Описание Эллады

Книга I, гл. 32

Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. Ладомир / АСТ, Москва, 2002.
Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк.
Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.

Нумерация параграфов: в квадратных скобках (в книге — на полях, иногда неточно, здесь исправлено) — по Беккеру (Диндорфу), в тексте — по Фациусу (Гитцигу и Блюмнеру). Квадратные скобки [] заключают слова, считающиеся не принадлежащими Павсанию; остроконечные <> обозначают вставки конъектур и дополнений, отсутствующих в греч. тексте; круглые () — для объяснения предыд. слова; отточия (. . .) в середине текста указывают на испорченное место.

Греч. текст: Pausanias. Pausaniae Graeciae Descriptio, 3 vols. Ed. F. Spiro. Leipzig, Teubner. 1903.
СКРЫТЬ ГРЕЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6 7

[1] 1. Горы у афи­нян сле­дую­щие: Пен­те­ли­кон, где нахо­дят­ся каме­но­лом­ни, Парнет — место охоты на диких сви­ней и мед­ведей, и Гиметт, кото­рый достав­ля­ет луч­шее пита­ние для пчел, кро­ме стра­ны ала­зо­нов. У ала­зо­нов обыч­но и пче­лы, как и все осталь­ные живот­ные, сво­бод­но живут в лугах, не имея кры­тых поме­ще­ний, и их не дер­жат в ульях: они скла­ды­ва­ют свой мед где при­дет­ся и их мед и воск так сме­ша­ны один с дру­гим, что их никак нель­зя отде­лить. [2] 2. У афи­нян и на горах есть ста­туи богов. На Пен­те­ли­коне — ста­туя Афи­ны, на Гимет­те есть ста­туя Зев­са Гиметт­ско­го; есть жерт­вен­ни­ки и Зев­су Омбрию (Посы­лаю­ще­му дождь) и Апол­ло­ну Про­о­п­сию (Про­видя­ще­му). А на Пар­не­те сто­ит мед­ный Зевс Пар­нет­ский и жерт­вен­ник Зев­су Сема­лею (Подаю­ще­му зна­ме­ния)164. На Пар­не­те есть еще и дру­гой жерт­вен­ник, при­но­сят на нем жерт­вы Зев­су, име­нуя его то Посы­лаю­щим дождь, то Отвра­щаю­щим беды. Есть еще неболь­шая гора Анхе­см и на ней ста­туя Зев­са Анхе­смия.

[3] 3. Преж­де чем я обра­щусь к опи­са­ни­ям ост­ро­вов, я еще раз воз­вра­щусь к тому, что есть в атти­че­ских демах. Есть дем Мара­фон, отсто­я­щий на рав­ное рас­сто­я­ние как от горо­да афи­нян, так и от горо­да Кари­ста на Эвбее. В этом месте Атти­ки выса­ди­лись вар­ва­ры, здесь они были побеж­де­ны в бит­ве, здесь они, когда ста­ра­лись уплыть в откры­тое море, поте­ря­ли несколь­ко кораб­лей. На рав­нине есть моги­ла афи­нян, а на ней сте­лы, на кото­рых напи­са­ны име­на погиб­ших и назва­ние филы каж­до­го из них; есть и дру­гая моги­ла для бео­тий­ских пла­тей­цев и для рабов: тогда впер­вые сра­жа­лись (вме­сте с элли­на­ми) и рабы. [4] И отдель­но есть здесь моги­ла слав­но­го героя Миль­ти­а­да, сына Кимо­на; его кон­чи­на после­до­ва­ла позд­нее, когда он потер­пел неуда­чу у Паро­са и поэто­му был при­вле­чен афи­ня­на­ми к суду. Тут каж­дую ночь мож­но слы­шать