Описание Эллады

Книга I, гл. 15

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. Ладомир / АСТ, Москва, 2002.
Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк.
Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.

Нумерация параграфов: в квадратных скобках (в книге — на полях, иногда неточно, здесь исправлено) — по Беккеру (Диндорфу), в тексте — по Фациусу (Гитцигу и Блюмнеру). Квадратные скобки [] заключают слова, считающиеся не принадлежащими Павсанию; остроконечные <> обозначают вставки конъектур и дополнений, отсутствующих в греч. тексте; круглые () — для объяснения предыд. слова; отточия (. . .) в середине текста указывают на испорченное место.

Греч. текст: Pausanias. Pausaniae Graeciae Descriptio, 3 vols. Ed. F. Spiro. Leipzig, Teubner. 1903.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4

[1] 1. Те, кто идет по направ­ле­нию к стое, кото­рую назы­ва­ют Пест­рой по кар­ти­нам, нахо­дя­щим­ся в ней75, встре­ча­ют мед­но­го Гер­ме­са, так назы­вае­мо­го Аго­рея (Покро­ви­те­ля рын­ков), а рядом ворота. На них нахо­дит­ся тро­фей, постав­лен­ный после того, как афи­няне победи­ли в кон­ном сра­же­нии Плей­стар­ха, бра­та Кас­сандра, и началь­ни­ка его кон­ни­цы и наем­но­го вой­ска. 2. В этой гале­рее преж­де все­го обра­ща­ет на себя вни­ма­ние кар­ти­на: афи­няне у арги­вской Энои76, выстро­ен­ные про­тив лакеде­мо­нян; изо­бра­жен не раз­гар боя, не сра­же­ние, уже раз­вер­нув­ше­е­ся, где мож­но пока­зать про­яв­ле­ние храб­ро­сти, но толь­ко еще нача­ло бит­вы, когда они толь­ко схо­дят­ся для руко­паш­ной схват­ки. [2] На сред­ней стене изо­бра­же­ны афи­няне и Тесей, сра­жаю­щи­е­ся с ама­зон­ка­ми. Толь­ко у одних этих жен­щин пора­же­ния не отня­ли реши­мо­сти вновь под­верг­нуть­ся опас­но­сти; несмот­ря на то что Фемис­ки­ра (город) была взя­та Герак­лом и что затем у них погиб­ло вой­ско, кото­рое они посла­ли про­тив Афин, они тем не менее яви­лись под Трою, чтобы сра­жать­ся про­тив афи­нян и всех элли­нов. 3. За бит­вою с ама­зон­ка­ми изо­бра­же­ны элли­ны, взяв­шие Или­он, и цари, собрав­ши­е­ся (для сове­ща­ния) о дер­зост­ном поступ­ке Аяк­са77 по отно­ше­нию к Кас­сан­дре; на кар­тине изо­бра­же­ны сам Аякс, плен­ни­цы и в их чис­ле и Кас­сандра. [3] 4. Послед­няя кар­ти­на изо­бра­жа­ла сра­жав­ших­ся при Мара­фоне. Из бео­тий­цев одни жите­ли Пла­теи и все вой­ско Атти­ки всту­пи­ли в руко­паш­ный бой с вар­ва­ра­ми. Здесь изо­бра­жа­ет­ся еще нере­шен­ное сра­же­ние. А в раз­гар боя вар­ва­ры уже бегут и тол­ка­ют друг дру­га в боло­то. На краю кар­ти­ны изо­бра­же­ны фини­кий­ские кораб­ли, вар­ва­ры ста­ра­ют­ся влезть на них, а элли­ны их изби­ва­ют. Тут же нари­со­ван и герой Мара­фон, от кото­ро­го вся эта рав­ни­на полу­чи­ла свое назва­ние, а так­же Тесей, изо­бра­жен­ный как буд­то он под­ни­ма­ет­ся из зем­ли, кро­ме того, Афи­на и Геракл. У мара­фон­ских жите­лей, как они сами гово­рят, впер­вые Геракл стал почи­тать­ся богом. Из сра­жаю­щих­ся осо­бен­но выде­ля­ют­ся на кар­тине Кал­ли­мах, кото­рый афи­ня­на­ми был выбран на долж­ность поле­мар­ха, а из стра­те­гов — Миль­ти­ад и так назы­вае­мый герой Эхетл, о кото­ром я буду гово­рить позд­нее78. [4] 5. Тут же нахо­дят­ся мед­ные щиты и на одних из них есть над­пись, что они от ски­о­ней­цев и их союз­ни­ков, а дру­гие нама­за­ны смо­лой, чтобы их не погу­би­ло вре­мя или сырость; гово­рят, что они при­над­ле­жа­ли тем лакеде­мо­ня­нам, кото­рые были взя­ты в плен на ост­ро­ве Сфак­те­рии.

