­ев. Они осно­ва­ли там город Медио­лан95.

34. de tran­si­tu in Ita­liam Gal­lo­rum haec ac­ce­pi­mus: Pris­co Tar­qui­nio Ro­mae reg­nan­te Cel­ta­rum, quae pars Gal­liae ter­tia est, pe­nes Bi­tu­ri­ges sum­ma im­pe­rii fuit; ii re­gem Cel­ti­co da­bant. [2] Am­bi­ga­tus is fuit, vir­tu­te for­tu­na­que cum sua tum pub­li­ca prae­pol­lens, quod in im­pe­rio eius Gal­lia adeo fru­gum ho­mi­num­que fer­ti­lis fuit ut abun­dans mul­ti­tu­do vix re­gi vi­de­re­tur pos­se. [3] hic mag­no na­tu ip­se iam exo­ne­ra­re praeg­ra­van­te tur­ba reg­num cu­piens, Bel­lo­ve­sum ac Se­go­ve­sum, so­ro­ris fi­lios, im­pig­ros iuve­nes, mis­su­rum se es­se in quas di de­dis­sent augu­riis se­des os­ten­dit: [4] quan­tum ip­si vel­lent nu­me­rum ho­mi­num ex­ci­rent, ne qua gens ar­ce­re ad­ve­nien­tes pos­set. tum Se­go­ve­so sor­ti­bus da­ti Her­cy­nei sal­tus; Bel­lo­ve­so haud pau­lo lae­tio­rem in Ita­liam viam di da­bant. [5] is quod eius ex po­pu­lis abun­da­bat, Bi­tu­ri­ges Ar­ver­nos Se­no­nes Hae­duos Am­bar­ros Car­nu­tes Auler­cos ex­ci­vit. pro­fec­tus in­gen­ti­bus pe­di­tum equi­tum­que co­piis in Tri­cas­ti­nos ve­nit.

[6] Al­pes in­de op­po­si­tae erant; quas inex­su­pe­ra­bi­les vi­sas haud equi­dem mi­ror nul­la­dum via, quod qui­dem con­ti­nens me­mo­ria sit, ni­si de Her­cu­le fa­bu­lis cre­de­re li­bet, su­pe­ra­tas. [7] ibi cum ve­lut saep­tos mon­tium al­ti­tu­do te­ne­ret Gal­los cir­cumspec­ta­rentque qua­nam per iuncta cae­lo iuga in ali­um or­bem ter­ra­rum tran­si­rent, re­li­gio etiam te­nuit quod al­la­tum est ad­ve­nas quae­ren­tes ag­rum ab Sal­vum gen­te op­pug­na­ri. [8] Mas­si­lien­ses erant ii, na­vi­bus a Pho­caea pro­fec­ti. id Gal­li for­tu­nae suae omen ra­ti adiu­ve­re ut quem pri­mum in ter­ram eg­res­si oc­cu­pa­ve­rant lo­cum pa­tien­ti­bus Sal­vis com­mu­ni­rent. ip­si per Tau­ri­nos sal­tus sal­tum­que Du­riae Al­pes transcen­de­runt; [9] fu­sis­que acie Tus­cis haud pro­cul Ti­ci­no flu­mi­ne, cum in quo con­se­de­rant ag­rum In­sub­rium ap­pel­la­ri audis­sent, cog­no­mi­nem In­sub­ri­bus, pa­go Hae­duo­rum, ibi omen se­quen­tes lo­ci con­di­de­re ur­bem; Me­dio­la­nium ap­pel­la­runt.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 85Сооб­ще­ние Ливия о мигра­ции галль­ских пле­мен и о ее при­чи­нах осно­ва­но на гре­че­ской лите­ра­тур­ной тра­ди­ции (при­чем доста­точ­но позд­ней, II—I вв. до н. э.) этно­гра­фи­че­ских опи­са­ний.
  • 86Ср.: Цезарь. Запис­ки о Галль­ской войне, I, 1, 1: «Гал­лия вся разде­ле­на на три части, из кото­рых одну насе­ля­ют бел­ги, дру­гую акви­та­ны, третью те, что на сво­ем язы­ке назы­ва­ют­ся кель­та­ми, а на нашем гал­ла­ми». Эти послед­ние зани­ма­ли терри­то­рию меж­ду Сеной, Луа­рой и Рей­ном. Из всех антич­ных авто­ров лишь Цезарь и Ливий не отож­дествля­ют вполне поня­тий «гал­лы» и «кель­ты», у дру­гих (ср. напри­мер: Пав­са­ний. Опи­са­ние Элла­ды, I, 4, 1; Стра­бон. IV, 189) оба назва­ния опре­де­ля­ют одну и ту же этни­че­скую общ­ность.