ржа­ние коней и заме­тить сра­жаю­щих­ся вои­нов. Не быва­ет, чтобы это про­шло даром кому-либо, кто нароч­но явит­ся посмот­реть на это явле­ние, но если кому по незна­нию или как-либо слу­чай­но <при­дет­ся это видеть>, гне­ва богов на того не быва­ет. 4. Мара­фо­няне почи­та­ют тех, кто пал в этой бит­ве, назы­вая их геро­я­ми; чтут они и Мара­фо­на, от кото­ро­го имя это­му дему, и Герак­ла, гово­ря, что они пер­вые из элли­нов при­зна­ли Герак­ла богом. [5] По их рас­ска­зам, во вре­мя этой бит­вы явил­ся некий по виду чело­век, по одеж­де — кре­стья­нин; убив мно­гих вар­ва­ров плу­гом, он после это­го подви­га исчез. Когда афи­няне обра­ти­лись к богу с вопро­сом, он им ниче­го не изрек, толь­ко пове­лел почи­тать геро­ем Эхет­лея. Тут же постав­лен и тро­фей из бело­го мра­мо­ра. Афи­няне гово­рят, что они похо­ро­ни­ли здесь и мидян, так как это свя­щен­ная и непре­лож­ная обя­зан­ность вся­ко­го бла­го­че­сти­во­го чело­ве­ка — пре­дать зем­ле труп умер­ше­го, но я не мог най­ти здесь ника­кой моги­лы; тут не вид­но было ни насы­пи, ни како­го-либо дру­го­го зна­ка; они их <види­мо> бро­са­ли как попа­ло, сно­ся в ямы. [6] 5. Есть на Мара­фоне источ­ник, назы­вае­мый Мака­рия (Бла­жен­ная), и вот что о нем рас­ска­зы­ва­ют. Когда Геракл бежал от Эври­сфея из Тирин­фа, он посе­лил­ся у сво­его дру­га Кеи­ка, цар­ст­во­вав­ше­го в Тра­хине. Когда же Геракл поки­нул мир и Эври­сфей стал тре­бо­вать себе детей Герак­ла, то тра­хин­ский царь ото­слал их в Афи­ны, ссы­ла­ясь на соб­ст­вен­ную свою сла­бость и на то, что Тесей доста­точ­но силен, чтобы защи­тить их. При­шед­шие туда в каче­стве моля­щих о защи­те дети Герак­ла ста­ли тогда пер­вой при­чи­ной вой­ны пело­пон­нес­цев про­тив афи­нян, так как Тесей не выдал их, несмот­ря на тре­бо­ва­ние Эври­сфея. Гово­рят, что афи­ня­нам было пред­ска­за­но, что кто-либо из детей Герак­ла дол­жен доб­ро­воль­но уме­реть, так как ина­че они не могут одер­жать победы. Тогда Мака­рия, дочь Дея­ни­ры и Герак­ла, зако­лов себя, дала афи­ня­нам воз­мож­ность победить на войне, а источ­ни­ку — свое имя. [7] 6. Есть на Мара­фоне боло­то, очень топ­кое; сюда вслед­ст­вие незна­ния дорог попа­ли бежав­шие вар­ва­ры, и гово­рят, что здесь было про­из­веде­но страш­ное их изби­е­ние. Над этим боло­том име­ют­ся камен­ные ясли для коней Арта­фер­на и на ска­лах зна­ки палат­ки. Выте­ка­ет и река из это­го болота; у само­го болота ее вода вполне при­год­на для водо­поя стад, а у впа­де­ния ее в море она ста­но­вит­ся уже соле­ной и пол­на мор­ских рыб. Немно­го в сто­ро­ну от рав­ни­ны есть гора Пана и пеще­ра, заслу­жи­ваю­щая осмот­ра: вход в нее узкий, но кто его прой­дет, встре­тит целые соору­же­ния, ван­ны и так назы­вае­мое «ста­до Пана» — ска­лы, очень похо­жие на коз165.