15. ἰοῦσι δὲ πρὸς τὴν στοάν, ἣν Ποικί­λην ὀνο­μάζου­σιν ἀπὸ τῶν γρα­φῶν, ἔστιν Ἑρμῆς χαλ­κοῦς κα­λούμε­νος Ἀγο­ραῖος καὶ πύ­λη πλη­σίον: ἔπεσ­τι δέ οἱ τρό­παιον Ἀθη­ναίων ἱπ­πο­μαχίᾳ κρα­τησάν­των Πλείσ­ταρχον, ὃς τῆς ἵπ­που Κασ­σάνδρου καὶ τοῦ ξε­νικοῦ τὴν ἀρχὴν ἀδελ­φὸς ὢν ἐπε­τέτ­ραπτο. αὕτη δὲ ἡ στοὰ πρῶ­τα μὲν Ἀθη­ναίους ἔχει τε­ταγ­μέ­νους ἐν Οἰνόῃ τῆς Ἀργεία; ἐναν­τία Λα­κεδαι­μο­νίων: γέγ­ραπται δὲ οὐκ ἐς ἀκμὴν ἀγῶ­νος οὐδὲ τολ­μη­μάτων ἐς ἐπί­δειξιν τὸ ἔργον ἤδη προῆκον, ἀλλὰ ἀρχο­μένη τε ἡ μά­χη καὶ ἐς χεῖ­ρας ἔτι συ­νιόν­τες. [2] ἐν δὲ τῷ μέ­σῳ τῶν τοίχων Ἀθη­ναῖοι καὶ Θη­σεὺς Ἀμα­ζόσι μά­χον­ται. μό­ναις δὲ ἄρα ταῖς γυ­ναιξὶν οὐκ ἀφῄρει τὰ πταίσ­μα­τα τὸ ἐς τοὺς κιν­δύ­νους ἀφει­δές, εἴ γε Θε­μισ­κύ­ρας τε ἁλούσης ὑπὸ Ἡρακ­λέους καὶ ὕστε­ρον φθα­ρείσης σφί­σι τῆς στρα­τιᾶς, ἣν ἐπ᾽ Ἀθή­νας ἔστει­λαν, ὅμως ἐς Τροίαν ἦλθον Ἀθη­ναίοις τε αὐτοῖς μα­χούμε­ναι καὶ τοῖς πᾶ­σιν Ἕλ­λη­σιν. ἐπὶ δὲ ταῖς Ἀμα­ζό­σιν Ἕλ­λη­νές εἰ­σιν ᾑρη­κό­τες Ἴλιον καὶ οἱ βα­σιλεῖς ἠθροισ­μέ­νοι διὰ τὸ Αἴαν­τος ἐς Κασ­σάνδραν τόλ­μη­μα: καὶ αὐτὸν ἡ γραφὴ τὸν Αἴαν­τα ἔχει καὶ γυ­ναῖκας τῶν αἰχμα­λώτων ἄλ­λας τε καὶ Κασ­σάνδραν. [3] τε­λευταῖον δὲ τῆς γρα­φῆς εἰ­σιν οἱ μα­χεσά­μενοι Μα­ραθῶ­νι: Βοιωτῶν δὲ οἱ Πλά­ταιαν ἔχον­τες καὶ ὅσον ἦν Ἀττι­κὸν ἴα­σιν ἐς χεῖ­ρας τοῖς βαρ­βά­ροις. καὶ ταύτῃ μέν ἐστιν ἴσα τὰ παρ᾽ ἀμφο­τέρων ἐς τὸ ἔργον: τὸ δὲ ἔσω τῆς μά­χης φεύγον­τές εἰ­σιν οἱ βάρ­βα­ροι καὶ ἐς τὸ ἕλος ὠθοῦν­τες ἀλ­λή­λους, ἔσχα­ται δὲ τῆς γρα­φῆς νῆές τε αἱ Φοίνισ­σαι καὶ τῶν βαρ­βά­ρων τοὺς ἐσπίπ­τον­τας ἐς ταύ­τας φο­νεύον­τες οἱ Ἕλ­λη­νες. ἐνταῦθα καὶ Μα­ραθὼν γεγ­ραμμέ­νος ἐστὶν ἥρως, ἀφ᾽ οὗ τὸ πε­δίον ὠνό­μασ­ται, καὶ Θη­σεὺς ἀνιόν­τι ἐκ γῆς εἰκασ­μέ­νος Ἀθη­νᾶ τε καὶ Ἡρακ­λῆς: Μα­ραθω­νίοις γάρ, ὡς αὐτοὶ λέ­γου­σιν, Ἡρακ­λῆς ἐνο­μίσ­θη θεὸς πρώ­τοις. τῶν μα­χομέ­νων δὲ δῆ­λοι μά­λισ­τά εἰ­σιν ἐν τῇ γραφῇ Καλ­λί­μαχός τε, ὃς Ἀθη­ναίοις πο­λεμαρ­χεῖν ᾕρη­το, καὶ Μιλ­τιάδης τῶν στρα­τηγούν­των, ἥρως τε Ἔχετ­λος κα­λούμε­νος, οὗ καὶ ὕστε­ρον ποιήσο­μαι μνή­μην. [4] ἐνταῦθα ἀσπί­δες κεῖν­ται χαλ­καῖ, καὶ ταῖς μέν ἐστιν ἐπίγ­ραμμα ἀπὸ Σκιωναίων καὶ τῶν ἐπι­κούρων εἶναι, τὰς δὲ ἐπα­ληλιμ­μέ­νας πίσ­σῃ, μὴ σφᾶς ὅ τε χρό­νος λυ­μήνη­ται καὶ ὁ ἰός, Λα­κεδαι­μο­νίων εἶναι λέ­γεται τῶν ἁλόν­των ἐν τῇ Σφακ­τη­ρίᾳ νή­σῳ.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 75Пест­рая стоя, кото­рую назы­ва­ют так­же Рас­пис­ной гале­ре­ей, была выстро­е­на, веро­ят­но, в 457 г. Над ее кар­ти­на­ми работа­ли три худож­ни­ка. Полиг­нот — дав­ший цикл тро­ян­ских кар­тин, Микон — напи­сав­ший вой­ну с ама­зон­ка­ми, и те же Микон и Панэн — напи­сав­шие Мара­фон­скую бит­ву. О Панэне см. так­же Пав­са­ний, V, 11, 5—6. Труд­но ска­зать, были ли эти кар­ти­ны напи­са­ны пря­мо на стене или на дос­ках. Упо­ми­на­ние об этой гале­рее мы нахо­дим у самых раз­лич­ных писа­те­лей; она была люби­мым местом для про­гу­лок афи­нян.
  • 76Бит­ва при Эное, где афи­няне победи­ли спар­тан­цев, нам неиз­вест­на. Не сме­ши­ва­ет ли Пав­са­ний Эною аргос­скую с мара­фон­ской (из «Четы­рех­гра­дия»), и тогда эта сце­на долж­на пока­зы­вать очень рас­про­стра­нен­ную в Афи­нах леген­ду о защи­те афи­ня­на­ми Герак­лидов от напа­де­ния на них арги­вян (тема мно­гих тра­гедий).
  • 77О подоб­ной же кар­тине Мико­на в Дель­фах Пав­са­ний рас­ска­зы­ва­ет в X, 26, 3.
  • 78Как были рас­по­ло­же­ны эти кар­ти­ны — очень слож­ный и до сих пор нере­шен­ный вопрос. Пред­по­ла­га­ют, что три глав­ные кар­ти­ны: бит­ва с ама­зон­ка­ми, взя­тие Или­о­на и бит­ва на Мара­фоне зани­ма­ли длин­ную сте­ну; две боко­вые оста­ва­лись сво­бод­ны­ми и толь­ко впо­след­ст­вии одна из них была заня­та бит­вой при Эное.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004323 1364004404 1364004409 1385000116 1385000117 1385000118