  • 87Дру­гие авто­ры (Плу­тарх. Камилл, 15; Цезарь. Запис­ки о Галль­ской войне, VI, 24, 1; Аппи­ан. Кельт­ские вой­ны, 2, 2) счи­та­ют при­чи­ной пере­се­ле­ния непло­до­род­ность галль­ских земель.
  • 88Гер­цин­ские горы (или Гер­цин­ский лес) — гор­ные цепи, рас­по­ло­жен­ные на терри­то­рии Южной Гер­ма­нии и Чехии. В антич­ных опи­са­ни­ях место­по­ло­же­ния и про­тя­жен­но­сти это­го мас­си­ва есть неко­то­рые рас­хож­де­ния.
  • 89Ливий пере­чис­ля­ет здесь семь основ­ных галль­ских пле­мен.
  • 90Три­ка­сти­ны — галль­ское пле­мя, оби­тав­шее на терри­то­рии совре­мен­но­го Про­ван­са (в низо­вьях Роны).
  • 91Здесь, веро­ят­но, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся пере­ход через Аль­пы, совер­шен­ный Гер­ку­ле­сом после того, как он угнал быков Гери­о­на (деся­тый подвиг). Ср. так­же позд­нее ска­за­ние о том, как Геракл-Гер­ку­лес во вре­мя вой­ны с Гери­о­ном стал отцом Гала­та, кото­рый и дал свое имя гала­там-гал­лам (см. Дио­дор Сици­лий­ский, V, 24; ср.: Тацит. Исто­рия, 42). Такие ска­за­ния обя­за­ны сво­им воз­ник­но­ве­ни­ем опре­де­лен­ной тен­ден­ции в гре­ко-рим­ской мифо­гра­фии, а имен­но: по мере рас­ши­ре­ния терри­то­рий, по тем или иным при­чи­нам пред­став­ляв­ших инте­рес для гре­ков или рим­лян, искус­ст­вен­но обо­га­ща­лись и пред­став­ле­ния о гре­че­ских и рим­ских богах, в сфе­ру «дея­тель­но­сти» кото­рых вклю­ча­лись ново­осво­ен­ные (или ново­об­на­ру­жен­ные) терри­то­рии. Как пра­ви­ло, это сопро­вож­да­лось «кон­та­ми­на­ци­ей» гре­ко-рим­ских богов с мест­ны­ми боже­ства­ми.
  • 92Сал­лю­вии — кельт­ско-лигу­рий­ское пле­мя, насе­ляв­шее терри­то­рию меж­ду рекой Родан (совр. Рона) и Мор­ски­ми Аль­па­ми.
  • 93Фокея — гре­че­ский (ионий­ский) город в Малой Азии. В 600 г. до н. э. фокей­цы осно­ва­ли на лигу­рий­ском (см. при­меч. 97) бере­гу коло­нию Мас­си­лию (совр. Мар­сель). Впо­след­ст­вии Мас­си­лия пре­вра­ти­лась в цве­ту­щий город, один из глав­ных цен­тров рас­про­стра­не­ния элли­низ­ма на Запа­де.
  • 94Это тот же путь, каким, соглас­но Ливию, шел Ган­ни­бал (ср.: XXI, 38—39). Дурия и Тицин — при­то­ки Пада.
  • 95Таким обра­зом, по хро­но­ло­гии Ливия полу­ча­ет­ся, что Медио­лан был осно­ван вско­ре после 600 г. до н. э. В дей­ст­ви­тель­но­сти г. Медио­лан (совр. Милан) был осно­ван инсуб­ра­ми (одно из могу­ще­ст­вен­ней­ших галль­ских пле­мен; вопре­ки утвер­жде­нию Ливия, инсуб­ры не были род­ст­вен­ны эду­ям и состав­ля­ли само­сто­я­тель­ное пле­мен­ное обра­зо­ва­ние) око­ло 396 г. до н. э. на месте раз­ру­шен­но­го ими этрус­ско­го горо­да (кото­рый, в свою оче­редь, был постро­ен этрус­ка­ми не ранее 525 г. до н. э.). См.: Пли­ний. Есте­ствен­ная исто­рия. III, 3, 125.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007032 1327007054 1327008009 1364000535 1364000536 1364000537