32. ὄρη δὲ Ἀθη­ναίοις ἐστὶ Πεν­τε­λικὸν ἔνθα λι­θοτο­μίαι, καὶ Πάρ­νης πα­ρεχο­μένη θή­ραν συῶν ἀγρίων καὶ ἄρκτων, καὶ Ὑμητ­τὸς ὃς φύει νο­μὰς με­λίσ­σαις ἐπι­τη­δειοτά­τας πλὴν τῆς Ἀλα­ζώ­νων. Ἀλα­ζῶσι γὰρ συ­νήθεις ὁμοῦ τοῖς ἄλ­λοις ἐς νο­μὰς ἰοῦ­σιν εἰσὶν ἄφε­τοι καὶ μέ­λισ­σαι, οὐδὲ σφᾶς ἐς σίμβλους κα­θείρ­ξαν­τες ἔχου­σιν: αἱ δὲ ἐργά­ζον­ταί τε ὡς ἔτυ­χον τῆς χώ­ρας καὶ συμ­φυὲς τὸ ἔργον αὐταῖς ἐστιν, ἰδίᾳ δὲ οὔτε κη­ρὸν οὔτε μέ­λι ἀπ᾽ αὐτοῦ ποιήσεις. τοῦ­το μὲν τοιοῦτόν ἐστιν, [2] Ἀθη­ναίοις δὲ τὰ ὄρη καὶ θεῶν ἀγάλ­μα­τα ἔχει: Πεν­τε­λῆσι μὲν Ἀθη­νᾶς, ἐν Ὑμηττῷ δὲ ἄγαλ­μά ἐστιν Ὑμητ­τίου Διός, βω­μοὶ δὲ καὶ Ὀμβρίου Διὸς καὶ Ἀπόλ­λω­νός εἰσι Προοψίου. καὶ ἐν Πάρ­νη­θι Παρ­νή­θιος Ζεὺς χαλ­κοῦς ἐστι καὶ βω­μὸς Ση­μαλέου Διός: ἔστι δὲ ἐν τῇ Πάρ­νη­θι καὶ ἄλ­λος βω­μός, θύουσι δὲ ἐπ᾽ αὐτοῦ τοτὲ μὲν Ὄμβριον τοτὲ δὲ Ἀπή­μιον κα­λοῦν­τες Δία. καὶ Ἀγχεσ­μὸς ὄρος ἐστὶν οὐ μέ­γα καὶ Διὸς ἄγαλ­μα Ἀγχεσ­μίου.

[3] πρὶν δὲ ἢ τῶν νή­σων ἐς ἀφή­γη­σιν τρα­πέσ­θαι, τὰ ἐς τοὺς δή­μους ἔχον­τα αὖθις ἐπέ­ξειμι. δῆ­μός ἐστι Μα­ραθὼν ἴσον τῆς πό­λεως τῶν Ἀθη­ναίων ἀπέ­χων καὶ Κα­ρύσ­του τῆς ἐν Εὐβοίᾳ: ταύτῃ τῆς Ἀττι­κῆς ἔσχον οἱ βάρ­βα­ροι καὶ μάχῃ τε ἐκρα­τήθη­σαν καί τι­νας ὡς ἀνή­γον­το ἀπώ­λεσαν τῶν νεῶν. τά­φος δὲ ἐν τῷ πε­δίῳ Ἀθη­ναίων ἐστίν, ἐπὶ δὲ αὐτῷ στῆ­λαι τὰ ὀνό­ματα τῶν ἀπο­θανόν­των κα­τὰ φυ­λὰς ἑκάσ­των ἔχου­σαι, καὶ ἕτε­ρος Πλα­ταιεῦσι Βοιωτῶν καὶ δούλοις: ἐμα­χέσαν­το γὰρ καὶ δοῦ­λοι τό­τε πρῶ­τον. [4] καὶ ἀνδρός ἐστιν ἰδίᾳ μνῆ­μα Μιλ­τιάδου τοῦ Κί­μω­νος, συμ­βά­σης ὕστε­ρόν οἱ τῆς τε­λευτῆς Πά­ρου τε ἁμαρ­τόντι καὶ δι᾽ αὐτὸ ἐς κρί­σιν Ἀθη­ναίοις κα­τασ­τάντι. ἐνταῦθα ἀνὰ πᾶ­σαν νύκ­τα καὶ ἵπ­πων χρε­μετι­ζόν­των καὶ ἀνδρῶν μα­χομέ­νων ἔστιν αἰσθέσ­θαι: κα­τασ­τῆ­ναι δὲ ἐς ἐναρ­γῆ θέαν ἐπί­τηδες μὲν οὐκ ἔστιν ὅτῳ συ­νήνεγ­κεν, ἀνη­κόῳ δὲ ὄντι καὶ ἄλ­λως συμ­βὰν οὐκ ἔστιν ἐκ τῶν δαι­μό­νων ὀργή. σέ­βον­ται δὲ οἱ Μα­ραθώ­νιοι τούτους τε οἳ πα­ρὰ τὴν μά­χην ἀπέ­θανον ἥρωας ὀνο­μάζον­τες καὶ Μα­ραθῶ­να ἀφ᾽ οὗ τῷ δή­μῳ τὸ ὄνο­μά ἐστι καὶ Ἡρακ­λέα, φά­μενοι πρώ­τοις Ἑλ­λή­νων σφί­σιν Ἡρακ­λέα θεὸν νο­μισ­θῆ­ναι. [5] συ­νέβη δὲ ὡς λέ­γου­σιν ἄνδρα ἐν τῇ μάχῃ πα­ρεῖναι τὸ εἶδος καὶ τὴν σκευὴν ἄγροικον: οὗ­τος τῶν βαρ­βά­ρων πολ­λοὺς κα­ταφο­νεύσας ἀρότ­ρῳ με­τὰ τὸ ἔργον ἦν ἀφα­νής: ἐρο­μένοις δὲ Ἀθη­ναίοις ἄλ­λο μὲν ὁ θεὸς ἐς αὐτὸν ἔχρη­σεν οὐδέν, τι­μᾶν δὲ Ἐχετ­λαῖον ἐκέ­λευ­σεν ἥρωα. πε­ποίηται δὲ καὶ τρό­παιον λί­θου λευ­κοῦ. τοὺς δὲ Μή­δους Ἀθη­ναῖοι μὲν θά­ψαι λέ­γου­σιν ὡς πάν­τως ὅσιον ἀνθρώ­που νεκ­ρὸν γῇ κρύ­ψαι, τά­φον δὲ οὐδέ­να εὑρεῖν ἐδυ­νάμην: οὔτε γὰρ χῶ­μα οὔτε ἄλ­λο ση­μεῖον ἦν ἰδεῖν, ἐς ὄρυγ­μα δὲ φέ­ρον­τες σφᾶς ὡς τύ­χοιεν ἐσέ­βαλον. [6] ἔστι δὲ ἐν τῷ Μα­ραθῶ­νι πηγὴ κα­λουμέ­νη Μα­καρία, καὶ τοιάδε ἐς αὐτὴν λέ­γου­σιν. Ἡρακ­λῆς ὡς ἐκ Τί­ρυν­θος ἔφευ­γεν Εὐρυσ­θέα, πα­ρὰ Κήυκα φί­λον ὄντα με­τοικί­ζεται βα­σιλεύον­τα Τρα­χῖνος. ἐπεὶ δὲ ἀπελ­θόν­τος ἐξ ἀνθρώ­πων Ἡρακ­λέους ἐξῄτει τοὺς παῖδας Εὐρυσ­θεύς, ἐς Ἀθή­νας πέμ­πει σφᾶς ὁ Τρα­χίνιος ἀσθέ­νειάν τε λέ­γων τὴν αὑτοῦ καὶ Θη­σέα οὐκ ἀδύ­νατον εἶναι τι­μωρεῖν: ἀφι­κόμε­νοι δὲ οἱ παῖδες ἱκέ­ται πρῶ­τον τό­τε Πε­λοπον­νη­σίοις ποιοῦσι πό­λε­μον πρὸς Ἀθη­ναίους, Θη­σέως σφᾶς οὐκ ἐκδόν­τος αἰτοῦν­τι Εὐρυσ­θεῖ. λέ­γουσι δὲ Ἀθη­ναίοις γε­νέσ­θαι χρησ­μὸν τῶν παίδων ἀπο­θανεῖν χρῆ­ναι τῶν Ἡρακ­λέους τι­νὰ ἐθε­λον­τήν, ἐπεὶ ἄλ­λως γε οὐκ εἶναι νί­κην σφί­σιν: ἐνταῦθα Μα­καρία Δηιανείρας καὶ Ἡρακ­λέους θυ­γάτηρ ἀποσ­φά­ξασα ἑαυτὴν ἔδω­κεν Ἀθη­ναίοις τε κρα­τῆσαι τῷ πο­λέμῳ καὶ τῇ πηγῇ τὸ ὄνο­μα ἀφ᾽ αὑτῆς. [7] ἔστι δὲ ἐν τῷ Μα­ραθῶ­νι λίμ­νη τὰ πολ­λὰ ἑλώ­δης: ἐς ταύτην ἀπει­ρίᾳ τῶν ὁδῶν φεύγον­τες ἐσπίπ­του­σιν οἱ βάρ­βα­ροι, καί σφι­σι τὸν φό­νον τὸν πολὺν ἐπὶ τούτῳ συμ­βῆ­ναι λέ­γου­σιν: ὑπὲρ δὲ τὴν λίμ­νην φάτ­ναι εἰσὶ λί­θου τῶν ἵπ­πων τῶν Ἀρτα­φέρ­νους καὶ ση­μεῖα ἐν πέτ­ραις σκη­νῆς. ῥεῖ δὲ καὶ πο­ταμὸς ἐκ τῆς λίμ­νης, τὰ μὲν πρὸς αὐτῇ τῇ λίμνῃ βοσ­κή­μα­σιν ὕδωρ ἐπι­τή­δειον πα­ρεχό­μενος, κα­τὰ δὲ τὴν ἐκβολὴν τὴν ἐς τὸ πέ­λαγος ἁλμυ­ρὸς ἤδη γί­νεται καὶ ἰχθύων τῶν θα­λασ­σίων πλή­ρης. ὀλί­γον δὲ ἀπω­τέρω τοῦ πε­δίου Πα­νός ἐστιν ὄρος καὶ σπή­λαιον θέας ἄξιον: ἔσο­δος μὲν ἐς αὐτὸ στε­νή, πα­ρελ­θοῦ­σι δέ εἰ­σιν οἶκοι καὶ λουτ­ρὰ καὶ κα­λούμε­νον Πα­νὸς αἰπό­λιον, πέτ­ραι τὰ πολ­λὰ αἰξὶν εἰκασ­μέ­ναι.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 164Зевс Сема­лей нахо­дил­ся, веро­ят­но, на запад­ном кон­це гор­ной цепи, око­ло кре­по­сти Филы. Голая вер­ши­на этой горы хоро­шо вид­на из Афин и афин­ские вопро­ша­те­ли воли богов по ней наблюда­ли мол­нии и небес­ные явле­ния.
  • 165Грот Пана — одна из мно­гих ста­лак­ти­то­вых пещер в близ­ле­жа­щих горах (Став­ро­ко­ра­ки или Дра­ко­не­ра). Про­са­чи­ваю­ща­я­ся по ста­лак­ти­там вода обра­зу­ет эти «ван­ны», а ста­лак­ти­ты на сте­нах при извест­ной фан­та­зии мог­ли пред­ста­вить­ся «коза­ми».
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004257 1364004306 1364004307 1385000133 1385000134 1385000135